II. МЕСТО И РОЛЬ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.
Отрасль содействует гармоничному развитию регионов, решению социальных вопросов (особенно в градообразующих населенных пунктах) - повышению занятости населения и улучшению его благосостояния, становлению и развитию малого бизнеса.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД), легкая промышленность Российской Федерации по объемам продаж и уровню потребления продукции входит в состав ведущих мировых отраслей промышленного комплекса, опережая таких "монстров", как машино- и автомобилестроение, военно-промышленный комплекс, химическую промышленность и другие. При этом объем потребления товаров легкой промышленности в мире растет более высокими темпами, чем прирост населения Земли.
Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. Для России до сегодняшнего момента это не являлось характерным, поэтому рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модных товарах происходит в основном за счет импорта. В настоящее время ситуация меняется и можно предполагать, что легкая промышленность Российской Федерации будет включена в число приоритетных отраслей экономики страны (как это сделано в ведущих мировых странах). Основанием этого предположения служат итоги заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 20 июня 2008 года и перечень поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 г. N Пр-1369. Согласно этим документам должны быть решены важнейшие вопросы по созданию благоприятных условий для подъема экономики легкой промышленности, придания ей новых импульсов в инновационном, социальном и региональном развитии, в повышении конкурентоспособности и имиджа российской отрасли в мировом производстве товарной продукции. Решение этих вопросов предусматривается осуществлять при непосредственном участии государства на основе реализации мер по защите российского производителя, борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, использованию субсидий, лизинговых схем, инвестиционных фондов, развитию частно-государственного партнерства.
Выполнение поставленных вопросов своевременно и актуально (особенно в условиях глобального финансового кризиса), так как это взаимосвязано с развитием национальной экономики в целом и необходимостью улучшения сложившейся ситуации в легкой промышленности, предприятия которой сегодня обеспечивают своей продукцией почти четверть платежеспособного спроса населения. Мобилизационные потребности страны в продукции отрасли удовлетворяются всего лишь на 17 - 36 процентов, что противоречит законодательству о безопасности государства, согласно которому в объеме продукции стратегического назначения доля отечественной должна составлять не менее 50 процентов. Доля отрасли в объеме промышленного производства Российской Федерации менее 1,0 процента (в 1991 году этот показатель был равен 11,9 процентов и соответствовал уровню развитых стран, таких как США, Германия и Италия, и которые на протяжении многих лет сохраняют этот показатель на уровне 8 - 12 процентов).
Поэтому сегодня перед легкой промышленностью стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. При этом существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях открытости российского рынка при вхождении России в ВТО. И это выполнимая задача. Технологически законченный и взаимоувязанный промышленный комплекс (от процесса глубокой переработки сырья до выпуска готовой продукции) способен вырабатывать современный ассортимент продукции массового потребления из натурального и химического сырья и различных их смесовых сочетаний. Особенностью легкой промышленности является высокая мобильность производства, позволяющая предприятиям осуществлять быструю смену ассортимента продукции при любых конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, не уменьшая при этом объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления.
Предприятия отрасли производят широкий ассортимент товаров потребительского, производственно-технического и специального назначения.
Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и оказывает непосредственное влияние на здоровое развитие общества. Основными потребителями продукции в секторе товаров конечного спроса являются индивидуальные покупатели, где на них приходится около 40 процентов производимой продукции (рис. 1).
Рис. 1. Области применения и структура потребления
продукции легкой промышленности (не приводится)
Это ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, трикотажные изделия, одежда и обувь, в том числе лечебно-профилактическая одежда и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочая и специальная одежда, изделия из кожи, ковры и ковровые изделия. С точки зрения эффективности работы легкой промышленности представляется важным сохранение в перспективе доли товаров, основным потребителем которых является индивидуальный потребитель. Именно нерегулируемый рынок и его важнейшая часть - конечный индивидуальный потребитель - задают через спрос критерии эффективности работы предприятий. В связи с этим целесообразно в перспективе сохранение пропорций по потребителям продукции отрасли. Это наиболее привлекательный сегмент как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса.
Государство потребляет продукцию легкой промышленности в рамках обеспечения потребностей силовых структур и федеральных органов исполнительной власти в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике и в средствах индивидуальной защиты (4,3 процента). Это не очень большая цифра с точки зрения максимизации прибыли отрасли. Однако это полностью управляемый государством сегмент рынка, так как обеспеченность российских силовых структур вещевым довольствием российского производства является одним из важнейших элементов сохранения национальной безопасности.
Корпоративный сектор и ряд отраслей экономики потребляют продукцию промежуточного спроса, которая используется ими в качестве материалов и компонентов в процессе производства - 1,8 процентов, и в рамках реализации приоритетных национальных проектов - более 0,9 процентов. Несмотря на сравнительно небольшую долю, этот сегмент рынка играет важную роль в развитии экономики России, так как, с одной стороны, он создает спрос на сырьевые полуфабрикаты довольно высокого передела и, таким образом, способствует реализации целевых установок стратегий развития энергетической и химической отраслей промышленности и соответствующих программ в сельском хозяйстве. С другой - он является важным элементом обеспечения уже реализуемых стратегий развития в других отраслях экономики.
Наибольший удельный вес в ассортиментной структуре по объему вырабатываемой продукции занимают текстильная, швейная и меховая отрасли - 75 процентов, объединенные вместе не только по видам экономической деятельности, но и в единой технологической цепочке. Причем доля текстильной продукции составляет 45 процентов. На швейные изделия и изделия из меха приходится 30 процентов, на продукцию кожевенно-обувного производства - около 25 процентов (рис. 2).
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ │ │ │ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │17 подотраслей, 14 000 предприятий, около 500 тыс. работающих,│ │ │ │ из них 75% - женщины │ │ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ │ │┌────────────────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────┐│ ││ Текстильное и швейное производство │ │Производство кожи, изделий из кожи ││ ││ (75% объема выпуска) │ │ и производство обуви ││ ││ │ │ (25% объема выпуска) ││ ││┌───────────────────┐ ┌───────────────────────┐│ │ ││ │││ Текстильное │ │ Производство одежды, ││ │ ┌─────────┐ ┌─────────────────┐││ │││ производство │ │выделка и крашение меха││ │ │Дубление │ │ Производство │││ │││ (45%) │ │ (30%) ││ │ │и отделка│ │товаров и изделий│││ │││- пряжа и нитки; │ │- швейные изделия, ││ │ │ кожи │ │ из кожи │││ │││- ткани; │ │ аксессуары одежды; ││ │ └─────────┘ └─────────────────┘││ │││- трикотажные и │ │- одежда и головные ││ │ ││ │││ чулочно-носочные │ │ уборы из меха; ││ │ ┌────────────────────────────────┐││ │││ изделия; │ │- одежда и головные ││ │ │ Производство обуви: │││ │││- нетканые │ │ уборы из кожи; ││ │ │ │││ │││ материалы; │ │- одежда для спорта ││ │ │ - кожаной │││ │││- ковры и ковровые │ │ и отдыха; ││ │ │ - текстильной и резиновой │││ │││ изделия; │ │- спецодежда ││ │ │ - валяной │││ │││- крученые изделия,│ │ ││ │ └────────────────────────────────┘││ │││ шпагат; │ │ ││ │ ││ │││- прочие изделия │ │ ││ │ ││ ││└───────────────────┘ └───────────────────────┘│ │ ││ │└────────────────────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────────┘│ │ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 2. Характеристика легкой промышленности и структура
производства по видам экономической деятельности
Балансовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) легкой промышленности в 2008 году составила 26,6 млрд. рублей (0,8 процентов от стоимости ОПФ обрабатывающих отраслей). Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, занятого в отрасли, 462,8 тыс. человек (5,5 процентов от общей численности обрабатывающих отраслей), 75 процентов которого составляют женщины.
В настоящее время в отрасли функционирует 14 тысяч специализированных и зарегистрированных на территории страны крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. Около 70 процентов предприятий являются градообразующими. Все предприятия приватизированы.
Научное обеспечение отрасли осуществляют 15 научно-исследовательских и проектных институтов, многие разработки которых соответствуют и даже превышают мировой уровень.
В перспективе отрасль может стать своеобразным полигоном для внедрения инноваций - как за счет использования передовых зарубежных технологий, так и за счет внедрения отечественных разработок (в том числе нанотехнологий), что очень значимо для целого ряда отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
Основными территориями размещения предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику отрасли, являются Центральный (55 предприятий), Приволжский (30) и Южный (17) федеральные округа (далее - ФО), они же имеют и наибольший удельный вес в общем объеме производимой продукции (рис. 3).
Выпуск продукции легкой промышленности в структуре промышленного производства регионов Центрального ФО, Приволжского ФО и Южного ФО составляет от 10 до 30 процентов. Именно в этих регионах целесообразно модернизировать крупные производства, имеющие важное отраслевое и региональное значение. В наименее развитых с точки зрения отрасли ФО - Сибирский ФО, Дальневосточный ФО, Уральский ФО - представляется целесообразным стимулирование создания средних и малых предприятий по пошиву готовых изделий, в ряде случаев способных выполнять роль центров инновационной активности. Прекращение в условиях кризиса деятельности других отраслей в этих округах приведет к высвобождению занятого населения, которое можно направить на создаваемые предприятия в легкой промышленности.
Рис. 3. Распределение продукции легкой промышленности
по федеральным округам (не приводится)
Таким образом, легкая промышленность имеет возможность быть развитой в форме малого и среднего бизнеса в Уральском ФО, Сибирском ФО, Дальневосточном ФО, развитие которого должно идти гармонично с текстильной промышленностью, которая является для них основным поставщиком полуфабрикатов и сырья. Это еще раз подтверждает вывод о необходимости модернизации и технического перевооружения текстильных предприятий. Уделив внимание региональному аспекту стратегии, отрасль придет к значительным социальным эффектам, как прямым, так и косвенным.
Помимо существенного объема денежных средств, генерируемого потребителями продукции легкой промышленности, потенциальным инвестиционным преимуществом отрасли является быстрая отдача вложенных средств, что позволяет эффективно использовать заемные и субсидированные средства. Товарооборот в легкой промышленности, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2 - 4 раза в год, что обеспечивает прирост объема производства на каждые дополнительные 100 млн. рублей оборотных средств на сумму 350 - 500 млн. рублей в год.