ГЛАВА VII. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНОГО ПОЛЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

ГЛАВА VII. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНОГО ПОЛЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

7.1. Общие положения

Подготовку к зимнему содержанию летного поля следует начинать заблаговременно. При подготовке аэродрома к зимней эксплуатации необходимо:

разработать план зимнего содержания аэродрома;

своевременно закончить все виды ремонтов искусственных покрытий, грунтовых элементов и водосточно-дренажных сооружений аэродрома;

восстановить маркировку аэродромных покрытий и переносных маркировочных знаков для ВПП;

установить ориентиры для обозначения места расположения посадочных огней, смотровых колодцев подземных коммуникаций и т.д.;

провести ремонт и подготовку зимних аэродромных машин, тракторов и прицепных механизмов к работе в зимних условиях;

заготовить в необходимом количестве антигололедные реагенты и пополнить запасы строительных материалов и конструкций для выполнения непредвиденных ремонтов;

укомплектовать штаты аэродромно-технической службы и автобазы водителями и рабочими.

Ответственный представитель авиационной организации за подготовку и содержание аэродрома в зимнее время обязан:

ежедневно изучать метеообстановку и прогноз погоды для своевременного составления плана организации работ по очистке от снега и льда на различных элементах аэродрома;

перед каждой сменой утверждать конкретные задания личному составу по очистке аэродрома;

обеспечивать эффективное использование средств механизации на снегоуборочных работах и химических реагентов для ликвидации гололеда на искусственных покрытиях летного поля;

разбирать каждый случай несвоевременной или некачественной подготовки аэродрома к полетам.

Расчет средств аэродромной механизации для зимнего содержания аэродрома производится исходя из условий подготовки к полетам основных элементов аэродрома в установленные сроки.

Очередность подготовки (очистки) летного поля:

первая очередь: очистка ВПП, БПБ на ширину 10 м от краев покрытия ВПП, основного маршрута РД, с дальнейшим устройством сопряжений с неочищенной поверхностью с уклоном не более 0,10 и подготовка зоны А ГРМ и зон А, Б КРМ;

вторая очередь: очистка (подготовка) ГВПП, МС, остальных РД;

третья очередь: очистка БПБ и КПБ на ширину до 50 м, всех специальных площадок аэродромного цеха, планировка откосов ВПП и РД, очистка подъездных путей к объектам РСТО, ГСМ и т.д.

Как правило, основные применяемые для зимнего содержания аэродромов средства механизации подразделяются на три группы:

первая группа - плужно-щеточные снегоочистители;

вторая группа - роторные снегоочистители, снегопогрузчики, автогрейдеры, бульдозеры, плужные снегоочистители;

третья группа - тепловые машины, механизмы и машины для разбрасывания (розлива) антигололедных реагентов.

7.2. Очистка аэродромных полей от снега

Для поддержания аэродрома в постоянной готовности подготовка элементов аэродрома, относящихся к первой очереди, должна быть начата методом патрулирования с начала снегопада и закончена не позже 1 - 2 часов после его прекращения.

Расчет количества машин механизмов первой группы производится по формуле

                                      S
                             N = -----------,                           (1)
                                 t П Kтг Kив

где S - площадь элементов первой очереди, м2; t - время очистки первой очереди, час.; П - производительность машин и механизмов, м2/час.; Kтг = 0,85, коэффициент технической готовности; Kив = 0,95, коэффициент использования.

Расчет количества машин и механизмов второй группы производится по формуле

                                   S h p n
                             N = -----------,                           (2)
                                 t П Kтг Kив

где h - толщина слоя снега суточного снегопада, см; p - плотность снега т/м3; П - производительность машин и механизмов, т/час.; t - время уборки снега, принимается 3 часа (из условия, что суточный снегопад h может выпасть за 3 часа); n - коэффициент многократности перевалки снега, зависит от ширины очищаемой поверхности, высоты снега и дальности отброса снега механизмом; плотности снега 0.1 - 0.15 г/см3.

В случае недостаточного количества на аэродроме снегоуборочной техники по формулам (1) и (2) можно рассчитать время, необходимое для расчистки элементов летного поля первой очереди снегоочистки, имеющимся парком снегоуборочных машин.

Расчетная толщина суточного снегопада:

г. Воронеж - 8 см, г. Иркутск - 4 см, г. Казань - 8 см, г. Луховицы - 8 см, г. Москва - 7 см, г. Нижний Новгород - 8 см, г. Новосибирск - 7 см, г. Омск - 4 см, г. Ростов-на-Дону - 6 см, г. Таганрог - 3 см, г. Ульяновск - 7 см, г. Саратов - 8 см, г. Комсомольск-на-Амуре - 10 см, г. Улан-Уде - 2 см.

Для очистки покрытий ВПП и РД от снега основными средствами являются плужно-щеточные машины и шнекороторные снегоочистители.

При снежном покрове толщиной до 50 мм снег убирают на всю ширину покрытия ВПП плужно-щеточными снегоочистителями. Снег от продольной оси ВПП к боковым полосам безопасности смещают кольцевыми проходами плужно-щеточных снегоочистителей до образования продольных волов у боковых кромок ВПП. Параллельно должны работать шнекороторные снегоочистители, перебрасывая снег на расстояние 25 м от кромок покрытия, не допуская смерзания снега в валах. На месте укладки снега автогрейдеры устраивают сопряжение с уклоном 0.1 очищенной и заснеженной поверхностей летного поля.

Очистка ВПП от снега толщиной более 50 мм, как правило, осуществляется с дополнительными перекидками снега и дальнейшим подметанием покрытия щетками.

Максимально возможная ширина очищаемых полос, на которых кольцевыми проходами плужно-щеточных снегоуборочных машин создаются снежные валы предельных размеров, определяется по графику (рисунок 7.1). Образование предельных валов зависит от толщины слоя снега и его плотности.

Рисунок 7.1. - Предельная ширина очистки снега

Работа плужно-щеточных снегоочистителей в отряде должна быть организована таким образом, что машины последовательно двигаясь друг за другом на расстоянии 30 - 35 м, с перекрытием предыдущего ряда на 30 - 40 см.

Очистка снега плужно-щеточными снегоочистителями в зависимости от скорости бокового ветра производится следующим образом:

при скорости бокового ветра от 3 до 5 м/с очистка ведется от оси ВПП к обочинам;

при скорости бокового ветра от 5 до 10 м/с ширина покрытия делится на две неравные части. Величина смещения оси начала работ, в зависимости от сила бокового ветра, определяется по графику рисунка 7.2. Очистка снега начинается с участка с меньшей шириной покрытия и ведется в направлении против ветра, затем очищается в направлении ветра большая часть ширины покрытия;

при скорости бокового ветра более 10 м/с ширина очищаемой площади ведется только в направлении ветра, не допуская холостого хода машин (поворотом отвала) в конце каждого ряда.

Рисунок 7.2. - Зависимость величины смещения продольной оси начала движения машин

В случаях использования ветровых машин при снегоуборочных работах рекомендуется учитывать скорость боковой составляющей и направление ветра:

при скорости ветра от 3 до 5 м/с работы следует проводить от оси ВПП, сдувая снег к обочинам;

при скорости ветра более 5 м/с уборочные работы следует вести в направлении ветра, начиная от обочины ВПП и продвигаясь к месту укладки снега.

7.3. Общие положения по удалению гололедных и снежно-ледяных образований с искусственных покрытий аэродрома

Гололед представляет собой слой плотного льда толщиной от 0.5 до 4 мм, который образуется при температуре воздуха от 0 до -6 °C.

Начало образования гололеда происходит при скорости ветра до 7 м/с и относительной влажности воздуха 94 - 100%.

Снежно-ледяные образования возникают при формировании слоя уплотненного снега на покрытиях, который преобразуется в снежно-ледяной накат и лед толщиной 20 мм и более. Продолжительность формирования гололедных явлений зависит от местных метеорологических условий.

Борьба с гололедными и снежно-ледяными образованиями на аэродромных покрытиях осуществляется химико-механическим и тепловым способами.

7.4. Химико-механический способ борьбы с гололедными явлениями

Химико-механический способ борьбы с гололедными явлениями заключается в обработке аэродромных покрытий антигололедными реагентами. Химические антигололедные реагенты представляют собой гранулы диаметром 3 мм, легко растворяющиеся в воде. Объемная масса гранулированного реагента составляет 0.7 - 0.9 г/см3.

На цементобетонных покрытиях используются химические антигололедные реагенты - типа АНС, на асфальтобетонных покрытиях - карбамид.

Основными технологическими операциями при использовании антигололедных химических реагентов являются:

установка расхода реагента в соответствии с нормами;

распределения реагента по поверхности покрытия;

уборка остатков разрушенного льда, слякоти и образовавшегося раствора реагента;

окончательная подсушка покрытия.

Наиболее эффективное действие и существенное сокращение норм расхода реагента (30 - 40%) достигается при распределении его в процессе формирования гололеда.

Предотвращение гололедных образований проводят в периоды их возможного интенсивного образования при температуре воздуха в пределах от 0 до минус 6 °C, после получения прогноза о возможности образования гололеда, на поверхности покрытия распределяют реагент в растворе или в твердом виде:

на сухих покрытиях используется 30 - 50% раствор реагентов АНС и карбамида при температуре до минус 2 °C с расходом 0.05 - 0.3 л/м2;

на влажных (мокрых) покрытиях используются гранулированные и порошковые реагенты, с нормами расхода: при температурах от 0 °C до минус 2 °C - 20 г/м2; от минус 2 °C до минус 4 °C - 35 г/м2; от минус 4 °C до минус 6 °C - 40г/м2.

Образующийся в этих условиях лед имеет рыхлую структуру, слабое сцепление с поверхностью покрытия и легко убирается щетками снегоуборочных машин.

Удаление гололедных образований на поверхности аэродромных искусственных покрытий производится гранулированными реагентами в твердом виде. Водные растворы реагентов рекомендуется применять при толщине гололеда до 1 мм.

Средние нормы расхода гранулированных реагентов на удаления гололедных образований толщиной 1 мм приведены в таблице 7.1.

Таблица 7.1. - Средняя норма расхода гранулированных реагентов

┌──────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│Антигололедные│ Расходы реагентов, г/м2 в интервале температур, минус °C │
│  химические  ├─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬────────┤
│реагенты (тип)│  0 - 2  │  2 - 4  │  2 - 6  │  6 - 8  │ 8 - 10  │10 - 12 │
├──────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤
│АНС           │   35    │   55    │   75    │   100   │   120   │  150   │
│Карбамид      │   45    │   45    │   80    │    -    │    -    │   -    │
└──────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────┘

Примечание. При изменении слоя льда расход реагента увеличивается на каждый его дополнительный миллиметр на 50% от значений, указанных в таблице 5.5.

Расход реагента в порошкообразном виде определяется в зависимости от расхода гранулированного реагента умноженного на коэффициент "K", в зависимости от толщины гололедного слоя и температуры воздуха, приведенный в таблице 7.2.

Таблица 7.2. - Расход порошкового реагента (коэффициент K)

┌─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────┐
│Толщина слоя │                   Температура воздуха, °C                 │
│  льда, мм   ├─────────┬─────────┬──────────┬────────┬─────────┬─────────┤
│             │    2    │    4    │    6     │   8    │   10    │   12    │
├─────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│     0.5     │   1.78  │   3.57  │   3.86   │  3.40  │  2.87   │  2.44   │
│     1.0     │   1.25  │   2.50  │   2.70   │  2.38  │  1.70   │  1.70   │
├─────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│     1.5     │   1.01  │   2.03  │   2.20   │  1.93  │  1.63   │  1.39   │
│     2.0     │   0.87  │   1.75  │   1.89   │  1.66  │  1.40   │  1.19   │
├─────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│     2.5     │   0.77  │   1.55  │   1.68   │  1.47  │  1.25   │  1.06   │
│     3.0     │   0.70  │   1.41  │   1.53   │  1.34  │  1.14   │  0.96   │
└─────────────┴─────────┴─────────┴──────────┴────────┴─────────┴─────────┘

Для распределения гранулированных и порошковых реагентов используют самоходные и прицепные разбрасывающие машины. Расход реагента зависит от скорости машины и регулировки дозирующего устройства.

Водные растворы химических реагентов могут, приготавливаются в цистернах специальных или поливочных машин. Для приготовления растворов следует применять теплую воду с температурой 50 - 60 °C. На 1 куб. м раствора, 50% концентрации необходимо 630 кг реагента и 630 литров воды.

Общее количество реагента типа АНС на всю обрабатываемую площадь зависит от температуры воздуха, толщины гололедного слоя и площади покрытия и может определяться по графику (рисунок 7.3).

Температура воздуха: 1 - от 0 до 2 °C; 2 - от 2 до 4 °C;
3 - от 4 до 6 °C; 4 - от 6 до 8 °C; 5 - от 8 до 10 °C;

Рисунок 7.3. - График общего расхода реагента типа АНС на обрабатываемую площадь искусственного покрытия

Технология удаления гололеда:
1 - распределитель реагента, 2 - плужно-щеточные машины,
3 - сушка покрытия

Рисунок 7.4. - Принципиальная схема организации работ на ВПП по удалению гололеда химическим способом

7.5. Тепловой способ удаления и предупреждения гололедных образований

Тепловой способ удаления и предупреждения гололедных образований применяется, как правило, на жестких бетонных покрытиях и в тех случаях, когда для удаления гололедных образований невозможно применить химический метод.

Тепловой способ удаления и предупреждения образования гололеда осуществляется с помощью тепловых машин, принцип действия которых основан на воздействии высоких температур выхлопных газов от специальных двигателей к поверхности льдообразований и послойном, последовательном плавлении льда.

Схема движения тепловых машин выбирается с учетом поперечного профиля искусственных покрытий для обеспечения наилучшего стока воды и направления ветра:

при двухскатном поперечном профиле движение организовывается по кольцевой схеме, начиная от продольной оси ВПП;

при односкатном поперечном профиле движение организовывается по челночной схеме, начиная со стороны верхней кромки покрытия.

При одновременной работе нескольких тепловых машин их движение организуется уступами с расстояниями между ними 20 - 25 м и перекрытием полосы обработки 0.2 - 0.4 м. При первом проходе у ведущей тепловой машины насадка реактивного двигателя должна быть повернута вдоль оси ВПП. При последующих проходах машины (группы машин) насадка устанавливается под углом 15 - 45 градусов, в зависимости от толщины льда и температуры воздуха, меньшему углу соответствует более низкая температура воздуха.

Рабочие скорости тепловых машин устанавливаются в зависимости от толщины льда и температуры воздуха с таким расчетом, чтобы не допускать полного высушивания поверхности покрытий во избежание ее разрушения. Не следует допускать снижения скорости движения тепловой машины менее 2 км/час или ее остановки без снижения частоты вращения турбины.

7.6. Зимнее содержание грунтовых аэродромов

Зимние содержание грунтовых аэродромов и запасных грунтовых посадочных полос на аэродромах с ИВПП может производиться методом очистки или методом уплотнением снега. На аэродромах экспериментальной авиации применяется метод очистки грунтовых элементов летного поля от снега.

Подготовка содержания грунтовых элементов летного поля методом очистки от снега выполняется в начальный период зимы. Создается слой уплотненного снега толщиной 6 - 8 см, который служит для выравнивания грунтовой поверхности и защиты дернового покрова от вымерзания и повреждения при работе снегоочистительной техники. После создания слоя уплотненного снега дальнейшее содержание производится путем очистки от снега по правилам, изложенным в пункте 7.2. настоящих рекомендаций.

Периодически рекомендуется проверять толщину уплотненного слоя, а в случае, если толщина будет менее 6 см, на этих участках вместо очисти следует уплотнять снег.

Уплотнение снега следует производить постепенно, независимо от его количества, с диапазоном давления от 1 до 2 кгс/кв. м, комбинированным использованием гладилок и катков. Свежевыпавший снег начинают уплотнять гладилками, затем катками. Количество проходов по одному следу рекомендуется принимать:

для гладилок - один, а при наличии надувов 2 - 3 раза;

катков металлических - 2 - 3 раза;

катков на пневмашинах - 1 - 2 раза.

Каждый последующий проход должен перекрывать предыдущий след не менее чем на 20 - 30 см.