4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЛАГЕРЕЙ И ФОРУМОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ СОВМЕСТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ СВЕРСТНИКОВ

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЛАГЕРЕЙ И ФОРУМОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ
СОВМЕСТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И ИХ СВЕРСТНИКОВ

Критерии, определяющие качество результатов предоставляемых услуг, их востребованность на федеральном, региональном, местном уровнях; уровни позитивных изменений, сформированности компетенций ребенка под воздействием его участия в комплексной программе; уровень удовлетворенности от участия в программе лагеря или форумов, качеством предоставляемых и заявленных услуг в зависимости от типа лагеря или содержания работы форума.

Заявленные критерии оцениваются комплексно исходя из позиционирования конкретного лагеря или форума, их типа (лагерь дневного пребывания, палаточный лагерь и т.п.) и ориентации на определенный рынок предоставления услуг, потребностей потребителей этих услуг и стратегии развития.

В оценке критериев этой группы учитывается специфика организации отдыха и оздоровления детей, ее комплексной программы:

1. С точки зрения отнесения комплекса предоставляемых услуг, типу организации.

2. С точки зрения социальной комплексной направленности: актуальность направлений деятельности, отражение в деятельности организации основных направлений воспитания, оздоровления и дополнительного образования детей и молодежи, предусмотренных нормативной базой Российской Федерации.

Оценка эффективности реализации программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков предполагает оценку количественных и качественных показателей. Разработка системы критериев и показателей оценки эффективности программ деятельности лагерей и форумов определяется рядом позиций, таких как:

- инновационность программы, ее экспериментальный характер;

- научно-методическая проработанность, прогнозируемость и тиражируемость результатов, которые связаны не только с пребыванием детей в конкретном лагере, но и с последействием;

- большое многообразие вариантов объединения подростков для совместного проживания и деятельности в оздоровительных лагерях;

- создание новой воспитательной среды при проведении смены вдали от привычного ближайшего окружения ребенка, предоставление возможности познакомиться и усвоить иные человеческие отношения;

- организация жизнедеятельности участников программ по совместно выработанным правилам и законам;

- ограниченные временные рамки смены, побуждающие участника как можно раньше определить свои ближайшие планы и дальние перспективы, четкое планирование деятельности на определенный период: день, три дня, неделю;

- интенсивность деятельности, предполагающая осуществление многих событий одновременно, параллельную реализацию нескольких стадий коллективной творческой деятельности, эмоциональную насыщенность происходящих событий;

- в смене может быть предоставлено больше возможностей для использования инновационных игровых технологий и методик при организации жизнедеятельности детского сообщества для удовлетворения потребностей подростков в самопознании, самоопределении, самореализации, самоидентификации.

Количественными показателями эффективности могут выступать:

- количество участников смены, вновь стремящихся попасть в лагерь по данной программе;

- количество участников, успешно реализующих намеченные в лагере планы на этапе последействия;

- количество участников, образовавших сетевые сообщества на основе своих партнеров по профильным лагерям;

- активная работа сети бывших участников смен, проведение форумов, конференций, семинаров, мероприятий совместно и по инициативе молодых людей;

- статистика количества оздоровленных детей, количества охваченных детей организованными формами отдыха, сравнительные показатели травматизма и правонарушений.

При оценке эффективности оздоровительных и профильных смен и их последействия основными показателями будут: отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по данному профилю. Кроме того, могут быть использованы следующие показатели:

- оценка специалистов;

- оценка аналитической группы;

- анализ отчетов по итогам работы;

- независимая экспертиза;

- анализ публикаций в СМИ;

- возможна организация анкетирования, тестирования, реализация метода "сочинений на свободную тему", проведение собраний всех организаторов для обсуждения деталей и обмена полученным новым опытом, создание фото- и видеоотчетов, открытого доступного информационного банка данных;

- организация награждений особо отличившихся.

Рекомендации по совершенствованию оценки эффективности реализации программ оздоровления и эффективности оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

По итогам оздоровления детей в рамках летнего отдыха оценку эффективности оздоровления необходимо проводить с учетом методических рекомендаций МР 2.2.4.01-09 "Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях" и МР 2.4.4.0011-10 "Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей", и разработанными учреждением или организацией дополнительными критериями эффективности.

Существенным моментом оздоровительной работы является оценка достигнутых результатов, которая должна проводиться на основе общих стандартных подходов и критериев, что позволит провести объективный централизованный анализ.

Дальнейшее совершенствование оценки эффективности реализации программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ станет возможным при внедрении Модели общественной аккредитации образовательных учреждений/организаций отдыха и оздоровления детей, размещенной в сайте Минобрнауки России для общественного обсуждения (http://минобрнауки.рф/документы/6509).