МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 декабря 2018 г. N 84н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 18 ИЮЛЯ 2011 Г. N 223-ФЗ
"О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" И ИНЫХ ПРИНЯТЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; N 50, ст. 7343; 2012, N 53, ст. 7649; 2013, N 23, ст. 2873; N 27, ст. 3452; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6961; 2014, N 11, ст. 1091; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3947, ст. 3950, ст. 4001; N 29, ст. 4375; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4169, ст. 4254; 2017, N 1, ст. 15; N 24, ст. 3477; 2018, N 1, ст. 54, ст. 65, ст. 80, ст. 89; N 27, ст. 3957; N 32, ст. 5134, ст. 5135; N 45, ст. 6846; N 49, ст. 7524) и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 1335 "Об утверждении Правил осуществления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 47, ст. 7260) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент осуществления Министерством науки и высшего образования Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Полномочия по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением подведомственными заказчиками требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц возложить на Департамент контрольно-ревизионной деятельности и аудита (А.Ю. Петров).
Министр
М.М.КОТЮКОВ
Утвержден
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 25.12.2018 N 84н
РЕГЛАМЕНТ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 18 ИЮЛЯ 2011 Г. N 223-ФЗ
"О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" И ИНЫХ ПРИНЯТЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент устанавливает порядок осуществления Департаментом контрольно-ревизионной деятельности и аудита и территориальными органами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее соответственно - субъекты ведомственного контроля, Министерство) ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон) и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - ведомственный контроль) в отношении подведомственных Министерству заказчиков - организаций (далее - заказчики).
2. Предметом ведомственного контроля является соблюдение заказчиками, в том числе их контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок, уполномоченными органами и уполномоченными учреждениями, требований Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.
3. При осуществлении ведомственного контроля субъекты ведомственного контроля осуществляют проверку соблюдения заказчиком требований Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования), в том числе:
а) требований, предусмотренных частями 2.2 и 2.6 статьи 2 Федерального закона;
б) положения о закупке объекта контроля при осуществлении закупок.
II. Порядок организации и проведения мероприятий
ведомственного контроля
4. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездной и (или) документарной плановой или внеплановой проверки (далее - проверка).
5. Плановые проверки проводятся в соответствии со сводным планом проведения проверок деятельности территориальных органов Министерства и организаций, подведомственных Министерству (далее - сводный план проверок), который утверждается ежегодно в предшествующем году на очередной календарный год приказом Министерства. В отношении каждого заказчика плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в два года.
6. Внеплановые проверки могут проводиться по решению Министра науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министр) или уполномоченного им должностного лица Министерства на основании:
а) информации, поступившей из правоохранительных органов, других государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, от общественных объединений, юридических и физических лиц, участников закупки, указывающей на признаки нарушения заказчиком требований Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) поручений (указаний) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, обращений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
7. Плановые и внеплановые проверки осуществляются документарным способом, за исключением случаев, когда осуществляются выездные проверки, а именно:
а) при осуществлении контроля соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям договора и соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки;
б) в случае, если сведения, подлежащие проверке, составляют государственную тайну;
в) по соответствующему поручению Министра или уполномоченного им должностного лица Министерства.
8. При осуществлении ведомственного контроля заказчик подлежит отнесению к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения им обязательных требований.
Для целей осуществления ведомственного контроля в Министерстве устанавливается три категории риска: высокая, средняя и низкая. Отнесение заказчика к одной из трех категорий риска осуществляется один раз в год при составлении сводного плана проверок в соответствии с критериями, установленными в приложении к настоящему Регламенту, с учетом набранных баллов.
По итогам набранных балов отнесение заказчика к определенной категории риска осуществляется в следующем соотношении:
1) 1 - 5 баллов - низкая категория риска;
2) 6 - 10 баллов - средняя категория риска;
3) 11 - 15 баллов - высокая категория риска.
В сводный план проверок первоочередно включаются заказчики, которые были отнесены к высокой категории риска и имеют наиболее высокое количество баллов, затем по уменьшению степени риска и количества баллов.
9. Проведение проверки осуществляется комиссией Министерства (далее - Комиссия) на основании распоряжения Министерства, территориального органа Министерства (далее - Распоряжение).
10. В состав Комиссии входит не менее трех человек. Комиссию возглавляет председатель Комиссии. Члены Комиссии являются должностными лицами Министерства.
11. В необходимых случаях для участия в проводимых Министерством и его территориальными органами проверках, по которым требуются специальная подготовка, знания и квалификация специалистов, могут быть привлечены эксперты.
Заключение эксперта приобщается к материалам проверки с включением выводов эксперта в акт проверки.
12. Срок проведения проверки не может составлять более чем 30 рабочих дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 рабочих дней по распоряжению Министерства (территориального органа Министерства).
13. Министерство информирует заказчика о проведении проверки путем направления уведомления о проведении проверки с приложением копии Распоряжения. Уведомление о проведении проверки направляется не менее чем за 10 рабочих дней до даты начала проведения проверки.
14. Уведомление о проведении проверки должно содержать следующую информацию:
а) наименование заказчика, которому адресовано уведомление;
б) предмет проверки (проверяемые вопросы), в том числе период времени, за который проверяется деятельность заказчика;
в) вид проверки (выездная или документарная);
г) дату начала и дату окончания проведения проверки;
д) состав комиссии;
е) запрос о предоставлении документов, информации, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля;
ж) программу проведения проверки;
з) информацию о необходимости обеспечения условий для проведения выездной проверки (в случае ее проведения), в том числе о предоставлении помещения для работы, а также средств связи и иных необходимых средств и оборудования.
15. Уведомление о проведении проверки направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо нарочным (с распиской о вручении), либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Министерством подтверждения о его вручении заказчику.
16. При проведении проверки Комиссия в соответствии с пунктом 6 Правил осуществления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 1335, имеет право:
а) истребовать необходимые для проведения проверки документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;
б) получать необходимые для проведения проверки объяснения в письменной форме, в форме электронного документа и (или) в устной форме;
в) иметь в случае проведения выездной проверки беспрепятственный доступ на территорию, в помещения и здания заказчика (в том числе на фотосъемку, видеозапись и копирование документов) при предъявлении членами Комиссии служебных удостоверений и уведомления, указанного в пункте 13 настоящего Регламента, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.
17. Члены Комиссии при проведении проверки обязаны:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы заказчика, в отношении которого проводится проверка;
б) соблюдать установленные сроки проведения проверки;
в) не требовать от заказчика документы и иные сведения, не связанные с предметом проверки;
г) осуществлять ведомственный контроль в соответствии с настоящим Регламентом, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность заказчика, в отношении которого проводится проверка.
18. Заказчик, в отношении которого осуществляется проверка, имеет право:
а) получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке и ходе проверки;
б) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать необходимые объяснения в письменной форме, в форме электронного документа, заверенного действующей электронной подписью уполномоченного должностного лица, и (или) в устной форме по вопросам проводимой проверки;
в) знакомиться с результатами проверки.
19. Заказчик, в отношении которого осуществляется проверка, обязан:
а) создать условия для работы членов Комиссии, уполномоченных лиц:
предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и гарантирующее сохранность документов;
представлять проверяющим по их мотивированному требованию в установленный срок необходимые для проведения проверки документы, пояснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны), включая акты, договоры, справки, корреспонденцию, иные документы и материалы, в том числе выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях;
б) оказывать содействие в проведении проверки;
в) по результатам проверки принимать меры к устранению выявленных в процессе проверочных мероприятий недостатков, предупреждению или прекращению выявленных нарушений, и о результатах проведенных мероприятий сообщать Комиссии путем направления отчета о проведенной работе по выполнению плана устранения выявленных нарушений.
20. В случае если заказчик своим действием (бездействием) нарушает требования пункта 19 настоящего Регламента, председатель Комиссии подготавливает и направляет обращение на имя Министра или лица, его замещающего, для решения вопроса о привлечении руководителя заказчика к дисциплинарной ответственности.
21. Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем окончания проверки, установленным в Распоряжении, составляется акт о результатах проведения проверки (далее - акт) в двух экземплярах, имеющих равную силу, каждый из которых прошивается, нумеруется и подписывается членами Комиссии.
22. Акт проверки должен содержать:
а) наименование органа ведомственного контроля;
б) информацию об основании проведения проверки и иную информацию, содержащуюся в уведомлении о проведении проверки;
в) информацию о надлежащем уведомлении заказчика о проведении проверки;
г) информацию о запрошенных документах и информации у заказчика;
д) информацию о предоставлении заказчиком документов и информации;
е) информацию о выездных мероприятиях и проведенных осмотрах в ходе проверки;
ж) информацию о результатах анализа полученных документов и информации;
з) информацию о выводах, сделанных по итогам проведенных контрольных мероприятий (о наличии и содержании нарушений законодательства или их отсутствии) по каждому пункту программы проверки;
и) информацию о полученных от заказчика мотивированных возражениях и пояснениях либо об их отсутствии, а также о результатах рассмотрения Комиссией полученных от заказчика мотивированных возражений и пояснений;
к) разработанный план устранения выявленных нарушений в случае выявления нарушений;
л) дату составления акта проверки.
23. В течение 5 дней после составления акта первый экземпляр акта передается руководителю заказчика или иному уполномоченному им должностному лицу, которые на втором экземпляре ставят подпись в получении акта. В случае отказа от получения акта уполномоченным должностным лицом делается соответствующая запись на обоих экземплярах акта.
В случае, когда невозможно передать акт нарочно, первый экземпляр акта направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также дополнительно направляется с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение подтверждения о его получении объектом контроля: посредством факсимильной связи, информационных систем или электронной почты (в виде электронного образа).
24. В случае установления по результатам проверки нарушения заказчиком законодательства Российской Федерации в сфере закупок Комиссия:
а) разрабатывает план устранения выявленных нарушений, который является неотъемлемым приложением к акту и содержит указание на установленные нарушения, а также способы и сроки устранения указанных нарушений, которые устанавливаются в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации;
б) принимает решение об обращении в правоохранительные органы в случае выявления действий (бездействия) заказчика, содержащих признаки состава уголовного преступления;
в) в случае выявления по результатам проверки действий (бездействия) заказчика, содержащих признаки административного правонарушения, направляет материалы проверки в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный рассматривать дела о таких административных правонарушениях;
г) в случае выявления по результатам проверки действий (бездействия) заказчика, содержащих признаки дисциплинарного проступка, направляет материалы проверки Министру для принятия решения о применении дисциплинарного взыскания в отношении руководителя заказчика.
25. При наличии возражений или замечаний по выводам, изложенным в акте проверки, руководитель заказчика или лицо, его замещающее, вправе в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения акта, представить письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проведения проверки.
26. В случае выявления в ходе проверки признаков состава административного правонарушения председатель Комиссии в десятидневный срок с даты подписания акта проверки подготавливает и представляет доклад по результатам проверки на рассмотрение курирующему заместителю Министра. В случае выявления в ходе проверки признаков состава уголовного преступления, а также необходимости принять решение о привлечении руководителя заказчика к дисциплинарной ответственности председатель Комиссии подготавливает и представляет указанный доклад на рассмотрение Министру для принятия соответствующего решения.
27. Заказчик, в отношении которого по результатам проведения проверки утвержден план устранения выявленных нарушений, вправе направить мотивированное ходатайство о продлении срока устранения нарушений. Данное ходатайство рассматривается председателем Комиссии в течение 5 рабочих дней с даты поступления. Заказчику направляются утвержденные председателем Комиссии изменения в план устранения нарушений, либо мотивированный отказ о внесении изменений.
28. По истечении срока, предоставленного заказчику на исправление установленных нарушений в соответствии с планом устранения выявленных нарушений, заказчик направляет отчет о проведенной работе по выполнению указанного плана согласно подпункту "в" пункта 19 настоящего Регламента.
29. Материалы по результатам проверок, в том числе планы устранения выявленных нарушений, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения проверок, хранятся у субъекта ведомственного контроля не менее 3 лет.
Приложение
к Регламенту осуществления
Министерством науки и высшего
образования Российской Федерации
ведомственного контроля
за соблюдением требований
Федерального закона
от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц"
и иных принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актов
Российской Федерации, утвержденному
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 25.12.2018 N 84н
КРИТЕРИИ
С ЦЕЛЬЮ ОТНЕСЕНИЯ ЗАКАЗЧИКА К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ
РИСКА С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ НЕСОБЛЮДЕНИЯ
ИМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
N п/п
|
Наименование критерия <*>
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
1
|
Сведения о количестве договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона, шт.
|
0 - 50
|
0
|
51 - 100
|
1
|
||
100 - 200
|
2
|
||
201 и более
|
3
|
||
2
|
Сведения об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона, руб.
|
0 - 5 000 000
|
0
|
5 000 001 - 10 000 000
|
1
|
||
10 000 001 - 500 000 000
|
2
|
||
500 000 001 и более
|
3
|
||
3
|
Доля общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров, в объеме закупок, заключенных заказчиком с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем в рамках Федерального закона, %
|
0 - 5
|
0
|
6 - 25
|
1
|
||
26 - 50
|
2
|
||
51 - 100
|
3
|
||
4
|
Средняя стоимость заключаемых заказчиком договоров в рамках Федерального закона, руб.
|
2 000 000 и более
|
0
|
1 000 000 - 1 999 999
|
1
|
||
500 000 - 999 999
|
2
|
||
0 - 499 999
|
3
|
||
5
|
Доля общей стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, в общем объеме закупок заказчика в рамках Федерального закона, %
|
0 - 10
|
0
|
11 - 30
|
1
|
||
31 - 60
|
2
|
||
61 - 100
|
3
|
--------------------------------
<*> Для расчета показателей по критериям для каждого заказчика используется информация за предшествующий год, полученная из открытых источников (единая информационная система в сфере закупок).
При расчете значений показателей критериев применяются правила математического округления до целых чисел.
В случае отсутствия обязательной для размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок заказчику присваивается наивысший балл по критерию как нарушившему положения статьи 4 Федерального закона.
Для целей отнесения заказчика к определенной категории риска на основании рассчитанных показателей по каждому критерию заказчику присваивается соответствующий балл. Затем баллы по каждому критерию суммируются, полученное значение составляет итоговый балл заказчика. В зависимости от значения итогового балла заказчик относится к одной из категорий риска.