МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2016 г. N АК-923/07
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Во исполнение подпункта "в" пункта 1 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 14 октября 2015 г. N 9 Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением.
А.А.КЛИМОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
I. Общие положения
Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (далее - Методические рекомендации), в том числе их персонифицированного учета, разработаны в соответствии с пунктом 1 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 14 октября 2015 г. N 9.
Они адресованы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), организациям, осуществляющим образовательную деятельность, а также председателям, заместителям председателей, ответственным секретарям, членам комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Российской Федерации, а также специалистам, обеспечивающим их деятельность.
Настоящие Методические рекомендации направлены на совершенствование индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением на основе системного деятельностного подхода, обеспечения полипрофессионального и межведомственного взаимодействия. Они призваны способствовать повышению эффективности работы по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Методические рекомендации могут являться основой для разработки либо совершенствования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, локальных нормативных актов образовательных организаций, определяющих порядок индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением, в том числе их персонифицированного учета.
В методических рекомендациях используются следующие ключевые понятия:
несовершеннолетний обучающийся с девиантным поведением - физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет, осваивающее образовательную программу, в отношении которого в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" проводится или может проводиться индивидуальная профилактическая работа;
данные о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением - любая информация, относящаяся к несовершеннолетнему обучающемуся с девиантным поведением;
девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией;
персонифицированный учет несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением - совокупность действий (операций), совершаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с данными о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
II. Общие требования к организации индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися
с девиантным поведением
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ) органы, осуществляющие управление в сфере образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики).
Работа указанных органов и организаций, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, должна строиться на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Поскольку органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, входят в систему профилактики, они должны осуществлять работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (далее - индивидуальная профилактическая работа).
Положения подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ конкретизируют полномочия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в данной сфере. Так, на указанные организации Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ возложены полномочия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и принятию мер по их воспитанию и получению ими общего образования, а также по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей.
Индивидуальная профилактическая работа согласно положениям пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ должна быть организована со следующими категориями несовершеннолетних обучающихся:
а) контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (безнадзорные), в том числе, если данные несовершеннолетние не имеют места жительства и (или) места пребывания (беспризорные);
б) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
в) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
г) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
д) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, то есть до 16-летнего возраста;
е) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
ж) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
з) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (например, подписка о невыезде, личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог);
и) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
к) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
л) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
м) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
н) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением следует учитывать положения пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, который дает право органам, осуществляющим управление в сфере образования, и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, с согласия их руководителя, проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, не указанными в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
Например, индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними, допускающими неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Также индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними обучающимися, имеющими риски отчуждения от образовательной деятельности в связи с неуспеваемостью по учебным предметам, не посещающими или систематически пропускающими занятия без уважительных причин.
В данном случае целью проведения индивидуальной профилактической работы является необходимость предупреждения правонарушений либо оказание психолого-педагогической, социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних обучающихся.
Такая помощь может оказываться в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами, социальными педагогами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучаются несовершеннолетние с девиантным поведением.
Для обеспечения комплексной помощи на базе организации, осуществляющей образовательную деятельность, может быть создан психолого-медико-педагогический консилиум (письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000 г. N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения"). В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей или иных законных представителей и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением при наличии одного из следующих документов:
а) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики;
б) приговор, определение или постановление суда;
в) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
г) документы, определенные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики;
д) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающими с девиантным поведением определяются органами, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
Так, индивидуальная профилактическая работа проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, следует обратить внимание, что в случае, если индивидуальная профилактическая работа проводится на основании заявления несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей, она может быть прекращена также на основании заявления указанных лиц.
При планировании мероприятий с каждым несовершеннолетним обучающимся с девиантным поведением в рамках организации индивидуальной профилактической работы необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и иные индивидуальные особенности ребенка, а также основания, послужившие поводом для постановки на персонифицированный учет.
III. Полномочия образовательных организаций
по организации индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением
Образовательная организация согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В целях упорядочения деятельности по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением, в том числе их персонифицированного учета, и в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, образовательная организация вправе принять локальный нормативный акт, определяющий порядок ее осуществления.
При разработке и принятии локального нормативного акта, определяющего порядок осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением образовательная организация должна учитывать положения пункта 2 и 3 статьи 14, а также положения статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
В ходе организации мероприятий по проведению индивидуальной профилактической работы образовательным организациям рекомендуется взаимодействовать с иными органами и учреждениями системы профилактики, представителями общественных объединений, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов, организующих спортивную, культурно-просветительскую и иную работу с несовершеннолетними.
IV. Персонифицированный учет несовершеннолетних обучающихся
с девиантным поведением
Согласно проведенному Минобрнауки России анализу информации, поступившей из органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в целях исполнения положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ образовательными организациями проводится индивидуальная профилактическая работа с отдельными категориями несовершеннолетних. Сведения о таких детях в общеобразовательных организациях, как правило, отражаются в системе внутришкольного учета.
Персонифицированный учет несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением (далее - учет) является основой индивидуальной профилактической работы для органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций.
Целью учета является накопление данных о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением для их использования в индивидуальной профилактической работе.
Основными задачами учета является обеспечение деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций по своевременному:
а) предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
б) защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
в) выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, или группе риска по социальному сиротству;
г) оказанию социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении;
д) оказанию адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей.
Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением может приниматься как единолично руководителем образовательной организации, так и коллегиальным органом управления образовательной организации (например, советом профилактики, педагогическим советом), что обусловлено пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами образовательных организаций.
При этом необходимо обратить внимание, что основанием для организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением является поступление в образовательные организации одного из документов, перечисленных в статье 6 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
Решение руководителя образовательной организации либо решение коллегиального органа управления образовательной организации, согласованное ее руководителем, по вопросу организации индивидуальной профилактической работы с лицами, которые не указаны в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, а также постановки на учет оформляется в форме заключения.
На основании указанного заключения, утвержденного руководителем образовательной организации, на учет могут быть поставлены следующие категории несовершеннолетних:
а) не посещающие или систематически пропускающие занятия без уважительных причин, неуспевающие по учебным предметам;
б) участвующие в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;
в) допускающие неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
д) иные.
Категории обучающихся несовершеннолетних с девиантным поведением, которые могут быть поставлены на учет, либо критерии, определяющие необходимость проведения с ними индивидуальной профилактической работы, предусматриваются локальными нормативными актами образовательных организаций.
Основаниями снятия несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением с учета могут являться:
а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации);
б) окончание обучения в образовательной организации;
в) перевод в иную образовательную организацию;
г) достижение возраста 18 лет;
д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении).
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ на организации, осуществляющие образовательную деятельность, возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, а на органы, осуществляющие управление в сфере образования, - вести учет указанных категорий несовершеннолетних.
Учет может вестись в форме банка данных, картотеки, журналов учета и иных формах, определяемых локальными нормативными актами образовательной организации.
Данные формы учета предполагают отражение, в том числе, информации о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета.
Обработка, в том числе автоматизированная, персональных данных несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".