Глава XIV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ СУДНА

Глава XIV

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ СУДНА

470. Организация обеспечения живучести судна осуществляется в соответствии с Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота СССР, которое является основным документом, определяющим организационно-технические мероприятия и порядок проведения предупредительных мероприятий на судне, подготовку и действия экипажа по борьбе за живучесть судна.

471. Организация обеспечения живучести судна предусматривает:

(01) постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;

(02) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;

(03) постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна;

(04) постоянное наличие на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.

472. Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь должны расписываться в заведование лицам судового экипажа, храниться на штатных местах и иметь опись.

Использование указанного имущества и инвентаря не по прямому назначению категорически запрещается.

473. На всех судах должны строго соблюдаться требования норм непотопляемости и остойчивости, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса.

Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних цистерн в другие допускаются только с разрешения капитана и ведома вахтенного помощника капитана.

474. Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан, а непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана.

Для организации борьбы за живучесть на судне создаются постоянные аварийные партии (группы) и партии обеспечения охраны порядка (на пассажирских судах).

Капитан вправе включить в состав аварийных партий (групп) всех членов экипажа, за исключением лиц медицинского персонала, а также привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.

Старший механик руководит действиями вахты по борьбе за живучесть в машинных помещениях и обеспечивает готовность к действию находящихся в его ведении технических средств.

При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.

475. Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам.

476. Расписания по тревогам определяют обязанности всех членов экипажа, составляются на каждом судне и утверждаются капитаном.

Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности, подготовки, индивидуальных качеств и физических данных каждого члена экипажа. В расписаниях по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа.

Составление расписаний по тревогам и своевременная их корректура возлагаются на старшего помощника капитана.

Устанавливаются следующие расписания по тревогам:

(01) расписание по общесудовой тревоге (в том числе по борьбе с пожаром, водой, утечкой аммиака из судовых рефрижераторных установок и др.);

(02) расписание по тревоге "Человек за бортом";

(03) расписание по шлюпочной тревоге (при оставлении судна).

477. В расписании по общесудовой тревоге должны быть определены обязанности и действия всего экипажа в части:

(01) управления судном в море;

(02) радиосвязи и зрительной связи;

(03) наблюдения за горизонтом, воздухом и водой;

(04) герметизации судна;

(05) борьбы за живучесть судна (борьба с водой и огнем);

(06) использования специальных средств, установленных на судне;

(07) оказания медицинской помощи и санитарной обработки экипажа и пассажиров;

(08) охраны порядка и безопасности (на пассажирских судах).

478. Командиры аварийных партий (групп) по прибытии на места по сигналу общесудовой тревоги докладывают на мостик о состоянии готовности к борьбе за живучесть, а в дальнейшем о своих действиях и изменениях обстановки.

479. В расписании по тревоге "Человек за бортом" должны быть определены обязанности экипажа по спасанию человека, находящегося за бортом, оказанию ему медицинской помощи.

По тревоге "Человек за бортом" смена вахт не производится.

480. В расписании по шлюпочной тревоге должны быть определены обязанности членов экипажа в части:

(01) подготовки и спуска спасательных средств коллективного пользования и снабжения их необходимым имуществом и продовольствием;

(02) посадки в шлюпки и на плоты пассажиров и экипажа;

(03) спасания судового и машинного журналов, судовых документов и ценностей;

(04) управления спасательными средствами в море и организации их связи между собой, с другими судами, берегом, самолетами и вертолетами.

481. Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана:

(01) при необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо грозящей ему опасности;

(02) при обнаружении поступления забортной воды внутрь судна или распространения ее по судну;

(03) при взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его первых признаков: дыма и запаха гари;

(04) при других аварийных случаях, создающих угрозу судну и экипажу. Тревога "Человек за бортом" объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом. Шлюпочная тревога (при оставлении судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана в случаях, предусмотренных ст. 106 настоящего Устава, при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.

При оставлении судна старший помощник капитана обязан проверить судовые помещения, а старший механик - машинные помещения и удостовериться, что в них не осталось людей.

Лица, в ведении которых находятся паспорта экипажа, судовой, машинный, электромеханический и радиотелеграфный журналы, путевые карты с прокладкой пути судна перед происшествием, судовая касса и документы строгой отчетности, при оставлении судна обязаны принять меры к спасению указанных документов и ценностей.

482. Устанавливаются следующие сигналы тревог:

общесудовая тревога - непрерывный звонок громкого боя в течение 25 - 30 секунд; при пожаре во время стоянки в порту сигнал общесудовой тревоги дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

тревога "Человек за бортом" - три продолжительных сигнала звонком громкого боя (продолжительность сигнала 5 - 6 секунд); сигнал повторяется 3 - 4 раза;

шлюпочная тревога - семь коротких и один продолжительный сигнал звонком громкого боя; сигнал повторяется 3 - 4 раза.

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы подаются паровым свистком, тифоном или сиреной.

483. Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляционной сети с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоины указывается их место. При отсутствии трансляции вид тревоги, место пожара и пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции; при проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала, установленного настоящей статьей, голосом или по трансляции передается слово "учебная".

Все члены экипажа при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги "Человек за бортом".

484. Расписания по тревогам должны вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна.

Над койкой каждого члена экипажа находится карточка, где указаны его обязанности по тревогам.

485. У спальных мест пассажиров должны быть вывешены карточки с указанием:

(01) сигналов судовых тревог;

(02) мест сбора по судовым тревогам;

(03) номеров и мест нахождения спасательных средств коллективного пользования (шлюпок, плотов и т.п.);

(04) иллюстрированная инструкция по способам и приемам надевания индивидуальных спасательных средств.

Каютные карточки должны быть выполнены на русском и английском языках.

486. Для практической отработки действий по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог в соответствии с Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота СССР.

После каждого тренировочного учения производится его разбор.

Пассажиры должны заблаговременно предупреждаться о проводимых учебных тревогах и правилах поведения во время них.

Учения по судовым тревогам должны проводиться не реже одного раза в месяц, а на пассажирских судах - один раз в неделю.