МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 сентября 2022 г. N 3969
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 9, ст. 1258; официальный интернет-портал правовой информации, http://pravo.gov.ru, 2022, 16 сентября, N 0001202209160032), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику проведения научно-технической оценки комплексных проектов.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 2 октября 2020 г. N 3380 "Об утверждении методики проведения научно-технической оценки комплексных проектов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2020 г., регистрационный N 60695).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.В. Шпака.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Врио Министра
В.Л.ЕВТУХОВ
Утверждена
приказом Минпромторга России
от 19 сентября 2022 г. N 3969
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ
1. Настоящая методика определяет порядок проведения научно-технической оценки комплексных проектов, которая проводится экспертным советом по проведению научно-технической оценки комплексных проектов и контролю их реализации, образуемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - экспертный совет Министерства), в рамках отбора на предоставление из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1750; 2021, N 44, ст. 7422) (далее - организация, отбор, субсидия, государственная программа).
2. Научно-техническая оценка комплексного проекта проводится на основании бизнес-плана комплексного проекта, представляемого организацией для участия в отборе в соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 9, ст. 1258; официальный интернет-портал правовой информации, http://pravo.gov.ru, 2022, 16 сентября, N 0001202209160032) (далее - Правила).
3. Оценка комплексного проекта проводится в соответствии с критериями, установленными пунктом 17 Правил.
3.1. Соответствие комплексного проекта мероприятиям государственной программы осуществляется исходя из принадлежности создаваемой в рамках комплексного проекта продукции продуктовым группам, указанным в сведениях и документах, предусмотренных пунктом 11 Правил, а также продуктовым группам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), указанным в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, созданном в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4023).
В случае если продукция, создаваемая в рамках комплексного проекта, не соответствует мероприятиям государственной программы, комплексный проект признается не соответствующим условиям, установленным Правилами, и дальнейшая научно-техническая оценка по нему не проводится.
3.2. Рыночная перспективность, в том числе конкурентоспособность относительно российских и зарубежных аналогов, потенциал импортозамещения и экспортный потенциал продукции, разрабатываемой в рамках комплексного проекта, определяется следующим образом:
3.2.1. рыночная перспективность продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, оценивается в баллах исходя из соответствия одному из значений оцениваемого критерия:
а) маркетинговый анализ комплексного проекта и анализ конкурентной среды в части сравнения продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, с российскими и иностранными аналогами, содержат данные, не позволяющие оценить рыночную перспективность продукции, в том числе объем спроса на продукцию, подтвержденный письмами от потенциальных потребителей продукции, составляет не более 10 процентов от планового значения объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта - 0 баллов;
б) объем спроса на продукцию, создаваемую в рамках комплексного проекта, подтвержденный письмами от потенциальных потребителей продукции, составляет более 10 процентов от планового значения объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта - 1 балл;
в) объем спроса на продукцию, создаваемую в рамках комплексного проекта, подтвержденный письмами от потенциальных потребителей продукции, составляет не менее 25 процентов от планового значения объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта - 2 балла;
г) объем спроса на продукцию, создаваемую в рамках комплексного проекта, подтвержденный письмами от потенциальных потребителей продукции, составляет не менее 50 процентов от планового значения объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта - 3 балла;
д) объем спроса на продукцию, создаваемую в рамках комплексного проекта, подтвержденный письмами от потенциальных потребителей продукции, составляет не менее 75 процентов от планового значения объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта - 4 балла;
е) объем спроса на продукцию, создаваемую в рамках комплексного проекта, подтвержденный письмами от потенциальных потребителей продукции, равен плановому значению объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта - 5 баллов;
3.2.2. конкурентоспособность продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, относительно российских и зарубежных аналогов оценивается в баллах исходя из соответствия одному из значений оцениваемого критерия:
а) продукция, создаваемая в рамках комплексного проекта, не соответствует серийно выпускаемым российским аналогам по ключевым техническим характеристикам и цене - 0 баллов;
б) ключевые характеристики и (или) цена продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, соответствуют ключевым техническим характеристикам российских аналогов или превосходят их, уступая им в цене - 1 балл;
в) ключевые характеристики продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, соответствуют ключевым техническим характеристикам зарубежных аналогов или превосходят их, уступая им в цене, - 2 балла;
г) продукция комплексного проекта соответствует ключевым техническим характеристикам зарубежных аналогов или превосходит их при наличии действующих санкционных ограничений на их поставку, подтверждаемых нахождением соответствующих кодов продукции в контрольных списках товаров двойного применения США и ЕС и (или) письмами, подтверждающими спрос на продукцию комплексного проекта от лица российских организаций, на которые распространяются зарубежные санкции, - 3 балла;
д) продукция комплексного проекта превосходит по ключевым техническим характеристикам и цене зарубежные аналоги - 4 балла;
3.2.3. потенциал импортозамещения продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, оценивается в баллах исходя из соответствия одному из значений оцениваемого критерия:
а) данные о составе продукции представлены и позволяют оценить глубину локализации производства - 1 балл;
б) схема деления на продукцию, создаваемую в рамках комплексного проекта, согласно ГОСТ Р 2.711-2019 "Единая система конструкторской документации. Схема деления изделия на составные части" <1> (далее - ГОСТ Р 2.711-2019) и структурная схема программного обеспечения представлены, в их составе присутствуют компоненты, и (или) материалы, и (или) прикладное программное обеспечение зарубежного производства, свидетельствующие о признаках критической зависимости продукции от иностранных поставщиков, - 2 балла;
--------------------------------
<1> Утвержден 29 апреля 2019 г. и введен в действие с 1 февраля 2020 г. (Москва, Стандартинформ, 2019)
в) схема деления на продукцию, создаваемую в рамках комплексного проекта, согласно ГОСТ Р 2.711-2019 и структурная схема программного обеспечения представлены, в их составе отсутствуют компоненты, и (или) материалы, и (или) прикладное программное обеспечение зарубежного производства, свидетельствующее о признаках критической зависимости продукции от иностранных поставщиков, - 3 балла;
3.2.4. объем экспорта продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, составляет от планового значения объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта:
не более 5 процентов - 1 балл;
от 5 до 20 процентов - 2 балла;
более 20 процентов - 3 балла.
3.3. Научно-техническая перспективность комплексного проекта, в том числе наличие у организации научно-технического задела и его значимость для реализации комплексного проекта, определяется следующим образом:
3.3.1. научно-техническая перспективность комплексного проекта оценивается на основании бизнес-плана комплексного проекта, предусмотренного подпунктом "ж" пункта 11 Правил, в баллах исходя из соответствия одному из значений оцениваемого критерия:
а) в рамках реализации комплексного проекта предусмотрено оформление не менее одного секрета производства (ноу-хау) - 1 балл;
б) в ходе реализации комплексного проекта предусмотрено оформление не менее одного секрета производства (ноу-хау) и (или) получение российского патента на полезную модель, охраняющего ключевые технические решения продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, - 2 балла;
в) в ходе реализации комплексного проекта предусмотрено получение
российского патента на изобретение, охраняющего ключевые технические решения продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, или свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, или свидетельства о государственной регистрации базы данных - 3 балла;
г) в ходе реализации комплексного проекта предусмотрено получение зарубежного патента на изобретение, охраняющего ключевые технические решения продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, и зарегистрированного в стране, входящей в G20 и располагающей собственными производителями аналогичной продукции, либо подача заявки на такой патент с присвоенной датой приоритета - 4 балла;
3.3.2. наличие у организации научно-технического задела и его значимость для реализации комплексного проекта оценивается в баллах исходя из соответствия одному из значений оцениваемого критерия:
а) на дату подачи заявки на участие в отборе у организации или организации-соисполнителя (в случае наличия правовых обязательств, установленных договором или предварительным соглашением) отсутствует научно-технический задел для реализации комплексного проекта, либо заявляемый комплексный проект имеет уровень технологии УГТ8 и выше согласно ГОСТ Р 58048-2017 "Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий" <2> (далее - ГОСТ Р 58048-2017) - 0 баллов;
--------------------------------
<2> Утвержден 29 декабря 2017 г. и введен в действие с 1 июня 2018 г. (Москва, Стандартинформ, 2018)
б) на дату подачи заявки на участие в отборе организацией или организацией-соисполнителем (в случае наличия правовых обязательств, установленных договором или предварительным соглашением) начато освоение технологий и ключевых технических решений (могут классифицироваться уровнем готовности технологии УГТ1 - УГТ2 согласно ГОСТ Р 58048-2017), необходимых для разработки и производства продукции в рамках комплексного проекта, кроме планируемых к разработке в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ комплексного проекта (низкий уровень научно-технического задела), - 1 балл;
в) на дату подачи заявки на участие в отборе организацией или организацией-соисполнителем (в случае наличия правовых обязательств, установленных договором или предварительным соглашением) освоены заявленные и необходимые технологии и ключевые технические решения на уровне классификации готовности технологии УГТЗ согласно ГОСТ Р 58048-2017, необходимых для разработки и производства продукции в рамках комплексного проекта, кроме планируемых к разработке в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ комплексного проекта (средний уровень научно-технического задела), - 2 балла;
г) на дату подачи заявки на участие в отборе организацией или организацией-соисполнителем (в случае наличия правовых обязательств, установленных договором или предварительным соглашением) освоены все заявленные и необходимые технологии и технические решения, квалифицирующиеся уровнем готовности технологии УГТ4 - УГТ6 согласно ГОСТ Р 58048-2017, необходимые для разработки и производства продукции в рамках комплексного проекта, кроме планируемых к разработке в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ комплексного проекта (высокий уровень научно-технического задела), - 3 балла.
3.4. Производственная обоснованность комплексного проекта и стратегическая заинтересованность организации в его реализации оценивается в баллах исходя из соответствия одному из значений оцениваемого критерия:
а) характеристики имеющейся либо планируемой к созданию в рамках комплексного проекта инфраструктуры организации или организаций-соисполнителей (в случае наличия правовых обязательств, установленных договором или предварительным соглашением) не соответствуют требованиям планируемой к созданию и производству продукции в рамках комплексного проекта - 0 баллов;
б) организация или организации-соисполнители (в случае наличия правовых обязательств, установленных договором или предварительным соглашением) обладают опытом производства аналогичной продукции, но представленной в бизнес-плане информации недостаточно для оценки соответствия имеющейся либо планируемой к созданию инфраструктуры производства продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, - 1 балл;
в) организация или организации-соисполнители (в случае наличия правовых обязательств, установленных договором или предварительным соглашением) располагают на территории Российской Федерации достаточной инфраструктурой для реализации комплексного проекта или имеют утвержденный план ее дооснащения, для отдельных технологических операций производственного маршрута планируют использовать контрактные производства на территории Российской Федерации и за рубежом - 2 балла;
г) организация или организации-соисполнители (в случае наличия правовых обязательств, установленных договором или предварительным соглашением) располагают на территории Российской Федерации инфраструктурой для реализации комплексного проекта или имеют утвержденный план ее дооснащения, а также планируют использовать контрактные производства на территории Российской Федерации - 3 балла.
3.5. Финансово-экономическая эффективность комплексного проекта и финансовое состояние (финансовая устойчивость) организации комплексного проекта оценивается в баллах на основе данных, приведенных в бизнес-плане к комплексному проекту в соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 Правил:
отношение значения объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта к размеру запрашиваемой субсидии на реализацию комплексного проекта;
чистая приведенная стоимость комплексного проекта;
дисконтированный срок окупаемости комплексного проекта.
Отношение значения объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта к размеру запрашиваемой субсидии на реализацию комплексного проекта определяется по формуле:
Чистая приведенная стоимость комплексного проекта определяется по формуле:
где ставка дисконтирования определяется при разработке документов, подаваемых на отбор, и в соответствии с актуальной ставкой по купонным облигациям федерального займа Российской Федерации со сроком погашения 10 лет на дату объявления отбора.
Дисконтированный срок окупаемости комплексного проекта определяется как минимальный номер периода реализации комплексного проекта, в котором значение чистой приведенной стоимости больше или равно 0.
Интегральная оценка финансово-экономической эффективности комплексного проекта и финансового состояния (финансовой устойчивости) организации оценивается весовым коэффициентом (ИОЭ), который рассчитывается по формуле:
где:
i - количество показателей, равное 3;
Bi - вес показателя, равный:
для показателя "Отношение значения объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта к размеру запрашиваемой субсидии на реализацию комплексного проекта" - 40%;
для показателя "Чистая приведенная стоимость комплексного проекта" - 30%;
для показателя "Дисконтированный срок окупаемости комплексного проекта" - 30%;
Бi - балл показателя, равный:
для значений показателя "Отношение значения объема производства и реализации продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, за срок реализации комплексного проекта к размеру запрашиваемой субсидии на реализацию комплексного проекта":
менее 3 - 0 баллов;
более 3, но менее 6 - 1 балл;
более 6 - 2 балла;
для значений показателя "Чистая приведенная стоимость комплексного проекта":
0 и менее 0 - 0 баллов;
более 0 - 2 балла;
для значений показателя "Дисконтированный срок окупаемости комплексного проекта":
более срока реализации комплексного проекта - 0 баллов;
равен сроку реализации комплексного проекта - 1 балл;
менее срока реализации комплексного проекта - 2 балла;
kП - коэффициент приведения, равный 50.
В зависимости от значения интегральной оценки финансово-экономической эффективности комплексного проекта и финансового состояния (финансовой устойчивости) организации присваиваются баллы:
менее 20 - 0 баллов;
более 20, но менее 40 - 1 балл;
более 40, но менее 85 - 2 балла;
более 85 - 3 балла.
4. Оценка экспертами каждого комплексного проекта, предусмотренная пунктом 3 настоящей методики, осуществляется путем заполнения опросных листов. Результаты научно-технической оценки комплексного проекта рассчитываются по каждому из критериев методом вычисления среднего арифметического по результатам оценки комплексного проекта каждым экспертом.
5. Комплексный проект признается экспертным советом Министерства соответствующим критериям научно-технической оценки комплексных проектов в рамках проведения отбора, если итоговая сумма баллов комплексного проекта по результатам проведенной оценки в соответствии с пунктом 4 настоящей методики составила не менее 20 баллов при одновременном выполнении условия отсутствия нулевых оценок более чем у 50% экспертов по одному из критериев, приведенных в пункте 3 настоящей методики.