XIII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан
13.1. Порядок работы с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами граждан и организаций (далее - обращения граждан) в Минюсте России регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Минюста России.
13.2. В Минюсте России рассматриваются обращения граждан, а также ходатайства в их поддержку по вопросам сферы деятельности Минюста России, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.
При необходимости орган государственной власти, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения.
Положения настоящего раздела не распространяются на взаимоотношения граждан и Минюста России в процессе реализации Минюстом России государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минюста России.
13.3. Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации Департаментом организации и контроля в течение 3 дней с даты поступления в Минюст России или к уполномоченному государственному служащему.
13.4. Поступившие в Минюст России письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются Министру (заместителю Министра) либо направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Минюста России.
В случае необходимости изменение головного исполнителя и состава соисполнителей по обращениям граждан осуществляется Департаментом организации и контроля по договоренности между руководителями соответствующих структурных подразделений Минюста России или на основании резолюции Министра, заместителя Министра (в соответствии с распределением обязанностей).
Обращения граждан, поступившие в Минюст России, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в территориальные органы Минюста России и федеральные службы, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов.
Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.
Обращения граждан по вопросам обжалования актов (приказов) Минюста России направляются соответствующим структурным подразделениям Минюста России для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письменные обращения граждан, поступившие в Минюст России в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен на основании служебной записки руководителя структурного подразделения Минюста России - исполнителя не более чем на 30 дней Министром или заместителем Министра, курирующим соответствующее структурное подразделение Минюста России. О продлении срока рассмотрения письменно уведомляется автор.
13.5. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Минюст России при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, сообщить гражданину, направившему указанное обращение, о недопустимости злоупотребления правом, а также направить указанное обращение для рассмотрения в соответствующий правоохранительный орган.
В случае если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в структурное подразделение Минюста России в соответствии с компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае если в обращении содержится вопрос, на который гражданину (организации) неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр (заместитель Министра) либо уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Минюст России. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину (организации), направившему (направившей) обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
13.6. В ответах Минюстом России может осуществляться разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, если на Минюст России возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.
Кроме того, в Минюсте России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях руководители структурных подразделений Минюста России информируют об этом заявителей.
В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию Минюста России, заместители Министра, курирующие соответствующие структурные подразделения Минюста России, руководители структурных подразделений Минюста России направляют такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов с уведомлением заявителей, направивших обращение, о переадресации обращений, за исключением случаев, когда текст обращения не поддается прочтению.
Направление обращений в другой федеральный орган исполнительной власти осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного документооборота или в форме документов на бумажном носителе.
13.7. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
13.8. Минюст России обеспечивает учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, в том числе:
а) количество и характер рассмотренных обращений граждан;
б) количество и характер рассмотренных обращений организаций;
в) количество и характер решений, принятых по обращениям граждан и организаций Минюстом России в пределах его полномочий;
г) количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;
д) количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.
Руководители структурных подразделений Минюста России организуют учет и анализ этих вопросов и подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативно-правового регулирования.
13.9. Департамент организации и контроля обобщает результаты анализа обращений граждан по итогам года и представляет проект соответствующего доклада Министру для последующего направления в Правительство Российской Федерации.
По итогам года директора (заместители директоров) федеральных служб также направляют в Минюст России доклад с обобщенными результатами анализа обращений граждан.
13.10. Поступившие на имя Министра обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, содержащие жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Минюсте России и Регламента, докладываются Министру его заместителями, руководителями структурных подразделений (по согласованию с курирующими заместителями Министра), а также директорами (заместителями директоров) федеральных служб, с представлением заключений структурных подразделений, определенных Министром, в 10-дневный срок.
Поступившие на имя Министра обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность и т.п.) на результаты рассмотрения ранее поступивших в Минюст России обращений этих организаций, направляются соответствующим заместителям Министра, руководителям структурных подразделений Минюста России для ответа.
13.11. Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная подпись являются дополнительной информацией.
В случае если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.
13.12. Основанием для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, помимо оснований, указанных в пункте 13.5 Регламента, также может являться:
а) указание автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа;
б) поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;
в) некорректность содержания электронного сообщения;
г) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).
13.13. Прием и отправка электронных документов, проверка подлинности электронной подписи осуществляются Департаментом организации и контроля.
13.14. Личный прием граждан в Минюсте России проводится Министром, заместителями Министра, руководителями структурных подразделений Минюста России и уполномоченными гражданскими служащими. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Прием граждан организуется Департаментом организации и контроля по рабочим дням, как правило, в специально оборудованных помещениях с соблюдением мер безопасности.
В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации в установленном порядке Департаментом организации и контроля направляется на рассмотрение в соответствующее структурное подразделение Минюста России.
В случае если поставленные гражданином во время приема вопросы не входят в компетенцию Минюста России, ему разъясняется порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.