VII. Законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания

VII. Законопроектная деятельность и порядок участия
в деятельности Федерального Собрания

Планирование законопроектной деятельности и порядок
ее организации

7.1. В целях осуществления функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности Министерство разрабатывает проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации, плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации, а также в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, во исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, и поручений Председателя Правительства Российской Федерации.

7.2. Министерство участвует в формировании проектов планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. <16>

--------------------------------

<16> Пункт 2 Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 389 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст. 2346; 2020, N 36, ст. 5618).

7.3. Предложения о разработке проектов федеральных законов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации представляются руководителями структурных подразделений в структурное подразделение, на которое возложены функции по подготовке сводных предложений по законопроектной деятельности.

Указанные предложения должны содержать:

а) рабочее наименование проекта федерального закона, в случае необходимости - его концепцию и проект технического задания на его разработку, которые согласовываются в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

б) пояснительную записку, содержащую изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи проекта федерального закона;

в) наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя и перечень соисполнителей;

г) информацию о предлагаемых сроках внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации и в Государственную Думу;

д) указание на наличие или отсутствие необходимости рассмотрения проекта федерального закона Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации.

7.4. Структурные подразделения направляют в структурное подразделение, на которое возложены функции по подготовке сводных предложений по законопроектной деятельности, предложения о разработке проектов федеральных законов с приложением необходимых материалов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, согласованные с заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей).

7.5. Сводные предложения подготавливаются структурным подразделением Министерства, на которое возложены функции по подготовке сводных предложений по законопроектной деятельности, визируются руководителями структурных подразделений, руководителем структурного подразделения, ответственного за правовую работу, заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и докладываются статс-секретарю - заместителю Министра для последующего представления в Министерство юстиции Российской Федерации.

7.6. Организация законопроектной деятельности в Министерстве возлагается на статс-секретаря - заместителя Министра.

7.7. Руководители структурных подразделений подготавливают и представляют Министру проект федерального закона с необходимыми материалами, определенными Регламентом Правительства Российской Федерации, для его внесения в Правительство Российской Федерации.

Проект федерального закона, необходимые материалы к нему и сопроводительное письмо в Правительство Российской Федерации визируются руководителями соответствующих структурных подразделений, руководителем структурного подразделения, ответственного за правовую работу, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и при необходимости - иными должностными лицами, определенными Министром, и подписываются Министром.

Участие в работе Федерального Собрания

7.8. Министр, заместители Министра, руководители структурных подразделений (по поручению Министра) могут участвовать в работе Федерального Собрания в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 <17> (далее - Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти), регламентами палат Федерального Собрания по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.

--------------------------------

<17> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; 2020, N 6, ст. 677.

Иные должностные лица Министерства могут присутствовать и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих групп, экспертных советов и участвовать в иных мероприятиях палат Федерального Собрания, руководствуясь официальной позицией Правительства Российской Федерации. Поручение или согласие на участие в указанных мероприятиях может быть дано Министром, заместителем Министра, уполномоченным руководителем структурного подразделения.

7.9. Координация работы в Министерстве по обеспечению участия его представителей в деятельности палат Федерального Собрания и взаимодействия с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.

7.10. Министр по приглашению палат Федерального Собрания участвует в заседаниях и отвечает на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания.

В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания Министр уведомляет палату Федерального Собрания о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которому поручено участвовать в заседании палаты Федерального Собрания и отвечать на поставленные вопросы.

Оформление соответствующего письменного уведомления осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.

7.11. Должностные лица Министерства, являющиеся официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, координируют свою деятельность по представлению в Государственной Думе и Совете Федерации позиции Правительства Российской Федерации с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в соответствующих палатах Федерального Собрания.

Порядок подготовки проектов заключений, поправок
и официальных отзывов Правительства Российской Федерации
на законопроекты

7.12. Подготовка проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов осуществляется в Министерстве с соблюдением требований, установленных Регламентом Правительства Российской Федерации.

Поступившие в соответствии с пунктом 99 Регламента Правительства Российской Федерации на заключение в Министерство проекты федеральных законов направляются на рассмотрение руководителям структурных подразделений и в копии заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей).

Подготовленные в структурных подразделениях документы на бумажном носителе или в форме электронных документов визируются руководителями структурных подразделений, подписываются заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и направляются федеральному органу исполнительной власти (головному исполнителю) в 15-дневный срок с даты поступления проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации (если иные сроки не установлены Правительством Российской Федерации). Подписание электронного документа осуществляется Министром или заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

7.13. Руководитель структурного подразделения, являющегося головным исполнителем при подготовке Министерством в качестве ответственного исполнителя проекта заключения, поправок или официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона, не позднее чем за 2 дня до истечения установленного Регламентом Правительства Российской Федерации срока обеспечивает подготовку соответствующего проекта заключения, поправок или официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона, его согласование (визирование) структурными подразделениями, руководителем структурного подразделения, ответственного за правовую работу, иными должностными лицами, определенными Министром, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и представляет проект Министру или статс-секретарю - заместителю Министра для последующего направления в Правительство Российской Федерации.

При невозможности представления заключения в Правительство Российской Федерации в установленный срок с даты получения проекта федерального закона заместитель Министра однократно согласовывает с субъектом права законодательной инициативы продление срока рассмотрения проекта федерального закона (но не более чем на 30 дней) и письменно информирует Аппарат Правительства Российской Федерации о достигнутом согласии <18>.

--------------------------------

<18> Абзац третий пункта 99 Регламента Правительства Российской Федерации.

7.14. Поступившие из Аппарата Правительства Российской Федерации в Министерство проекты федеральных законов для подготовки проектов официальных отзывов Правительства Российской Федерации направляются руководителям соответствующих структурных подразделений, заместителю Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и статс-секретарю - заместителю Министра.

При невозможности представления в установленный срок проекта официального отзыва на законопроект, поступивший из Государственной Думы, заместитель Министра однократно согласовывает с соответствующим Комитетом Государственной Думы продление срока рассмотрения проекта федерального закона (но не более чем на 30 дней) и письменно информирует Аппарат Правительства Российской Федерации о достигнутом согласии <19>.

--------------------------------

<19> Абзац четвертый пункта 101 Регламента Правительства Российской Федерации.

7.15. Принятые Государственной Думой в первом чтении проекты федеральных законов, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются руководителям соответствующих структурных подразделений заместителю Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и статс-секретарю - заместителю Министра для подготовки поправок или иных предложений.

7.16. Проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов с приложением поступивших от субъекта права законодательной инициативы или из Государственной Думы и полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти материалов вносятся в Правительство Российской Федерации Министром или статс-секретарем - заместителем Министра.

Порядок рассмотрения парламентских запросов,
запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов
Государственной Думы

7.17. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет подготовку ответа на парламентский запрос к Председателю Правительства Российской Федерации и заместителям Председателя Правительства Российской Федерации (по их поручению), депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство Российской Федерации, к Председателю Правительства Российской Федерации и заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации.

В случае если для подготовки ответа требуется участие нескольких федеральных органов исполнительной власти, его проработка, подготовка и согласование осуществляются в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Российской Федерации и Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти для проработки поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.

Проект ответа на парламентский запрос с соответствующими обосновывающими материалами представляется в Правительство Российской Федерации Министром (лицом, исполняющим его обязанности), в случае если Министерство является головным исполнителем поручения, в указанный в поручении срок.

7.18. Депутатский запрос, обращение Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство Российской Федерации, к Председателю Правительства Российской Федерации или заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации (далее соответственно - депутатский запрос, обращение), направляются руководителям соответствующих структурных подразделений для рассмотрения и подготовки ответа.

Подготовленный ответ на депутатский запрос направляется в Аппарат Правительства Российской Федерации в установленный срок. Ответ на обращение (предоставление запрашиваемых документов или сведений) дается Министром или его заместителем в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в Правительство Российской Федерации.

Депутатский запрос, обращение к Министру рассматриваются в Министерстве в аналогичном порядке и в те же сроки, если иное не предусмотрено поручением Министра (заместителя Министра).

Парламентский запрос к Министру или его заместителю рассматривается с учетом того, что ответ на данный запрос должен быть дан не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания, в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания) или в письменной форме за подписью должностного лица, которому направлен запрос (лица, временно исполняющего его обязанности).

7.19. Обращение комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации или непосредственно к Министру, направляется руководителям соответствующих структурных подразделений.

О результатах рассмотрения данных обращений Министр, а также уполномоченные руководители структурных подразделений сообщают в соответствующие комитеты и комиссии Правительства Российской Федерации в согласованные с ними сроки. Копии ответов направляются в Аппарат Правительства Российской Федерации (полномочному представителю Правительства Российской Федерации в соответствующей палате Федерального Собрания).