МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 апреля 2015 г. N ВК-1032/06
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового законодательства об образовании, направляет Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов.
Обращаем внимание, что согласно части 9 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
В.Ш.КАГАНОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ-РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Введение
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (часть 9 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ). При этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (часть 10 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).
Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов".
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ). В связи с этим методические рекомендации включают вопросы разработки всех компонентов образовательной программы, содержание которых непосредственно или опосредованно связано с профессиональными стандартами.
Нормативно-методические основы разработки дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов представлены в следующих документах:
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р "Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы";
приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов";
приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта";
приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
Определения <1>
--------------------------------
<1> Определение профессионального стандарта приведено в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, статья 195.1. Определения вида профессиональной деятельности, обобщенной трудовой функции, трудового действия приведены в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утв. приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта").
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе.
Трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
Трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Компетенция - динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.
Обозначения, сокращения
ВО - высшее образование
ДПП - дополнительная профессиональная программа
ОК - общие (общекультурные) компетенции
ОПК - общепрофессиональные компетенции
ОПОП - основные профессиональные образовательные программы
ОС - образовательный стандарт
ОТФ - обобщенная трудовая функция
ПК - профессиональные компетенции
ПС - профессиональный стандарт
ПСК - профессионально-специализированные компетенции
СПО - среднее профессиональное образование
ТФ - трудовая функция
УК - универсальные компетенции
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт
Алгоритм разработки дополнительных
профессиональных программ с учетом соответствующих
профессиональных стандартов
Шаг 1. Создание рабочей группы
Для повышения качества разработки ДПП с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации, осуществляющей образовательную деятельность (структурного подразделения организации), рекомендуется включить представителей работодателей и (или) иных заказчиков (потребителей) образовательных услуг ДПО.
Шаг 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана дополнительная профессиональная программа
Национальный реестр профессиональных стандартов размещен на сайте Минтруда России (URL сайта: http://profstandart.rosmintrud.ru). Необходимую информацию также можно найти в справочных информационно-правовых системах.
Первичный отбор ПС, необходимых для разработки ДПП, проводится на основе анализа их наименований. Далее надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы обобщенные трудовые функции (ОТФ) и (или) трудовые функции. Уровень квалификации <1> отобранных ОТФ и (или) ТФ не должен превышать возможности программы, связанные, прежде всего, уровнем квалификации деятельности, овладение или совершенствование которой предусмотрено ДПП, сроком ее освоения и исходным уровнем и направленностью (профилем) имеющегося у слушателей профессионального образования.
--------------------------------
<1> Уровень квалификации в ПС определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н).
Определение ПС и входящих в него (в них) ОТФ и ТФ, с учетом которых будет разработана ДПП, рекомендуется проводить с привлечением специалистов, хорошо осведомленных в содержании данной профессиональной деятельности, и специалистов в области образования (подготовки, переподготовки и повышения квалификации по рассматриваемому направлению, специальности или профессии).
Результаты анализа можно оформить в виде таблицы 1.
Таблица 1 - Связь дополнительной профессиональной программы с профессиональными стандартами
Наименование программы
|
Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких), ОТФ и (или) ТФ
|
Уровень квалификации ОТФ и (или) ТФ
|
1
|
2
|
3
|
Связь образовательной программы с профессиональными стандартами может быть отражена при описании ее целей или в разделе "Общая характеристика образовательной программы".
Шаг 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки)
Федеральным законом N 273-ФЗ установлено, что дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (далее - программы профессиональной переподготовки) разрабатываются на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ. Таким образом, при разработке данных программ возникает необходимость сопоставить соответствующие ФГОС и профессиональный(ые) стандарт(ы).
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ). Для их определения и может использоваться ПС. При этом необходимо учесть различия терминологии, используемой в образовании и в профессиональных стандартах, о которых говорилось выше. Вид профессиональной деятельности, квалификация, упоминаемые в цитируемой статье закона, в ПС в большинстве случаев соответствуют ОТФ, иногда - ТФ.
Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки слушатель может быть подготовлен к выполнению одной ОТФ, отвечающей присваиваемой квалификации, или освоить соответствующие ей компетенции. Решение о разработке соответствующей программы целесообразно принимать с учетом актуальной и перспективной востребованности той или иной профессии (специальности) на рынке труда, а также наличием в организации необходимого ресурсного обеспечения или возможности его развития.
Далее необходимо найти ФГОС, соответствующий направленности программы, и сопоставить зафиксированные в нем требования к результатам подготовки с описанием квалификации в ПС.
При разработке программ профессиональной переподготовки на основе профессиональных стандартов и требований к результатам освоения образовательных программ соответствующих ФГОС СПО проводится сопоставление следующих единиц этих документов (таблица 2).
Таблица 2 - Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС СПО
Профессиональный стандарт
|
ФГОС СПО
|
Выбранная(ые) для освоения ОТФ или ТФ
|
Вид(ы) деятельности (ВД). Иногда профессиональные компетенции
|
Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия. Иногда необходимые умения
|
Профессиональные компетенции по ВД
|
Трудовые функции или трудовые действия
|
Практический опыт по ВД
|
В силу разной степени обобщенности формулировок ОТФ и ТФ в профессиональных стандартах в одних случаях виду деятельности ФГОС СПО в ПС соответствует ОТФ (одна или несколько), а в других - ТФ (одна или несколько). Профессиональным компетенциям могут соответствовать ОТФ или ТФ (обычно они относятся к одной ОТФ, но иногда к нескольким), а также трудовые действия. Порой для определения необходимости коррекции ПК бывает необходимо проанализировать и перечни умений.
Кроме профессиональных компетенций по видам деятельности в качестве результата образования ФГОС СПО фиксируют общие компетенции. При их определении необходимо учитывать, что слушатели программ профессиональной переподготовки уже освоили или осваивают основную профессиональную образовательную программу, в том числе общие компетенции, соответствующего уровня профессионального образования.
При разработке программ профессиональной переподготовки на основе профессиональных стандартов и требований к результатам освоения образовательных программ соответствующих ФГОС ВО, содержание таблицы несколько меняется (таблица 3).
Таблица 3 - Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС ВО
Профессиональный стандарт
|
ФГОС ВО
|
Выбранная(ые) для освоения ОТФ или ТФ
|
Виды профессиональной деятельности (ВПД)
|
Трудовые функции или трудовые действия
|
Профессиональные задачи, профессиональные компетенции (ПК) и (или) профессионально-специализированные компетенции (ПСК)
|
Виды профессиональной деятельности, освоение которых предусмотрено ФГОС ВО (научно-исследовательская, проектная, производственная, организационно-управленческая и др.), являются "сквозными", поэтому при сопоставлении необходимо найти те, которые служат основой овладения выбранной квалификацией (ОТФ или ТФ).
С учетом различия подходов, использованных при составлении характеристики профессиональной деятельности и определении требований к результатам освоения образовательной программы в ФГОС ВО и описании квалификации в профессиональных стандартах, в каждом конкретном случае разработчики должны самостоятельно определить, какие единицы ПС и как корреспондируют с единицами ФГОС.
Кроме ПК и (или) ПСК в качестве результата образования ФГОС ВО фиксируют ОПК. При их определении используется подход, аналогичный описанному выше для ОК. При их определении необходимо учитывать, что слушатели программ профессиональной переподготовки уже освоили или осваивают основную профессиональную образовательную программу, в том числе общекультурные, а иногда и общепрофессиональные компетенции, соответствующего уровня профессионального образования.
Выводы, которые можно сделать на основе сравнения, могут содержать формулировки требований к результатам освоения программы с использованием терминологии, принятой в образовании, и должны обеспечивать их соответствие как ФГОС, так и профессиональным стандартам.
Шаг 4. Формирование результатов освоения дополнительных профессиональных программ
Результаты освоения программы профессиональной переподготовки можно разделить на итоговые (приобретение квалификации, овладение видом(ами) профессиональной деятельности, т.е. формирование новых или совершенствование имеющихся компетенций <1>) и промежуточные (освоение умений и знаний). Условием системного и полного описания результатов освоения программы является проведение их последовательной декомпозиции. Для этого удобно использовать таблицу 4 или иную аналогичную таблицу.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 76 Федерального закона N 273.
Таблица 4 - Результаты освоения программы профессиональной переподготовки
Имеющаяся квалификация и (или) уровень образования (при наличии соответствующего требования к слушателям): ________________________________
|
||||
Виды деятельности <1>
|
Профессиональные компетенции или трудовые функции <2>
|
Практический опыт <3>
|
Умения
|
Знания
|
ВД 1 ....
|
ПК 1.1 ....
|
|||
ПК 1.2 ....
|
||||
ПК 1.n ....
|
||||
ВД n ...
|
ПК n.1 ....
|
|||
ПК n.2 ....
|
||||
ПК n.n ....
|
||||
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) и (или) общие (общекультурные) компетенции (ОК) или универсальные компетенции (УК) <4> ____________________
|
--------------------------------
<1> Предлагается использовать термин "вид деятельности", а не "вид профессиональной деятельности". Это позволит исключить применение одного и того же термина для обозначения разных явлений.
В настоящее время термин "вид профессиональной деятельности" используется в профессиональных стандартах, Федеральном законе N 273-ФЗ (статья 76, часть 5) и ФГОС ВО. При этом вид профессиональной деятельности, квалификация, упоминаемые в цитируемой статье закона, в профессиональном стандарте в большинстве случаев соответствуют обобщенной трудовой функции. Виды профессиональной деятельности, освоение которых предусмотрено ФГОС ВО (научно-исследовательская, проектная, производственная, организационно-управленческая и др.), являются "сквозными", выполнение ОТФ, в большинстве случаев, предполагает их сочетание.
<2> В столбце указываются новые компетенции или компетенции, подлежащие совершенствованию.
<3> Практический опыт необходим для освоения компетенций; обычно связан с прохождением практики (стажировки).
<4> Здесь и далее тот или иной термин используется при необходимости.
Поскольку цель представляет собой осознанное представление (предвосхищение) результата деятельности, в структуре образовательной программы в соответствии с требованиями к таким документам <1> цель и планируемые результаты обучения могут быть представлены следующим образом (рисунок 1, курсивом приведены рекомендации по заполнению макета).
--------------------------------
<1> Пункт 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
Цель (планируемые результаты обучения) (вариант для программ профессиональной переподготовки)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Выпускник готовится к следующим видам деятельности:
______________________________________________________________________
указываются один или несколько видов деятельности
Уровень квалификации ________________________________________ указывается в соответствии с Уровнями квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов ( "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам". |