3.3. Вид лицензируемой деятельности
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности <*>. Указание вида лицензируемой деятельности является основным лицензионным условием.
--------------------------------
<*> Пункт 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (СЗ РФ, 1995, N 1, ст. 69).
В связи с требованием статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации об определении законом перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, необходимо иметь в виду, что лицензирование деятельности граждан и юридических лиц по оказанию правовых услуг введено Указом Президента РСФСР от 05.12.91 N 261.
Согласно статье 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.11.94 N 52-ФЗ изданные до введения части первой Гражданского кодекса РФ нормативные акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Утверждение Постановлениями Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 и от 15.04.95 N 344 порядка ведения лицензионной деятельности и условий ее осуществления не противоречит Гражданскому кодексу РФ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию платных юридических услуг без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензия, выдаваемая органом юстиции, предоставляет лицензиату право оказывать именно платные юридические услуги, а не осуществлять любую юридическую деятельность. При проверках выявляются случаи, когда на основании полученной лицензии лицензиат осуществляет иную деятельность, либо не подлежащую лицензированию, либо ту, для которой установлен особый порядок лицензирования. При этом чаще всего лицензиат "вмешивается" в адвокатскую деятельность. Наиболее распространенной формой такого вмешательства является его участие в качестве защитника на стадии дознания и предварительного следствия в уголовном процессе. В то время, как в силу статьи 47 УПК РСФСР в качестве защитников на этой стадии процесса допускаются лишь адвокаты по предъявлении ими ордера юридической консультации, а также представители профессиональных союзов и других общественных организаций.
Отказ в допуске в качестве защитников лиц, не являющихся членами коллегий адвокатов и не представляющих общественные объединения, со ссылкой на часть 4 статьи 47 УПК РСФСР (в редакции Федерального закона от 15 июня 1996 года) послужил причиной обращения в Конституционный Суд Российской Федерации некоторых граждан. Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части 4 статьи 47 УПК РСФСР не противоречащим Конституции Российской Федерации (Постановление от 28.01.97 N 2-П).
Иногда юристы, имеющие лицензию на оказание платных юридических услуг, необоснованно представляются своим клиентам или в средствах массовой информации адвокатами, не состоя членами коллегий адвокатов. При этом нарушаются требования Закона РСФСР от 20.11.80, утвердившего Положение об адвокатуре РСФСР, Закона РФ "О рекламе", Закона РФ "О защите прав потребителей" и ряда других законодательных актов.
При выявлении в ходе проверки таких нарушений органам юстиции рекомендуется требовать от лицензиата их устранения (в виде предписания или распоряжения лицензиату в соответствии с абзацем шестым пункта 23 Положения), либо применить к нарушителю любую из санкций, предусмотренных в пунктах 22 и 23 Положения.
Положение не требует представления лицензиатом в орган юстиции учетных данных по статистическим кодам. Однако при решении вопроса о выдаче лицензии и при проведении контроля за деятельностью лицензиата может возникнуть потребность уточнить статистический код деятельности юридического лица. При этом следует иметь в виду, что по инициативе Минюста России в Классификатор отраслей народного хозяйства были внесены изменения в связи с необходимостью отделить деятельность предпринимательских структур по оказанию платных юридических услуг от правовой помощи, оказываемой адвокатами. Госкомстатом РФ в апреле 1997 года утвержден новый ОКОНХ для предприятий и организаций, оказывающих платные юридические услуги на основании лицензии - 84600 (вместо старого кода ОКОНХ 97820).