Утверждаю
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
В.Ш.КАГАНОВ
1 июля 2014 г. N ВК-103/09вн
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СУБСИДИИ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ
НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ
В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
I. Общие положения
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в силу с 1 сентября 2013 г., закреплено распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере дополнительного образования детей. В соответствии с ним за счет бюджета субъекта осуществляется финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ в государственных образовательных организациях субъекта (п. 8, ч. 1, ст. 8), а также в муниципальных общеобразовательных организациях в части расходов на оплату труда персонала и приобретение средств обучения (п. 3, ч. 1, ст. 8). Организация предоставления дополнительного образования в муниципальных организациях дополнительного образования, в свою очередь, отнесена к полномочиям муниципалитета (п. 2, ч. 1, ст. 9). В то же время к полномочиям органа государственной власти субъекта отнесено право предоставления государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (ч. 2, ст. 8). Таким образом, учитывая комплексность финансовой системы Российской Федерации, определяющей необходимость финансирования дефицитов местных бюджетов из регионального бюджета, в субъектах должна быть выстроена двухуровневая система финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ в государственных и муниципальных образовательных организациях.
В рамках указанной системы на уровне субъекта для реализации его полномочий, не связанных с функцией учредительства, предлагается порядок определения финансового (регионального) норматива затрат на реализацию дополнительной общеобразовательной программы в образовательных организациях (раздел II методических рекомендаций), рекомендуемый к использованию:
при определении размеров субвенций из бюджета субъекта местным бюджетам на обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. Указанный порядок предлагается использовать наряду с порядком определения нормативных затрат на реализацию основных общеобразовательных программ, при этом учитывая структуру услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях;
при определении необходимого финансового обеспечения программ государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (кроме общеобразовательных);
при расчете дотаций местным бюджетам в части реализации дополнительных общеобразовательных программ.
В свою очередь для реализации функций учредителя органами государственной власти субъекта и/или местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках настоящих методических рекомендаций при расчете необходимого финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ в государственных (муниципальных) организациях предлагается использовать соответствующий порядок определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ (раздел III методических рекомендаций).
II. Примерный порядок определения финансового
(регионального) норматива затрат на реализацию
дополнительной общеобразовательной программы
в образовательных организациях
1. Примерный порядок определения финансового (регионального) норматива затрат на реализацию дополнительной общеобразовательной программы в образовательных организациях (далее - Программа) является рекомендуемым к использованию на уровне субъекта:
при разработке методики расчета нормативов затрат, учитываемых при определении объемов финансового обеспечения программ государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;
при разработке методики расчета нормативов затрат, учитываемых при формировании субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов по организации предоставления дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях;
при разработке методики расчета дотаций, предоставляемых местным бюджетам в части реализации дополнительных общеобразовательных программ.
2. Финансовый (региональный) норматив затрат на реализацию Программы - гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в год в расчете на одного учащегося на реализацию Программы, необходимый для обеспечения осуществления организацией при реализации Программы:
расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходов на средства обучения и воспитания;
прочих расходов (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в том числе связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности.
3. Значения используемых коэффициентов и параметров определяются на уровне субъекта самостоятельно. При определении коэффициентов и параметров для программ различных направленностей, реализуемых в организациях различного типа, для различных годов обучения, в том числе, учитываются:
особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в государственных и муниципальных организациях субъекта;
установленные федеральные государственные требования к реализации дополнительных предпрофессиональных программ;
стандарты качества и рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих программ, установленные на уровне субъекта.
4. Расчет финансового (регионального) норматива затрат на реализацию Программы,
a - количество часов реализации дополнительной общеобразовательной Программы в неделю;
b - нагрузка на ставку педагогического работника, реализующего программу дополнительного образования, b = 18 часов в неделю;
m - максимальная наполняемость группы при реализации соответствующей Программы на соответствующем году обучения <1>;
--------------------------------
<1> Максимальная наполняемость соответствует наполняемости группы при проведении одновременных занятий с максимальным количеством учащихся.
--------------------------------
<1> Определяется как соотношение средней наполняемости групп при проведении отдельных занятий и максимальной наполняемости группы. Коэффициент равен 1 при проведении занятий без деления группы на подгруппы и индивидуальной работы с учащимися.
--------------------------------
<1> Коэффициент учитывает одновременную работу более одного педагогического работника с учащимися, а также деятельность педагогических работников, сопровождающих обучение детей.
y - коэффициент, учитывающий соотношение фонда оплаты труда прочего непедагогического и педагогического персонала при реализации Программы <1>;
--------------------------------
<1> Коэффициент может определяться как для отдельных программ и направлений, так и отдельно для учреждений различных типов.
s - коэффициент, учитывающий надбавки за работу педагогических работников в сельской местности, используемый в случае реализации Программы в организациях, расположенных в сельских населенных пунктах;
c - коэффициент, учитывающий соотношение прочих расходов (в том числе на приобретение средств обучения и дополнительное профессиональное образование педагогических работников) и расходов на оплату труда педагогических работников <1>.
--------------------------------
<1> Для учета особенностей реализации Программ по различным направлениям (например, техническим и культурологическим) устанавливать различное значение данного коэффициента для отдельных программ и направлений.
5. Порядок предоставления и расходования средств, переданных из бюджета субъекта органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) на обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, определяется органом исполнительной власти субъекта.
III. Примерный порядок определения нормативных
затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг
по реализации дополнительных общеобразовательных программ
1. Примерный порядок определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ (далее - Программа) является рекомендуемым к использованию на уровне субъекта и муниципалитета при разработке методики расчета нормативов затрат, используемых при определении объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программ государственными (муниципальными) образовательными организациями независимо от их типа.
2. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы - гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в год в расчете на одного учащегося на реализацию Программы, необходимый для обеспечения осуществления организацией при реализации Программы:
расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходов на средства обучения и воспитания;
расходов на приобретение коммунальных услуг, потребляемых в процессе реализации программы;
прочих расходов (за исключением содержания зданий), в том числе связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности.
3. Расчет нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы,