1. Введение. Общие положения и цель стратегии
Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 24 июля 2008 г. N ВП-П9-13пр, пункт 8), пункта 3 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам развития металлургического комплекса от 15 июля 2010 г. N 2, пункта 11 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 2 июля 2010 г. N ИС-П9-22пр. В соответствии с поручением Стратегия предусматривает обеспечение перспективных потребностей горно-металлургического комплекса, в т.ч. развитие металлургического машиностроения, как базовой составляющей тяжелого машиностроения.
Определяя цель Стратегии, следует иметь в виду роль отраслей-потребителей тяжелого оборудования для российской экономики.
Настоящая Стратегия согласована по основным параметрам (в т.ч. по производству основной номенклатуры машин и оборудования) с утвержденными стратегиями развития отраслей-потребителей продукции тяжелого машиностроения: "Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года" (утвержденной приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. N 150); "Энергетической стратегией России на период до 2030 года" (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р) и др. На основе "Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года" выполнены прогнозные оценки потребности горно-металлургического комплекса в оборудовании.
Так, хотя вклад тяжелого машиностроения в ВВП составил в 2009 году лишь 1,2%, потребители продукции тяжелого машиностроения (нефтегазовый комплекс, металлургия и горнодобывающий комплекс) обеспечивают свыше 80% поступлений в бюджет. В структуре экспорта Российской Федерации за 2009 год продукция перечисленных отраслей занимает 81%. Иными словами, сырьевые отрасли играют ведущую роль в российской экономике и на горизонте до 2020 года указанные соотношения не могут кардинально измениться.
Функционирование сырьевых отраслей в значительной мере зависит от тяжелого оборудования, а затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования занимают около трети всех затрат сырьевых отраслей. Таким образом, тяжелое машиностроение в большой степени определяет эффективность базовых отраслей народного хозяйства.
Мировой рынок, как и российский, характеризуется очень ограниченным количеством производителей, причем по ряду номенклатуры их буквально единицы. В случае полной деградации российского тяжелого машиностроения степень монополизма на рынке резко возрастет, что неизбежно приведет к повышению стоимости приобретения и обслуживания основных фондов сырьевых отраслей на десятки процентов. Это нанесет серьезный удар по эффективности работы сырьевых отраслей, то есть по внешнеторговому балансу, по бюджетным поступлениям, фактически - по российской экономике в целом. Данная стратегия направлена на недопущение такого развития событий.
Цель стратегии: сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения, обеспечивающего средствами производства отрасли, занятые в добыче и первых переделах полезных ископаемых.
Для достижения указанной цели необходимо повышение конкурентоспособности российского тяжелого машиностроения путем:
- реализации временных антикризисных мер поддержки;
- временной таможенной защиты внутреннего рынка на период технического перевооружения, направленной на восстановление ценовой конкурентоспособности российских предприятий тяжелого машиностроения;
- стимулирования процессов глубокого технического перевооружения и модернизации производства, направленного на снижение производственных издержек, сокращение сроков изготовления продукции и повышение ее качества;
- стимулирования отраслевых НИОКР и/или приобретения ключевых "ноу-хау" для разработки и освоения производства новых современных образов продукции, что позволит не только укрепить позиции российских предприятий на внутреннем рынке, но и значительно расширить присутствие на внешних рынках.
Количественные индикаторы достижения цели приведены в Табл. 1.1.
Табл. 1.1. Индикаторы достижения цели Стратегии (в ценах
соответствующих лет)
┌───────────────────────────────────┬─────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┐ │ Показатель │ │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013 │ 2014 │ 2015 │ 2016 │ 2017 │ 2018 │ 2019 │ 2020 │ ├───────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │Объем российского рынка продукции │ $, млн. │ 7843 │ 4375 │ 4711 │ 4881 │ 4986 │ 5050 │ 5067 │ 5418 │ 5791 │ 5972 │ 6135 │ 6256 │ 6390 │ │тяжелого машиностроения ├─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │ │млн. руб.│195099│136489│146525│151543│154554│156561│156561│166597│176633│180647│184662│187673│191687│ ├───────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │Объем внутреннего производства │ $, млн. │ 3032 │ 1775 │ 2026 │ 2225 │ 2410 │ 2566 │ 2707 │ 3007 │ 3328 │ 3557 │ 3782 │ 3988 │ 4272 │ │ ├─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │ │млн. руб.│75430 │55395 │63023 │69097 │74696 │79533 │83659 │92463 │101511│107604│113837│119640│128166│ ├───────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │Объем экспорта │ $, млн. │ 434 │ 240 │ 280 │ 320 │ 365 │ 395 │ 430 │ 465 │ 497 │ 520 │ 541 │ 560 │ 645 │ │ ├─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │ │млн. руб.│10795 │ 7488 │ 8708 │ 9936 │11315 │12245 │13287 │14299 │15159 │15730 │16284 │16800 │19350 │ ├───────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │Объем импорта │ $, млн. │ 5245 │ 2839 │ 2965 │ 2975 │ 2941 │ 2880 │ 2789 │ 2876 │ 2960 │ 2935 │ 2894 │ 2828 │ 2762 │ │ ├─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │ │млн. руб.│130464│88583 │92210 │92382 │91173 │89273 │86189 │88432 │90280 │88774 │87109 │84832 │82871 │ ├───────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │Доля импортной продукции на │ % │ 66,9 │ 64,9 │ 62,9 │ 61,0 │ 59,0 │ 57,0 │ 55,1 │ 53,1 │ 51,1 │ 49,1 │ 47,2 │ 45,2 │ 43,2 │ │внутреннем рынке │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │Средний по отрасли уровень износа │ % │ 52 │ 51,5 │ 51 │ 50,5 │ 50 │ 48,5 │ 46,5 │ 45 │ 44 │ 43 │ 42 │ 41 │ 40 │ │основных фондов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │Доля стоимости разработанных и │ % │ 88 │ 89 │ 90 │ 90 │ 90 │ 90 │ 90 │ 90 │ 95 │ 95 │ 95 │ 95 │ 95 │ │внедренных в производство │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │конкурентоспособной продукции и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │технологий в общей их стоимости │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │Численность специалистов, прошедших│ % │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ │подготовку и переподготовку по │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │образовательным программам (в год │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │от общей численности занятых) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │Количество созданных совместных │ шт. │ 0 │ 0 │ 1 │ 1 │ 1 │ 2 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 5 │ 5 │ 6 │ │предприятий (накопительным итогом) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤ │Уровень локализации производства на│ % │ 10 │ 20 │ 20 │ 24 │ 25 │ 25 │ 25 │ 29 │ 32 │ 35 │ 36 │ 36 │ 40 │ │совместных предприятиях │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └───────────────────────────────────┴─────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘