3.8. Требования по обеспечению основных услуг почтовой связи на всей территории страны

3.8. Требования по обеспечению основных услуг почтовой связи на всей территории страны

В связи с необходимостью обеспечения доступности основных услуг почтовой связи предъявляется ряд требований к сети объектов почтовой связи назначенного оператора почтовой связи, прежде всего, к размещению отделений почтовой связи, определяемому численностью населения, обслуживаемого одним отделением почтовой связи, и радиусом его обслуживания, а также по формату отделений почтовой связи.

Требования, предъявляемые к плотности сети отделений почтовой связи назначенного оператора почтовой связи, в других странах (в частности, в странах с широкой географией и большим количеством письменных отправлений на душу населения), в последние годы снижались и в настоящее время являются значительно более низкими, чем в России.

Для сравнения: в Бразилии и Австралии при количестве письменных отправлений на душу населения 43 шт. на человека в год и 249 шт. на человека в год соответственно плотность сети колеблется в пределах от 0,6 отделений почтовой связи на 10 тыс. человек до 2 отделений почтовой связи на 10 тыс. человек, соответственно, а в России при количестве письменных отправлений на душу населения 17 шт. на человека в год плотность сети достигает 2,9 отделений почтовой связи на 10 тыс. человек <1>.

--------------------------------

<1> Источник: Всемирный Почтовый Союз, UPU Postal Statistics, http://www.upu.int/en/resources/postal-statistics/query-the-database.html, 01.02.2014, официальные сайты и годовые отчеты почтовых операторов.

В большинстве стран перечень возможных форматов почтовых отделений шире, чем в России: разрешено оказывать почтовые услуги на территории розничных сетей третьих лиц (в том числе по схеме франчайзинга) и размещать абонементные почтовые шкафы; развита гибридная и электронная почта <1>.

--------------------------------

<1> Источник: Accenture, 'Postal Universal Service Obligation (USO) International Comparison: International Postal Liberalization - Comparative Study of US and Key Countries', 2008; GAO, 'US Postal Service: Foreign Posts' Strategies Could Inform US Postal Service's Efforts to Modernize' 2011, годовые отчеты почтовых операторов, анализ BCG.

На наиболее развитых рынках услуг почтовой связи предъявляются требования по доступности самой услуги, а не объекта почтовой связи - отделения почтовой связи или почтового ящика. При этом доступность основных услуг почтовой связи в других странах при снижении нормативов размещения почтовых отделений и увеличении доли почтовых отделений, находящихся в управлении третьих лиц, не изменилась благодаря активному использованию новых форматов предоставления таких услуг.

Действующие с 1981 г. в России нормативы размещения сети отделений почтовой связи не отвечают современным потребностям.

В связи с сокращением населения и миграции его из сельской местности в города за последние 30 лет в настоящее время возникла ситуация, при которой ряд отделений (прежде всего, расположенных в сельской местности) требуют изменения формата работы отделений почтовой связи. При этом в крупных городах отделений почтовой связи не хватает, в том числе из-за высоких арендных ставок.

С учетом изложенного в нормативы по доступности основных услуг почтовой связи целесообразно внести ряд изменений:

- актуализировать нормативы размещения сети отделений почтовой связи назначенного оператора почтовой связи и требования к их соблюдению;

- определить требования к формату и режиму работы отделений почтовой связи при сохранении для населения доступности услуг почтовой связи;

- предусмотреть возможность использования схемы франчайзинга или передачи объектов почтовой связи в управление третьим лицам в соответствии с определенным порядком.

Также важным направлением развития почтовой связи является обеспечение качественных и доступных услуг почтовой связи на территории Республики Крым и г. Севастополя.

В целях функционирования почтовой связи на территории Российской Федерации должна действовать единая почтово-адресная индексация.

Единая почтово-адресная индексация подразумевает деление территории страны на подиндексные зоны и присвоение им уникальных почтовых номеров (индексов).

Организация единой почтово-адресной индексации должна осуществляться федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Ведение реестра почтовых индексов и почтовых адресов на всей территории Российской Федерации должен осуществлять назначенный оператор почтовой связи в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом.