XIII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

XIII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций,
прием граждан

185. Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций, поступивших непосредственно в его адрес, принятых при личном приеме или направленных ему в соответствии со сферой деятельности Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства, другими государственными органами, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы. В этих целях в Министерстве обороны организуются прием граждан руководящими и иными должностными лицами Министерства обороны и работа с письменными обращениями.

При необходимости государственный орган, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение, информируются о результатах рассмотрения обращения.

Положения настоящей главы не распространяются на взаимоотношения граждан и Министерства обороны при реализации государственных функций и предоставлении государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - правовыми актами Министерства обороны.

Порядок предоставления гражданам по их запросам информации о деятельности Министерства обороны (его территориального органа), в том числе информации справочного характера, устанавливается в соответствии с главой XVI настоящего Регламента.

186. Обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан, адресованных Министру обороны Российской Федерации, в Министерство обороны, поступивших из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства и других государственных органов, с запросами и обращениями членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также координация деятельности органов военного управления, в том числе главных командований видов Вооруженных Сил, командований родов войск Вооруженных Сил, а также командований военных округов по рассмотрению обращений граждан и принятие по ним мер возлагаются на Управление Министерства обороны по работе с обращениями граждан (общественную приемную Министра обороны Российской Федерации) (далее - Управление Министерства обороны по работе с обращениями граждан).

Обращения граждан и организаций в зависимости от содержания представляются Министру обороны Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, либо направляются Аппаратом Министра обороны Российской Федерации (Управлением Министерства обороны по работе с обращениями граждан, Управлением делами Министерства обороны) для рассмотрения и ответа (доклада) иным должностным лицам Министерства обороны, органам военного управления, в компетенцию которых входят поставленные в обращениях вопросы и их разрешение.

Обращения граждан и организаций могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти и организации, к компетенции которых относится решение поставленных в обращениях вопросов.

187. Обращения граждан и организаций, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных органов военного управления, подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц, не могут направляться этим органам и должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

188. Обращения граждан и организаций, содержащие обжалование правовых актов Министерства обороны, направляются в соответствующие органы военного управления для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается соответствующим руководящим должностным лицом Министерства обороны в пределах его компетенции с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

189. Ответ по существу не дается на поступившее в Министерство обороны обращение:

если в нем не указана фамилия автора или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;

не поддающееся прочтению, о чем информируется автор, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, при этом автору сообщается о недопустимости злоупотребления правом;

содержащее вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми в Министерство обороны обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. Если соответствующим должностным лицом в соответствии с законодательством принято решение о прекращении переписки по данному вопросу, о данном решении уведомляется автор обращения;

если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну. В этом случае автору обращения сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Жалоба на судебное решение возвращается автору без рассмотрения с разъяснением установленного законодательством Российской Федерации порядка обжалования.

При выявлении признаков обращения, не подлежащего рассмотрению либо ответу по существу, руководители соответствующих органов военного управления сообщают об этом заявителям в случаях, указанных в настоящем пункте, без направления обращений на рассмотрение либо переадресации их в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу.

Кроме того, в Министерстве обороны не рассматриваются по существу, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения (в том числе нормативных правовых актов Министерства обороны), по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях руководители органов военного управления информируют об этом заявителей.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении гражданина вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, он вправе повторно направить обращение в Министерство обороны.

190. Письменное обращение, поступившее в Министерство обороны, регистрируется в установленном порядке в течение 3 дней с даты поступления.

191. Письменное обращение, содержащее вопросы, не входящие в компетенцию Министерства обороны, направляется в течение 7 дней со дня его регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем сообщается автору обращения.

Письменное обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня его регистрации возвращается заявителю.

192. Письменное обращение, поступившее в Министерство обороны или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, срок рассмотрения может продлеваться соответствующим руководящим должностным лицом Министерства обороны, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

193. Прием обращений непосредственно от граждан в форме электронных документов осуществляется на сайте Министерства обороны с заполнением заявителем обязательных реквизитов, необходимых для работы с обращениями граждан, при этом электронная подпись является дополнительной информацией.

Ответы на обращения граждан, поступившие в форме электронного документа, направляются в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

На адрес, указанный заявителем в обращении, поступившем в форме электронного документа, также может направляться уведомление о переадресации обращения в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа).

194. Обращения граждан и организаций считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. При повторном обращении дополнительное рассмотрение разрешенных обращений проводится в случае выявления новых обстоятельств или изменения нормативно-правового регулирования в сфере, касающейся решения вопроса, вызывающего указанные обращения.

195. В Министерстве обороны обеспечивается учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, в том числе следующие сведения:

а) количество и характер рассмотренных обращений граждан и организаций;

б) количество и характер решений, принятых по обращениям граждан и организаций Министерством обороны в пределах его полномочий;

в) количество и характер судебных споров с гражданами и организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.

Органы военного управления организуют учет и анализ этих вопросов и при наличии недостатков подготавливают предложения, направленные на их устранение, в том числе в области нормативно-правового регулирования.

196. Органы военного управления, в том числе главные командования видов Вооруженных Сил, командования родов войск Вооруженных Сил, а также командования военных округов ежеквартально направляют в Управление Министерства обороны по работе с обращениями граждан доклады с обобщенными результатами рассмотрения обращений граждан.

Управление Министерства обороны по работе с обращениями граждан обобщает результаты поступивших докладов и ежеквартально представляет их в установленном порядке Министру обороны Российской Федерации.

197. Прием граждан Министром обороны Российской Федерации - членом Правительства в Приемной Правительства осуществляется в соответствии с графиком, утверждаемым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.

Прием граждан руководящими должностными лицами Министерства обороны ведется в установленные дни по графикам, ежеквартально утверждаемым Министром обороны Российской Федерации. Запись на прием и организация приема граждан обеспечиваются Управлением Министерства обороны по работе с обращениями граждан. Организация исполнения решений по результатам приема граждан возлагается на руководителей органов военного управления, иных должностных лиц Министерства обороны, в компетенцию которых входят рассмотренные вопросы, а контроль за указанным исполнением - на Управление Министерства обороны по работе с обращениями граждан.

Прием граждан иными должностными лицами Министерства обороны ведется в установленные ими дни недели. Размещение на сайте Министерства обороны информации о времени и месте приема осуществляется Управлением Министерства обороны по работе с обращениями граждан.

В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации направляется на рассмотрение соответствующим руководителям органов военного управления и иным должностным лицам Министерства обороны.

В случае если поставленные на личном приеме вопросы не входят в компетенцию Министерства обороны, гражданину дается разъяснение в какой государственный орган, орган местного самоуправления или к какому должностному лицу и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

198. Работа с обращениями (предложениями, заявлениями и жалобами) военнослужащих осуществляется с учетом особенностей, определенных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2008, N 43, ст. 4921; 2011, N 4, ст. 572; N 18, ст. 2595; N 31, ст. 4714; 2013, N 3, ст. 171; 2014, N 27, ст. 3754; 2015, N 13, ст. 1909), в части, не противоречащей Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638; 2015, N 45, ст. 6206).

Организация контроля за соблюдением порядка рассмотрения
обращений граждан

199. Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения поступивших обращений.

200. Контроль за рассмотрением обращений граждан - это комплекс мероприятий, направленных на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, поступивших в Министерство обороны.

Контроль включает в себя сбор и обобщение информации о состоянии и результатах рассмотрения обращений, поступивших в Министерство обороны, принятие необходимых мер по их своевременному и надлежащему рассмотрению, привлечение лиц, виновных в несвоевременном и ненадлежащем рассмотрении обращений, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

201. Порядок осуществления контроля за рассмотрением обращений, перечень и порядок выполнения мероприятий по контролю, обязанности руководителей органов военного управления при осуществлении контроля за рассмотрением обращений граждан и лиц, непосредственно осуществляющих контроль, а также порядок подготовки ответов по существу поставленных в обращениях вопросов устанавливаются с учетом требований главы IV настоящего Регламента.

202. Контроль за рассмотрением поступивших в Министерство обороны обращений граждан осуществляется Аппаратом Министра обороны Российской Федерации (Управлением Министерства обороны по работе с обращениями граждан) <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 16 Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 сентября 2014 г., регистрационный N 34100).

203. При получении из Управления Министерства обороны по работе с обращениями граждан уведомления о нерассмотрении в установленный срок или недостаточной проработке обращения гражданина руководитель органа военного управления, рассматривающего обращение, обязан принять необходимые меры и информировать начальника Управления Министерства обороны Российской Федерации по работе с обращениями граждан (общественной приемной Министра обороны Российской Федерации) о состоянии и результатах рассмотрения обращения.