V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов Министерства при осуществлении им нормативного регулирования в установленной сфере деятельности
V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых
актов Министерства при осуществлении им нормативного
регулирования в установленной сфере деятельности
5.1. Нормативные правовые акты издаются Министерством в виде приказов в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 29, ст. 4472; 2012, N 1, ст. 148; N 19, ст. 2419; N 27, ст. 3739; N 38, ст. 5102; N 49, ст. 6880; N 52, ст. 7491, ст. 7507, 2013, N 13, ст. 1575; N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6259; 2014, N 8, ст. 816; N 51, ст. 7434; 2015, N 6, ст. 965; 2016, N 13, ст. 1840; N 20, ст. 2832; N 35, ст. 5348; N 43, ст. 6028; 2017, N 32, ст. 5088) (далее - Правила подготовки нормативных правовых актов).
5.2. Подготовку и согласование проекта нормативного правового акта Министерства осуществляет соответствующее структурное подразделение. Проекты нормативных правовых актов до их подписания подлежат согласованию с руководителем Юридического департамента либо лицом, исполняющим его обязанности, а в случае, если проекты таких актов предусматривают возникновение финансовых обязательств со стороны Министерства - с руководителем структурного подразделения, на которое возложены функции по финансовому обеспечению деятельности Министерства, либо лицом, исполняющим его обязанности.
5.3. Подготовка проекта нормативного правового акта Министерства включает:
разработку текста проекта нормативного правового акта и приложения (приложений) к нему, в том числе проведение первичного анализа в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов;
подготовку пояснительной записки к проекту нормативного правового акта с обоснованием необходимости и оснований подготовки проекта нормативного правового акта;
подготовку финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта, в случае, если указанный проект оказывает влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
раскрытие информации о разработке проекта нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965; N 31, ст. 4692; 2016, N 10, ст. 1423; N 15, ст. 2086; N 43, ст. 6028; 2017, N 4, ст. 657; N 29, ст. 4374) (далее - Правила раскрытия информации), или проведение оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2015, N 6, ст. 965; N 36, ст. 5037; 2016, N 28, ст. 4738; N 43, ст. 6028; 2017, N 29, ст. 4374; N 41, ст. 5963; N 42, ст. 6167) (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия);
предварительное обсуждение на заседании Общественного совета при Министерстве в случае, если такое обсуждение необходимо;
согласование проекта нормативного правового акта;
проведение правовой (юридической) экспертизы проекта нормативного правового акта;
проведение первичной антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта структурным подразделением, осуществляющим подготовку проекта нормативного правового акта;
проведение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта Юридическим департаментом;
проведение независимой антикоррупционной экспертизы с обязательным опубликованием проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965; N 30, ст. 4604; 2017, N 29, ст. 4374);
проведение обязательной метрологической экспертизы проекта нормативного правового акта, если в нем содержатся требования к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений в соответствии с приказом Министерства от 30 июля 2015 г. N 2167 "Об утверждении Порядка проведения обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений" (зарегистрирован в Минюсте России 17 ноября 2015 г., регистрационный номер 39733), с изменениями, внесенными приказом Министерства от 29 мая 2017 г. N 1693 (зарегистрирован в Минюсте России 26 июня 2017 г., регистрационный номер 47170);
представление проекта нормативного правового акта на подписание Министру.
5.4. Проект нормативного правового акта Министерства должен отвечать следующим требованиям:
структура проекта нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие содержания и соответствовать предмету правового регулирования. Текст проекта нормативного правового акта может иметь вводную, постановляющую и заключительную части;
если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются;
содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования содержащихся в нем положений. В тексте проекта нормативного правового акта должен устанавливаться механизм реализации содержащихся в нем положений. Текст проекта нормативного правового акта должен быть логичным, лаконичным, ясным, точным, излагаться в соответствии с требованиями официально-делового стиля литературного русского языка и юридической терминологии, действующими правилами орфографии и пунктуации;
в проекте нормативного правового акта должны использоваться только официальные наименования органов и организаций, общеизвестные термины;
текст проекта акта не должен быть перегружен специальными, узкопрофессиональными терминами и иностранной терминологией. Не допускается использование в проекте акта иностранных слов при наличии равнозначных слов и понятий в русском языке;
положения проекта нормативного правового акта оформляются в виде пунктов, обозначаемых арабскими цифрами. Пункты могут разделяться на подпункты, имеющие цифровое или буквенное обозначение;
значительные по объему проекты нормативных правовых актов могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки;
положения проекта нормативного правового акта не должны противоречить изданным ранее нормативным правовым актам или дублировать их, если при этом не изменяется или не отменяется ранее изданный акт. Проект, содержащий положения о признании правового акта утратившим силу, должен содержать нормы о признании утратившими силу правовых актов и (или) их отдельных положений, вносивших изменения в акт, который признается утратившим силу. Копии указанных актов прилагаются к представляемому проекту акта Министерства. При подготовке проекта акта о внесении изменений в действующий правовой акт последний должен быть проверен структурным подразделением, осуществляющим подготовку проекта нормативного правового акта, на предмет соответствия действующему законодательству. В случае выявления норм, не соответствующих действующему законодательству, проект акта о внесении изменений в действующий правовой акт в обязательном порядке должен содержать положения, направленные на устранение таких норм;
если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
Приложение к нормативному правовому акту Министерства является его неотъемлемой частью. Каждое приложение обязательно имеет наименование, которое должно соответствовать наименованию приведенного в тексте нормативного правового акта.
5.5. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации составляет 30 рабочих дней, если не установлен иной срок.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых Министерством совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти (иными органами), могут создаваться рабочие группы.
5.6. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, а также в случае ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный Минюстом России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.
5.7. Нормативные правовые акты, изданные Министерством совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.
Положения об изменении или о признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.
5.8. Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.
5.9. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерства, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, структурное подразделение, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта, в течение 1 рабочего дня, соответствующего дню направления указанного проекта на рассмотрение в Юридический департамент, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Проект указанного нормативного правового акта размещается исполнителем на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.
В случае если в отношении указанного проекта нормативного правового акта Министерства необходимо проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта обеспечивается в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения оценки регулирующего воздействия.
В случае если в отношении проекта нормативного правового акта Министерства необходимо проведение процедуры раскрытия информации о подготовке проекта нормативного правового акта и результатах его общественного обсуждения, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта обеспечивается в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия информации, за исключением случаев, установленных пунктом 11 Правил раскрытия информации. Ответственным за проведение процедуры раскрытия информации при ее необходимости является структурное подразделение, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта.
При этом повторное размещение проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения его редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.
5.10. Для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, срок которой не превышает 3 рабочих дней, проект акта с приложением всех необходимых документов представляется исполнителем в Юридический департамент Министерства.
Юридический департамент при проведении правовой экспертизы проекта нормативного правового акта проводит антикоррупционную экспертизу данного проекта нормативного правового акта в порядке, установленном приказом Министерства от 8 апреля 2014 г. N 643 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 8 мая 2014 г., регистрационный номер 32203), с изменением, внесенным приказом Министерства от 19 августа 2015 г. N 2413 (зарегистрирован в Минюсте России 11 сентября 2015 г., регистрационный номер 38873), согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
5.11. Проекты нормативных правовых актов федерального агентства по вопросам, отнесенным к сфере его деятельности, подлежат согласованию с Министерством.