МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 января 2017 г. N ВК-58/07
О ЗАЧИСЛЕНИИ НА ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В связи с вступлением в силу 15 июля 2016 г. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 359-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), Минобрнауки России в целях единообразной правоприменительной практики относительно права на полное государственное обеспечение лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, сообщает.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 359-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя (далее - дети-сироты), обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
Внесенные Федеральным законом N 359-ФЗ изменения не являются нововведением. Положения Федерального закона N 159-ФЗ и в предыдущей редакции подразумевали, что лица, не относящиеся к категории детей-сирот, однако обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, также имели право на все дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования наравне с детьми-сиротами и на тех же условиях.
Рассматриваемые положения Федерального закона N 359-ФЗ носят редакционный характер, так как анализ и многочисленные обращения образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показал, что существовавшая ранее редакция Федерального закона N 159-ФЗ не позволяла однозначно применять норму закона на практике.
Учитывая изложенное, лица, потерявшие в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих приравниваются в правах к детям-сиротам при зачислении на полное государственное обеспечение и предоставлении дополнительных гарантий по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения.
В.Ш.КАГАНОВ