XII. Оборудование обменных пунктов и транспортных средств для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании
XII. Оборудование обменных пунктов и транспортных средств
для перемещения осужденных и лиц, содержащихся
под стражей, при конвоировании
73. Оборудование транспортных средств, используемых учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании
1) К транспортным средствам, используемым учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, и подлежащим оборудованию ИТСОН, относятся:
- специальные автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее - спецавтомобили);
- специальные железнодорожные вагоны (далее - спецвагоны);
- грузовые железнодорожные платформы;
- морские и речные суда.
2) Общие требования к оборудованию ИТСОН спецавтомобилей:
В случае изготовления спецавтомобиля на базе грузового автомобиля (шасси) на последний устанавливается специальный кузов (далее - спецкузов).
В спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются: помещение караула, камеры для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (может оборудоваться туалетной кабиной в спецавтомобилях вместимостью более 7 осужденных и лиц, содержащихся под стражей).
Спецавтомобиль на базе грузового автомобиля (шасси) и автобуса предназначен для перевозки только сидящих людей.
В спецавтомобилях на базе легкового автомобиля предусматривается размещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе в лежачем положении.
Спецавтомобиль должен иметь габаритную высоту не более 4,5 м от поверхности проезжей части и габаритную ширину не более 2,55 м. Полная масса и распределение нагрузок по осям спецавтомобиля при его полной массе не должны превышать указанных характеристик базового автомобиля (шасси).
Конструкция спецавтомобиля должна обеспечивать:
- размещение караула в составе не менее 4 человек, включая водителя;
- полную изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, от посторонних граждан, находящихся снаружи автомобиля;
- строго раздельное размещение осужденных, отбывающих наказания в различных условиях, а также лиц, содержащихся под стражей, с соблюдением их внутренней изоляции.
Помещение караула должно располагаться в передней части спецкузова.
Каждая камера для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и туалетная кабина должны иметь отдельный выход из помещения караула.
Планировка спецкузова с различным сочетанием общих и одиночных камер и пассажировместимость определяются одобрением типа транспортного средства, выдаваемого органами по сертификации.
Примеры наиболее распространенных планировок спецкузова с различным сочетанием общих и одиночных камер для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, представлены в приложении N 6 к Наставлению.
3) Конструктивные требования к спецавтомобилям на базе грузовых автомобилей (шасси):
- спецкузов должен быть цельнометаллическим, каркасным, с теплоизоляцией между наружной и внутренней обшивкой, теплоизоляция должна занимать весь объем ячеек каркаса кузова;
- спецкузов должен надежно фиксироваться к раме шасси с помощью крепежных элементов, аналогичных по конструкции, количеству и материалу элементам крепления бортового кузова базового транспортного средства той же или большей массы;
- внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм;
- в случае, если посадочная высота (высота уровня пола от земли) превышает 500 мм под входной дверью спецкузова, спецавтомобиль должен быть оборудован откидным трапом или выдвижной лестницей, фиксируемыми на период движения и в положении посадки;
- каркасы стен и потолка спецкузова должны быть сварными из стальных профилей размером не менее 28,0 мм x 25,0 мм x 1,5 мм с размером ячейки не более 400 мм x 400 мм;
- наружная и внутренняя обшивка спецкузова должна быть выполнена из листовой стали толщиной не менее 0,8 мм;
- основание спецкузова должно быть сварным из стальных профилей толщиной не менее 2 мм и настила стального листа толщиной не менее 2 мм. Размер ячейки в свету между профилями основания должен быть не более 250 мм x 250 мм, образуя противопобеговую решетку;
- в помещении караула, камерах для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и (при наличии) туалетной кабине (между перегородками) должен быть установлен настил из фанеры толщиной не менее 8 мм и линолеума повышенной прочности толщиной не менее 3 мм;
- по периметру и по линиям стыков линолеум должен быть закреплен с помощью металлических профилей;
- при наличии аварийных люков спецкузов должен быть оснащен лестницей для их осмотра, установленной на передней стенке справа от кабины водителя.
4) Конструктивные требования к спецавтомобилям на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей:
- в местах расположения камер для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и (при наличии) туалетной кабины окна базового транспортного средства с внутренней стороны должны быть закрыты листовой сталью толщиной не менее 0,8 мм, при необходимости каркас кузова базового транспортного средства должен быть усилен в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 73 Наставления;
- между кабиной водителя и рабочим салоном должна быть установлена сплошная металлическая перегородка до потолка, в которой предусматривается окно, обеспечивающее визуальный и голосовой контакт между сотрудниками караула, находящимися в кабине, и сотрудниками караула, находящимися в рабочем салоне;
- спецкузов должен иметь внутреннюю обшивку из листовой стали толщиной не менее 0,8 мм и теплоизоляцию между наружной и внутренней обшивкой, теплоизоляция должна занимать весь объем ячеек штатного каркаса кузова автомобиля;
- поверх штатного основания в местах расположения камер и туалетной кабины должен устанавливаться стальной лист толщиной не менее 2 мм;
- в помещении караула, камерах и туалетной кабине (между перегородками) должен быть установлен настил из фанеры толщиной не менее 8 мм и линолеума повышенной прочности толщиной не менее 3 мм;
- по периметру и по линиям стыков линолеум должен быть закреплен с помощью металлических профилей, допускается использовать материалы и крепежные элементы штатного настила базового автомобиля;
- в спецавтомобилях на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей в задней части может оборудоваться вспомогательный отсек, доступ в который осуществляется через штатную заднюю дверь базового транспортного средства, при этом вспомогательный отсек должен быть полностью изолирован от спецкузова;
- аварийные люки (при их наличии) должны быть оснащены лестницей для их осмотра, установленной во вспомогательном отсеке.
5) Конструктивные требования к помещениям караула спецавтомобилей:
- помещение караула должно располагаться в передней части рабочего салона, при этом должны обеспечиваться:
- число мест для сидения - не менее двух;
- расстояние от передней кромки подушки сиденья до противоположной вертикальной поверхности при наличии в ней дверей камер - не менее 700 мм, при их отсутствии - не менее 500 мм;
- при расположении сидений напротив друг друга расстояние между нижними частями передних поверхностей спинок - не менее 1300 мм;
- при расположении сидений перпендикулярно друг к другу расстояние между ними - не менее 300 мм;
- ширина проходов - не менее 450 мм;
- в спецавтомобилях на базе автофургонов и автобусов на штатные окна с внутренней стороны должна быть установлена защитная решетка, между стеклом и решеткой располагается сдвижная шторка. Допускается взамен шторки оклеивание стекла тонированной пленкой со светопропусканием не более 30%. Решетка должна быть выполнена из стального прутка диаметром 8 +/- 2 мм, расстояние между прутками в свету - 40 +/- 2 мм;
- на стене напротив сиденья караула должна быть нанесена надпись "не курить" и указано число мест в каждой камере.
6) Конструктивные требования к оборудованию камер для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и туалетной кабины спецавтомобилей.
Конструкция камер и туалетной кабины должна быть каркасной, с обшивкой с обеих сторон из листовой стали толщиной не менее 0,8 мм.
Каркасы перегородок камер должны быть сварными из стальных профилей размером не менее 28,0 мм x 25,0 мм x 1,5 мм с размером ячейки более 400 мм x 400 мм. Для простенков между дверными проемами и перегородками (стенками кузова) и для перегородок между одиночными камерами и туалетной кабиной допускается установка только горизонтальных профилей на расстоянии в свету не более 400 мм. Для перегородок между одиночными камерами и туалетной кабиной допускается применение профилей размером не менее 20,0 мм x 20,0 мм x 1,5 мм.
Стойки дверных проемов общих камер вместимостью более 5 человек должны быть выполнены из профилей (профильной трубы) размером не менее 30 мм x 30 мм x 2 мм.
Общие камеры должны быть оборудованы одним рядом сидений или двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга.
Минимальные размеры камер и туалетной кабины указаны в приложении N 6 к Наставлению.
7) Биотуалет должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие требованиям ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2003 г. N 114 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2003 г., регистрационный N 4679), и быть прикрепленным к полу туалетной кабины с помощью сквозных резьбовых соединений диаметром не менее 8 мм.
Доступ к емкости для хранения отходов и заправки биотуалета сливной жидкостью должны осуществляться из помещения караула через запираемые лючки.
На стене или на двери туалетной кабины со стороны помещения конвоя должна быть помещена инструкция по эксплуатации биотуалета.
Конструкция наружных элементов крепежных изделий, находящихся в камерах и туалетной кабине, должна исключать их несанкционированный демонтаж. В случае необходимости их демонтаж должен осуществляться только с помощью специального инструмента.
8) Конструктивные требования к оборудованию сидений спецавтомобилей.
Сиденья караула могут быть многоместными и одноместными стационарными, одноместными откидными, должны быть полумягкими, оборудованы спинками и иметь следующие размеры:
- ширина многоместных сидений должна определяться из расчета не менее 450 мм на одного человека;
- ширина одноместного сиденья - не менее 400 мм, при этом ширина свободного пространства на высоте от 270 до 650 мм над подушкой сиденья должна составлять не менее 50 мм;
- высота сидений - от 400 до 500 мм, глубина сидений - не менее 350 мм.
Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20,0 мм x 20,0 мм x 1,5 мм, выполнены из фанеры толщиной не менее 10 мм.
Спинки сидений для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть выполнены из доски хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм, окрашены в цвет рабочего салона и соответствовать следующим требованиям:
- крепление сиденья и спинки должно осуществляться с помощью сквозных резьбовых соединений диаметром не менее 8 мм;
- спинки должны быть выполнены в виде досок шириной от 100 до 150 мм, установленных на высоте от 250 до 350 мм от уровня сидений, и должны крепиться к каркасам сидений или каркасу перегородок камер (стенок кузова).
Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны иметь следующие размеры:
- длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место;
- ширина сиденья в одиночной камере - не менее 420 мм;
- высота сидений - от 400 до 500 мм, глубина сидений - не менее 350 мм.
Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны крепиться к полу с помощью сквозных резьбовых соединений диаметром не менее 8 мм. Крепежные элементы сидений не должны отворачиваться вручную (без применения специального инструмента).
9) Конструктивные требования к оборудованию дверей спецавтомобилей.
Дверь в помещении караула должна располагаться по правому борту спецавтомобиля, по обе стороны дверного проема устанавливаются вертикальные металлические поручни. С внутренней стороны двери наносится надпись "к двери не прислоняться". Дверь оснащается механическим замком с автоматически срабатывающим ригелем и фиксатором для предотвращения открывания замка снаружи.
Дверь в помещении караула может быть распашной или сдвижной, на распашной двери устанавливаются ограничители открывания и элементы фиксации в открытом положении. Проем двери спецкузова спецавтомобилей на базе грузовых автомобилей (шасси) должен быть не менее 1540 мм x 580 мм.
В спецавтомобилях на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей для входа в помещение караула используется штатная дверь базового транспортного средства. При ее отсутствии, по согласованию с заводом - изготовителем базового транспортного средства, допускается установка в правом борту дополнительной двери, ширина проема которой должна быть не менее 580 мм, высота определяется конструктивными особенностями транспортного средства.
В двери помещения караула предусматривается окно шириной не менее 450 мм и высотой не менее 450 мм со сдвижным, поворотным или опускным стеклом с защитой с внутренней стороны, между стеклом и решеткой располагается сдвижная шторка. Взамен шторки допускается оклеивание стекла тонированной пленкой со светопропусканием не более 30%. Стекло должно соответствовать требованиям ГОСТа 5727-88 "Межгосударственный стандарт. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 декабря 1988 г. N 4557 (далее - ГОСТ 5727-88). Решетка выполняется из стального прутка диаметром 8 +/- 2 мм, расстояние между прутками в свету - 40 +/- 2 мм.
Двери одиночных камер и туалетной кабины могут выполняться в распашном или сдвижном вариантах и должны быть металлическими, сварными, каркасными, иметь со стороны помещения караула сплошное одностороннее покрытие из стального листа толщиной не менее 2 мм. Каркас дверей выполняется из стальных профилей размером не менее 25,0 мм x 25,0 мм x 1,5 мм, внутри каркаса устанавливаются горизонтальные профили, расстояние между профилями в свету должно быть не более 400 мм.
Дверь одиночной камеры оборудуется смотровым глазком и вентиляционными отверстиями.
Смотровой глазок диаметром 60 +/- 1 мм располагается на высоте от 1000 до 1100 мм от уровня пола, оборудуется поворотной фиксируемой заглушкой.
Верхние и нижние вентиляционные отверстия должны отвечать следующим требованиям:
- иметь диаметр не более 40 мм;
- общая площадь верхних отверстий одной двери - не менее 25000 мм2, расположение нижней кромки верхних отверстий - не ниже 200 мм от потолка;
- общая площадь нижних отверстий одной двери - не менее 10000 мм2, расположение верхней кромки нижних отверстий - не выше 300 мм от уровня пола.
В случае использования для вентиляции решетчатых элементов размер ячеек в свету должен быть не более 40 мм x 40 мм, решетки должны быть выполнены из стального прутка диаметром 8 +/- 0,2 мм, сваренными внутри каркаса двери.
На двери туалетной кабины предусматривается окно размером не менее 400 мм x 400 мм, со стеклом и защитной решеткой с внутренней стороны. Стекло должно соответствовать требованиям ГОСТа 5727-88. Решетка должна быть выполнена из стального прутка диаметром 8 +/- 2 мм, расстояние между прутками в свету - 40 +/- 2 мм.
Двери общих камер должны быть распашными, металлическими, сварными, каркасными, решетчатыми. Каркас дверей выполняется из стальных профилей размером не менее 25,0 мм x 25,0 мм x 1,5 мм. Решетки выполняются внутри каркаса из стального прутка диаметром 8 +/- 2 мм с размером ячейки в свету 40 мм x 40 мм +/- 2 мм. Распашные двери открываются в сторону помещения караула.
Двери камер и туалетной кабины должны быть оснащены однотипными унифицированными механическими замками с автоматически срабатывающим ригелем и съемной ручкой и соответствовать следующим требованиям:
- размер ригеля замка в поперечном сечении должен быть не менее 15 мм x 8 мм;
- форма соприкасающихся поверхностей ригеля и "ответной части" должна обеспечивать свободное, без заеданий срабатывание ригеля;
- ответные части ригелей врезного замка и накладных замков, установленных со стороны камеры, должны быть вварены в стойки дверных проемов;
- доступ к ригелю замка изнутри камеры должен быть исключен установкой защитного кожуха или пластины, выполненных из стального листа толщиной не менее 3 мм и приваренных к стойке дверного проема.
На дверях общих камер под углом 15° +/- 2° к плоскости пола устанавливаются задвижки, обеспечивающие постоянную самофиксацию с вертикальными проушинами под навесной замок, а на дверях одиночных камер оборудуются вертикальные проушины под навесной замок, соответствующие следующим требованиям:
- задвижки, ответные части задвижек и проушины должны быть выполнены из стального листа толщиной не менее 5 мм, накладки - направляющие задвижек - толщиной не менее 4 мм;
- ширина задвижки должна быть не менее 45 мм, ширина ответной части (углубления задвижки в ответную часть) и накладок направляющих - не менее 25 мм;
- ширина перемычки в поперечном сечении проушины должна быть не менее 10 мм;
- для накладного замка, установленного со стороны помещения караула, допускается исполнение единой ответной части ригеля замка и задвижки.
Петли дверей камер должны быть стальными и иметь следующие размеры:
- диаметр оси - не менее 8 мм;
- толщина втулки - не менее 3 мм;
- общая высота петель на одну дверь - не менее 300 мм;
- расположение петель должно конструктивно исключать возможность снятия двери.
Запорные устройства и петли должны крепиться к дверям и дверным проемам с помощью сварки или резьбовых соединений:
- сварные соединения должны быть выполнены непрерывными швами по всем видимым линиям соприкосновения свариваемых деталей;
- резьбовые соединения должны быть сквозными, диаметром не менее 8 мм;
- глухие резьбовые соединения допускается применять для установки защитной крышки накладного замка, установленного со стороны камеры, при этом фиксируемая резьбовая часть должна составлять не менее двух диаметров резьбы;
- крепежные элементы резьбовых соединений не должны отворачиваться вручную (без применения инструмента).
Навесные замки должны быть с откидными дужками диаметром не менее 15 мм.
Ширина проемов дверей камер и туалетной кабины должна составлять не менее 510 мм. Зазор между стойкой дверного проема и дверью со стороны замка должен быть не более 5 мм.
На дверях камер и туалетной кабины должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения ключа для их открывания, на дверях камер - их номера, высота цифр - 60 +/- 2 мм, ширина - 13 +/- 1 мм, нумерация камер справа налево.
10) Общие требования к дополнительному электрооборудованию спецавтомобилей.
Все приборы дополнительного электрооборудования должны соответствовать требованиям ГОСТа Р 52230-2004 "Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 1 марта 2004 г. N 74-ст.
Дополнительное электрооборудование подключается к бортовой сети базового автомобиля через резервные предохранители базового транспортного средства, а при их отсутствии или недостаточной силе тока - через собственные или дополнительные предохранители, установленные в местах, согласованных с заводом - изготовителем базового транспортного средства.
Электрические провода должны быть скрыты под внутренней обшивкой, защищены от механических повреждений и надежно закреплены, места перехода проводов через металлические стенки изолируются диэлектрическими материалами.
Электропроводка выполняется проводами в огнезащитной изоляции.
Система электроснабжения должна обеспечивать положительный баланс электроэнергии при работе штатного и дополнительного электрооборудования, подтвержденной расчетом баланса электроэнергии, выполненной в соответствии с МР1-84 "Методикой расчета баланса электроэнергии и элементов системы электроснабжения спецавтомобилей МВД СССР".
Пульт управления электроснабжением рабочего салона (далее - ПУ ЭРС) устанавливается в помещении караула и оборудован следующими выключателями, обеспечивающими раздельное включение:
- освещения в каждой камере;
- освещения в туалетной кабине;
- освещения в помещении конвоя;
- отопителя рабочего салона;
- принудительной вентиляции;
- кнопки подачи звукового сигнала в кабину водителя (в спецавтомобилях на базе грузовых автомобилей (шасси));
- дублирующей кнопки "Тревога - нападение" из состава комплекта бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - КБО СНМС).
ПУ ЭРС оборудуется розеткой (разъемом) для подключения фары искателя. Должна быть обеспечена возможность работы фары искателя при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания.
11) Требования к оборудованию системы отопления спецавтомобиля.
Отопление рабочего салона осуществляется дополнительным отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отопителем (несколькими отопителями), работающими на дизельном топливе.
В спецавтомобилях на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей могут использоваться штатные отопители базового транспортного средства.
Для охлаждения воздуха в летнее время внутри рабочего салона в помещении караула может устанавливаться кондиционер, пульт управления кондиционером размещается в помещении караула.
Система отопления и тепловые условия (микроклимат) рабочего салона должны соответствовать требованиям ГОСТа Р 50993-96 "Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности", утвержденного постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. N 669 (далее - ГОСТ Р 50993-96).
Должна быть обеспечена возможность работы автономных отопителей при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания.
Для отопления кабины водителя используется система отопления кабины базового транспортного средства, для охлаждения воздуха может устанавливаться кондиционер.
12) Требования к оборудованию системы вентиляции спецавтомобиля.
Вентиляция рабочего салона должна осуществляться через окно во входной двери, аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения караула, вентиляционные лючки в камерах и туалетной кабине и системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции.
Система вентиляции должна соответствовать требованиям ГОСТа Р 50993-96.
Вентиляционные лючки оборудуются в каждой камере вместимостью не более 3 человек и туалетной кабине - по одному, в общих камерах - по два лючка.
Внутри камер устанавливаются вентиляционные решетки с ручными регуляторами забора воздуха со стороны камер, соответствующие следующим требованиям:
- решетки должны быть выполнены из листовой стали толщиной не менее 0,8 мм или сварены из стального прутка диаметром не менее 2 мм;
- вентиляционные отверстия могут быть круглыми, диаметром не более 15 мм, или продолговатыми, шириной не более 15 мм и длиной не более 40 мм, при этом общая площадь вентиляционных отверстий одной решетки должна быть не менее 2800 мм2;
- диаметр вентиляционного прохода должен быть в пределах от 80 до 100 мм;
- в спецавтомобилях на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей для оборудования вентиляционных лючков допускается использовать жалюзи на бортах базового транспортного средства, при их отсутствии вентиляционные лючки устанавливаются на крыше спецавтомобиля;
- применение принудительной приточно-вытяжной вентиляции с использованием электрических вентиляторов обязательно при общей вместимости рабочего салона более 7 человек;
- в каждой общей камере вместимостью более 3 человек устанавливается вытяжной вентилятор, при отсутствии общих камер вместимостью более 3 человек вытяжные вентиляторы устанавливаются в помещении караула;
- должна быть обеспечена возможность работы вентиляторов при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания.
Вентиляционные проходы в камерах защищаются вентиляционными решетками с ручными регуляторами забора воздуха со стороны камер, которые должны отвечать следующим требованиям:
- решетки должны быть выполнены из стального листа толщиной не менее 1,5 мм или сварены из прутка диаметром не менее 2 мм;
- вентиляционные отверстия могут быть круглыми, диаметром не более 15 мм, или продолговатыми, шириной не более 15 мм и длиной не более 80 мм. Общая площадь вентиляционных отверстий входной решетки должна быть не менее 9800 мм2;
- для вентиляции кабины водителя используется система вентиляции кабины базового транспортного средства.
13) Требования к оборудованию системы освещения спецавтомобиля.
Спецавтомобили в дополнение к внешним световым приборам базового транспортного средства должны быть оснащены противотуманными фарами, установленными в соответствии с требованиями ГОСТа 41.48 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации", утвержденного постановлением Госстандарта России от 13 января 2004 г. N 6-ст.
Освещение помещения караула, камер и туалетной кабины должно обеспечиваться на все время пребывания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиле. Должна быть обеспечена возможность включения освещения при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания.
Освещение в помещении караула, камерах и туалетной кабине осуществляется при помощи плафонов, защищенных решетками или колпаками с отверстиями и соответствующих следующим требованиям:
- защитные решетки плафонов должны быть сварены из стального прутка диаметром 4 +/- 0,2 мм с размером ячейки в свету не более 25 мм x 25 мм;
- защитные колпаки должны быть выполнены из стального листа толщиной не менее 1,5 мм, отверстия в них должны быть диаметром не более 25 мм;
- освещенность в рабочем салоне на высоте 750 +/- 50 мм от уровня сидений должна составлять не менее 50 лк в соответствии с требованиями СНиПа 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 783;
- для дополнительного освещения общих камер на передней стенке помещения конвоя должна устанавливаться поворотная или переносная фара-искатель.
14) Требования к оборудованию спецавтомобиля средствами связи СОТС.
Спецавтомобиль оснащается следующими средствами связи и СОТС:
- сигнально-переговорным устройством между кабиной водителя и помещением караула;
- датчиками блокировки аварийных люков и дверей спецкузова;
- контрольными лампами на панели приборов кабины водителя, сигнализирующими об открытии входной двери рабочего салона, дверей камер и туалетной кабины, аварийных люков;
- радиостанцией возимой, автомобильной.
Сигнально-переговорное устройство должно обеспечивать:
- двустороннюю телефонную связь между помещением караула и кабиной водителя;
- подачу звукового сигнала тревоги в кабину водителя караульными, находящимися в помещении караула;
- автоматическую подачу звукового сигнала тревоги в кабину водителя и помещение караула при несанкционированном открытии одной или нескольких дверей камер, аварийных люков и входной двери рабочего салона, в проемах которых должны быть установлены бесконтактные датчики;
- автоматическую подачу звукового сигнала тревоги в кабину водителя и помещение караула при обрыве соединительных линий между пультами помещения караула и кабины водителя и между датчиками и пультом помещения караула.
Контрольные лампы красного цвета в количестве от двух до четырех сигнализируют об открытии входной двери рабочего салона, одной или нескольких дверей камер, двери туалетной кабины (при ее наличии), одного или нескольких аварийных люков (при их наличии).
Для обеспечения работы контрольных ламп в проемах дверей и люков устанавливаются концевые выключатели. Должна быть обеспечена возможность включения ламп при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе.
Радиостанция устанавливается в соответствии с требованиями ГОСТа 12252-86 "Радиостанции с угловой модуляцией сухопутной подвижной связи. Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 мая 1986 г. N 1335 (далее - ГОСТ 12252-86), ГОСТа 16019-2001 "Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 мая 1986 г. N 1335 (далее - ГОСТ 16019-2001), и должны быть приняты к использованию в учреждениях и органах УИС или иметь положительные результаты приемочных испытаний опытных образцов.
На радиостанции должна быть предусмотрена возможность установки устройства преобразования речи, за исключением систем с цифровой передачей информации по радиоканалу.
Допускается возможность одновременной совместной работы радиостанции с комплектом бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
15) Требования к оборудованию СОТ спецавтомобиля:
Спецавтомобиль должен быть оснащен аппаратно-программным комплексом СОТ (далее - АПК СОТ), предназначенным для наблюдения и фиксации наружной обстановки, а также обстановки в помещении караула и камерах с записью аудио-, видеоинформации и спутниковых координат на цифровой накопитель информации.
В состав АПК СОТ входят:
- малогабаритный сервер записи информации с HDD- и двумя SD-картами (далее - видеосервер);
- цветная видеокамера для наблюдения за дорогой впереди автомобиля (курсовая);
- цветные видеокамеры наблюдения за действиями караульных в помещении караула;
- цветные видеокамеры наблюдения за обстановкой в каждой камере;
- жидкокристаллический монитор;
- инфракрасный пульт управления АПК СОТ;
- комплект программного обеспечения на CD-дисках;
- комплект антенн;
- установочный комплект на спецавтомобиль;
- комплект технической документации по установке и работе с АПК СОТ.
16) АПК СОТ должен иметь инфракрасную подсветку, видеодатчик обнаружения движения и сигнализации, способный охватывать не менее 396 зон, не менее 6 уровней чувствительности, HDD - не менее 250 ГБ, SD-карты - не менее 32 ГБ каждая, с сигнализацией при заполнении и рейд (дублированием).
АПК СОТ должен обеспечивать:
- четкость (разрешение) - не менее 500 ТВЛ;
- размер кадра в пикселях - не менее 720 точек по горизонтали и не менее 580 точек по вертикали для оцифрованного кадра;
- выдачу звукового сигнала при потере видеоизображения;
- представление видеоинформации в виде последовательности изображений с частотой не менее 12 кадров в секунду и качеством не хуже вышеуказанных параметров;
- одновременный вывод на экран монитора изображений при наличии до 4 видеокамер;
- последовательный вывод на экран монитора изображений при наличии более 4 видеокамер.
Применение алгоритмов цифровой обработки (компрессии видеоинформации) с межкадровым сжатием не допускается.
Электропитание АПК СОТ осуществляется от штатной аккумуляторной батареи спецавтомобиля с защитой цепей собственным предохранителем, не входящим в состав штатного электрооборудования базового транспортного средства.
17) Видеосервер устанавливается в кабине водителя в месте, обеспечивающем невозможность его визуального обнаружения снаружи спецавтомобиля и исключающем возможность его случайного повреждения при посадке-высадке и в пути следования.
Видеосервер должен иметь:
- входные каналы для подключения видеокамер в количестве не менее количества видеокамер;
- не менее одного интерфейса для перезаписи информации;
- входы и выходы управления.
Видеосервер должен обеспечивать:
- одновременную запись видеоизображений и аудиосигналов, поступающих от всех видеокамер в режиме реального времени на съемный носитель информации, оснащенный стандартным интерфейсом USB 2,0 или аналогичным со скоростью обмена не менее 100 Мбит/с;
- параметры записи видеоизображений со всех видеокамер в соответствии с подпунктом 16 пункта 73 Наставления;
- одновременную видеозапись и просмотр видеоархива на экране монитора.
18) Видеокамера наблюдения за дорогой впереди спецавтомобиля (курсовая) устанавливается в месте, обеспечивающем максимальный обзор перед автомобилем, и должна отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать цветную запись изображения;
- иметь дальность инфракрасного пульта подсветки не менее 30 м;
- должна быть выполнена во влагозащитном корпусе с обогревом;
- иметь светочувствительность не менее 0,1 лк;
- иметь угол обзора не менее 90°.
19) Видеокамера наблюдения за действиями караульных устанавливается в помещении караула, в месте, обеспечивающем максимальный обзор помещения караула, и должна отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать цветную запись изображения;
- иметь микрофон аудиозаписи;
- иметь дальность инфракрасного пульта подсветки не менее 5 м;
- должна быть выполнена в металлическом "антивандальном" корпусе;
- иметь светочувствительность не менее 0,1 лк;
- иметь угол обзора не менее 120°.
20) Видеокамеры наблюдения за обстановкой в камерах должны отвечать требованиям, изложенным в подпункте 19 пункта 73 Наставления, и устанавливаются в каждой камере. Количество и расположение видеокамер должно обеспечивать одновременное наблюдение за всеми осужденными и лицами, содержащимися под стражей.
21) Монитор должен быть установлен на панели приборов в кабине водителя перед местом НК (старшего машины). Размер экрана по диагонали должен быть не менее 175 мм.
Пульт управления АПК СОТ должен быть установлен на панели приборов в кабине водителя рядом с монитором. В состав пульта управления АПК СОТ должны входить:
- кнопка включения-выключения АПК СОТ;
- сетевой индикатор питания АПК СОТ;
- кнопка последовательного включения каналов на мониторе.
22) Требования по оборудованию спецавтомобилей комплексами бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Спецавтомобиль оснащается комплексом бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - КБО СНМС), прошедшим испытания и принятым к использованию в учреждениях и органах УИС, или иметь положительные результаты приемочных испытаний опытных образцов.
КБО СНМС состоит из терминала мобильного (далее - ТМ) и антенно-фидерных устройств. При необходимости в комплект КБО СНМС может входить кабель для подключения ТМ к радиостанции (типы разъемов на концах кабеля должны соответствовать разъемам, применяемым в ТМ и радиостанции). КБО СНМС должен обеспечивать:
- совместную работу с постами мониторинга и контроля за передвижением спецтранспорта, развернутыми на базе дежурных частей территориальных органов ФСИН России и специальных подразделений УИС по конвоированию (далее - посты мониторинга и контроля);
- устойчивую работу в следующих режимах: "активный", "ждущий", "спящий", "черный ящик", "сервис";
- обмен навигационной и телеметрической информацией с центром мониторинга с использованием любых моделей возимых радиостанций, принятых для снабжения учреждений и органов УИС или имеющих положительные результаты при проведении приемочных испытаний опытных образцов.
Антенны УКВ, GSM и навигации конструктивно должны быть выполнены раздельно друг от друга. Антенны УКВ и навигации должны устанавливаться на крыше спецавтомобиля.
Внешнее конструктивное исполнение ТМ и элементы его монтажа в панель приборов спецавтомобиля должны соответствовать международному стандарту ISO 7736:1984 "Транспорт дорожный. Радиоприемник автомобильный для установки на передней панели. Пространство для установки, включая соединения".
ТМ должен иметь следующие габаритные размеры: ширина - 181 +/- 1 мм, высота - 52 +/- 1 мм, глубина не более 175 мм (1 DIN по международному стандарту ISO 7736:1984 "Транспорт дорожный. Радиоприемник автомобильный для установки на передней панели. Пространство для установки, включая соединения") и обеспечивать установку в стандартный проем под автомагнитолу (при его наличии) на панели приборов.
На лицевой панели ТМ располагаются:
- кнопки управления - "Занят", "Прибыл" (извещение о прибытии на место назначения), "Приступил" (извещение о начале выполнения служебного задания), "Свободен", "Тревога" (или "Тревога - нападение") со светодиодными индикаторами;
- предохранительная крышка, за которой должны располагаться слот для установки SIM (RUIM)-карты и разъем для программирования ТМ и считывания содержимого внутренней энергонезависимой памяти ТМ;
- табличка для нанесения марки и модели ТМ.
Допускается использовать кнопки управления с подсветкой, в этом случае наличие светодиодных индикаторов не требуется. Светодиодный индикатор (подсветка кнопки) должен светиться до тех пор, пока не будет нажата другая кнопка управления. Для подачи сигнала "Тревога" (или "Тревога - нападение") должна использоваться красная кнопка с фиксацией нажатия.
При снятии либо откидывании предохранительной крышки должно передаваться извещение "Несанкционированное вскрытие". В конструкции крышки к лицевой панели ТМ должна быть предусмотрена возможность ее многоразового открытия. Фиксация крышки в закрытом положении - механическая, исключающая возможность случайного открытия.
Метод нанесения надписей на табличке с маркой и моделью ТМ должен обеспечивать их распознавание в течение всего срока службы ТМ.
На задней панели ТМ располагаются разъемы для подключения: радиостанции (или УКВ-антенны), электропитания, навигационной антенны, GSM-антенны, дублирующей кнопки "Тревога" (или "Тревога - нападение"). Допускается наличие дополнительных разъемов на задней панели ТМ, используемых для функционала или тестирования.
ТМ подключается к бортовой сети через резервные предохранители базового транспортного средства, а при их отсутствии или недостаточной силе тока - через собственные или дополнительные предохранители.
При выключенном двигателе спецавтомобиля ТМ должен отключаться от бортовой электросети и питаться за счет внутреннего резервного источника электропитания. Через 5 минут после остановки спецавтомобиля (скорость менее 5 км/ч) и отсутствии внешнего питания ТМ должен передавать на пост мониторинга и контроля информацию о текущем состоянии и переходить в "спящий" режим. Каждые 15 минут ТМ должен переходить в активный режим работы, передавать на пост мониторинга и контроля информацию о текущем состоянии и возвращаться в "спящий" режим. При скорости спецавтомобиля 5 км/ч и более ТМ должен переходить в активный режим.
На ПУ ЭРС должна находиться дублирующая кнопка "Тревога" (или "Тревога - нападение") красного цвета. Кнопка должна быть расположена отдельно от других элементов управления на ПУ ЭРС и обеспечивать фиксацию нажатия во включенном состоянии.
23) Требования безопасности к спецавтомобилям.
Рабочий салон должен иметь аварийные выходы через аварийно-вентиляционный люк в помещении караула и аварийные люки в общих камерах вместимостью 6 и более человек (по одному в каждой камере). Проем люков должен быть не менее 470 мм x 500 мм.
Аварийный люк устанавливается на расстоянии не более 500 мм от двери камеры, должен открываться только снаружи, выдерживать с сохранением функциональности статическое усилие, направленное вертикально вверх, не менее 5000 Н в течение 5 минут и быть оборудован устройствами типа "булавка" (рисунок 12.1).
Рисунок 12.1 - Стальная булавка для запирания
аварийного люка
Аварийные люки пломбируются.
Аварийно-вентиляционный люк должен иметь три положения - "Закрыто", "Вентиляция", "Открыто полностью" (для аварийной эвакуации из спецавтомобиля), возможность фиксации люка в промежуточных положениях не допускается.
Аварийно-вентиляционный люк открывается изнутри и снаружи таким образом, чтобы воздухозабор осуществлялся из передней части люка по ходу движения спецавтомобиля.
В положении "Вентиляция" угол открытия люка должен составлять от 10 до 15°, при этом должна обеспечиваться надежная фиксация люка.
На наружной и внутренней поверхностях аварийно-вентиляционного люка и наружной поверхности аварийного люка должны быть нанесены символы и надписи, поясняющие порядок их открывания.
При открытии люки должны откидываться наружу на петлях. Открывание люков должно осуществляться без применения инструмента.
Расположение выхлопной трубы определяется одобрением типа транспортного средства, выдаваемого на спецавтомобиль органами по сертификации. Допускается штатная (заводская) установка выхлопной трубы или вывод ее назад, за обрез спецкузова на расстояние от 40 до 50 мм.
Выхлопные трубы независимых отопителей, установленных на передней стенке спецкузова или в рабочем салоне, должны быть выведены под основание спецкузова (под днище автомобиля) к обрезу левого борта или назад, за обрез спецкузова на расстояние от 40 до 50 мм.
Спецавтомобиль должен быть оснащен автоматической установкой порошкового пожаротушения (далее - АУПП) моторного отсека и переносными огнетушителями.
АУПП моторного отсека спецавтомобилей должна соответствовать требованиям СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 175, иметь сертификат соответствия, выданный органами по сертификации, и обеспечивать:
- сохранение работоспособности после трехкратного воздействия температурного цикла от минус 60 °C до плюс 95 °C с выдержкой при крайних значениях в течение 2 ч и паузой между выдержками не более 10 минут;
- сохранение работоспособности при воздействии следующих эксплуатационных факторов: вибрация с амплитудой 5g в диапазоне от 10 до 500 Гц; удары при пиковом ускорении 10g при длительности воздействия от 5 до 15 мс; влажность 95% при температуре плюс 40 °C.
АУПП должна запускаться автоматически при температуре в моторном отсеке свыше 200 °C, а также с помощью кнопки ручного пуска, установленной на панели приборов в кабине водителя (кнопка должна иметь предохранитель от случайного срабатывания). Должна быть обеспечена возможность функционирования АУПП при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания.
Переносные огнетушители должны соответствовать требованиям ГОСТа Р 51057-2001 "Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного постановлением Госстандарта России от 25 октября 2001 г. N 435-ст. Один огнетушитель емкостью не менее 2 л размещается в кабине водителя, в зоне, досягаемой с места водителя. Один или несколько огнетушителей суммарной емкостью не менее 5 л размещаются в помещении караула, в зоне, недосягаемой для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при посадке в спецавтомобиль и высадке из спецавтомобиля.
В качестве дополнительного оборудования в спецавтомобиле предусматриваются:
- две аптечки первой помощи (автомобильные);
- знак аварийной остановки;
- два противооткатных упора.
74. Оборудование обменных пунктов
1) Обменные пункты включают:
а) на начальном (конечном) пункте планового караула по железнодорожному маршруту:
- пункт отстоя специальных служебно-технических вагонов;
- здание комендантско-диспетчерского пункта (КДП);
- площадку для стоянки специальных автомобилей;
- места посадки (высадки) спецконтингента;
- маршрут конвоирования;
- инженерное оборудование, средства связи, освещения, пункты технического обеспечения спецвагонов;
б) на железнодорожных станциях по маршруту следования плановых караулов по железнодорожным маршрутам:
- огражденную площадку для стоянки специальных автомобилей;
- инженерное оборудование и освещение;
- оборудованное помещение для спецконтингента на период проведения обмена (при большом количестве спецконтингента, недостаточном количестве специальных автомобилей или при недостаточном времени стоянки поезда для проведения обмена).
2) КДП располагается в зданиях (выделенных помещениях) на начальных станциях плановых маршрутов. В нем предусматриваются комната коменданта парка специальных вагонов, комната отдыха караула, комната приема пищи, кухня и санузел.
3) Пункты отстоя специальных вагонов, площадки для стоянки специальных автомобилей и места посадки (высадки) осужденных выделяются управлениями железных дорог на всех станциях, являющихся начальными и конечными пунктами плановых караулов.
4) Пункты отстоя специальных вагонов, площадки для стоянки специальных автомобилей и места посадки (высадки) осужденных устраиваются в соответствии с требованиями типового проектного решения "Обменный пункт для посадки (высадки) спецконтингента в начальном (конечном) пункте железнодорожного маршрута". Варианты оборудования обменного пункта в начальном (конечном) пункте железнодорожного маршрута представлены на рисунках 12.2 - 12.4. Вариант оборудования промежуточного обменного пункта железнодорожного маршрута следования представлен на рисунке 12.5.
Рисунок 12.2 - Вариант (основной) оборудования
обменного пункта в начальном (конечном) пункте
железнодорожного маршрута
Рисунок 12.3 - Вариант оборудования обменного пункта
в начальном (конечном) пункте железнодорожного маршрута
Рисунок 12.4 - Вариант оборудования обменного пункта
в начальном (конечном) пункте железнодорожного маршрута
1 - платформа, 2 - железнодорожный <...> отделение милиции,
4 - привокзальная площадка (стоянка спецавтомобилей),
5, 6 - основной и запасной вариант маршрута конвоирования
спецконтингента, 7, 8 - спецвагон (с хвоста или с головы
состава), 9 - локомотив, 10 - площадка для выгрузки
и загрузки спец<...> стоянки спецавтомобилей,
11 - станционные <...>
Рисунок 12.5 - Вариант оборудования промежуточного
обменного пункта железнодорожного маршрута
5) Для отстоя вагонов выделяются или строятся тупики, обеспечивающие размещение всего парка специальных вагонов. В местах отстоя специальных вагонов оборудуются:
- воздухозаборная колонка;
- водозаборная колонка;
- устройство для подзарядки аккумуляторов.
6) Площадки для стоянки специальных автомобилей оборудуются так, чтобы обеспечивать размещение не менее трех специальных автомобилей.
7) В местах для посадки (высадки) осужденных обеспечиваются удобными подъезды к ним на автомобилях и создаются необходимые условия несения службы составом караулов. Эти места освещаются и выгораживаются забором сплошного заполнения или забором из металлической сетки высотой не менее 3,0 м.
Вблизи мест посадки могут устраиваться будки для размещения служебных собак.