Глава 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КОРАБЛЯ | ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
321. Техническая готовность корабля - составная часть его боевой готовности. Она включает в себя готовность к использованию по назначению корпуса, оружия и технических средств корабля, средств борьбы за его живучесть. Техническая готовность корабля характеризуется состоянием уровней физических полей, определяющих защищенность корабля и его скрытность, укомплектованностью оборудованием, ЗИП и материально-техническими средствами.
322. Техническая готовность корабля обеспечивается исправностью и грамотной эксплуатацией его корпуса, оружия и технических средств, в соответствии с эксплуатационной документацией, включая своевременное и качественное проведение технических обслуживаний (ТО) установленных видов и периодичности, ремонта корабля. Виды ТО корпуса, оружия и технических средств, ремонта корабля, периодичность и продолжительность их проведения устанавливаются эксплуатационной документацией и руководящими документами ВМФ.
323. Техническое обслуживание - комплекс мероприятий по поддержанию и восстановлению технической готовности корабля в межремонтный период. Его видами являются: планово-предупредительное техническое обслуживание (ППТО) и планово-предупредительные ремонты (ППР), межпоходовые (МПР) и навигационные ремонты (НР) а также обслуживание по техническому состоянию.
При проведении технического обслуживания корабль переводится в установленную степень боевой готовности.
324. Планово-предупредительное обслуживание и планово-предупредительные ремонты предназначены для поддержания технической готовности, предупреждения преждевременного износа и своевременного выявления неисправностей корпуса, оружия и технических средств. Во время их проведения выполняются регламентные работы, предусмотренные эксплуатационными инструкциями, определяется объем плановых заводских ремонтов. Все работы производятся личным составом корабля, с привлечением при необходимости специализированных предприятий ВМФ и промышленности.
325. Межпоходовый предупредительный ремонт предназначен для устранения неисправностей выявленных во время длительного похода, поддержания технической готовности корабля и его подготовки к очередному походу.
При его проведении устраняются неисправности в соответствии с действующими инструкциями, производятся ППТО И ППР материальной части, а также регламентные работы, срок выполнения которых истек или истекает во время очередного нахождения корабля в море.
МПР выполняется силами личного состава корабля и судоремонтными силами соединения (объединения). Те работы, которые не могут быть ими сделаны, выполняются по заказам соответствующих довольствующих органов специализированными предприятиями ВМФ или промышленности.
326. Навигационный ремонт предназначен для поддержания технической готовности корабля. Это достигается путем своевременного проведения регламентных осмотров и работ, ремонта или замены изношенных и выработавших ресурс деталей и узлов оружия и технических средств.
НР производится личным составом корабля с привлечением специализированных предприятий ВМФ или промышленности и при этом корабль из кампании не выводится.
327. Ответственность за предоставление времени для проведения всех видов ТО возлагается на командиров соединений кораблей.
ППТО и ППР проводятся в строго установленные руководящими документами сроки без перерывов, кроме предвыходных, предпраздничных, выходных и праздничных дней.
Запрещается проведение занятий, тренировок и учений в отведенное для ППТО и ППР время, а также отвлечение личного состава на выполнение работ, не связанных с проведением ТО.
При проведении работ с непрерывным циклом (посменно) командиром корабля вносятся соответствующие изменения в распорядок дня.
Результаты ППТО и ППР вносятся в эксплуатационные документы корпуса, оружия и технических средств корабля.
Решение на выход в море корабля с истекшими сроками ППТО, ППР и НР в исключительных случаях принимает командующий флотом.
328. Видами заводских ремонтов кораблей являются доковый, текущий и средний ремонты, проводимые с периодичностью и продолжительностью, установленными руководящими документами ВМФ.
329. Доковый ремонт корабля предназначен для выполнения работ по очистке, осмотру, освидетельствованию и окраске подводной части корпуса корабля. Кроме того, осматриваются цистерны главного балласта подводных лодок, донная арматура и цистерны надводных кораблей, забортная арматура подводных лодок, рули, линии валов и гребные винты, а также другие устройства, системы, оружие и технические средства, ремонт которых не может быть выполнен на плаву.
Доковые ремонты производится в доке (других судоподъемных сооружениях) силами судоремонтного предприятия с привлечением личного состава корабля.
В период эксплуатации корабля доковые ремонты могут быть плановые (очередные), внеочередные и аварийные.
330. Текущий ремонт корабля предназначен для проведения комплекса работ для поддержания и восстановления технической готовности корабля. Кроме того, устраняются неисправности его корпуса и систем, а также оружия и технических средств. При этом заменяются или ремонтируются неисправные детали главных и вспомогательных механизмов, оружия и технических средств. Проводится освидетельствование отдельных участков корпуса, систем и устройств корабля. Текущий ремонт корабля проводится силами специализированных предприятий ВМФ или промышленности для поддержания его в состоянии технической готовности до очередного планового ремонта.
331. Средний ремонт корабля предназначен для проведения плановых работ по устранению неисправностей и выполнению полного освидетельствования материальной части в целях восстановления технической готовности корабля и надежной его эксплуатации до очередного ремонта.
Средний ремонт включает:
ремонт главных двигателей, редукторов и валопроводов;
замену в вспомогательных механизмов;
освидетельствование и ремонт главных и вспомогательных паропроводов, систем и трубопроводов;
корпусные работы,
ремонт оружия и технических средств, с целью восстановления их ресурса.
В период среднего ремонта проводится докование корабля, а также модернизационные работы, которые выполняются по специальным решениям и связаны с заменой устаревших и (или) установкой дополнительно к имеющимся новых образцов оружия и технических средств. Выполняются работы, направленные на повышение живучести и безопасности, надежности и повышения эффективности эксплуатации и боевого использования имеющихся на корабле отдельных образцов оружия и технических средств.
По указаниям командования ВМФ некоторые модернизационные работы могут выполняться и при других видах ремонта.
332. Аварийный ремонт (в том числе и доковый) предназначен для проведения комплекса работ по устранению аварийных повреждений, при наличии которых корабль не может оставаться в строю или теряет некоторые тактико-технические свойства.
Аварийный ремонт корабля производится вне очереди. Каждая авария или повреждение корпуса, оружия и технических средств корабля в зависимости от их характера и размера должны быть тщательно расследованы специальной комиссией, назначенной командующим флотом (командиром соединения, командиром корабля).
Объем работ при аварийном ремонте устанавливается совместно специалистами корабля и соединения, представителями довольствующих органов, а также специализированных предприятий ВМФ и промышленности. Аварийный ремонт выполняется по план-графику.
К выполнению аварийного ремонта судоремонтное предприятие приступает немедленно после получения соответствующего заказа на ремонт. Заказ с перечнем наиболее сложных и объемных работ выписывается, не ожидая акта расследования аварии.
При отсутствии запасных частей и материалов на судоремонтном предприятии, выполняющем аварийный ремонт, обеспечение ими производится соответствующими довольствующими органами.
333. Кроме различных видов ремонта, на корабле могут производиться:
переоборудование корабля предназначено для проведения комплекса работ на корабле судостроительным или судоремонтным предприятием по специально разработанному проекту, в результате чего меняется основное назначение корабля. При переоборудовании, как правило, изменяется обозначение проекта корабля;
модернизация корабля предназначена для проведения комплекса работ на корабле по специально разработанному проекту, в результате выполнения которого изменяются отдельные тактико-технические элементы корабля, но основное его назначение остается прежним. Модернизация характеризуется заменой устаревших образцов оружия и технических средств новыми образцами, более современными.
С переоборудованием и модернизацией корабля, как правило, должен совмещаться его средний ремонт.
поддерживающий ремонт корабля предназначен для проведения комплекса работ выполняемых в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы корабля.
334. Основанием для постановки корабля в завод и выполнения ремонтных работ является истечение установленного руководящими документами межремонтного срока, выработка установленного ресурса главных двигателей, оружия и технических средств, а также фактическое техническое состояние корабля.
Срок постановки корабля в тот или иной заводской ремонт и его продолжительность устанавливаются исполнительным планом судоремонта, утверждаемым командующим флотом (флотилией).
335. За три недели до начала заводского ремонта (переоборудования, модернизации) корабль выводится из компании. Проводятся подготовительные мероприятия для постановки его в завод. После согласования заявляемых и принимаемых к исполнению ремонтных работ, корабль принимается заводом для ремонта (переоборудования, модернизации) по акту. Акт подписывают командир корабля, органы управления флота и представители завода. Началом ремонта (переоборудования, модернизации) считается дата, когда подписан акт приемки корабля в ремонт (переоборудование или модернизацию).
ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА КОРАБЛЯ ПРИ РЕМОНТЕ
336. Во время ремонта личный состав корабля обязан оказывать всяческое содействия заводу для своевременного и качественного выполнения ремонтных работ и приведения в полную готовность к использованию корпуса, оружия и технических средств.
Внутренний корабельный распорядок дня на период ремонта должен быть организован в целях максимального использования всего личного состава для выполнения ремонтных работ и поддержания должной организации службы и согласован с режимом работы ремонтного предприятия.
337. В период ремонта боевая подготовка личного состава не прекращается. Она должна быть направлена на обеспечение ремонтных работ. Для повышения уровня своих знаний личный состав должен использовать разборку и сборку оружия, вооружения и технических средств.
Боевая подготовка в период ремонта проводится в часы, предусмотренные специальным распорядком дня.
338. Командиры подразделений, а также заведующие оружием и техническими средствами обязаны знать, в каком состоянии находится ремонт их заведования.
Во время ремонта командиры боевых частей (начальники служб) обязаны следить:
а) за сроками и качеством выполнения ремонтных работ;
б) за выполнением технических условий, качеством применяемых материалов и комплектностью изделий;
в) за соблюдением требований правил и инструкций по сохранению, вскрытию и закрытию корпуса, оружия и технических средств;
г) за выполнением рабочими корабельных правил, соблюдением ими мер предосторожности и требований безопасности;
д) за весовой нагрузкой корабля, соблюдением мер по обеспечению непотопляемости, ядерной, радиационной и других видов безопасности корабля, согласно требованиям руководящих документов и наставлений, а также мер по безопасности личного состава;
е) за поддержанием чистоты на корабле, уборкой рабочих мест в конце рабочего дня и состоянием корпуса, оружия и технических средств, ремонт которых окончен или не производится;
ж) за экономным и целесообразным расходованием материальных средств, отпущенных на ремонт корабля.
339. При всех видах ремонта, переоборудования и модернизации, если корабль не передается заводу полностью по специальному акту, то ответственность за предупреждение аварийности, обеспечение его живучести и непотопляемости возлагается на командира корабля.
Завод несет ответственность только за выполнение требований соответствующих инструкций, наставлений и руководств по обеспечению безопасности корабля в части, его касающейся.
340. Командиры боевых частей (начальники служб) корабля в процессе ремонта в соответствии с руководящими документами обязаны производить предварительную приемку отремонтированных корпуса, оружия и технических средств.
Окончательную приемку отремонтированных корпуса, оружия и технических средств корабля производит на ходовых испытаниях специально назначенная комиссия.
341. Полученные в процессе испытаний после ремонта тактико-технические данные по оружию и техническим средствам, а также данные о выполненной модернизации (модернизационных работах) на корабле должны быть занесены представителями завода, на котором выполнялся ремонт, в тактический формуляр корабля, формуляры корпуса, оружия и технических средств.
342. Командир корабля не имеет права отдавать распоряжения о выполнении каких-либо работ, а также допускать какие бы то ни было изменения в утвержденных чертежах и образцах. Однако командир корабля обязан докладывать по команде о желательных изменениях той или иной конструкции, которые повысили бы тактические возможности корабля, эффективность использования оружия и технических средств, повысили его живучесть.
343. Во время ремонта, переоборудования и модернизации командиру корабля разрешается выделять личный состав в помощь судоремонтному предприятию, в соответствии с руководящими документами.
В период заводского ремонта силами личного состава корабля производится плановое ТО и ремонт, в объеме НР, той материальной части корабля, которая нуждается в ремонте, но не включена в план ремонтных работ, выполняемых предприятием.
344. Командиры соединений кораблей, их заместители по электромеханической части, а также флагманские специалисты соединений и начальники соответствующих органов управления флота отвечают за подготовку и постановку корабля в ремонт. Кроме того, они обеспечивают организацию ремонта, своевременное и качественное проведение работ, выполняемых судоремонтным предприятием и личным составом. По окончании ремонта на ходовых испытаниях флагманские специалисты соединений обязаны дать заключение о полноте и качестве ремонта материальной части корабля и допуске ее к эксплуатации.
345. Корабли, передислоцированные на период ремонта в другие военно-морские базы (соединения), а также на другие флоты (флотилии), поступают во временное подчинение командиров тех военно-морских баз (соединений), где будет производиться ремонт.
Командиры военно-морских баз (соединений) в этих случаях отвечают за полное обеспечение ремонтирующегося корабля всеми видами материальных средств, сроки и качество ремонта, боевую подготовку, состояние воинской дисциплины личного состава и готовности указанного корабля к плаванию после окончания ремонта.
При ремонте корабля в зоне другого флота переподчинение корабля производится директивой Главного штаба ВМФ.
346. По окончании заводского ремонта перед ходовыми испытаниями командиру корабля предоставляется необходимое время для приведения оружия и технических средств корабля в готовность к использованию. Кроме того, отрабатывается организация службы и действия личного состава по корабельным расписаниям для обеспечения безаварийного плавания в период испытаний.
347. Швартовные и ходовые испытания, сдача экипажу отремонтированных корпуса, оружия и технических средств осуществляются заводом при участии личного состава, обслуживающего сдаваемые установки, механизмы или приборы и т.д.
348. Командиру корабля после постройки (ремонта) корабля запрещается подписывать приемный акт и принимать корабль от судостроительного (судоремонтного) предприятия при наличии незаконченных или некачественно выполненных работ, а также с уровнями физических полей, превышающими установленные нормы.
349. За своевременное и полное снабжение корабля материальными средствами и инструментом для выполнения ремонтных работ, производимых силами личного состава, отвечают довольствующие органы флотов (флотилий).
Обслуживание, ремонт оружия и технических средств должны обеспечиваться необходимым электропитанием, холодом, теплом и т.д.