Утверждаю
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
Г.В.ТРУБНИКОВ
21 апреля 2018 г. N ГТ-861/14
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, ИНЖЕНЕРОВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО ПОСТРОЕНИЮ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ В ОБЛАСТИ
НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ
1. Настоящие Рекомендации разработаны с целью информирования талантливой молодежи о существующих возможностях самореализации и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций.
2. Настоящие Рекомендации содержат информацию о:
существующих инструментах государственной поддержки и возможных траекториях построения карьеры;
порядке адресной поддержки ученых, инженеров и технологических предпринимателей;
дополнительных возможностях для самореализации, включая участие в конференциях, публикацию научных работ, создание результатов интеллектуальной деятельности и другие;
возможностях использования инфраструктуры для проведения исследований и разработок.
Существующие инструменты государственной поддержки
и возможные траектории построения карьеры молодых ученых,
инженеров и технологических предпринимателей
3. Адресная поддержка ученых, инженеров и технологических предпринимателей может осуществляться из следующих источников:
федеральный бюджет Российской Федерации;
бюджет субъектов Российской Федерации;
фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;
иные организации, осуществляющие научно-исследовательскую, инновационную и производственную деятельность,
4. Основными механизмами финансирования ученых, инженеров и технологических предпринимателей являются средства государственных заданий, гранты, стипендии и субсидии, предоставляемые в денежной форме на проведение научно-исследовательской и инновационной деятельности.
5. Началом построения успешной карьеры может стать участие в проведении исследований в составе уже сформированных коллективов и научных лабораторий, например, в рамках программ "мегагранты" и "кооперация", грантов РНФ, РФФИ, Президента Российской Федерации, проектов программ РАН и проектов, поддерживаемых за счет федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы".
6. Основные инструменты адресной поддержки и карьерные траектории представлены в приложении к Рекомендациям.
Порядок адресной поддержки молодых ученых, инженеров
и технологических предпринимателей <1>
--------------------------------
<1> Данный раздел содержит общие положения, которые носят рекомендательный характер. В каждом конкретном конкурсе необходимо руководствоваться условиями соответствующего конкурса, указанными в объявлении о конкурсе (извещении) и (или) конкурсной документации.
7. Информация о проводимых конкурсах публикуется на сайтах организаторов конкурсов, а также на интернет-порталах, агрегирующих такую информацию (например, www.rsci.ru или http://grantist.com/).
8. Основные требования, предъявляемые к участникам конкурсов:
гражданин Российской Федерации;
возраст исследователя - до 39 лет включительно (при условии проведения конкурса среди молодых ученых и в случае, если условиями конкурса не предусмотрено иное);
знание способов проведения научных исследований, экспериментов, наблюдений и измерений, а также владение методами проведения научных исследований, экспериментов, наблюдений и измерений;
знание форм и способов представления и правовой охраны результатов, полученных в ходе решения исследовательской задачи;
обладание научным заделом по теме исследования;
знание существующих и перспективных технологий в предметной области деятельности, направления их совершенствования.
9. Основные требования, предъявляемые к проекту:
соответствие проекта условиям конкурса;
соответствие проекта приоритетам научно-технологического развития, закрепленным пунктом 20 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, а также пункту 21 Стратегии, определяющем ключевую роль фундаментальной науки;
научная значимость предполагаемых результатов проекта (новизна, соответствие предполагаемых результатов мировому уровню исследований);
прикладная значимость предполагаемых результатов проекта (оценка перспектив коммерциализации проекта и потенциальных конкурентных преимуществ, востребованности на рынке).
10. Оформление и подача заявок осуществляется в соответствии с условиями соответствующего конкурса.
11. Поддержка ученых, инженеров и технологических предпринимателей осуществляется по результатам конкурсного отбора. Конкурсный отбор является открытым и включает в себя следующие основные процедуры:
сбор заявок;
сопоставление заявок условиям конкурса и принятие решения о допуске;
организация и проведение экспертизы, предусматривающей выставление оценок заявкам;
утверждение списка победителей конкурса;
заключение договора с победителями.
12. Объем финансирования и предполагаемый срок реализации проекта определяются организатором конкурса самостоятельно.
13. Победитель обязан качественно и в срок выполнить проект, обеспечить целевое расходование полученных средств, своевременно представить отчет о выполненной работе, обеспечить целевые показатели реализации гранта (количество публикаций, патентов, тезисов докладов и др.).
14. В случае нецелевого использования денежных средств грантодатель вправе потребовать возврата средств в объеме нецелевого использования.
Дополнительные возможности для самореализации молодых
ученых, инженеров и технологических предпринимателей
15. Участие в стажировках на территории Российской Федерации и за рубежом, а также посещение курсов повышения научной квалификации с привлечением в качестве преподавателей ведущих ученых-исследователей позволит применить на практике полученные во время обучения знания, сформировать и закрепить профессиональные умения и навыки, будет способствовать не только профессиональному, но и личностному развитию.
16. Доклады на различного рода научных мероприятиях (семинар, конференция, симпозиум, конгресс) и публикации научных статей являются общепринятыми формами представления новых научных идей и открытий.
Участие в мероприятиях позволит получить представление о последних достижениях науки, актуальных исследованиях и проблемах, поделиться наработками и перенять опыт ведущих ученых, получить объективную оценку собственных выводов, а также совершенствовать навыки публичного выступления.
На территории Российской Федерации ежегодно проводятся специализированные общественные мероприятия для научной молодежи разной возрастной категории (например, "Наука будущего - наука молодых", Всероссийский фестиваль науки НАУКА 0+, Международная научная конференция "Ломоносов"), позволяющие обсудить результаты исследований и разработок с более опытными коллегами, включая представителей российской научной диаспоры.
Научные публикации, индексируемые в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования, способствуют повышению уровня профессиональности автора и научной значимости его работы, позволят получить преимущество авторам при подаче заявки на получение государственной поддержки, делают его труды доступными для ознакомления широкому кругу заинтересованных лиц, могут стать составляющей отчета о проделанной работе по грантам, стипендиям и субсидиям.
17. Важной частью научно-исследовательской деятельности является популяризация результатов исследований и разработок среди широкой общественности. На специализированных просветительских площадках, включая виртуальные, молодые ученые имеют возможность продемонстрировать собственные достижения, а также выступить в роли слушателей (например, "Элементы", "Открытая лабораторная", "ПостНаука", "Indicator.ru" и др.).
18. Умение создавать результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и эффективно управлять правами на них является важной составляющей построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций.
Происходящая цифровизация экономических отношений открывает новые возможности в сфере создания, управления и использования РИД. Эти возможности сегодня доступны каждому и позволяют создать новые, стабильные источники дохода.
В поиске партнеров для применения созданных результатов могут быть использованы цифровые платформы: они не имеют территориальных или отраслевых границ, задают общие правила и стандарты описания РИД, раскрытия информации, о результатах и о фактах передачи или предоставления прав, а также информации о способах использования РИД, о возникающих спорах и о результатах их разрешения.
Максимально возможная интеграция в уже существующие элементы информационной инфраструктуры цифровой экономики, использование "сетей знаний" и внешних цифровых технологических платформ позволяет:
а) осуществлять обмен идеями и информацией о результатах исследований и разработок, творческой деятельности, включая обмен между членами научно-образовательного профессионального сообщества, в том числе на допатентной стадии, с гарантированной защитой такой информации;
б) "запускать" цифровые данные о разработках и творческих продуктах в информационное пространство, выводя таким образом разработки на рынок технологий и креативных индустрий;
в) находить потенциальных лицензиатов, приобретателей прав на РИД - технологических предпринимателей, заинтересованных во внедрении результатов, инвесторов в будущие исследовательские или творческие проекты;
г) использовать инструменты "умных контрактов", поддерживаемые распределенным реестром для быстрого и профессионального заключения сделок, построения сложных цепочек передачи прав на результаты, их агрегации и (или) доработки и переработки для создания нового продукта (товара или услуги).
19. Портал вакансий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://ученые-исследователи.рф/ позволяет получить информацию об актуальных вакансиях в научной сфере и принять участие в открытых конкурсах на замещение должностей научных работников в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2015 года N 937.
20. Национальная идентификационно-коммуникационная сервисная платформа для молодых ученых, инженеров и технологических предпринимателей Science ID (Science-Technology ID), запуск которой запланирован в 2018 году, позволит:
сформировать единый календарь научных мероприятий (конференции, симпозиумы, конгрессы) с возможностью быстрой регистрации на них;
создать резюме и упростить процедуру подачи конкурсных заявок на получение индивидуальных и коллективных грантов и субсидий, а также для участия в конкурсах на замещение должностей научных работников в научных и образовательных организациях высшего образования;
организовать площадку для проведения опросов и исследований, направленных на выявление потребностей молодых ученых.
21. Молодым ученым организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, выдаются государственные жилищные сертификаты, предоставляемые на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых ученых подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы. Информация о порядке оформления и выдачи жилищных сертификатов молодым ученым представлена на официальных сайтах ФАНО России по адресу http://fano.gov.ru и ФЦП "Жилище" на 2015 - 2020 годы по адресу http://www.fcpdom.ru".
Поощрение выдающихся заслуг и достижений в области науки,
технологий и инноваций
22. Основными государственными мерами поощрения за выдающиеся заслуги и достижения в области науки, технологий и инноваций являются премии Президента и Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также Российской академии наук.
Инфраструктура для проведения исследований и разработок
23. В целях обеспечения доступа ученых и исследователей к дорогостоящим исследовательским комплексам и научному оборудованию для проведения исследований созданы центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальными научными установками (далее - ЦКП, УНУ). Заинтересованные пользователи могут подать заявку и провести необходимые исследования и (или) измерения с использованием УНУ или оборудования ЦКП. Информация о возможностях ЦКП и УНУ, а также контактные данные размещены на портале www.ckp-rf.ru.
24. Информационная инфраструктура в Российской Федерации для проведения исследований и разработок представлена электронными библиотеками научных публикаций eLIBRARY.RU, "КиберЛенинка", Единой государственной информационной системой учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, Электронной библиотекой диссертаций Российской государственной библиотеки и другими электронными ресурсами.
Реестр охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности представлен в Информационно-поисковой системе Федерального института промышленной собственности и на портале "patscape.ru".
25. В целях развития исследований и подготовки специалистов в области математики созданы и функционируют региональные научно-образовательные математические центры. В указанных центрах проводятся математические мероприятия для школьников и студентов, созданы благоприятные условия для проведения научных исследований, к чтению курсов лекций приглашаются ведущие математики с мировым именем.
26. Для формирования предпринимательских навыков и стимулирования молодежной технологической активности доступны такие объекты инфраструктуры, как Центры молодежного инновационного творчества, детские технопарки "Кванториум", инжиниринговые центры.
Приложение
ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
АДРЕСНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, ИНЖЕНЕРОВ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
┌────────────────────┐\ Посевное Становление │ Самостоятельная │ \ финансирование │ карьера │ / └────────────────────┘/ www.минобрнауки.рф ┌─────────────────────────┐ │ Стипендии Президента │ www.p220.ru │ Российской Федерации │ ┌─────────────────────────┐ │ (студенты и │ │ Программа │ │ аспиранты) ├┐ │ "мегагрантов" (мол. │ │ Указ Президента РФ от ││ │ уч. в составе │ │ 14 сентября 2011 г. │├>│ коллективов ├─┐ │ N 1198 ││ │ лабораторий) │ │ └─────────────────────────┘│ │ постановление │ │ │ │ Правительства РФ от │ │ │ │ 9 апреля 2010 г. N 220 │ │ www.rscf.ru │ └─────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ www.grants.extech.ru │ │ │ Гранты РНФ │ ┌─────────────────────────┐│ ├─>│(мол. ученые - │ │ Стипендии Президента ││ www.rfbr.ru │ │ руководители │ │ Российской Федерации ││ ┌─────────────────────────┐ │ │ проектов) │ │ (мол. ученые и ││ │ │ │ └───────────────┘ │ аспиранты) ││ │ │ │ Уникаль- │ Указ Президента РФ от ││ │ │ │ ные │ 13 февраля 2012 г. ││ │ Гранты РФФИ (мол. ├─┤ науч- │ N 181 │├>│ ученые, постдоки) │ │ ные └─────────────────────────┘│ │ │ │ уста- www.минобрнауки.рф │ │ │ │ новки ┌─────────────────────────┐│ │ │ │ │ Стипендии Президента ││ │ │ │ │ Российской Федерации ││ └─────────────────────────┘ │ и │ для обучения за ││ │ с Центры │ рубежом (студенты и ││ │ с коллек- │ аспиранты) ││ │ К л тивного │ Распоряжение ││ │ а е поль- │ Президента РФ от 6 ├┤ │ р д зо- │ сентября 1993 г. ││ │ ь о вания │ N 613-рп ││ www.rscf.ru │ www.rfbr.ru е в научным └─────────────────────────┘│ ┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐ р а обору- │ │ Гранты РНФ (постдоки │ │ │ Гранты РФФИ │ а т довани- │ │ в составе коллективов │ │ │ (ведущие │ е ем www.rfbr.ru │ │ лабораторий под │ │ │ молодежные │ л ┌─────────────────────────┐│ │ руководством ведущих ├─┤ │ коллективы) │ я │ "Мой первый грант" │├>│ ученых) │ │ │ │ │ РФФИ ├┤ │ │ ├─>│ │ └─────────────────────────┘│ │ │ │ │ │ www.grants.extech.ru │ │ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐│ └─────────────────────────┘ │ └───────────────┘ │ Гранты Президента ││ www.rscf.ru │ │ Российской Федерации ││ ┌─────────────────────────┐ │ │ (мол. кандидаты и ││ │ │ │ │ доктора) ├┤ │ │ │ │ Указ Президента РФ от ││ │ │ │ │ 9 февраля 2009 г. │├>│ Гранты РНФ (мол. ├─┤ │ N 146 ││ │ ученые до 39 лет) │ │ └─────────────────────────┘│ │ │ │ www.минобрнауки.рф │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐│ │ │ │ │ Стипендии ││ └─────────────────────────┘ │ │ Правительства ││ │ │ Российской Федерации ││ │ │ (студенты и ├┼─────────┬───────────────────┴─┐ │ аспиранты) ││ │ │ │ постановление ││ │ │ │ Правительства РФ от ││ │ │ │ 3 ноября 2015 г. N 1192 ││ │ │ └─────────────────────────┘│ │ │ │ │ \/ www.p218.ru ┌────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────────┐ │ │ │ Программа "кооперация" (мол. уч. │ │ │ │ в составе коллективов) │ Инжи- и │ │ │ постановление Правительства РФ │ нирин- К н │ │ │ от 9 апреля 2010 г. N 218 │ говые а ж │ │ └────────────────────────────┬─────┘ центры р е │ \/ www.fcpir.ru │ ь н │ ┌────────────────────────────────────────────────┐ │ е е │ │ ФЦП "Исследования и разработки по │ │ р р │ │ приоритетным направлениям.." │ │ а а │ │ постановление Правительства РФ от ├─────┤ │ │ 21 мая 2013 г. N 426 │ │ Центры │ │ │ │ молодеж- │ └──────────────────────┬─────────────────────────┘ │ ного │ \/ www.fasie.ru │ инженер- │ ┌──────────────────────────┐ │ ного │ │ Программа "Старт" │ │ твор- │ │ Фонда содействия │ │ чества │www.fasie.ru ┌>│ инновациям (физ. и ├─┐ │ п \/ │ │ юр. лица без │ │ │ р ┌─────────────────────┐│ │ ограничений по │ │ │www.nti2035.ru е │ Программа "Умник" ││ │ возрасту) │ │ \/ К д │ Фонда содействия ││ └────────────┬─────────────┤ │ ┌───────────────┐ а п │ инновациям ├┤ │ │ │ │ Национальная │ Техно- р р │ (инноваторы от 18 ││ │ │ ├───>│технологическая│ парки ь и │ до 30 лет) ││ \/ www.sk.ru│ │ │ инициатива │ е н └─────────────────────┘│ ┌──────────────────────────┤ │ └───────────────┘ р и │ │ Фонд "Сколково" │ │ а м │ │образовательные программы │ │ а │ │ для будущих │ │ т └>│ предпринимателей и ├─┘ е │наставников для молодежных│ л │ проектов) │ я └──────────────────────────┘