Утверждаю
Министр образования и науки
Российской Федерации
Д.В.ЛИВАНОВ
22 января 2015 г. N ДЛ-2/05вн

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ
ПРИНИМАЕМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - методические рекомендации, ФГОС ВО) с учетом принимаемых профессиональных стандартов (далее - ПС) содержат описание механизма приведения отдельных разделов действующих ФГОС ВО в соответствие с утвержденными ПС путем внесения изменений во ФГОС ВО.

Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения исполнения пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года.

I. Общие положения

1. Методические рекомендации направлены на оказание помощи учебно-методическим объединениям и (или) разработчикам ФГОС ВО, осуществляющим актуализацию действующих ФГОС ВО в целях обеспечения учета в них положений профессиональных стандартов.

Актуализация ФГОС ВО осуществляется путем внесения в них изменений в соответствии с процедурами, установленным Правилами.

Актуализация ФГОС ВО осуществляется в части разделов IV и V ФГОС ВО, содержащих описание профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, и требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Нормативной основой разработки профессиональных стандартов являются: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"; постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов".

Нормативной основой приведения ФГОС ВО в соответствие с ПС являются: пункт 6 статьи 2 и статья 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - 273-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. N 928).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании".

Профессиональный стандарт разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями и согласно макету профессионального стандарта, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Механизм актуализации содержания ФГОС ВО в соответствии с ПС разработан на основе единых подходов к понятийно-категориальному аппарату, структуре и содержанию ПС, содержащихся в утвержденном макете ПС и иных нормативных правовых документах, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не учитывает возможные отклонения от утвержденного макета ПС, допущенные разработчиками ПС.

В случае если утвержденный ПС существенно отличается от макета ПС, разработчик ФГОС ВО самостоятельно проводит необходимые консультации с разработчиком ПС в целях выработки согласованной позиции в рамках единых требований к структуре и содержанию ФГОС ВО, установленных 273-ФЗ.

Актуализация ФГОС ВО в соответствии с утвержденными ПС не влечет за собой изменения структуры действующих ФГОС ВО и использованного в них понятийного аппарата. Существенные различия в понятийном аппарате ФГОС ВО и ПС устраняются путем установления соответствия между применяемыми понятиями.

II. Механизм приведения отдельных разделов
действующих ФГОС ВО в соответствие с утвержденными
профессиональными стандартами

С учетом ПС подлежат актуализации следующие разделы действующих ФГОС ВО:

характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу, включающая характеристику области профессиональной деятельности, перечисление объектов, видов и (или) задач профессиональной деятельности;

требования к результатам освоения основных образовательных программ, содержащие требования к компетенциям выпускника по основной образовательной программе направления подготовки, специальности или профессии как в части подготовки к профессиональной деятельности, так в части требований к общему развитию личности.

Процесс перевода требований (сведений) ПС во ФГОС ВО состоит из нескольких этапов.

1. Выбор ПС, который(е) необходимо использовать при разработке ФГОС ВО.

Разработчик ФГОС ВО самостоятельно отбирает ПС из числа утвержденных, которые в полном объеме или частично соответствуют описанной во ФГОС ВО характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу.

Отбор ПС осуществляется на основе анализа:

вида (видов) профессиональной деятельности, описанных в ПС;

уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации), учитывая их следующие соотношения:

Уровень высшего профессионального образования
Уровень квалификации
бакалавриат <1>
не ниже 6 уровня
магистратура, специалитет
не ниже 7 уровня
подготовка кадров высшей квалификации
не ниже 8 уровня

-------------------------------

<1> Следует учитывать, что при актуализации требований ФГОС ВО для программ бакалавриата прикладной направленности нужно анализировать требования ПС 5 и 6 уровней квалификации.

Перечень ПС (с указанием реквизитов нормативных правовых актов по их утверждению), требования которых учтены во ФГОС ВО, вносится в раздел "Область профессиональной деятельности".

2. Актуализация характеристики профессиональной деятельности выпускника, содержащейся во ФГОС ВО.

Описание области профессиональной деятельности.

В ПС понятие "область профессиональной деятельности" не применяется.

Необходимые изменения в описание области профессиональной деятельности вносятся по результатам анализа информации, содержащейся в графе раздела I "Группа занятий" и графе раздела I "Отнесение к видам экономической деятельности".

Области профессиональной деятельности выпускников по преемственным направлениям подготовки различных уровней профессионального образования должны быть описаны единообразно вне зависимости от уровня профессионального образования.

Описание объектов профессиональной деятельности.

В ПС понятие "объект профессиональной деятельности" не применяется.

При определении и/или корректировке перечня объектов профессиональной деятельности в ФГОС ВО необходимо проанализировать информацию из разделов II. "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)" и III. "Характеристика обобщенных трудовых функций", выделив в них наиболее значимые объекты профессиональной деятельности.

Описание видов профессиональной деятельности.

Понятие "вид профессиональной деятельности" в ПС и во ФГОС ВО имеет различное содержание.

При корректировке раздела в части описания профессиональных задач, к которым готовится выпускник, рекомендуется учитывать требования ПС, обращаясь к формулировкам трудовых функций всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для разработки ФГОС.

3. Актуализация требований к результатам освоения основных образовательных программ.

Результаты освоения основных образовательных программ во ФГОС ВО представлены в формате общекультурных (универсальных) и профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) компетенций.

Актуализация общекультурных (универсальных) компетенций.

Результаты освоения основных образовательных программ являются исходными характеристиками, применяемыми при разработке основных образовательных программ. Основные образовательные программы, разработанные на основе действующих ФГОС ВО, уже реализуются, и при внесении значительных изменений в описание результатов освоения основных образовательных программ разработчик должен самостоятельно установить требования по поэтапности введения данной нормы ФГОС ВО. Внесение указанных изменений во ФГОС ВО не может повлечь за собой ухудшение положения обучающихся по отношению к осваиваемой ими основной образовательной программе (необходимость самостоятельного освоения дополнительных разделов и тем, введение дополнительных дисциплин (модулей) в базовую часть ФГОС ВО, существенное изменение трудоемкости дисциплин (модулей) и т.п.).

С целью сохранения методологического единства ФГОС ВО определенного уровня образования, изменения в общекультурные (универсальные) компетенции вносятся единообразно, по обоснованным предложениям разработчиков ФГОС ВО.

Предложения об актуализации общекультурных компетенций (при наличии во ФГОС ВО общекультурных компетенций) вносятся разработчиком ФГОС ВО с учетом описания умений в трудовых функциях. При этом необходимо соблюдать требования, отраженные в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н) и, при необходимости, требований к личностным характеристикам специалиста, содержащимся в ПС.

При внесении во ФГОС ВО предложений по изменениям в общекультурных компетенциях (изменение их количества, изменение формулировок) разработчик ФГОС ВО прикладывает к проекту изменений таблицу соответствия, которая содержит: наименование общекультурной компетенции (общекультурных компетенций), содержание требования ПС, уточненную формулировку общекультурной компетенции. Рекомендуется при уточнении формулировок общекультурных компетенций учитывать Дублинские дескрипторы.

В отличие от содержащихся в ранней редакции ФГОС ВО общекультурных компетенций универсальные компетенции в новой редакции ФГОС ВО высшего образования являются едиными для каждого из уровней высшего образования и сформулированы с учетом преемственности и различий уровней ВО.

Универсальные компетенции установлены единым перечнем для всех направлений подготовки (специальностей) каждого из уровней высшего образования.

Внесение изменений в формулировки универсальных компетенций разработчиками отдельных ФГОС ВО не допускается.

Вместе с тем разработчику ФГОС ВО необходимо провести анализ личностных характеристик специалиста, содержащихся в ПС (на уровне требований к необходимым умениям), а также требований, отраженных в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н). В случае выявления требований к личностным характеристикам специалиста, существенно отличающихся от содержащихся во ФГОС ВО универсальных компетенций (с учетом уровня высшего образования), или значимых расхождений универсальных компетенций с требованиями к уровням квалификаций разработчик вправе обосновать и внести предложение о включении во ФГОС ВО дополнительной универсальной компетенции или об изменении существующей универсальной компетенции.

Актуализация профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) компетенций.

Для актуализации перечня профессиональных компетенций необходимо:

проанализировать трудовые функции по каждой обобщенной трудовой функции;

определить (сформулировать) компетенции, обеспечивающие возможность реализации трудовых функций.

При актуализации профессиональных компетенций рекомендуется учесть, что трудовые функции в формулировках ПС описывают деятельность и реализуются с большей эффективностью по мере увеличения трудового опыта.

Корректировка профессиональных компетенций ФГОС ВО с учетом требований профессиональных стандартов в большинстве случаев не может проводиться прямым перенесением или однозначным соотнесением их с трудовыми функциями ПС. При актуализации перечня профессиональных компетенций разработчикам ФГОС ВО необходимо учитывать два ограничения: 1) требования к образовательным результатам ФГОС ВО по определению формулируются шире, чем требования отдельных профессиональных стандартов, и 2) при учете требований ПС необходимо анализировать описанные трудовые функции в совокупности с квалификационными характеристиками (необходимыми знаниями и умениями).

Таким образом, рекомендуется при разработке перечня профессиональных компетенций во ФГОС ВО обращаться к формулировкам трудовых функций, трудовых действий и требованиям к необходимым знаниям и умениям всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для актуализации ФГОС ВО.

При внесении во ФГОС ВО изменений в профессиональные компетенции (изменение их количества, изменение формулировок, изменение категории профессиональной компетенции) разработчик ФГОС ВО прикладывает к проекту изменений таблицу соответствия, которая содержит: наименование компетенции (компетенций) (действующий ФГОС), обобщенную трудовую функцию (ПС), трудовые функции (ПС), уточненную формулировку профессиональной компетенции.

III. Описание процедуры внесения изменений во ФГОС с учетом
положений профессиональных стандартов

Учет положений ПС при разработке проектов изменений, вносимых в действующие ФГОС ВО, обеспечивается следующим образом:

1. В целях обеспечения учета в стандартах профессионального образования положений соответствующих профессиональных стандартов после утверждения профессиональных стандартов (внесения изменений в профессиональные стандарты) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации информацию об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) в течение 10 дней со дня их вступления в силу.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 20 дней со дня получения информации об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, вносимых в профессиональные стандарты) от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации направляет информацию о профессиональных стандартах разработчикам ФГОС ВО и в учебно-методические объединения.

3. Разработчики ФГОС ВО (учебно-методические объединения в системе образования, образовательные, научные и иные организации, представители работодателей) в месячный срок проводят анализ указанной информации и направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации сведения о том, что положения профессиональных стандартов учтены в стандартах профессионального образования, либо требуются доработка и (или) разработка стандартов в целях обеспечения учета положений профессиональных стандартов. При необходимости разработчики проводят указанный анализ во взаимодействии друг с другом. Взаимодействие разработчиков осуществляется в порядке, определяемом ими самостоятельно.

4. Министерство образования и науки Российской Федерации в месячный срок рассматривает сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает в порядке, установленном Правилами разработки ФГОС ВО, разработку и рассмотрение проектов стандартов профессионального образования (вносимых в указанные стандарты изменений) не позднее года после утверждения соответствующих ПС.

5. Проекты вносимых во ФГОС ВО изменений в целях обеспечения учета положений соответствующих ПС, для определения степени соответствия проекта ФГОС ВО утвержденным профессиональным стандартам рассматриваются в Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - Совет по ФГОС) и рабочих группах по стандартам высшего образования, а также рабочих группах по рассмотрению проектов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, в состав которых входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций. После этого до утверждения проекты стандартов профессионального образования направляются Министерством образования и науки Российской Федерации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

6. Минобрнауки России организует независимую экспертизу изменений, вносимых во ФГОС ВО. Независимые эксперты обеспечивают проведение экспертизы проектов ФГОС ВО в части учета в них положений, соответствующих ПС. Результаты экспертизы отражаются в экспертных заключениях. Экспертные заключения рассматриваются Советом по ФГОС, что обеспечивает проведение контроля соответствия проектов ФГОС ВО положениям профессиональных стандартов.

Изменения, внесенные в ФГОС ВО, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и вступают в силу в соответствии с установленным порядком после государственной регистрации приказов о внесении изменений во ФГОС ВО.