МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 июля 2023 г. N 19-47/27008

О ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, I категории и сообщает.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее - Перечень).

Согласно статье 31.1 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать в себе, в том числе нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов.

Также статьей 23 Закона установлено, что юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, разрабатываются технологические нормативы.

Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду определен статьей 16.2 Закона. Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (далее - ПЭК). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень, класса опасности отходов производства и потребления.

Минприроды России отмечает, что плату за негативное воздействие на окружающую среду необходимо вносить по всем загрязняющим веществам, присутствующим в выбросах, сбросах, и включенным в Перечень.

Одновременно необходимо отметить, что перечень загрязняющих веществ, включаемых в программу ПЭК, определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно с учетом применяемых технологий и особенностей производственного процесса. В Требованиях к содержанию ПЭК (утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109) указаны загрязняющие вещества, обязательные для проведения ПЭК (вещества, в отношении которых устанавливаются технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы). Однако данные Требования не содержат ограничений для включения в программу ПЭК иных загрязняющих веществ, в том числе в целях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С 01.09.2023 исчисление платы осуществляется в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 N 881 (далее - Правила).

Для объектов I категории в соответствии с Правилами плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, технологических нормативов, рассчитывается по формуле пункта 27 Правил. То есть формула применима для загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов или сбросов - для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также для технологически нормируемых загрязняющих веществ.

Исчисление платы в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающих нормативы допустимых выбросов или сбросов, технологические нормативы, производится по формуле 31 Правил.

Плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов и временно разрешенных сбросов (включая аварийные) рассчитывается по формуле пункта 33 Правил.

В отношении иных загрязняющих веществ, которые присутствуют в выбросах или сбросах хозяйствующего субъекта, которые включены в Перечень, но в отношении которых комплексным экологическим разрешением не устанавливаются технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов или нормативы допустимых сбросов, полагаем целесообразным использовать формулу, указанную в пункте 27 Правил, учитывая, что Мнд = Мср (фактический объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ).

Одновременно с этим следует учитывать, что в случае если фактическая масса или объем выбросов, сбросов указанных загрязняющих веществ, отраженная в заявке о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, превышает расчетное значение, то в соответствии со статьей 69.2 Закона сведения о таком объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации.

Дополнительно обращаем внимание, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Департамента
финансов и цифровизации
А.А.МАЙТЕСЯН