МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 25 сентября 2012 г. N 08-400

О ПОКАЗАТЕЛЯХ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ МНЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет методические указания по использованию критериев и показателей эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений.

Департамент рекомендует провести работу с главами муниципальных образований субъекта Российской Федерации и руководителями муниципальных органов управления образованием о необходимости использования указанных критериев и показателей в соответствии с методическими указаниями.

Директор
Е.Л.НИЗИЕНКО

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Минобрнауки России совместно с профессиональным и экспертным сообществами разработана критериальная база эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, состоящая из перечня критериев эффективности и минимального набора показателей оценки, дополняемая, при необходимости, показателями, определяемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными органами самоуправления, с учетом специфики условий деятельности региональных и (или) муниципальных приоритетов в развитии образовательных систем.

Предлагаемый перечень критериев и показателей эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений базируется на системном подходе к определению "зон профессиональной ответственности":

основные результаты деятельности;

образовательный процесс, обеспечивающий эти результаты;

условия реализации образовательного процесса (кадровые, материальные, финансовые и др.);

система управления организацией.

Соответственно, в состав критериев эффективности и показателей оценки деятельности руководителя общеобразовательного учреждения входят:

1. Позитивная динамика учебных и внеучебных достижений обучающихся (с учетом характеристики контингента обучающихся).

Данный критерий подтверждается показателями, которые могут быть представлены в виде зафиксированных результатов государственной (итоговой) аттестаций обучающихся, результатов аттестации обучающихся по завершению ступеней обучения, внешних (независимых) мониторингов учебных достижений обучающихся, результативности их участия в конкурсах и олимпиадах, конференциях, форумах и др.

Рекомендуемые показатели оценки:

динамика учебных результатов обучающихся;

динамика внеучебных достижений обучающихся.

2. Эффективность воспитательной системы общеобразовательного учреждения.

Под эффективностью воспитательной системы общеобразовательного учреждения понимаются позитивные изменения, которые обеспечивают качественно новые результаты школьного воспитания - не только социальные знания и позитивное отношение обучающихся к ценностям социума, но и приобретение ими опыта самостоятельного, инициативного и ответственного социального действия.

Изменения в воспитательной системе могут происходить по трем основным направлениям. Во-первых, обучающимся должен быть предоставлен максимальных выбор в видах и форм деятельности, обеспечивающих воспитательный эффект, в количестве действующих в школе направлений внеурочной работы. Во-вторых, необходимо развитие воспитательной среды, расширение организованного воспитательного пространства, как в самой школе, так и за ее пределами при взаимодействии с различными социокультурными институтами. В-третьих, должен стать более гибким и разнообразным набор форм и технологий воспитывающей деятельности, который будет максимально эффективным для каждого ребенка, позволит ему приобрести позитивный социальный опыт.

Рекомендуемые показатели оценки:

наличие зафиксированных количественных и качественных результатов социальной активности (внеурочной занятости) обучающихся;

динамика изменения количества правонарушений обучающихся, зафиксированное внешними по отношению к общеобразовательному учреждению службами.

3. Расширение (изменение) спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом.

Данный критерий отражает степень востребованности общеобразовательного учреждения родительским сообществом, его престижа, конкурентоспособности, в том числе, и возможной финансовой самостоятельности.

Рекомендуемые показатели оценки:

изменение количественного соотношения спроса населения на ученические места в общеобразовательном учреждении и возможность его удовлетворения;

положительная (устойчивая) динамика расширения (изменения) спектра дополнительных образовательных программ;

положительная (устойчивая) динамика расширения (изменения) форм обучения.

4. Повышение профессионального мастерства педагогических работников общеобразовательного учреждения.

Результаты данной деятельности руководителя общеобразовательного учреждения могут быть представлены в виде зафиксированного участия учителей общеобразовательного учреждения в мероприятиях профессионального мастерства (семинары, конференции, конкурсы) разного уровня, в работе профессиональных ассоциаций или экспертных групп, публикаций педагогических работников о результатах научно-методической работы и др.

Рекомендуемые показатели оценки:

положительная (устойчивая) динамика системного привлечения молодых педагогических работников;

изменение количества отзывов родителей (законных представителей), обучающихся о профессиональном мастерстве педагогических работников общеобразовательного учреждения через систему анкетирования, опроса, рейтинга;

положительная (устойчивая) динамика участия педагогических работников общеобразовательного учреждения в экспериментальных, инновационных, стажировочных площадках, проектах разного уровня;

5. Развитие материально-технического базы общеобразовательного учреждения.

Данный критерий демонстрирует позитивные изменения в оснащенности учебного процесса, обеспечивающие применение инновационных педагогических техник с использованием новых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих реализовывать программы профильного обучения, а также создание необходимой материальной среды для внеурочной деятельности, инклюзивного образования детей и др. Содержательное наполнение этого критерия в наибольшей степени зависит от целей и задач, определенных основными образовательными программами ступеней.

Рекомендуемые показатели оценки:

положительная (устойчивая) динамика расширения (изменения) информационной образовательной среды (количество учащихся на 1 компьютер в школьном пространстве, количество компьютеризированных рабочих мест педагогов и активность их использования, банк информационных образовательных ресурсов и др.);

положительная (устойчивая) динамика развития (изменения) материально-технической базы для групповых, лабораторных, практических занятий;

соответствие материальной базы для занятий физической культурой и реализации программ оздоровления школьников.

6. Создание комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей).

Результаты данной деятельности руководителя общеобразовательного учреждения выявляются на основании проведения анкетных опросов, интервьюирования, бесед с участниками образовательного процесса, а также с помощью других диагностических средств, нацеленных на определение соответствия созданных в школе условий (санитарно-гигиенических условий, психологического климата, кадрового обеспечения процесса обучения), требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также социальным и профессиональным потребностям учителей, обучающихся и их родителей (законным представителям).

Рекомендуемые показатели оценки:

изменения в обеспечении безопасности здоровья и жизни обучающихся (санитарно-гигиенические условия, безбарьерная среда, травматизм, школьное питание, психологический комфорт и т.д.);

наличие нелинейного расписания занятий, обеспечивающего учет вариативной части учебного плана;

обеспечение психологического комфорта и безопасных условий профессиональной деятельности педагогических кадров.

7. Повышение открытости и демократизация управления общеобразовательным учреждением.

Под повышением открытости управления общеобразовательным учреждением понимаются позитивные изменения, выражающиеся в качестве и количестве открыто предъявляемой информации на официальном сайте учреждения в сети Интернет о своей деятельности (актуальные новости и документы, ежегодные публичные доклады администрации, программа развития учреждения и др.), а также в использовании интерактивных форм общения с родителями (законными представителями), обучающимися и другими заинтересованными лицами.

Дальнейшая демократизация управления предполагает стимулирование активности органов общественного управления школой, создание новых форм совместной деятельности, в том числе, при решении наиболее актуальных задач.

Рекомендуемые показатели оценки:

обеспечение доступности и полноты актуальной информации о деятельности общеобразовательного учреждения на официальном сайт в сети Интернет;

динамика участия органов общественного управления общеобразовательного учреждения в решении актуальных задач функционирования и развития общеобразовательного учреждения, предъявленная публично.

Перечень критериев и показателей эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений рекомендуется использовать (учитывать) при аттестации руководителей общеобразовательных учреждений, распределении централизованного премиального фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений, включении в кадровый резерв руководителей системы общего образования, заключении трудовых договоров с руководителями общеобразовательных учреждений.