МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 октября 2023 г. N 25-47/40662

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минприроды России в рамках компетенции рассмотрело письмо по вопросу лицензирования деятельности по обработке отходов и сообщает.

На основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений Закона N 89-ФЗ.

Лицензионные требования согласно части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290 (далее - Положение N 2290).

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В соответствии с пунктом 3 Положения N 2290 лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в частности, для работ по обработке отходов I - IV классов опасности, является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.

Вместе с тем, из существа запроса ООО "ЭКО ЦЕНТР" не представляется возможным определить, о каких именно отходах идет речь (отходах производства или потребления) и какие способы складирования применяются у юридических лиц, применяющих пресс-компакторы.

Пресс-компакторы могут использоваться для прессования смешанных твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), макулатуры (офисных бумаг, упаковочных материалов, картона), ПЭТ-бутылок, термоусадочной и стрейч пленки, различных пластиковых отходов.

При применении пресс-компакторов необходимо принимать во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 29 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, при транспортировании ТКО запрещается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключаемого с региональным оператором по обращению с ТКО.

Пунктом 15 указанных Правил также предусмотрено, что потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Способы складирования также определены пунктом 10 указанных Правил (контейнеры, бункеры и др).

В случае прессования макулатуры и других раздельно накапливаемых отходов необходимо обеспечивать их предварительную сортировку, что соответствует, например, "ГОСТ 10700-97. Межгосударственный стандарт. Макулатура бумажная и картонная. Технические условия".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. В указанный Перечень включены все виды отходов, для прессования которых могут быть использованы пресс-компакторы, что исключает возможность прессования таких отходов без предварительной сортировки. Направление отходов, включенных в указанный Перечень, на захоронение является нарушением положений пункта 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ.

Таким образом, с учетом изложенного, деятельность по прессованию отходов в пресс-компакторах является деятельностью по обработке отходов и подлежит лицензированию в установленном порядке в случае, когда прессованию подвергаются отходы IV класса опасности.

Одновременно сообщаем, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере обращения с отходами
производства и потребления
В.В.РУДЕНКО