МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2021 г. N МН-19/697
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНОБРНАУКИ РОССИИ
В целях достижения целевого показателя достижения "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления национальной цели "Цифровая трансформация", закрепленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в рамках сферы высшего образования Департаментом цифрового развития Минобрнауки России (далее - Департамент) подготовлены методические рекомендации по разработке стратегии цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России (далее соответственно - стратегия, ООВО).
Стратегия является отдельным стратегическим документом, который может учитывать как проекты, указанные ООВО, в Программе развития ООВО, так и проекты, реализуемые в рамках Программы цифрового развития ООВО.
Просим разработать стратегии цифровой трансформации ООВО до 1 ноября 2021 года, предварительно представив проект стратегии в адрес Департамента для его экспертной оценки, а также продублировать на адрес электронной почты strategy@scieddi.ru.
Врио директора
Департамента цифрового развития
В.В.САВЧЕНКО
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Перечень определений и сокращений
АРМ
|
Автоматизированное рабочее место
|
АУП
|
Административно-управленческий персонал
|
Дистанционные образовательные технологии
|
Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников
|
ИКТ-инфраструктура
|
Система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия
|
ИС, АИС
|
Информационная система
|
ООВО
|
Образовательная организация высшего образования, основной целью которой является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования
|
ППС
|
Профессорско-преподавательский состав
|
Сервис
|
Услуга, направленная на удовлетворение потребностей конечного пользователя, охватывающая все связанные с этим бизнес-процессы в цифровом формате (продуктовая составляющая, функционирование которой обеспечивает работа ИС, на базе которой развернут сервис)
|
Стратегия
|
Стратегия цифровой трансформации ООВО до 2030 года
|
Цифровая зрелость
|
Достижение ключевыми отраслями и уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации целевых показателей, сформулированных в стратегии цифровой трансформации
|
Цифровая трансформация
|
Комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти Российской Федерации, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий
|
Электронное обучение
|
Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников
|
Average session time
|
Средняя продолжительность времени, в течение которого пользователь непосредственно использует сервис, рассчитанная за выбранный период
|
BPMN (business process model and notation)
|
Нотация для моделирования бизнес-процессов
|
CDO (chief digital officer)
|
Руководитель по управлению данными
|
CDTO (chief digital transformation officer)
|
Руководитель цифровой трансформации
|
CPO (chief product officer)
|
Руководитель по управлению развитием продуктов
|
CTO (chief technical officer)
|
Технический директор
|
DAU (daily active users)
|
Количество уникальных пользователей, которые зашли на сервис в течение дня
|
LMS (learning management system)
|
Система управления обучением
|
MAU (monthly active users)
|
Количество уникальных пользователей, которые зашли на сервис в течение месяца
|
Sessions
|
Количество периодов времени, в течение которых пользователь непосредственно использует сервис, рассчитанное за выбранный промежуток времени. Сессия начинается каждый раз, когда пользователь заходит на сервис
|
Sticky Factor
|
Метрика, определяющая, насколько часто люди возвращаются в сервис
|
WAU (weekly active users)
|
Количество уникальных пользователей, которые зашли на сервис в течение недели
|
1. Основные положения
В данном разделе указываются в свободной текстовой форме следующие элементы:
- документы, на основании которых разрабатывается Стратегия;
- взаимосвязь проектов Стратегии с проектами Программы развития ООВО;
- особенности реализации Стратегии (при наличии).
2. Вызовы, цели и задачи Стратегии
2.1. Цели Стратегии
В данном разделе указывается цель, соответствующая следующим принципам: конкретности, измеримости, достижимости, уместности (необходимости), ограниченности во времени (далее - модель SMART). Цель должна быть сформирована на период до 2030 года.
2.2. Задачи Стратегии
В данном разделе указываются задачи, сформулированные в соответствии с моделью SMART и способствующие достижению цели, определенной в разделе 2.1.
2.3. Проблемы достижения цифровой зрелости в ООВО
В данном разделе указываются барьеры, препятствующие достижению цифровой зрелости ООВО.
3. Раздел "Цифровые сервисы"
3.1. Цели раздела
В данном разделе указывается цель развития блока цифровых сервисов, действующих в ООВО, сформулированная в соответствии с моделью SMART и способствующая достижению цели Стратегии на период до 2030 года.
3.2. Задачи раздела
В данном разделе указываются задачи, сформулированные в соответствии с моделью SMART и способствующие достижению цели раздела "Цифровые сервисы".
3.3. Описание текущей ситуации
Описание текущей ситуации в указанном подразделе может включать в себя анализ следующих показателей, в соответствии с таблицей 1:
- наличие сервисов, а именно перечисление сервисов, используемых в деятельности ООВО, с указанием пользовательских ролей, на которые они направлены, и с описанием основных функциональных возможностей.
- качество сервисов, а именно метрики использования сервисов (DAU, WAU, MAU, Sessions, Average Session Time, Sticky Factor) (при их наличии). Порядок расчета метрик указан в Приложении 1.
- уровень удовлетворенности пользователей сервисами, действующими в ООВО. Порядок расчета метрики указан в Приложении 1;
- доля сервисов ООВО, в отношении которых оказывается техническая поддержка эксплуатации, в общем количестве сервисов, действующих в ООВО.
Описание текущей ситуации также может включать в себя графическое отображение модели алгоритмов взаимодействия работников образовательной организации и обучающихся в виде схемы бизнес-процессов, разработанной в нотации BPMN.
Таблица 1. Общая информация о сервисах ООВО
Общая информация о сервисах ООВО
|
||||||
Наименование сервиса
|
Категории пользователей
|
Пользовательские роли сервиса
|
Функциональные возможности сервиса
|
Применяемые метрики по оценке количества пользователей
|
Техническая поддержка сервиса
|
Уровень удовлетворенности пользователей
|
3.4. Целевое видение
В данном разделе необходимо описать модель сервисов, которая определит архитектуру сервисов, а именно системы сервисов и их взаимосвязи между собой.
В представленной ниже целевой модели описываются основные направления по созданию и развитию сервисов, а также возможное распределение сервисов в рамках выбранных направлений в соответствии с их функциональными возможностями. Данная модель носит рекомендательный характер.
Разделы целевого видения модели "сервисов" могут быть сформированы как с учетом предоставленной структуры, так и согласно собственным разработкам ООВО.
Описание целевого видения также может включать в себя графическое отображение модели алгоритмов взаимодействия работников образовательной организации и обучающихся в виде схемы протекания бизнес-процессов, разработанной в нотации BPMN. В модели следует отражать целевое видение для контрольных точек стратегии: на момент 2024 и 2030 года.
Направления создания и развития сервисов:
3.4.1. Направление создания и развития сервисов "Обеспечение коммуникации и взаимодействия"
3.4.1.1. Указанное направление может состоять из сервисов, обеспечивающих взаимодействие между абитуриентами, обучающимися, ППС, АУП и другими заинтересованными лицами, например, сайт ООВО, сервис видеоконференций и другие сервисы.
3.4.2. Направление создания и развития сервисов "Система управления обучением"
Указанное направление может состоять из следующих разделов:
3.4.2.1. Раздел "Управление системой обучения". В указанный раздел могут быть включены сервисы:
- обеспечивающие работу с шаблонами форм, содержащими образовательный контент;
- по хранению и обработке информации;
- по обеспечению коммуникации между участниками курсов и сообществ;
- по интеграции с рекрутинговыми сайтами (HH.ru, profi.ru и др.).
3.4.2.2. Раздел "Формирование цифрового профиля обучающегося". В указанный раздел могут быть включены сервисы, позволяющие обучающемуся просматривать свою успеваемость (рейтинг), сервисы по постановке образовательных целей и осуществлению мониторинга их достижения, сервисы по оплате услуг ООВО и другие сервисы, позволяющие обучающемуся посмотреть свой цифровой след в ООВО.
3.4.2.3. Раздел "Подготовка к поступлению в ООВО". В указанный раздел могут быть включены сервисы, позволяющие абитуриенту ознакомиться с программами обучения, реализуемыми ООВО, посмотреть навигацию в инфраструктуре ООВО, поступить в ООВО, записаться на образовательные курсы.
3.4.2.4. Раздел "HR-цикл". В указанный раздел могут быть включены сервисы:
- позволяющие оформить практику обучающегося;
- обеспечивающие коммуникацию между обучающимися и работодателями;
- способствующие кадровому развитию.
3.4.3. Направление создания и развития сервисов "Управления деятельностью ООВО"
3.4.3.1. Указанное направление может состоять из сервисов, позволяющих АУП осуществлять оперативное и стратегическое управление ООВО, например: инструменты бизнес-анализа (BI), сервисы по управлению административно-хозяйственной деятельностью, сервисы по управлению и контролю доступом и других сервисов.
3.4.4. Направление создания и развития сервисов "Управление цифровым образовательным пространством"
Указанное направление может состоять из следующих разделов:
3.4.4.1. Раздел "Образовательная траектория". В указанный раздел могут быть включены сервисы, позволяющие организовать управление образовательной траекторией обучающихся, например: сервис по записи на факультатив, сервис по смене профиля обучения.
3.4.4.2. Раздел "Услуги онлайн". В указанный раздел могут быть включены сервисы, позволяющие получать обучающимся/работникам услуги, предоставляемые ООВО в режиме "онлайн".
3.4.4.3. Раздел "Онлайн расписание". В указанный раздел могут быть включены сервисы, позволяющие осуществлять планирование и мониторинг образовательных/личных мероприятий, например: сервис по просмотру расписания в режиме "онлайн", сервис по просмотру научных мероприятий.
3.4.4.4. Раздел "Единый личный кабинет работника/обучающегося". В указанный раздел могут быть включены все сервисы ООВО, доступные для обучающихся/работников в едином сервисе.
3.4.4.5. Раздел "Поступление онлайн". В указанный раздел могут быть включены сервисы, позволяющие организовать процесс поступления в ООВО в режиме "онлайн".
3.4.4.6. Раздел "Завершение обучения в ООВО". В указанный раздел могут быть включены сервисы, позволяющие обучающемуся и ООВО быстро и эффективно исполнять взаимные обязательства после успешного завершения обучающимся обучения, например: сервис по ведению обходного листа в режиме "онлайн", сервис по получению копии диплома в режиме "онлайн".
3.4.5. Направление создания и развития сервисов "Научная и проектная деятельность"
В указанный раздел могут быть включены сервисы, позволяющие осуществлять научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и проектную работы, как профессорско-педагогическим составом, так и обучающимися и иными участниками образовательного процесса ООВО в цифровом виде, например, сервис по предоставлению вычислительных мощностей, сервисы по созданию и тестированию прототипов и т.д.
4. Раздел "Информационные системы"
4.1. Цели раздела
В данном разделе указывается цель развития информационных систем ООВО, сформулированная в соответствии с моделью SMART и способствующая достижению цели Стратегии на период до 2030 года.
4.2. Задачи раздела
В данном разделе указываются задачи, сформулированные в соответствии с моделью SMART и способствующие достижению цели раздела "Информационные системы".
4.3. Описание текущей ситуации
Описание текущей ситуации в указанном подразделе включает в себя анализ следующих показателей:
- ИС, находящиеся на балансе ООВО, в соответствии с таблицей 2:
- перечень ИС, находящихся на балансе ООВО, с описанием решаемых ими задач;
- классификация ИС (ГИС, ведомственная и др.);
- доля действующих ИС в общем количестве ИС, находящихся на балансе ООВО.
- технический стек и архитектура ИС ООВО в соответствии с таблицей 3;
- наличие исполнительной документации в отношении ИС, действующих в ООВО, в соответствии с таблицей 4.
Таблица 2. Общая информация об ИС ООВО
Общая информация об ИС ООВО
|
||||
Наименование ИС, находящейся на балансе ООВО
|
Задачи, решаемые ИС
|
Сервисы, действующие на основании ИС
|
Классификация ИС (ГИС, ведомственная, внутренняя т.д.) Общая информация об ИС ООВО
|
Статус ИС (действует, не действует)
|
Таблица 3. Технический стек и архитектура ИС ООВО
Технический стек и архитектура ИС ООВО
|
|||
Наименование ИС, находящейся на балансе ООВО
|
Краткое описание функциональных возможностей ИС
|
Язык программирования и базовый фреймворк (если используется), с помощью которых был разработан программный код ИС
|
Сторонние компоненты и сервера, используемые в ИС
|
Таблица 4. Исполнительная документация в отношении ИС ООВО
Наименование ИС
|
Исполнительная документация
|
Наличие или отсутствие исполнительной документации
|
[Название информационной системы]
|
Протокол предварительных испытаний ИС
|
Да/нет
|
Акт приемки ИС в опытную эксплуатацию
|
Да/нет
|
|
Акт о завершении опытной эксплуатации ИС
|
Да/нет
|
|
Согласованная программа и методика приемочных испытаний ИС
|
Да/нет
|
|
Протокол приемочных испытаний ИС
|
Да/нет
|
|
Акт приемки ИС в промышленную эксплуатацию
|
Да/нет
|
|
Регламент эксплуатации
|
Да/нет
|
4.4. Целевое видение
В указанном разделе необходимо отобразить целевую архитектуру ИС ООВО.
Решения, отраженные в архитектуре ИС, должны обеспечивать построение ИС, соответствующей следующим принципам:
- открытость (кроссплатформенность) - возможность ИС допускать замену любого элемента системы без пересмотра системной архитектуры;
- масштабируемость - возможность наращивать ресурсы ИС с пропорциональным повышением производительности таким образом, что при этом не возникает необходимости модернизации программного обеспечения ИС или проведения структурных изменений системы;
- надежность - возможность ИС сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения;
- тестируемость - возможность установления факта правильного функционирования системы;
- диагностируемость - возможность нахождения неисправной части системы;
- простота обслуживания и эксплуатации - минимальные требования к квалификации и дополнительному обучению эксплуатационного персонала;
- безопасность - соответствие ИС требованиям информационной безопасности, установленным в нормативно-правовых актах Российской Федерации;
- ремонтопригодность - возможность восстановления работоспособности ИС за минимальное время при экономически оправданной стоимости ремонта;
- экономичность - экономическая эффективность ИС в процессе функционирования;
- долговечность - максимальная длительность жизненного цикла системы без существенного устаревания решения за счет выбора перспективных промышленных стандартов.
5. Раздел "Инфраструктура"
5.1. Цели раздела
В данном разделе указывается цель развития ИКТ-инфраструктуры ООВО, сформулированная в соответствии с моделью SMART и способствующая достижению цели Стратегии на период до 2030 года.
5.2. Задачи раздела
В данном разделе указываются задачи, сформулированные в соответствии с моделью SMART и способствующие достижению цели раздела "Инфраструктура".
5.3. Описание текущей ситуации
Описание текущей ситуации в данном подразделе включает в себя:
- краткое описание текущего уровня цифрового развития по результатам проведенного самообследования ИКТ-инфраструктуры объектов ООВО;
- проблемно-ориентированный анализ результатов самообследования текущего уровня ИКТ-инфраструктуры объектов ООВО. Анализ должен включать в себя обоснование решений о наличии или отсутствии проведения мероприятий по следующим исходным:
- необходимость создания/модернизации локальных вычислительных сетей (далее - ЛВС);
- необходимость создания/модернизации структурированных кабельных систем;
- необходимость создания/модернизации систем беспроводного широкополосного доступа;
- необходимость оснащения/модернизации источниками бесперебойного питания и средствами стабилизации напряжения;
- необходимость оснащения (обновления) компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением.
5.4. Целевое видение
В указанном подразделе ООВО необходимо описать этапы реализации мероприятий по дальнейшему развитию ИКТ-инфраструктуры на основании проведенного анализа ИКТ-инфраструктуры объектов ООВО, в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
N
|
Наименование и содержание этана мероприятия
|
Планируемый срок реализации
|
Ожидаемый результат
|
Создание/модернизация ЛВС
|
|||
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
|
Создание/модернизация структурированных кабельных систем
|
|||
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
|
Создание/модернизация систем беспроводного широкополосного доступа
|
|||
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
|
Оснащение/модернизация источниками бесперебойного питания и средствами стабилизации напряжения
|
|||
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
|
Оснащение (обновление) компьютерного, мультимедийного, презентационного оборудования и программного обеспечения
|
|||
Пример заполнения поля: [Обновление парка вычислительной техники за счет закупки АРМ]
|
Пример заполнения поля: [Апрель 2022]
|
Пример заполнения поля: [Увеличена доля компьютерной техники не старше 5 лет и количество АРМ на 1 работника, обучающегося]
|
|
Пример заполнения поля: [Модернизация существующей ЛВС (проводной и Wi-Fi сегменты)]
|
Пример заполнения поля: [Январь 2022]
|
Пример заполнения поля: [Увеличена пропускная способность магистральных каналов связи. Увеличена скорость доступа клиентов по проводной сети к цифровым платформам Увеличена доля учебных аудиторий, обеспеченных доступом в Интернет через Wi-Fi.]
|
|
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
6. Раздел "Управление данными"
6.1. Цели раздела
В данном разделе указывается цель в части управления данными ООВО, сформулированная в соответствии с моделью SMART и способствующая достижению цели Стратегии на период до 2030 года.
6.2. Задачи раздела
В данном разделе указываются задачи, сформулированные в соответствии с моделью SMART и способствующие достижению цели раздела "Управление данными".
6.3. Описание текущей ситуации
В указанном подразделе необходимо указать мероприятия, реализуемые в ООВО, в части управления и руководства данными, в том числе с описанием:
- существующих стратегических и операционных документов по управлению данными, действующие в ООВО, в соответствии с таблицей 6;
- перечень должностей, реализующих мероприятия по управлению и руководству данными и их должностные обязанности, в соответствии с таблицей 7;
- существующие практики сбора и использования данных в ООВО.
[Например: "данные открытых источников используются для таргетированного привлечения абитуриентов в социальных сетях" и (или) "данные об активностях студентов в LMS используются преподавателями для корректировки учебной нагрузки обучающихся"];
- используемые инструменты аналитики и принятия решений, внедренные в деятельность ООВО, в соответствии с таблицей 8;
- существующие барьеры, препятствующие проведению мероприятий по управлению и руководству данными и использованию данных для принятия управленческих решений в ООВО и предполагаемые меры по их преодолению, в соответствии с таблицей 9;
- информация о потоках данных ООВО, в соответствии с таблицей 10.
Таблица 6. Документы по работе с данными
Полное наименование внутреннего документа ООВО, регламентирующего работу с данными ООВО
|
Тип документа (стратегический или операционный)
|
Таблица 7. Перечень должностей, реализующих мероприятия по управлению и руководству данными
Должность
|
Должностные обязанности
|
Количество штатных единиц, занимающих указанную должность
|
Таблица 8. Инструменты аналитики и принятия решений, действующие в ООВО
Наименование аналитического инструмента, используемого в ООВО
|
Функциональные возможности аналитического инструмента, используемого в ООВО
|
Задачи, решаемые с использованием аналитического инструмента
|
Таблица 9. Барьеры, препятствующие проведению мероприятий по управлению и руководству данными, а также использованию данных для принятия управленческих решений и меры по их преодолению
Существующие барьеры, препятствующие проведению мероприятий по управлению данными и использованию данных для принятия управленческих решений
|
Предполагаемые меры по преодолению барьеров, препятствующих проведению мероприятий по управлению данными и использованию данных для принятия управленческих решений
|
Таблица 10. Информация о потоках данных
Наименование ИС
|
Состав данных
|
Экспортируемые данные
|
Импортируемые данные
|
Режим обмена
|
Ввести название ИС
|
Указать перечень основных сущностей и краткое описание информации, хранящейся о них в ИС
|
Указать состав данных, которые выгружаются из ИС
|
Указать состав данных, которые загружаются в ИС
|
Автоматический - обмен данными осуществляется без участия оператора (за исключением первичной настройки и обслуживания функционирования)
|
Автоматизированный - каждый обмен данными осуществляется исключительно при участии оператора
|
||||
Ручной режим работы с данными - данные вручную выгружаются и загружаются оператором
|
||||
6.4. Целевое видение
В подразделе должна быть указана следующая информация:
1. Стратегическое видение работы с данными в ООВО. Необходимо сформулировать цель, которая будет достигнута посредством выполнения мероприятий по управлению данными в рамках реализации программы развития. Привести информацию о том, какие стратегические документы по управлению данными будут приняты в ООВО (например: стратегии по управлению данными, концепции мероприятий по управлению данными, включающие общие положения и дорожную карту мероприятий).
2. Организационная структура работы с данными в ООВО. Необходимо привести роли, функциональные возможности и полномочия всех субъектов работы с данными и описать порядок их взаимодействия, основываясь на текущей организационной структуре. Структура работы с данными может состоять из руководителя по управлению данными, органов по управлению данными, команды по качеству данных и конечных потребителей.
3. Руководство данными в ООВО. Необходимо описать, какие политики, процедуры и стандарты в части работы с данными, а также локальные нормативные акты будут приняты в ООВО. Возможные объекты руководства данными: управление архитектурой данных, моделирование данных, хранение и обработка данных, обеспечение безопасности данных, управление жизненным циклом данных, управление качеством данных, управление метаданными, управление мастер-данными, порядок использования и представления данных для пользователей.
4. Архитектура данных в ООВО. Необходимо описать основные источники данных и порядок обеспечения их взаимодействия, порядок описания моделей и потоков данных на различных уровнях, порядок представления и использования данных в ООВО.
5. Качество данных в ООВО. Необходимо привести меры, которые будут приниматься для повышения и поддержки качества данных в контуре ООВО.
6. Анализ данных и принятие решений в ООВО. Необходимо описать, как данные в ООВО будут использоваться для принятия управленческих решений, какие решения по представлению данных пользователям будут использованы и на каких уровнях.
7. Возможные риски. Необходимо описать, какие существуют барьеры и риски при переходе к целевому видению и описать возможные способы их решения.
7. Раздел "Кадры"
7.1. Цели раздела
В данном разделе указывается цель в части развития кадрового потенциала ООВО, сформулированная в соответствии с моделью SMART и способствующая достижению цели Стратегии на период до 2030 года.
7.2. Задачи раздела
В данном разделе указываются задачи, сформулированные в соответствии с моделью SMART и способствующие достижению цели раздела "Кадры".
7.3. Описание текущей ситуации
В данном разделе необходимо указать:
- результаты проведенного исследования по оценке цифровых компетенций у обучающихся, ППС и АУП, например: уровень развития цифровых компетенций, выявленные дефициты, потребность в развитии конкретных компетенций (при наличии), в соответствии с таблицей 11 с указанием данных за последние 12 месяцев;
- мероприятия (те, что были проведены, и какие результаты были достигнуты или не достигнуты), проводимые в ООВО, для повышения уровня цифровых компетенций у обучающихся, ППС и АУП в соответствии с таблицей 12 с указанием данных за последние 12 месяцев;
- доля ППС, разработавших верифицированный цифровой образовательный контент. В качестве верифицированного контента учитываются цифровые образовательные материалы, размещенные на внутренних или общедоступных образовательных платформах.
Таблица 11. Оценка цифровых компетенций у обучающихся, ППС и АУП
Категория участников образовательного процесса
|
Средний уровень цифровых компетенций (низкий, начальный, базовый, высокий)
|
Выявленные дефициты в цифровых компетенциях
|
Потребность в развитии конкретных компетенций
|
Таблица 12. Мероприятия, проводимые в ООВО, для повышения уровня цифровых компетенций у обучающихся, ППС и АУП
Наименование мероприятия по повышению цифровых компетенций участников образовательного процесса
|
Бенефициары мероприятия
|
Результат мероприятия
|
Степень достижения результата (указывается в процентном соотношении)
|
7.4. Целевое видение
В указанном разделе необходимо описать этапы реализации мероприятий, реализуемых в ООВО и направленных на повышение уровня цифровой грамотности участников образовательного процесса на основании данных, указанных в таблицах 11 и 12, в соответствии с таблицей 13.
Таблица 13
N
|
Наименование и содержание этана мероприятия
|
Планируемый срок реализации
|
Ожидаемый результат
|
Пример заполнения темы: повышение уровня цифровой грамотности ППС
|
|||
1.1
|
Пример заполнения поля: [проведение курса лекций и семинаров в области кибербезопастности]
|
Пример заполнения поля: [июль - сентябрь 2022]
|
Пример заполнения поля:
Не менее 80; слушателей курса набрали проходной балл по результатам итогового тестирования */
* - у не менее 80% слушателей курса сформированы базовые знания в области защиты цифровых устройств и персональных данных]
|
1.2
|
Пример заполнения поля: [Проведение курса вебинаров по применению цифровых сервисов в образовательной деятельности]
|
Пример заполнения поля: [октябрь - ноябрь 2022]
|
Пример заполнения поля: [у участников вебинаров сформированы представления о использовании цифровых сервисов в образовательной деятельности]
|
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
Заполнить поле
|
|
Пример заполнения темы: повышение уровня цифровой грамотности обучающихся
|
|||
2.1
|
Пример заполнения поля: [Проведение квеста по цифровой грамотности]
|
Пример заполнения поля: [сентябрь - ноябрь 2022]
|
Пример заполнения поля: [повышение уровня цифровой грамотности участников квеста, формирование мотивации участников квеста на дальнейшее изучение тем, связанных с цифровой грамотностью и т.д.]
|
8. Проекты цифровой трансформации
Необходимо заполнить все поля, указанные в таблице 14.
Таблица 14. Форма заполнения проектов цифровой трансформации
N п/п
|
Раздел ЦТ проекта
|
Наименование проекта
|
Взаимосвязь с другими проектами стратегии
|
Цель проекта
|
Срок реализации проекта
|
Краткое описание проекта
|
Бенефициары
|
9. Показатели достижения цифровой зрелости
Необходимо заполнить все поля, указанные в таблице 15
Таблица 15. Форма заполнения показателей достижения цифровой трансформации
Наименование проекта
|
Ответственное подразделение
|
Мероприятия
|
Наименование показателя
|
Единица измерения показателя
|
Значения показателя по годам
|
|||
2022
|
2023
|
2024
|
2030
|
|||||
10. Взаимосвязь с проектами стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования и программой развития ООВО
В таблице 16 необходимо указать взаимосвязь проектов Стратегии с проектами цифровой трансформации в отрасли науки и высшего образования и проектами, содержащимися в Программе развития ООВО.
Таблица 16. Форма отображения взаимосвязи проектов цифровой трансформации
Показатели Стратегии
|
Показатели стратегии цифровой трансформации Минобрнауки России
|
Показатели Программы развитии ООВО
|
11. Оценка рисков при реализации Стратегии
Риски проекта - события или условия, которые в случае возникновения имеют негативное воздействие. Указываются ключевые риски, которые могут оказать существенное влияние на результат проекта.
Могут быть указаны как стратегические, так и операционные риски.
Стратегические риски имеют масштабные последствия, могут привести к отклонениям в процессе достижения нескольких результатов проекта или проекта в целом.
Операционные имеют локальные последствия, могут привести к отклонениям в процессе решения конкретной задачи проекта.
Заполняется 3 - 5 конкретных рисков, релевантных проекту. Для каждого риска описывается в соответствии с таблицей 16:
1. Источник риска.
2. Приоритетное рисковое событие.
Примеры стратегических рисков:
- Здоровье и безопасность
Выбираются, если проект зависит от продолжительности жизни, снижения травматизма, обеспечения лекарственными препаратами, создания безопасной среды и др.
- Кибербезопасность
Выбирается, если достижение целей проекта зависит от безопасности обработки и хранения конфиденциальных данных, непрерывного функционирования ИТ-системы или сервиса.
- Макроэкономическая стабильность
Выбирается, если цели проекта напрямую зависят от макроэкономической стабильности, от роста ВВП, роста доходов населения или отдельных социальных групп, улучшения условий труда и т.д.
- Окружающая среда
Выбирается, если реализация проекта связана с конкретным местоположением, прогнозируемыми стихийными бедствиями, техногенными авариями и т.д.
- Санкции
Выбирается, если цели проекта могут быть не достигнуты из-за ограничений на экспорт в Россию или импорт из России (указать товары, релевантные для проекта), санкций на организации и/или отдельных лиц.
- Технологический суверенитет
Выбирается, если проект зависит от возможности использования новейших технологий или компетенций, утрата или ограничение доступа к которым могут привести к срыву проекта.
- Человеческий капитал
Выбирается, если проект связан с развитием человеческого капитала, повышением качества образования, НИОКР, созданием условий для личной и профессиональной самореализации и т.д.
Примеры операционных рисков:
- Качество планирования
Выбирается, если с высокой вероятностью цель проекта не будет достигнута из-за некачественного планирования мероприятий:
а) проект слишком новый и сложный;
б) могут быть ошибки проектирования решения из-за нехватки опыта;
в) мероприятий недостаточно;
г) мероприятия не ведут к цели;
д) нереалистичные сроки;
е) неверные приоритеты.
- Качество реализации
Выбирается, если с высокой вероятностью целевой образ результата не будет достигнут из-за некачественной реализации мероприятия, нарушения обязательств контрагентами, снижения качества поставляемых услуг и материалов и т.д.
- Нехватка компетенций
Выбирается, если с высокой вероятностью цель проекта не будет достигнута из-за нехватки компетенций при реализации проекта или ухода ключевых сотрудников, держателей процесса.
- Соответствие запросу бенефициаров
Выбирается, если при планировании цели проекта не были учтены реальные запросы бенефициаров или запросы бенефициаров поменялись в процессе реализации проекта.
- Финансово-бюджетный процесс
Выбирается, если существуют риски нарушения бюджетных правил или невозможность привлечь дополнительное финансирование.
Таблица 16. Таблица рисков проекта
Тип риска, источник риска
|
Приоритетное рисковое событие
|
Приложение 1
ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА МЕТРИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕРВИСОВ
Наименование метрики
|
Формула расчета
|
DAU
|
DAU = количество уникальных пользователей, зашедших в сервис за день
|
WAU
|
WAU = количество уникальных пользователей, зашедших в сервис за неделю
|
MAU
|
MAU = количество уникальных пользователей, зашедших в сервис за месяц
|
Sessions
|
Sessions = длительность активной сессии (посещения) пользователем на сервисе
|
Average Session Time
|
Average Session Time = общая продолжительность всех сессий (метрика Sessions) / количество уникальных пользователей за выбранный период
|
Sticky Factor
|
Sticky Factor = DAU / MAU * 100%
|
Уровень удовлетворенности пользователей сервисами, действующими в ООВО
|
Уровень удовлетворенности пользователей сервисами, действующими в ООВО = (CSATобуч + CSATППС +
CSATАУП) / 3
|
CSATобуч - уровень удовлетворенности лиц из категорий "обучающиеся" сервисами, действующими в ООВО.
CSATППС - уровень удовлетворенности лиц из категорий "ППС" сервисами, действующими в ООВО.
CSATАУП - уровень удовлетворенности лиц из категорий "АУП" сервисами, действующими в ООВО.
Пример формулы для расчета уровня удовлетворенности лиц из категорий "обучающиеся", "АУП", "ППС" сервисами, действующими в ООВО:
CSAT = ПС / Кол * 100
CSAT - уровень удовлетворенности лиц из категорий "введите категорию" сервисами, действующими в ООВО.
ПС - участник опроса, который поставил оценку 7 - 10.
Кол - общее количество лиц, прошедших опрос.
|
Приложение 2
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТРАТЕГИИ
Текст документа необходимо оформить с учетом следующих требований:
- размер полей должен быть следующим: правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм;
- при написании документа используется шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 пт. Межстрочный интервал: 1,5;
- заголовки структурных частей располагаются в середине строки. Точка в конце заголовка не ставится;
- заголовки печатают шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14 пт, с возможным применением к заголовкам полужирного начертания;
- абзацный отступ - 1,25 см.