Глава VII. СЛУЖБА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ | Старший механик

Глава VII

СЛУЖБА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Старший механик

175. Старший механик является заместителем капитана по технической эксплуатации судна, несет ответственность за техническое состояние корпуса и технических средств судна.

Старший механик является начальником службы технической эксплуатации, ведает планированием и выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту, рациональным расходованием средств на сменно-запасные части, материально-техническое снабжение и ремонт судна.

Указания и распоряжения старшего механика по вопросам технической эксплуатации судна обязательны для всех членов экипажа.

176. Старший механик обязан обеспечивать:

(01) руководство технической эксплуатацией корпуса и технических средств судна в строгом соответствии с Положением о технической эксплуатации морского флота, правилами технической эксплуатации судовых технических средств, инструкциями заводов-строителей и другими нормативными документами и инструкциями, утвержденными Министерством морского флота или судовладельцем;

(02) выполнение правил техники безопасности на судах морского флота, правил, инструкций и приказов по технике безопасности, издаваемых Министерством морского флота, судовладельцем и подчиненными ему лицами;

(03) планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту судна, нормальную организацию труда и отдыха членов службы технической эксплуатации, расстановку их по вахтам и заведованиям, контроль учета их рабочего времени и дней отдыха;

(04) организацию вахтенного обслуживания механической установки и несет ответственность за техническую эксплуатацию всех судовых технических средств.

Примечание. На судах, где штатным расписанием предусмотрено менее четырех механиков, к несению вахты механика может допускаться старший моторист (машинист) под ответственность старшего механика.

(05) знание и соблюдение правил техники безопасности подчиненными лицами и несет ответственность за это;

(06) выполнение наставления по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР, постоянную готовность к действию пожарных и отливных насосов и систем, безотказное действие приводов клинкетных дверей и исправность противопожарных устройств;

(07) соблюдение правил пожаробезопасности во всех машинных помещениях, организацию и подготовку всех подчиненных ему членов судового экипажа к борьбе за живучесть судна; при объявлении судовых тревог - руководство действиями по борьбе за живучесть в машинных помещениях;

(08) своевременное предъявление, с ведома капитана, судна и его технических средств к освидетельствованию Регистром СССР и другими органами технического надзора;

(09) своевременное составление ремонтных ведомостей по всем частям судна, контроль за качеством работ, выполняемых береговыми предприятиями (БТО, СРЗ и др.), судовыми ремонтными бригадами, а также судовыми специалистами;

(10) контроль за своевременным снабжением аварийным имуществом, инвентарем, материалами, сменно-запасными частями, правильным хранением, расходованием и учетом топлива, масла и воды для нужд механической установки;

(11) личное руководство управлением механической установкой при входе судна в порт или выходе из него и во время швартовных операций. В указанных случаях старший механик может отлучаться из машинного помещения только с разрешения капитана, оставляя вместо себя второго механика;

(12) быстрое выполнение подаваемых с командного мостика распоряжений. О всех случаях невозможности или задержки выполнения распоряжений с мостика старший механик обязан немедленно сообщать об этом на командный мостик;

(13) на судах с дистанционным управлением работой механической установки, когда с командного мостика управление не передано в машинное помещение, ответственность за выполнение маневра и нагрузочного режима главных двигателей несет вахтенный помощник капитана. О передаче управления главными двигателями с командного мостика в машинное помещение и из машинного помещения на командный мостик делается запись с указанием точного времени передачи в судовой журнал вахтенным помощником капитана и вахтенным механиком в машинный журнал;

(14) выполнение всех распоряжений капитана. В случаях, когда исполнение распоряжения может причинить вред техническим средствам, старший механик обязан предупредить капитана о предполагаемых последствиях и действовать в соответствии с последующим распоряжением капитана; о всех распоряжениях такого рода должны быть сделаны записи в машинном и судовом журналах;

(15) планирование проведения технической учебы;

(16) ежедневную проверку суточных записей в машинном журнале, подписывать и представлять его на подпись капитану;

(17) ведение и представление судовладельцу установленной отчетной документации по технической эксплуатации и техническому состоянию корпуса и технических средств судна.

177. Старший механик распределяет в соответствии с настоящим Уставом все технические средства механической установки и корпуса в заведование подчиненным лицам командного состава.

178. Перед выходом судна в рейс старший механик обязан проверить готовность механической установки судна к плаванию и за 15 минут до назначенного времени отхода совместно со старшим помощником капитана доложить капитану о ее готовности.

179. Вывод из действия технических средств, заполнение танков, цистерн и других емкостей, перекачка воды, топлива, которые могут привести к изменению остойчивости, крена или дифферента судна, допускаются только с разрешения капитана, а вахтенный помощник капитана должен быть информирован об этом вахтенным механиком.

180. Старший механик имеет право самостоятельно выводить из действия технические средства, если это не угрожает безопасности судна и не нарушает его нормальную эксплуатацию.

В случае необходимости уменьшить ход судна либо остановить двигатель для предупреждения аварии или ликвидации ее последствий старший механик должен предварительно получить на это разрешение капитана. В экстренных аварийных случаях, когда исключается возможность своевременного получения разрешения капитана, старший механик действует по своему усмотрению, докладывая капитану о принимаемых мерах.

181. Если действия кого-либо из подчиненных угрожают выходом из строя технического средства, старший механик имеет право отстранить указанное лицо от исполнения обязанностей, доложив об этом капитану.

182. Старший механик по согласованию с капитаном разрешает увольнение с судна на берег подчиненных ему лиц и дает соответствующие указания второму или вахтенному механику.

183. Старший механик может покинуть судно, стоящее на рейде, имеющее на борту опасный груз, а также при бункеровке по разрешению капитана, оставляя вместо себя второго или третьего механика.

184. Старший механик, назначенный на судно, принимает от своего предшественника в установленном порядке корпус и технические средства, топливо, инвентарь, сменно-запасные части, техническую документацию судна на основании рапортов ответственных лиц командного состава (рапорты пишутся на имя сдающего старшего механика), а также все документы, книги и чертежи по механической установке согласно описи.

О приеме-сдаче составляется акт, один экземпляр которого представляется капитану и остается на судне, а другой представляется судовладельцу. Прием-сдача и время фиксируются в машинном журнале, о чем докладывается капитану. С момента совершения указанной записи вновь назначенный старший механик вступает в должность.

185. Старший механик, назначенный на строящееся или вновь построенное судно, обязан обеспечить прием корпуса и технических средств, технической документации, сменно-запасных частей, инструмента и инвентаря по заведованиям подчиненными ему лицами командного состава, руководствуясь контрактными условиями на постройку, спецификацией, материалами приемной комиссии и документами Регистра СССР и другими материалами.

186. Во время вывода судна из эксплуатации на ремонт старший механик по согласованию с капитаном распределяет обязанности всего экипажа по организации и проведению ремонта судна.

187. При постановке судна на ремонт, при длительной стоянке, а также во время производства грузовых операций при низкой температуре наружного воздуха старший механик обязан обеспечить проведение мероприятий и предупредительных мер против размораживания технических средств и корпуса судна.

После постановки судна в док и перед выводом из дока совместно с капитаном и старшим помощником старший механик обязан произвести наружный осмотр корпуса, донно-забортной арматуры, движительно-рулевого комплекса и обратить особое внимание на установку пробок спускных отверстий, крепление движительно-рулевого комплекса и кингстонных сеток.

188. При наличии в штате судна главного механика и одновременно старшего механика и главного инженера атомной энергетической установки их права и обязанности определяются судовладельцем.

Второй механик

189. Второй механик является первым заместителем старшего механика и командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа.

Второй механик отвечает за надежную работу и техническое состояние:

(01) главных и аварийных двигателей со всеми обслуживающими их техническими средствами, валопроводов (включая редукторы и разобщительные муфты), дейдвудных устройств, движителей и механической части рулевого устройства;

(02) балластных, водоотливных и масляных систем с обслуживающими их техническими средствами;

(03) судовых технических средств пожаротушения, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования механической установки;

(04) средств автоматизации, контрольно-измерительных приборов и других технических средств своего заведования.

190. Второй механик ведает материально-техническим снабжением, мастерской и кладовыми механической установки и является ответственным руководителем работ по механической части.

На судах, где отсутствует штатная должность рефрижераторного механика, второй механик обеспечивает техническую эксплуатацию рефрижераторной установки и установки кондиционирования воздуха.

191. Второй механик обязан:

(01) обеспечить выполнение правил технической эксплуатации судовых технических средств, инструкций заводов-строителей и других инструкций, устранять выявившиеся дефекты и отказы технических средств своего заведования, привлекая для этого (по согласованию со старший механиком) членов экипажа службы технической эксплуатации, составлять план работ по механической установке и представлять его на утверждение старшему механику;

(02) распределять (по согласованию со старшим механиком) подчиненных ему членов экипажа на вахты и работы, вести учет рабочего времени и дней отдыха членов экипажа службы технической эксплуатации;

(03) присутствовать при закрытии цилиндров, главных двигателей, корпусов турбин и других главных механизмов, а также при их проворачивании и пробных пусках после выполнения ремонтно-профилактических работ;

(04) составлять ремонтные ведомости по своему заведованию, контролировать качество ремонта всех технических средств, выполняемого береговыми и судовыми специалистами, а также непосредственно руководить работами подчиненных ему членов экипажа;

(05) обеспечивать составление заявок, прием и учет сменно-запасных частей, инвентаря, материалов, смазочных масел и воды для нужд механической установки;

(06) обеспечивать безопасную организацию работ, выполнение правил пожаробезопасности, правил и инструкций по технике безопасности, следить за исправным состоянием подъемных механизмов и приспособлений машинных помещений;

(07) перед приемом груза, а также после окончания ремонта осматривать совместно со старшим помощником капитана все грузовые помещения для определения их готовности к грузовым операциям, а также системы с опрессовкой балластных танков. Результаты осмотра фиксировать в машинном журнале;

(08) своевременно производить испытания грузовых помещений и систем и принимать меры к устранению возникших неисправностей, обеспечивать балластировку и дебалластировку судна, за исключением наливных судов;

(09) вести установленную техническую документацию по своему заведованию;

(10) обеспечивать проведение технической учебы членов экипажа службы технической эксплуатации;

(11) при необходимости подменять старшего механика и осуществлять руководство по управлению механической установкой при входе судна в порт, выходе из него и во время швартовных операций;

(12) нести ходовые вахты с 0 до 4 часов и с 12 до 16 часов, а также стояночные вахты.

Третий механик

192. Третий механик непосредственно подчиняется второму механику. В необходимых случаях третий механик замещает второго механика.

Третий механик отвечает за надежную работу и техническое состояние:

(01) на паровых судах - котельной установки с обслуживающими ее техническими средствами, опреснительных установок, устройств звуковой сигнализации, систем котельной воды, паротушения, парового отопления, обогрева балластных и топливных танков;

(02) на теплоходах - вспомогательных двигателей, воздушных компрессоров, воздухохранителей с обслуживающими их техническими средствами;

(03) моторов судовых спасательных средств, топливных систем, топливных хранилищ, средств перекачки топлива, средств автоматизации (кроме элементов электрических схем), контрольно-измерительных приборов и других технических средств своего заведования.

Третий механик ведает приемом, хранением, расходованием, перекачкой и учетом топлива, кроме того, на паровых судах ведает водоконтролем, водообработкой и руководит работой котельных машинистов.

193. На судах, где штатным расписанием не предусмотрены должности четвертого механика и электромеханика (электрика), их обязанности выполняет третий механик.

На судах, где имеются две должности третьего механика, их обязанности и заведования определяются старшим механиком в соответствии с настоящим Уставом.

194. Третий механик обязан по своему заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привлечением выделенных ему судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы технических средств, составлять план работы и предъявлять его второму механику;

(02) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество ремонтных работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ, выполнение правил, инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности;

(04) составлять заявки на материально-техническое снабжение и предъявлять их второму механику, вести учет сменно-запасных частей и инструмента;

(05) вести установленную техническую документацию;

(06) нести ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов, а также стояночные вахты.

Четвертый механик

195. Четвертый механик непосредственно подчиняется второму механику. В необходимых случаях четвертый механик замещает третьего механика.

Четвертый механик отвечает за надежную работу и техническое состояние:

(01) механической части палубных механизмов, судовых грузовых и зачистных систем с обслуживающими их техническими средствами, средств механизации для зачистных работ в танках судов;

(02) на теплоходах - котельной установки с обслуживающими ее техническими средствами, опреснительных установок, системы котельной воды, обогрева балластных и топливных танков и системы паротушения;

(03) средств автоматизации (кроме элементов электрических схем), контрольно-измерительных приборов и других технических средств своего заведования.

На теплоходах четвертый механик ведает водоконтролем и водообработкой.

196. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность механика по судовым системам, четвертый механик выполняет его обязанности.

На судах, где имеются две должности четвертого механика, их обязанности и заведования определяются старшим механиком в соответствии с настоящим Уставом.

197. Четвертый механик обязан по своему заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привлечением выделенных ему специалистов выявившиеся дефекты и отказы технических средств, составлять план работы и предъявлять его второму механику;

(02) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество ремонтных работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ, выполнение правил, инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности;

(04) составлять заявки на материально-техническое снабжение и представлять их второму механику, вести учет сменно-запасных частей и инструмента;

(05) вести установленную техническую документацию;

(06) нести ходовые вахты с 8 до 12 часов и с 20 до 24 часов, а также стояночные вахты.

Механик по судовым системам

198. Механик по судовым системам непосредственно подчиняется второму механику. В необходимых случаях механик по судовым системам замещает четвертого механика.

Механик по судовым системам отвечает за надежную работу и техническое состояние насосов, систем и устройств санитарной, мытьевой и питьевой воды, трубопроводов и арматуры гидравлической части лага, охлаждения гирокомпаса, сточных труб, калориферного отопления, механической части оборудования прачечной, кипятильников, автоклавов и других технических средств своего заведования.

199. Механик по судовым системам обязан по своему заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привлечением выделенных ему судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы технических средств, составлять план работ и предъявлять его второму механику;

(02) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество ремонтных работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ, выполнение правил, инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности;

(04) составлять заявки на материально-техническое снабжение и представлять их второму механику, вести учет сменно-запасных частей и инструмента;

(05) веста установленную техническую документацию. При наличии диплома судового механика механик по судовым системам несет вахту согласно судовому расписанию.

Сменный механик

200. Должности сменных механиков вводятся в соответствии с действующими нормативами.

В связи с тем, что сменные механики заменяют второго и третьего механиков, их права и обязанности устанавливаются старшим механиком в соответствии с настоящим Уставом.

201. Сменный механик в течение своей вахты самостоятельно управляет механической установкой судна, обеспечивает технически грамотное использование всех судовых технических средств и нормальную производственную и общественную деятельность членов экипажа своей вахты.

202. В зависимости от условий работы и конструктивных особенностей судов портового, технического и служебно-вспомогательного флота допускается введение на них вахт продолжительностью свыше 6 часов, но не более 12 часов. Возглавляются вахты сменными механиками или старшим механиком.

Помощник механика I класса

203. Помощник механика I класса подчиняется второму механику.

Помощник механика I класса осуществляет управление техническими средствами и выполняет техническое обслуживание и ремонт судна.

204. Помощник механика I класса должен:

(01) знать и выполнять обязанности помощника механика II класса;

(02) знать конструктивные и эксплуатационные особенности корпуса и технических средств судна;

(03) знать технологию и организацию ремонта корпуса и технических средств судна;

(04) уметь устранять дефекты и отказы судовых технических средств;

(05) уметь самостоятельно управлять судовыми техническими средствами.

205. Помощник механика I класса обязан:

(01) осуществлять управление техническими средствами судна;

(02) осуществлять техническое обслуживание и ремонт корпуса и технических средств судна;

(03) нести вахтенное обслуживание механической установки, принимать участие в судовых и швартовных работах.

Помощник механика II класса

206. Помощник механика II класса подчиняется второму механику.

Помощник механика II класса принимает участие в управлении техническими средствами судна, техническом обслуживании и ремонте их.

207. Помощник механика II класса должен:

(01) уметь выполнять такелажные, малярные, плотницкие, парусные, токарные и слесарные работы;

(02) знать принцип работы, устройство и обслуживание главных и вспомогательных механизмов с их техническими средствами, судовых устройств и систем, рефрижераторной установки, судового электрооборудования и электрорадионавигационных приборов;

(03) уметь управлять всеми судовыми техническими средствами;

(04) уметь управлять спасательными средствами на веслах и под парусами;

(05) знать расположение по судну, уметь пользоваться аварийно-спасательным имуществом, противопожарными средствами и системами пожаротушения;

(06) знать сигналопроизводство и уметь применять средства визуальной связи;

(07) знать конструктивные и эксплуатационные особенности судна;

(08) знать свои обязанности по судовым расписаниям.

208. Помощник механика II класса обязан:

(01) принимать участие в управлении судовыми техническими средствами;

(02) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте корпуса и технических средств судна;

(03) знать и выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(04) нести ходовые и стояночные вахты в машинном помещении, на мостике или у трапа согласно судовому расписанию;

(05) принимать участие в судовых и швартовных работах.

Помповый машинист (донкерман)

209. Помповый машинист непосредственно подчиняется второму механику, а при выполнении грузовых, моечных и балластировочных операций - второму помощнику капитана.

Помповый машинист производит по указанию второго помощника капитана грузовые операции, балластировку и дебалластировку судна.

Помповый машинист отвечает за надежную работу и техническое состояние грузовых и зачистных насосов, грузовых и зачистных трубопроводов, балластной системы с насосами, системы замера груза, газоотвода, дистанционного управления клинкетами и других технических средств своего заведования.

210. Помповый машинист должен:

(01) знать устройство, расположение по судну и принцип действия технических средств своего заведования;

(02) уметь управлять техническими средствами своего заведования и использовать их по назначению;

(03) уметь пользоваться судовыми средствами и системами пожаротушения.

211. Помповый машинист по своему заведованию обязан:

(01) обеспечивать техническую эксплуатацию технических средств;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы технических средств;

(04) составлять план работ по техническому обслуживанию и ремонту технических средств и предъявлять его второму механику;

(05) контролировать качество ремонтных работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами.

212. Помповый машинист должен иметь квалификационное свидетельство донкермана и моториста (машиниста) I класса. Помповый машинист может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки и к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств.

Трюмный моторист (машинист) I класса

213. Трюмный моторист I класса подчиняется второму механику. Трюмный моторист I класса производит балластировку и дебалластировку судна по указанию вахтенного механика.

Трюмный моторист I класса обеспечивает техническое обслуживание балластной, водоотливной и осушительной систем с обслуживающими их техническими средствами и отвечает за их надежную работу.

214. Трюмный моторист I класса должен:

(01) знать устройство, расположение по судну и принцип действия технических средств своего заведования;

(02) уметь управлять техническими средствами своего заведования и использовать их по назначению.

215. Трюмный моторист I класса обязан:

(01) обеспечивать техническую эксплуатацию технических средств своего заведования;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств.

216. Трюмный моторист (машинист) I класса должен иметь квалификационное свидетельство моториста (машиниста) I класса и может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки, а также к судовым работам после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.

Старший моторист (старший машинист)

217. Старший моторист (старший машинист) подчиняется второму механику.

Старший моторист (старший машинист) должен знать устройство и уметь обслуживать:

(01) главные и вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;

(02) механическую часть палубных механизмов и рулевого устройства;

(03) судовые системы и обслуживающие их механизмы;

(04) уметь управлять ими.

218. Старший моторист (старший машинист) обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств;

(02) знать и выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) выполнять слесарно-монтажные работы по ремонту технических средств;

(04) руководить работой мотористов I и II классов;

(05) нести вахту согласно судовому расписанию.

219. На судах, где штатным расписанием не предусмотрен четвертый механик, старший моторист (старший машинист) с разрешения и под ответственность старшего механика может допускаться к несению вахты механика.

220. На судах с несколькими главными двигателями старшие мотористы (старшие машинисты) несут вахту на постах управления главными двигателями под руководством вахтенного механика.

221. Старший моторист (старший машинист) может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Моторист (машинист) I класса

222. Моторист (машинист) I класса подчиняется второму механику.

Моторист (машинист) I класса должен:

(01) знать устройство и уметь обслуживать главные, вспомогательные механизмы и технические средства, их обслуживающие, уметь управлять ими;

(02) знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;

(03) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;

(04) уметь обслуживать электрооборудование машинных помещений.

223. Моторист (машинист) I класса обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому расписанию.

224. Моторист (машинист) I класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Моторист (машинист) II класса

225. Моторист (машинист) II класса подчиняется второму механику.

Моторист (машинист) II класса должен:

(01) знать устройство главных и вспомогательных механизмов, назначение и расположение обслуживаемых им трубопроводов и клапанов;

(02) уметь обслуживать главные и вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;

(03) уметь обслуживать вспомогательные котлы и технические средства, обеспечивающие их работу;

(04) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.

226. Моторист (машинист) II класса обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому расписанию.

227. Моторист (машинист) II класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Старший котельный машинист

228. Старший котельный машинист непосредственно подчиняется третьему механику.

Старший котельный машинист должен:

(01) уметь управлять котельной установкой и техническими средствами, обслуживающими ее;

(02) знать устройство и уметь обслуживать системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную установку;

(03) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.

229. Старший котельный машинист обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки и технических средств, обслуживающих ее;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) руководить работами котельных машинистов;

(04) нести вахту согласно судовому расписанию.

230. Старший котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Котельный машинист

231. Котельный машинист подчиняется третьему механику.

Котельный машинист должен:

(01) знать устройство и уметь обслуживать котлы, системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную установку;

(02) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средства пожаротушения и уметь ими пользоваться.

232. Котельный машинист обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому расписанию.

233. Котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Кладовщик

234. Кладовщик непосредственно подчиняется второму механику.

Кладовщик осуществляет хранение материально-технического снабжения механической части и содержание в должном порядке кладовых машинного помещения, ремонтирует инструмент, а также принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств.

235. Кладовщик при наличии квалификационного свидетельства моториста (машиниста) может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.

Токарь

236. Токарь непосредственно подчиняется второму механику.

Токарь отвечает за надежную работу и техническое состояние станков и оборудования механической мастерской и обеспечивает исправное состояние инструмента, средств малой механизации и приспособлений механической части.

Токарь должен уметь выполнять станочные и слесарные работы, знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться, выполнять правила техники безопасности и пожаробезопасности.

237. Токарь обязан принимать участие в работах по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте. При наличии квалификационного свидетельства моториста (машиниста) токарь может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.

Рефрижераторный механик

238. Рефрижераторный механик подчиняется непосредственно старшему механику. Рефрижераторному механику подчиняются рефрижераторные машинисты.

Рефрижераторный механик отвечает за надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и техническое состояние холодильной установки и установки кондиционирования воздуха со всеми обслуживающими ее техническими средствами (включая воздушную систему), средств автоматизации (кроме элементов электрических схем), контрольно-измерительных приборов и других технических средств своего заведования.

Рефрижераторный механик ведает сменно-запасными частями и материально-техническим снабжением своего заведования и является ответственным руководителем работ по рефрижераторным установкам.

239. Рефрижераторный механик обязан по своему заведованию:

(01) обеспечивать соблюдение заданных режимов во всех охлаждаемых помещениях;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы технических средств, составлять план работ и представлять его старшему механику;

(03) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество ремонтных работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

(04) руководить работами рефрижераторных машинистов и выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ, выполнение правил, инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности;

(05) составлять заявки, осуществлять прием, вести учет сменно-запасных частей и материально-технического снабжения;

(06) вести установленную техническую документацию.

240. При наличии диплома судового механика рефрижераторный механик с разрешения старшего механика может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.

Старший рефрижераторный машинист

241. Старший рефрижераторный машинист подчиняется рефрижераторному механику, а на судах, где не предусмотрена должность рефрижераторного механика, - второму механику.

Старший рефрижераторный машинист должен знать устройство и уметь обслуживать все холодильное оборудование, установки кондиционирования воздуха и технические средства, обслуживающие их.

242. Старший рефрижераторный машинист обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте холодильного оборудования, установок кондиционирования воздуха и технических средств, обслуживающих их;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) руководить работами рефрижераторных машинистов;

(04) нести вахту согласно судовому расписанию.

243. Старший рефрижераторный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Рефрижераторный машинист

244. Рефрижераторный машинист подчиняется рефрижераторному механику, а на судах, где не предусмотрена должность рефрижераторного механика, - второму механику.

Рефрижераторный машинист должен знать устройство и уметь обслуживать холодильные машины рефрижераторных установок и установок кондиционирования воздуха с обслуживающими их техническими средствами.

245. Рефрижераторный машинист обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте рефрижераторных установок и установок кондиционирования воздуха;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому расписанию.

246. Рефрижераторный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Старший электромеханик

247. Старший электромеханик (на электроходах) подчиняется старшему механику и является командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа.

248. Старший электромеханик отвечает за надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и техническое состояние: электрической гребной установки, судовой электростанции, электрических сетей, распределительных устройств, электрической части всех электроприводных механизмов и устройств, электрической части средств автоматизации и контроля, телефонной связи, систем сигнализации, а также источников питания электрорадионавигационных устройств и других электромеханических средств.

Старший электромеханик ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением электрической части и является ответственным руководителем работ по судовому электрооборудованию.

249. Старший электромеханик обязан:

(01) обеспечивать выполнение Положения о технической эксплуатации морского флота, правил технической эксплуатации судового электрооборудования, инструкций заводов-строителей и других инструкций;

(02) обеспечивать выполнение подчиненными лицами правил, инструкций по технике безопасности, пожаробезопасности и безопасную организацию работ;

(03) составлять план работ по судовому электрооборудованию и представлять его на утверждение старшему механику;

(04) распределять подчиненных ему членов экипажа по вахтам и работам, согласовывая со старшим механиком, вести учет их рабочего времени и дней отдыха;

(05) обеспечивать составление заявок, прием и учет сменно-запасных частей и материально-технического снабжения по электрической части;

(06) обеспечивать составление ремонтных ведомостей по электрической части, контролировать качество работ по судовому электрооборудованию, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

(07) контролировать работу электрооборудования судовых грузовых средств в период грузовых операций;

(08) перед выходом судна в рейс проверять готовность судового электрооборудования к плаванию и за 30 минут до назначенного времени отхода докладывать старшему механику о его готовности;

(09) лично руководить управлением электрооборудованием энергетической установки при входе судна в порт, выходе из него и во время швартовных операций. Отлучаться из машинного помещения в указанных случаях старший электромеханик может только с разрешения старшего механика;

(10) обеспечивать ведение установленной технической документации и отчетности по судовому электрооборудованию в соответствии с правилами и инструкциями, ежедневно подписывать суточные записи в электромеханическом журнале и представлять его на подпись старшему механику;

(11) организовывать техническую учебу по судовому электрооборудованию членов экипажа службы технической эксплуатации.

250. Старший электромеханик, назначенный на судно, принимает от своего предшественника в установленном порядке судовое электрооборудование, сменно-запасные части, инструмент, инвентарь и техническую документацию судового электрооборудования на основании рапортов ответственных лиц командного состава. О приеме-сдаче составляется акт с указанием сопротивления изоляции основного электрооборудования. Один экземпляр акта, утвержденный старшим механиком, остается на судне, а другой отсылается судовладельцу. Прием-сдача и время фиксируются в электромеханическом журнале.

251. При нахождении судна в заводском ремонте старший электромеханик обязан:

(01) знать и выполнять правила электробезопасности при снабжении строящихся и ремонтируемых судов;

(02) при постановке судна в док убедиться в том, что заводом произведено заземление корпуса судна;

(03) контролировать соответствие подаваемого с берега напряжения параметрам судовой сети.

Электромеханик (первый электромеханик)

252. Электромеханик подчиняется старшему механику и является командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа.

На судах без электродвижения, где штатным расписанием предусмотрено несколько электромехаников, электрогруппу возглавляет первый электромеханик.

Электромеханик отвечает за надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и техническое состояние всего судового электрооборудования, включая электрическую часть средств автоматизации и контроля, средства внутрисудовой связи и сигнализации, а также источники питания электрорадионавигационных устройств.

Электромеханик ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением электрической части, электромастерской и электрокладовыми и является ответственным руководителем работ по судовому электрооборудованию.

253. Электромеханик обязан:

(01) выполнять требования ст. 248, 249, 250 настоящего Устава;

(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы судового электрооборудования;

(03) при возникновении угрозы аварии судового электрооборудования немедленно докладывать старшему механику, принимая соответствующие меры;

(04) немедленно являться по вызову вахтенного механика в машинное помещение или по вызову вахтенного помощника капитана в указанное место;

(05) производить подготовку электрооборудования грузовых устройств перед грузовыми операциями, проверять электрооборудование рулевого устройства, якорно-швартовного устройства, шлюпочных и траповых лебедок перед приходом судна в порт и выходом из него и докладывать о готовности старшему механику и вахтенному помощнику капитана.

254. Электромеханик может производить отключение технических средств ответственного назначения только с ведома и разрешения вахтенного механика, кроме случаев, когда промедление может вызвать аварию судна или несчастный случай.

Второй электромеханик

255. Второй электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях второй электромеханик замещает старшего электромеханика.

Второй электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние главных генераторов, гребных электродвигателей и основных электроприводов, обслуживающих гребную установку, центрального поста управления гребной установкой, электропривода рулевого устройства, авторулевого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электростанции, машинного телеграфа, постов управления, средств автоматизации и контроля электродвижения судна.

Второй электромеханик ведает электромастерской и электрокладовыми.

256. Второй электромеханик обязан по своему заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности;

(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;

(06) производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных ремонтно-профилактических работ;

(07) вести журнал замеров сопротивления изоляции.

Второй электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.

257. На судах без электродвижения второй электромеханик подчиняется первому электромеханику, в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованию между первым и вторым электромеханиками распределяет старший механик.

Третий электромеханик

258. Третий электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях третий электромеханик замещает второго электромеханика.

Третий электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние вспомогательных и аварийных генераторов, электрооборудования палубных механизмов, подруливающего устройства, электроприводов вспомогательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.

259. Третий электромеханик обязан по своему заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности;

(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента.

Третий электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.

Четвертый электромеханик

260. Четвертый электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях четвертый электромеханик замещает третьего электромеханика.

Четвертый электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние кабельной сети, электроприводов вспомогательных механизмов, не вошедших в заведование второго и третьего электромехаников, электрических вентиляторов, преобразователей, электрооборудования камбуза, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожекторов, тифонов и аккумуляторных батарей.

261. Четвертый электромеханик обязан по своему заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и правила пожаробезопасности;

(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;

(06) своевременно, согласно инструкциям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал;

(07) следить за правильным использованием электрического освещения.

Четвертый электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.

Техник АТС

262. Техник АТС непосредственно подчиняется старшему электромеханику (электромеханику).

Техник АТС отвечает за надежную работу и техническое состояние судовой автоматической телефонной станции, командных телефонных коммутаторов и внутрисудовых систем сигнализации.

263. Техник АТС обязан:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и правила пожаробезопасности;

(02) осуществлять техническое обслуживание средств телефонной связи и внутрисудовых систем сигнализации и контролировать их правильное использование;

(03) вести установленную техническую документацию по своему заведованию.

Техник АТС может привлекаться к вахтенному и техническому обслуживанию судового электрооборудования при наличии квалификационного свидетельства электрика.

Старший электрик

264. Старший электрик подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, старший электрик подчиняется второму механику. В необходимых случаях старший электрик замещает электромеханика.

265. Старший электрик обязан:

(01) выполнять техническое обслуживание всего судового электрооборудования и средств внутренней телефонной связи;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, инструкции, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) ведать электромастерской и электрокладовыми, обеспечивать надлежащее хранение, учет и расходование материально-технического снабжения по электрической части;

(04) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахт электриками.

266. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность четвертого электромеханика, старший электрик с разрешения и под ответственность старшего электромеханика может допускаться к несению вахты электромеханика.

267. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций старший электрик несет вахту в месте, указанном электромехаником.

268. Старший электрик может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Электрик I класса

269. Электрик I класса подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, электрик I класса подчиняется второму механику. В необходимых случаях электрик I класса замещает старшего электрика.

270. Электрик I класса должен:

(01) знать устройство и принцип действия всего судового электрооборудования;

(02) уметь управлять всеми техническими средствами судового электрооборудования;

(03) знать принцип действия и конструктивные особенности механической установки;

(04) уметь пользоваться всеми судовыми средствами пожаротушения.

271. Электрик I класса обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всего судового электрооборудования;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, инструкции, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахты электриками.

272. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик I класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.

273. Электрик I класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Электрик II класса

274. Электрик II класса подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, электрик II класса подчиняется второму механику.

Электрик II класса должен:

(01) знать принцип действия судового электрооборудования;

(02) уметь управлять техническими средствами электрооборудования механической установки;

(03) знать принцип действия и конструктивные особенности механической установки;

(04) уметь пользоваться средствами пожаротушения машинного помещения.

275. Электрик II класса обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всего судового электрооборудования;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила пожаробезопасности и техники безопасности;

(03) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахт электриками.

276. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик II класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.

277. Электрик II класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Боцман

278. Боцман подчиняется старшему механику, является командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа и руководителем работ по корпусной части.

При подготовке судна к рейсу и плавании в сложных условиях, а также для выполнения работ, связанных с обеспечением сохранной перевозки грузов и судового имущества, боцман поступает в распоряжение старшего помощника капитана.

Боцман обеспечивает техническое обслуживание:

(01) корпуса, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных и приемных труб, рангоута, такелажа, трапов, штормтрапов и кранцевой защиты судна;

(02) рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств с их техническими средствами (кроме механической и электрической частей этих средств);

(03) спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря и других технических средств своего заведования.

Боцман ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением и кладовыми по своему заведованию. Боцман руководит малярными и такелажными работами по судну (включая машинные помещения).

279. Боцман обязан:

(01) выполнять правила технической эксплуатации технических средств своего заведования, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы этих технических средств;

(02) составлять план работ по корпусной части и представлять его на утверждение старшему механику;

(03) распределять подчиненных ему членов экипажа по вахтам и работам, согласовывая со старшим механиком и старшим помощником капитана, вести учет их рабочего времени и дней отдыха;

(04) выполнять правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности, требовать выполнения этих правил подчиненными ему лицами и обеспечивать безопасную организацию работ;

(05) руководить ремонтно-профилактическими работами по корпусной части, выполняемыми судовыми специалистами;

(06) обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, принимать участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

(07) обеспечивать подготовку корпусной части к отходу судна и штормовому плаванию, крепление груза, оборудования, имущества, контролировать крепление груза береговыми специалистами и докладывать вахтенному помощнику капитана;

(08) перед каждым приходом судна в порт обеспечивать проверку исправности траповых лебедок, привлекая для этого ответственных лиц по необходимости;

(09) обеспечивать готовность к действию аварийного и противопожарного оборудования, имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования, их снабжения и спусковых устройств;

(10) обеспечивать своевременные проверки и испытания якорных цепей, блоков, гаков, цепей, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;

(11) подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контролировать качество работ по корпусной части, выполняемых береговыми специалистами;

(12) обеспечивать чистоту и порядок на палубе, в помещениях и столовой команды;

(13) знакомить вновь поступающих на судно членов экипажа с расписанием по заведованиям, расписанием по тревогам, расположением аварийного и противопожарного оборудования и имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования и обучать обращению с ними;

(14) составлять заявки на материально-техническое снабжение по своему заведованию, обеспечивать прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части;

(15) вести установленную документацию по своему заведованию.

280. При проходе судном узкостей, входе в порт, выходе из него, при подходе к месту якорной стоянки и во время швартовных операций боцман должен находиться на баке или, при необходимости, в другом месте по указанию старшего помощника капитана.

При стоянке судна в порту боцман обязан по указанию вахтенного помощника капитана обеспечивать выполнение работ, связанных с эксплуатацией и безопасной стоянкой судна, с уведомлением старшего механика.

К несению вахт боцман может привлекаться по указанию капитана.

281. На судах, где не предусмотрена должность старшего матроса, боцман выполняет его обязанности.

На судах, где предусмотрено несколько боцманов, их обязанности определяются согласно установленному порядку.

Подшкипер

282. Подшкипер непосредственно подчиняется боцману и является его заместителем.

Подшкипер осуществляет прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части.

283. Подшкипер обязан:

(01) готовить материалы для заявок на материально-техническое снабжение корпусной части и представлять их боцману;

(02) обеспечивать должное хранение и ремонт брезентов, тентов, виндзелей, спасательных нагрудников, чехлов и другого имущества корпусной части;

(03) обеспечивать исправность и сохранность средств малой механизации, приспособлений, инвентаря и инструмента корпусной части;

(04) выполнять судовые такелажные, парусные и малярные работы, составлять требуемые для покрасочных работ краски;

(05) осуществлять управление палубными техническими средствами;

(06) обеспечивать исправное состояние пожарных шлангов, соединительных гаек, огнетушителей и аварийных фонарей;

(07) обеспечивать пожаробезопасность, чистоту и порядок в кладовых помещениях корпусной части и подшкиперской, выполнять правила техники безопасности;

(08) обеспечивать сохранность и исправное состояние переносных люстр и ламп, своевременно сдавая их в ремонт электромеханику;

(09) выполнять обязанности старшего матроса (на судах, где не предусмотрена должность старшего матроса).

284. Подшкипер должен иметь квалификационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт.

При швартовных операциях подшкипер должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.

Старший матрос (плотник)

285. Старший матрос непосредственно подчиняется боцману. В необходимых случаях старший матрос замещает боцмана.

Старший матрос должен:

(01) уметь выполнять судовые плотницкие работы по корпусной части;

(02) уметь управлять всеми техническими средствами корпусной части;

(03) уметь пользоваться палубными средствами пожаротушения;

(04) знать приемную систему пресной воды, расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их воздушных и мерительных труб и мерительных труб грузовых помещений.

286. Старший матрос обязан:

(01) принимать пресную воду, производить ежедневно замеры воды в танках, сточных колодцах и льялах, записывать результаты замеров на доске в машинном помещении, в тетради замеров и докладывать старшему помощнику капитана;

(02) выполнять плотницкие работы и принимать участие в судовых работах, техническом обслуживании и ремонте корпусной части, такелажных и покрасочных работах по судну;

(03) обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств;

(04) следить за техническим состоянием пожарной магистрали на палубе, осушительного трубопровода в трюмах, приемных сеток, льял, пайолов, рыбинсов и люковых закрытий грузовых помещений;

(05) обеспечивать подготовку беседок и лесов для работ за бортом, на мачтах и дымовых трубах;

(06) обеспечивать надлежащее состояние кранцев, румпель-талей и штуртросов, трапов, штормтрапов и сходней;

(07) обеспечивать пожаробезопасность в плотницкой и выполнять правила техники безопасности, руководить работой матросов;

(08) выполнять обязанности подшкипера (на судах, где не предусмотрена должность подшкипера).

При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.

287. Старший матрос должен иметь квалификационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт по указанию капитана.

Старший матрос может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.

Матрос I класса

288. Матрос I класса непосредственно подчиняется боцману.

Матрос I класса должен:

(01) знать и выполнять обязанности матроса II класса;

(02) знать сигналопроизводство;

(03) уметь управлять палубными техническими средствами;

(04) уметь пользоваться судовыми спасательными средствами и управлять спасательными шлюпками на веслах и под парусами;

(05) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;

(06) знать расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных труб и мерительных труб грузовых помещений, уметь манипулировать основными приводами клинкетов на палубах;

(07) уметь производить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом.

289. Матрос I класса обязан:

(01) нести ходовые на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;

(02) принимать участие в судовых работах и техническом обслуживании корпусной части (включая работы на высоте и за бортом);

(03) принимать участие в подготовке грузовых устройств и помещений к грузовым операциям, открывать и закрывать грузовые трюмы, оборудованные люковыми закрытиями с механическим и гидравлическим приводами.

290. Наиболее опытный матрос I класса назначается старшим рулевым.

Старший рулевой обязан обеспечивать чистоту и порядок в штурманской и рулевой рубках, надлежащее содержание и хранение сигнальных флагов и знаков, ручных лотов, забортных буксируемых лагов и ручного туманного горна.

Матрос II класса

291. Матрос II класса непосредственно подчиняется боцману.

Матрос II класса должен:

(01) знать расположение по судну аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и уметь их использовать по назначению;

(02) уметь пользоваться судовыми спасательными средствами и управлять шлюпками с ручным и механическим приводами;

(03) уметь осуществлять прием и передачу сообщений посредством световой и флажной сигнализации;

(04) уметь выполнять малярные, такелажные и парусные работы.

292. Матрос II класса обязан:

(01) нести ходовые вахты на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;

(02) принимать участие в судовых работах и работах по техническому обслуживанию корпусной части;

(03) принимать участие в открытии и закрытии люков трюмов, выпускать и выбирать забортный лаг, снимать отсчеты лага;

(04) принимать участие в подготовке и уборке грузовых средств и инвентаря;

(05) убирать палубу и судовые помещения;

(06) принимать участие в швартовных работах согласно судовому расписанию;

(07) при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями:

перед началом грузовых операций следить за тем, чтобы люковые крышки с гидравлическим и механическим приводом были надежно закреплены, горловины всех цистерн задраены, трубопроводы исправны, льяла, сточные колодцы и приемные сетки были чистыми, а льяльные крышки плотно закрыты;

во время грузовых операций находиться в трюме или у люка и следить за размещением груза по указанию второго помощника капитана;

контролировать сепарирование груза и при необходимости вести счет груза;

наблюдать за сохранностью груза в трюме и не допускать к погрузке грузовые места, имеющие неисправную тару или маркировку, не соответствующую документации. О всех обнаруженных недостатках немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана;

при прекращении грузовых операций докладывать вахтенному помощнику капитана;

если во время грузовых операций снимаются не все бимсы, следить за тем, чтобы оставшиеся бимсы были тщательно закреплены болтами;

наблюдать за исправностью трюмных трапов. О всех обнаруженных повреждениях немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана;

не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии;

не допускать курения в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме;

(08) при отсутствии в штате судна должности матроса пожарной части выполнять его обязанности.

Матрос II класса может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.

Матрос-водолаз

293. Матрос-водолаз непосредственно подчиняется боцману. Матрос-водолаз выполняет подводные работы по распоряжению старшего механика, руководствуясь правилами техники безопасности и действующими положениями, касающимися производства водолазных работ.

Матрос-водолаз обеспечивает исправное состояние водолазного оборудования и имущества, выполняет судовые работы и привлекается к несению вахт.

При наличии на судне нескольких матросов-водолазов более опытный из них назначается старшим.