МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 февраля 2024 г. N МН-7/550
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент координации деятельности образовательных организаций в соответствии с пунктом 13 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2024 г. N 45-р, направляет для учета в работе методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования.
Директор Департамента
координации деятельности
образовательных организаций
Минобрнауки России
В.В.ГРИШКИН
Приложение
Утверждаю
Заместитель Министра науки
и высшего образования
Российской Федерации
Д.В.АФАНАСЬЕВ
от 5 февраля 2024 г. N б/н
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ КАРЬЕРЫ (ЦЕНТРОВ
СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение
Методические рекомендации по работе и модернизации центров карьеры образовательных организаций высшего образования разработаны во исполнение пункта 13 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2024 г. N 45-р, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2547, Федерального закона от 27 декабря 2013 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Методические рекомендации подготовлены в целях систематизации работы центров карьеры (центров содействия трудоустройству) образовательных организаций высшего образования (далее соответственно - центры карьеры, университеты).
Методические рекомендации учитывают положения основных документов стратегического планирования Российской Федерации, текущее состояние рынка труда, прогноз кадровой потребности экономики и уровень занятости выпускников университетов, в связи с чем переопределяют задачу университетов по содействию трудоустройству выпускников в формирование условий для повышения качества занятости выпускников в разрезе кадрового обеспечения приоритетных отраслей экономики, повышения производительности труда и развития условий для молодых специалистов: содействие эффективному применению человеческого потенциала на предприятиях и в учреждениях.
1. Общие положения
Центр карьеры - структурное подразделение университета, ответственное за взаимодействие с кадровыми партнерами, маршрутизацию абитуриентов и обучающихся в целях содействия занятости и трудоустройству выпускников.
Занятость выпускников - любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. В данное понятие в том числе включены граждане, проходящие срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и продолжающие обучение на следующих уровнях образования.
Трудоустройство - процесс поиска подходящей работы, подготовке к ней и устройства на работу. Трудоустройство может осуществлять выпускником самостоятельно, при содействии центра карьеры или Федеральной государственной службы занятости граждан.
Программа развития центра карьеры - утвержденный приказом руководителя университета стратегический документ, устанавливающий цели, задачи, проектные направления и целевые показатели эффективности центра карьеры, который является составной частью программы развития университета.
План работ (дорожная карта) центра карьеры - набор детализированных задач и мероприятий, направленных на выполнение задач программы развития центра карьеры. План работ ежегодно актуализируется и является неотъемлемой частью программы развития центра карьеры. Типовая форма плана работы центра карьеры в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
2. Положение центра карьеры и показатели
эффективности в университетах
Наименование структурного подразделения определяется университетом самостоятельно. Вместе с тем публичным общепринятым наименованием рекомендуется формулировка "Центр Карьеры". Допустимо различие публичного наименования центра карьеры и его наименования, закрепленного в локальных нормативных актах университета.
Подчинение центра карьеры определяется университетом самостоятельно с учетом специфики задач университета.
Система показателей эффективности деятельности центра карьеры, его программа развития, задачи и план работы разрабатываются и устанавливаются локально в университете на основе программы развития университета и проектов университета, где инструментарий и функционал центра карьеры применим в достижении целевых показателей, в том числе с ориентиром на систему внешней оценки центра карьеры, установленной в настоящих Методических рекомендациях, включающих в себя формирование устойчивой воронки привлечения кадровых партнеров в работу с университетом, а также взаимодействие со студентами, направленное на их вовлечение в научно-образовательные и проектные направления, приоритетные отрасли, самореализацию и адаптацию в индустриях.
Не рекомендуется использовать в показателях эффективности центра карьеры показатели, которые оценивают уровень занятости (трудоустройства) выпускников.
Программа развития центра карьеры, план работ и ключевые показатели эффективности закрепляются приказом ректора университета в самостоятельно разрабатываемой форме или на основе типовой модели, представленной Экспертным центром карьеры, в том числе в рамках Акселерационной программы.
Важным направлением работы центра карьеры выступает содействие кадровым партнерам в выстраивании качественной работы с молодыми специалистами в процессе привлечения, адаптации и развития, в том числе в рамках практики. Данная деятельность университетов через инструменты центров карьеры направлена на стимулирование инвестиций организаций в человеческий капитал для повышения производительности труда и интенсивного покрытия кадровых дефицитов в экономике.
Основными опорными документами в деятельности центра карьеры выступают программа развития университета, программы социально-экономического развития регионов, программы развития отраслей промышленности и документы стратегического планирования Российской Федерации.
Центр карьеры, как правило, не проводит самостоятельные мониторинги трудоустройства обучающихся и выпускников. Сбор и обработка сведений о занятости и трудоустройстве выпускников университетов осуществляется централизованно в соответствии с регламентом формирования аналитической информации о трудоустройстве граждан в подсистеме "Анализ трудоустройства граждан" Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", утвержденной приказом Роструда от 14 декабря 2022 г. N 278.
Обработка централизованных сведений о занятости и трудоустройстве выпускников для представления в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов, а также в иные учреждения и ведомства по запросу осуществляется с учетом специфики отраслевой занятости, а также отдельных групп занятости, не входящих в расчет в подсистеме "Анализ трудоустройства граждан" Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
Регламент самостоятельного сбора сведений о занятости и трудоустройстве выпускников университетами не установлен.
Предоставление централизованных сведений о занятости и трудоустройстве выпускников в университеты осуществляется Департаментом координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России.
3. Направления работы центра карьеры в университетах
Рекомендуются следующие направления работы центров карьеры:
1. Аналитические направления:
а) аналитическая работа, направленная на исследования качества занятости выпускников, сопровождение формирования аналитических материалов и справок по запросам, а также аналитического сопровождения в рамках компетенции при разработке и изменениях образовательных программ и проектов университета;
б) развитие системы комплексной оценки и консультаций в части предварительного отбора выпускников в интересах кадровых партнеров, естественным измерителем которого служит снижение стоимости привлечения специалиста.
2. Информационные направления:
а) поддержание информационного поля и коммуникаций, включающих в себя работу с социальными сетями, студенческими сообществами, цифровыми карьерными средами, а также информационными стендами и медиа-табло на территории университета;
б) организация событий, включающих в себя различные форматы очных и онлайн-мероприятий, преимущественно точечного немассового характера, с участием представителей работодателей, студенческих лидеров, преподавателей, научных работников, тренеров, других заинтересованных лиц и организаций.
3. Организационные направления:
а) Взаимодействие с кадровыми партнерами, включая формирование коробочных и проектных решений, выстраивание системных коммуникаций, определение зон ответственности и реализацию совместных программ с объективно оцениваемыми показателями сотрудничества, закрепляемыми в том числе в дорожных картах, в приложениях к соглашениям между университетами и кадровыми партнерами;
б) создание сообществ при центрах карьеры из числа заинтересованных студентов, преподавателей и иных лиц в целях содействия в реализации задач центра карьеры;
в) формирование и развитие сообществ сотрудников организаций, ответственных за работу с персоналом, молодыми специалистами и образовательными организациями;
г) формирование и развитие сообществ выпускников, в том числе в части мер поддержки работающих выпускников, а также коммуникации с успешными выпускниками в рамках профессиональных сообществ;
д) формирование условий для проектной, в том числе стартап-деятельности студентов и выпускников в качестве карьерной самореализации как на базе проектов кадровых партнеров, так и самостоятельных предпринимательских инициатив;
е) отраслевые специализированные направления проектного формата, направленные на использование наиболее эффективных мер по привлечению, адаптации и развития молодых специалистов, в том числе командные форматы трудоустройства в сферы сложного кадрового обеспечения, такие как отдаленные территории, отрасли с низким уровнем инвестиций в человеческий капитал и другие;
ж) Аудит и консультационное сопровождение при запуске новых образовательных программ, в том числе в сетевой форме на основе обратной связи работодателей и данных о компетентностных требованиях отраслей.
4. Система сопровождения модернизации и развития центров
карьеры университетов
Основными критериями внешней оценки деятельности центров карьеры университетов выступают:
1. Положение центра карьеры в университете, включающее в себя динамику ресурсного и административного положения подразделения, в том числе динамику по ставкам, материально-техническому обеспечению, участию руководителя центра карьеры в Ученом совете и других коллегиальных органах университета.
2. Наличие и реализация утвержденной программы развития университета, плана работ и закрепленных показателей эффективности центра карьеры, формируемых центром карьеры самостоятельно на основе специфики задач университета и закрепляемых локальным актом организации.
3. Динамика прироста кадровых партнеров университета и углубления взаимодействия через механизмы и инструменты работы центра карьеры, в том числе в части привлечения площадок для практической подготовки, сотрудников работодателей в качестве профессорско-преподавательского состава, запуска корпоративных стипендиальных программ, сетевых образовательных программ, запуска совместных проектов с финансовым участием организаций.
4. Качество работы центра карьеры по направлениям работы, указанным в разделе 3 настоящих методических рекомендаций.
5. Информационные ресурсы для организации работы центров
карьеры университетов
Акселерационная программа - программа методологического сопровождения совершенствования работы (модернизации) центров карьеры университетов, реализуемая в потоковом формате Экспертным центром карьеры и реализации профессиональных возможностей молодежи при Минобрнауки России, включающая в себя выстраивание базовых процессов центра карьеры, формирование программы развития, плана работ и показателей эффективности центра карьеры, реализацию данной программы и запуск специализированных направлений деятельности центра карьеры и учетом индивидуальной специфики университета.
Методологическим центром выступает Экспертный центр карьеры и реализации профессиональных возможностей молодежи при Минобрнауки России, реализующий курсы, специальные мероприятия, отраслевые проекты, Акселерационную программу, а также информационно-аналитическое сопровождение вопросов мониторинга занятости и трудоустройства выпускников.
В целях инструментального и информационно-аналитического сопровождения работы центров карьеры на основании соглашения Минобрнауки России с платформой "Факультетус" N 1/11-С от 12 октября 2022 года реализованы специализированные модули, в том числе "Мониторинг трудоустройства", "Цифровая карьерная среда", "Аналитика профессиональных интересов" и другие модули, доступные центрам карьеры на усмотрение университета.