МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 87
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 202/пр
ПРИКАЗ
от 23 марта 2015 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ, ПРОГРАММНЫМ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ,
ПРАВОВЫМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ
ТРЕБОВАНИЙ К ЕЕ АРХИТЕКТУРЕ
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4210) приказываем:
утвердить прилагаемые требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, в том числе требования к ее архитектуре.
Министр связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
Н.А.НИКИФОРОВ
Министр строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
М.А.МЕНЬ
Утверждены
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
и Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 23.03.2015 N 87/202/пр
ТРЕБОВАНИЯ
К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ, ПРОГРАММНЫМ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ,
ПРАВОВЫМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ АРХИТЕКТУРЕ
1. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) должна соответствовать следующим требованиям:
1) открытость спецификаций единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой, в том числе в целях обновления содержащейся в системе информации;
2) модульность, позволяющая осуществлять развитие и увеличение функциональных возможностей системы;
3) масштабируемость, не допускающая снижения функциональности системы в связи с ростом объема хранимой и обрабатываемой в системе информации;
4) адаптивность, соблюдаемая путем обеспечения удобного доступа к системе для всех групп пользователей информации и поставщиков информации с функциональностью, соответствующей задачам, решаемым этими группами пользователей информации и поставщиков информации;
5) функциональное соответствие, основанное на том, что архитектура системы должна отвечать функциональным требованиям к системе;
6) осуществление форматно-логического контроля размещаемых в системе сведений;
7) использование интуитивно понятного интерфейса, предоставляющего возможность использования информации пользователями системы и размещения информации в системе поставщиками информации;
8) обеспечение развитых средств навигации внутри системы, поиска необходимой информации, а также представления результатов поиска в удобной форме.
2. Размещение информации в системе осуществляется на русском языке. Лингвистические средства обеспечения эксплуатации системы должны обеспечивать доступ пользователей информации и поставщиков информации к содержащейся в системе информации на русском языке. Наименования иностранных юридических лиц, российских юридических лиц, имеющих наименование на иностранном языке, имена физических лиц, иностранные официальные и общепринятые технические обозначения, а также наименования приборов учета энергетических ресурсов могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.
3. В состав лингвистических средств обеспечения эксплуатации системы должна входить подсистема нормативно-справочной информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
4. Программное обеспечение и технологические средства системы должны обеспечивать доступ пользователей к ознакомлению с общедоступной информацией, размещенной в системе, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться обязательная установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра сайтов программных и технологических средств.
5. Программное обеспечение и технологические средства системы должны обеспечивать ввод информации, в том числе путем заполнения экранных форм веб-интерфейса системы, а также возможность прикрепления к размещаемой информации документов в виде отдельных файлов.
6. Система должна функционировать в непрерывном режиме. Оператор обеспечивает:
а) бесперебойную круглосуточную работу системы 7 дней в неделю, 365/366 дней в году, а также целостность, устойчивость функционирования и безопасность системы в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации к информационным системам общего пользования;
б) быстрое (не более одного часа) восстановление работоспособности системы и ее частей в случае отказа их работы;
в) постоянное проведение мониторинга событий и текущего состояния системы и ее частей, позволяющего непрерывно отслеживать доступность программно-аппаратного комплекса системы и текущее состояние использования оборудования, а также незамедлительно формировать уведомления оператору системы об отказе работы системы и ее частей;
г) контроль и анализ текущей производительности и других параметров работы системы и ее частей, своевременное выявление угроз, ограничивающих ее производительность и устойчивость;
д) резервное копирование программного обеспечения и информации, содержащейся в системе, а также долгосрочное хранение всей информации, размещаемой в системе;
е) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований информационной безопасности и защиту персональных данных, размещенных в системе;
ж) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации в системе, фиксировать точное время осуществления таких действий, а также информацию о пользователях, об уполномоченном лице поставщика информации, оператора системы, которые осуществили указанные действия в системе.
7. Оператор обязан при изменении единых форматов для передачи данных для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой не менее чем за 14 дней до момента начала использования новых единых форматов уведомить всех пользователей системы путем размещения на сайте системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующего сообщения, с приложением новых единых форматов и указанием даты начала их использования, а также обеспечить возможность приема системой информации из иных информационных систем с использованием новых единых форматов с указанной даты.
8. Система состоит из открытой части, закрытой части и части, предназначенной для организации взаимодействия системы с другими информационными системами. В открытой части системы размещается общедоступная информация. Закрытая часть системы предназначена для ведения личных кабинетов пользователей системы.
9. Основу системы составляют следующие программные компоненты:
- портал системы;
- функциональные подсистемы (компоненты, реализующие функциональные задачи системы);
- обеспечивающие подсистемы.
10. Портал системы предназначен для размещения общедоступной информации о состоянии жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, а также для предоставления возможностей по работе пользователей системы в личных кабинетах.
11. Система должна иметь следующие функциональные подсистемы:
а) подсистема ведения реестра программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предназначенная для консолидации сведений государственных и муниципальных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
б) подсистема электронных паспортов многоквартирных и жилых домов, электронных документов о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, предназначенная для ведения электронных паспортов многоквартирных и жилых домов, электронных документов о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры;
в) подсистема ведения сведений о деятельности поставщиков информации, размещающих информацию в системе, предназначенная для ведения реестров указанных поставщиков информации, обеспечения возможности раскрытия ими информации о своей деятельности;
г) подсистема управления жилищно-коммунальным хозяйством, предназначенная для обеспечения возможностей по учету поставки ресурсов, выполнения работ, оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе планированию и учету проведения планово-предупредительных работ, учету аварийных работ, учету ограничения или приостановки предоставления коммунальных услуг, передачи показаний приборов учета, размещения информации из реестров, содержащих сведения о лицензиях на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также голосования собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества собственников жилья, членов жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива при проведении ими собраний с использованием системы;
д) подсистема ведения лицевых счетов, обеспечивающая возможности по ведению лицевых счетов потребителей, просмотра и печати платежных документов, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием системы, а также передачи сведений и документов о внесении соответствующей платы;
е) подсистема инспектирования жилищного фонда, предназначенная для планирования и проведения мероприятий, связанных с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, размещения информации о выявленных в ходе проведения лицензионного контроля нарушениях лицензионных требований и о привлечении к ответственности за такие нарушения, а также о предпринятых мерах по пресечению допущенных нарушений;
ж) подсистема управления обращениями граждан, предназначенная для обеспечения возможностей формирования и направления гражданами обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, лицам, осуществляющим поставки ресурсов для оказания коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также для обеспечения возможностей контроля рассмотрения обращений граждан, подготовки и направления на них ответов.
12. Система должна иметь следующие обеспечивающие подсистемы:
а) подсистема прикладного администрирования, предназначенная для регистрации и управления правами доступа пользователей и обеспечения возможности настройки и администрирования подсистем системы;
б) подсистема информационной безопасности, предназначенная для обеспечения защиты системы от угроз информационной безопасности;
в) подсистема взаимодействия с иными информационными системами;
г) подсистема анализа и формирования отчетности, предназначенная для формирования аналитических отчетов на основе информации, содержащейся в системе;
д) подсистема ведения нормативно-справочной информации, предназначенная для ведения единых классификаторов и справочников.
13. Система может также включать в себя иные функциональные и обеспечивающие подсистемы, не указанные в пунктах 11 и 12 настоящих Требований.
14. Архитектура системы и применяемые технологические решения должны в обязательном порядке учитывать возможность расширения ее функциональных возможностей.