МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2022 г. N 05-2503
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет рекомендации по корректировке перечня реализуемых программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ под запросы предприятий ОПК, разработанные ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования" (далее - рекомендации) в целях усиления взаимодействия Центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), в том числе в рамках взаимодействия ЦОПП с центрами занятости субъектов Российской Федерации.
Департамент просит руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, довести рекомендации до сведения руководителей ЦОПП для использования в дальнейшей работе и размещения на официальном сайте ЦОПП.
Исполняющая обязанности
директора Департамента
М.А.СКВОРЦОВА
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ПЕРЕЧНЯ
РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (ОПК)
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
ЦОПП - Центр опережающей профессиональной подготовки;
ОППО - основная программа профессионального обучения;
ВО - высшее образование;
ПО - профессиональное обучение;
СПО - среднее профессиональное образование;
ПОО - профессиональная образовательная организация;
ОО - образовательная организация;
МТБ - материально-техническая база;
ЕТКС - единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
ДПО - дополнительное профессиональное образование;
ПК - повышение квалификации;
ПП - профессиональная переподготовка;
ОПК - оборонно-промышленный комплекс.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рекомендации предназначены для организации взаимодействия центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) с целью подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства.
В основу разработки рекомендаций положены предложения по организации взаимодействия ЦОПП с предприятиями ОПК, использование образовательных ресурсов ЦОПП, современных мастерских учреждений профессионального образования. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия ЦОПП с предприятиями ОПК, образовательными организациями в части организации подготовки по образовательным программам, их совместной разработки, целевой подготовке и переподготовке специалистов под вакансии предприятий ОПК.
Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, установлены статьей 81 Федерального закона N 273-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона N 273-ФЗ подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с частью 3 Федерального закона N 273-ФЗ примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.
Развивая взаимодействие между ЦОПП и предприятиями ОПК для решения поставленной цели необходимо учитывать:
формы взаимодействия при реализации заказа предприятий ОПК на подготовку кадров: практики и стажировки студентов и выпускников на площадках предприятий; целевую подготовку квалифицированных кадров;
встречи представителей работодателей со студентами; совместные исследования;
трудоустройство выпускников, стажировки преподавателей на базе предприятий-партнеров, проведение профориентационных мероприятий, круглых столов, конференций.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕКОМЕНДАЦИЙ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения".
3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Рекомендации адресованы:
ЦОПП с целью организации аналитической, учебно-методической работы по кадровой потребности на предприятиях ОПК субъекта Российской Федерации;
образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы профессионального обучения, дополнительного профессионального образования с целью разработки и реализации программ под кадровые потребности на предприятиях ОПК субъекта Российской Федерации.
4. АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦОПП С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОПК
ЦОПП является площадкой-агрегатором и оператором ресурсов региона для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям.
ЦОПП с целью быстрого и гибкого реагирования на запрос предприятий ОПК рекомендуется:
определить порядок взаимодействия ЦОПП и работодателей в рамках подготовки специалистов под запросы предприятий ОПК;
определить ответственных кураторов в ЦОПП для координации закрытия кадровой потребности предприятий совместно с исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации в сфере труда и занятости населения;
обеспечить взаимодействие ответственных кураторов со службой занятости;
направить запросы на предприятия ОПК;
проводить на основе данных службы занятости населения, портала Работа России ежеквартальные мониторинги кадровой потребности предприятий ОПК, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
актуализировать информацию о востребованных специалистах ОПК путем ее размещения на информационных источниках субъекта Российской Федерации;
разработать образовательные программы для их последующей реализации на базе ЦОПП при наличии кадровой потребности предприятий ОПК.
Алгоритм организации подготовки кадров предприятий ОПК во взаимодействии с ЦОПП:
Шаг 1. Формирование заявки кадровой потребности предприятиями ОПК (формирует предприятие ОПК).
Шаг 2. Формирование предложения по перечню программ профессионального обучения и программ дополнительного профессионального образования, имеющихся в базе ЦОПП (формирует ЦОПП).
Шаг 3. Актуализация и/или разработка программ под потребность предприятий ОПК (разрабатывает ЦОПП).
Шаг 4. Формирование перечня образовательных площадок для проведения обучения по программам под запросы предприятий ОПК (формирует ЦОПП).
Шаг 5. Согласование с предприятиями ОПК условий реализации программ (стоимость обучения, период обучения).
Шаг 6. Организация обучения специалистов под запрос предприятий ОПК по заранее согласованным программам и условиям реализации программ (организует ЦОПП совместно с образовательной организацией).
Шаг 7. Формирование ежемесячного отчета о проделанной работе в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
Взаимодействие предприятий ОПК с Центрами опережающей профессиональной подготовки позволит своевременно удовлетворять потребности предприятий ОПК в обеспечении кадрами под новые и/или изменяемые процессы производства, а также создаст постоянно действующий механизм кадрового обеспечения предприятий ОПК.
Таблица 1
Мониторинг
кадровой потребности предприятий ОПК и синхронизация
возможностями СПО, ПО, ДПО
Наименование предприятия
|
Вакансия
|
Количество рабочих мест (Данные портала Работа России)
|
Уточненная потребность предприятия
|
Подходящие программы СПО, ПО, ДПО
|
Подходящие образовательные организации
|
Резерв студентов и нетрудоустроенных выпускников
|
Подходит ли данная программа под вакансию, согласно Профстандарту
|