МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 10 января 2014 г. N 08-5
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) с 1 сентября 2013 года дошкольное образование стало уровнем общего образования.
Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384) (далее - ФГОС ДО) вступает в силу с 1 января 2014 г.
В соответствии с частями 6, 9 - 10 статьи 12 Закона образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС ДО. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
Таким образом, примерные основные образовательные программы дошкольного образования являются учебно-методической документацией, которая позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать прошедшую экспертизу модель, позволяющей эффективно организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Предполагается, что в течение трех месяцев после утверждения проекта приказа Минобрнауки России, устанавливающего порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, экспертизу пройдут не менее двух примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
Кроме того, в соответствии со статьей 108 Закона устанавливаются положения, обеспечивающие вступление Закона в силу и содержащие ряд переходных норм.
Законом устанавливается период до 1 января 2016 года, в течение которого с Законом должны быть приведены в соответствие наименования и уставы образовательных учреждений (часть 5 статьи 108).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу Закона. Ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации подлежат переоформлению до 1 января 2016 года в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Законом (части 7 и 9 статьи 108 Закона).
Также остались содержательно неурегулированными вопросы осуществления контроля и оценки качества дошкольного образования. Так, работы, проведенные ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" в рамках проекта ФЦПРО "Разработка и апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования" в 2011 - 2013 годах, соответствуют нормам федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 N 655, утрачивающим силу с 1 января 2014 года. Однако после вступления в силу ФГОС ДО результаты данной работы потеряют свою актуальность.
В связи с изложенным Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) считает преждевременным требовать от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования, а также проведение оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организациях, реализующих программы дошкольного образования, требованиям ФГОС ДО при отсутствии разработанных и утвержденных критериев оценивания.
Прошу довести позицию Департамента до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, для учета при формировании содержания проверок.
И.о. директора Департамента
Ю.В.СМИРНОВА