Приложение
к протоколу заседания Совета
по аудиторской деятельности
от 7 февраля 2018 г. N 38
МОДЕЛЬ
КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО
АТТЕСТАТА АУДИТОРА
Общие положения
Приоритеты стратегического развития страны требуют развития аудиторской деятельности в Российской Федерации в направлении повышения общественной значимости данной отрасли и профессии аудитора. Актуальность разработки новой модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (далее - квалификационный экзамен) в России обусловлена необходимостью приведения его в соответствие современным требованиям развития экономики, международным стандартам образования аудиторов, международным стандартам аудита, а также требованиям профессионального рынка работодателей и потребителей аудиторских услуг. Разработка новой модели направлена на стандартизацию организации экзаменационного процесса и повышение качества процедуры оценки потенциальных аудиторских кадров.
Представленная в настоящем документе модель квалификационного экзамена разработана на основе:
- Плана мероприятий ("дорожной карты") "Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов";
- решений Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа по данному вопросу;
- результатов общественно-профессионального обсуждения проблем квалификационного экзамена.
Главная цель разработки новой модели квалификационного экзамена - переход к компетентностной оценке претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора.
Принципы, на которых основана новая модель экзамена
Модель квалификационного экзамена основана на следующих общих принципах:
1) уровневый, иерархический подход;
2) модульная, компетентностно ориентированная структура квалификационного экзамена;
3) практико-ориентированная направленность экзаменационной базы;
4) регулярная актуализация экзаменационной базы и ее источников;
5) использование различных форм проведения экзамена;
6) разумное сочетание обеспечения качества экзамена и его финансовой доступности для претендентов.
Настоящая модель квалификационного экзамена определяет базовые, концептуальные, методические, организационно-технические аспекты организации проведения квалификационного экзамена, основные его регламентные и финансовые параметры (характеристики), организацию "переходного" периода.
Настоящая модель квалификационного экзамена предназначена для разработки Программы квалификационного экзамена, перечня вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, регламентов, положений и других внутренних документов АНО "ЕАК", а также программного обеспечения квалификационного экзамена.
Подход к формированию перечня компетенций для новой модели квалификационного экзамена
Для описания компетенций аудитора и их оценки использованы требования, предусмотренные международными стандартами образования аудиторов (далее - МСО), и практика их реализации в международно признанных сертификациях. Одновременно учтены особенности и практика осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также запросы работодателей в отношении компетентности работников на рынке аудиторских услуг (положения профессионального стандарта "Аудитор" в части описания трудовых функций и связанных с ними необходимых знаний и умений).
При формировании компетентностной модели экзамена за основу принято положение МСО о том, что аудитор - это, прежде всего, профессиональный бухгалтер, который обладает достаточными компетенциями и наделен ответственностью за подготовку мнения о достоверности финансовой информации на основе профессионального суждения. Поэтому профессия аудитора, помимо компетенций, предъявляемых к профессиональному бухгалтеру, требует дополнительных компетенций с учетом уровня его ответственности.
В соответствии с требованиями МСО профессиональная аттестация претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора должна быть комплексной, чтобы претенденты смогли продемонстрировать, что они владеют достаточными профессиональными знаниями, профессиональными навыками и профессиональными ценностями, этикой и отношениями. Для этого модель предполагает уровневый подход к квалификационному экзамену, обеспечивая последовательный переход от одного уровня компетенций к другому, более сложному уровню, и представляет собой систему, предусматривающую алгоритм приобретения претендентом на получение квалификационного аттестата аудитора профессиональной компетентности, поддержание ее на должном уровне и ее оценку.
Разработанные карты компетенций будут уточняться по мере разработки Программы нового экзамена и экзаменационных заданий.
Уровневый подход к оценке квалификации
Компетентностная модель квалификационной оценки претендентов на получение аттестата аудитора предполагает определение уровней аттестации в рамках экзамена. На основе проведенного исследования и обобщения требований международных стандартов образования аудиторов и их применения в международных практиках выделены 3 уровня аттестации аудиторов: базовый, промежуточный и продвинутый. Данный подход позволяет проводить последовательную и комплексную оценку всего набора компетенций с учетом приобретаемого претендентами опыта и знаний. На основе этого подхода в новой модели квалификационного экзамена принят трехуровневый процесс сдачи экзамена, включающий базовый, основной и квалификационный уровни.
Каждый уровень отличается сложностью задач, полномочиями и ответственностью претендента при достижении им соответствующего уровня квалификации (таблица 1).
Таблица 1
Различия в уровнях аттестации и их краткая характеристика
Уровень
|
Характеристика, предмет оценки
|
Различия в уровнях
|
Базовый
|
Проверка начальных компетенций (с возможностью зачетов для претендентов, имеющих профильное экономическое образование)
|
Понимание теоретических основ, умение применять базовые знания по каждой области аттестации в рамках отдельных модулей при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью
|
Основной
|
Оценка профессиональных компетенций в разрезе областей аттестации в рамках отдельных модулей
|
Углубленное понимание требуемых компетенций, способность решения задач в рамках отдельных модулей по областям аттестации, способность сравнивать и анализировать различные варианты решения конкретных ситуаций, связанных с аудиторской деятельностью
|
Квалификационный
|
Комплексная оценка профессиональной компетентности, дающая право на получение квалификационного аттестата аудитора
|
Способность совмещать компетенции из разных областей аттестации, демонстрировать навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА
|
Профессиональный стандарт "Аудитор" является связующим звеном между вузовскими программами подготовки бакалавров и специалистов по экономическим профилям и моделью квалификационного экзамена. Поэтому при описании компетенций и уровней экзамена помимо международной практики, учитывались положения профессионального стандарта "Аудитор" для описания компетенций претендента как ориентир в части требований рынка аудиторских услуг.
Модульная структура новой модели квалификационного экзамена
Новый экзамен имеет модульную структуру, при которой области аттестации аудитора на разных уровнях разделены на самостоятельные экзаменационные модули. Для каждого уровня предложен состав модулей проверки и оценки технических компетенций, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, а также формы их оценки и распределение проверяемых компетенций (знаний, умений и навыков). Вопросы профессиональных ценностей, этики и отношений интегрированы во все области аттестации, в каждый экзаменационный модуль, на каждом уровне.
Модель квалификационного экзамена включает 6 областей аттестации:
- Бухгалтерский учет и отчетность,
- Аудиторская деятельность,
- Финансовый анализ и анализ бизнеса,
- Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль,
- Право,
- Налогообложение.
Области аттестации аудитора определены, исходя из принципов соответствия областям знаний, установленным Советом по аудиторской деятельности 23.03.2017, рекомендациям МСО, а также оптимальности затрат на организацию и проведение квалификационного экзамена и финансовой доступности для претендентов. Соответствие областей аттестации аудиторов нового экзамена областям знаний, определенным Советом по аудиторской деятельности представлено в приложении 2.
В таблице 2 представлена структура квалификационного экзамена. Наличие нескольких уровней аттестации означает поэтапную (уровневую) оценку глубины знаний и умений по различным областям аттестации и модулям. Для того чтобы подчеркнуть разницу между уровнями используются отличные названия модулей, относящихся к одной области аттестации, в зависимости от уровня экзамена. Содержательно уровни одного и того же модуля отличаются набором компетенций: чем выше уровень, тем глубже компетенции, к нему относящиеся.
Разница в модулях в зависимости от их значимости для профессии учитывается в конкретном наборе компетенций для каждого модуля: глубина компетенций отличается в зависимости от специфики применения той или иной области аттестации именно в аудиторской деятельности.
Таблица 2
Предлагаемая структура квалификационного экзамена
(области аттестации аудитора, перечень модулей по уровням
аттестации, формы экзамена)
Области аттестации аудитора
|
Содержание областей аттестации
|
Базовый уровень
(в форме компьютерного тестирования)
|
Основной уровень
(в форме письменного экзамена)
|
Квалификационный уровень
(в форме решения комплексной ситуационной задачи)
|
Бухгалтерский учет и отчетность
|
Основы бухгалтерского учета, законодательство РФ о бухгалтерском учете, финансовый учет, МСФО, математика и статистика <*>, информационные технологии <*>
|
Основы бухгалтерского учета
|
Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность
|
Квалификационная работа
|
Аудиторская деятельность
|
законодательство РФ об аудиторской деятельности, МСА, профессиональная этика и независимость аудитора, математика и статистика <*>, информационные технологии <*>
|
Основы аудиторской деятельности
|
Аудиторская деятельность и профессиональные ценности
|
|
Финансовый анализ и анализ бизнеса
|
общая экономическая теория <*>, макро- и микроэкономика <*>, финансы <*>, основы финансового менеджмента и управленческого учета <*>, бизнес-планирование <*>, ситуационный и стратегический анализ <*>, финансовый анализ, математика и статистика <*>, информационные технологии <*>
|
Финансы и финансовый анализ
|
Анализ и оценка устойчивости бизнеса
|
|
Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль
|
управление <*>, управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль, математика и статистика <*>, информационные технологии <*>
|
-
|
Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль
|
|
Право <*>
|
гражданское законодательство РФ, трудовое законодательство РФ, законодательство РФ о несостоятельности (банкротстве), законодательство РФ о противодействии коррупции (в том числе подкупу иностранных должностных лиц), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
|
Основы законодательства Российской Федерации
|
Правовое регулирование экономической деятельности
|
|
Налогообложение <*>
|
налоговое законодательство РФ, особенности налогообложения различных типов хозяйствующих субъектов
|
Основы налогового законодательства Российской Федерации
|
Налоги и налоговое администрирование
|
--------------------------------
<*> Компетенции в данных областях знаний оцениваются в части, в которой они необходимы для участия в осуществлении (осуществления) аудиторской деятельности.
Представленная система модулей базируется на следующих основных положениях: полный охват требований МСО; соответствие лучшим международно признанным практикам аттестации претендентов в области аудита; учет практики применения профессионального стандарта "Аудитор"; преемственность действующего квалификационного экзамена по общему направлению и составу экзаменационных областей аттестации, но с расширением и детализацией каждой из них за счет введения модульности, определения компетенций, проверяемых на экзамене, и степени владения которыми повышается от базового уровня к основному и квалификационному.
Формы проведения экзамена по уровням аттестации
Базовый уровень
Предполагает оценку компетенций претендентов по пяти экзаменационным модулям, организованным в форме компьютерного тестирования. Тестовые задания направлены на знание и понимание нормативно-правовых и теоретических основ, умение применять базовые знания по каждой области аттестации в рамках отдельных модулей при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень вопросов, предлагаемых претендентам в форме тестов с многовариантным ответом должен включать не менее 2000 тестов в целом по пяти экзаменационным модулям. В индивидуальный набор тестов, предлагаемый претенденту по каждому экзаменационному модулю, предполагается включить 40 тестовых вопросов.
По сравнению с действующим экзаменом упрощением процедуры оценки и преимуществом для претендентов будет возможность зачета модулей при наличии профильного экономического образования. В этих целях предполагается взаимодействие с вузами по обеспечению контроля соответствия на 80% формируемых компетенций в рамках отдельных учебных программ дисциплин вузов и модулей базового уровня квалификационного экзамена. Таким образом, проводя аналогию с действующим экзаменом, первый этап экзамена - компьютерное тестирование - будет являться процедурой перезачета для существенного количества претендентов.
Основной уровень
Включает шесть модулей, организованных в форме письменного экзамена с применением компьютеров, на котором проверяются умения применять знания по каждому модулю из установленных областей аттестации в процессе решения нескольких письменных заданий, состоящих из практических вопросов и мини-задач. В рамках каждого модуля будут проверяться компетенции только данной области аттестации. При этом в экзаменационную сессию претендентам предлагается один вариант задания для всех сдающих, что существенно облегчит и ускорит проверку. Для защиты информации разрабатываются несколько вариантов заданий.
Квалификационный уровень
Предполагается в форме выполнения комплексной ситуационной задачи, которая позволяет оценить способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации, проверить навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА. Квалификационный уровень назван квалификационной работой, так как он завершает процедуру квалификационной аттестации, после чего претендент имеет право на получение квалификационного аттестата аудитора. При выполнении квалификационной работы претендентам предлагается один вариант комплексной ситуационной задачи для всех сдающих. Для защиты информации разрабатываются несколько вариантов.
По запросу претендентов после успешной сдачи каждого экзаменационного модуля АНО "ЕАК" может выдавать документ, подтверждающий компетенции претендента, который может использоваться не только для продолжения аттестации, но и для подтверждения знаний, умений и навыков претендента в определенной области (по модулю).
Общие регламентные параметры проведения квалификационного экзамена по новой модели
Периодичность проведения экзаменационных сессий
По модулям базового уровня в форме компьютерного тестирования экзаменационные сессии проводятся в течение всего года в аккредитованных центрах сдачи по расписанию АНО "ЕАК" с возможностью индивидуальной сдачи без формирования групп. При отсутствии таких центров в регионе - по мере набора групп (не менее 15 человек).
По модулям основного уровня проводятся две экзаменационные сессии в год в течение переходного периода. Возможно увеличение периодичности проведения экзаменационных сессий при достижении самоокупаемости экзамена. В экзаменационную сессию проводятся экзамены по всем шести модулям в формате "один день - два модуля". Минимальное количество претендентов для формирования группы устанавливается 25 человек.
Квалификационная работа проводится два раза в год. Минимальное количество претендентов для формирования группы устанавливается 25 человек.
Минимальный период прохождения претендентом процедуры сдачи квалификационного экзамена от его регистрации до получения решения об успешной сдаче может составить около 1 года. Максимальный период зависит от установленных ограничений по количеству попыток и сроков действия результатов прохождения претендентом уровней аттестации.
Для ответа на все вопросы индивидуального набора тестов для каждого модуля базового уровня устанавливается не более 2 часов, для решения письменного задания каждого модуля основного уровня - не более 3 часов, для решения комплексной задачи - не более 4 часов.
Условия допуска претендентов к сдаче экзаменационных сессий
К сдаче экзамена допускаются претенденты, имеющие высшее образование по государственно аккредитованной образовательной программе без ограничения его профиля.
Аттестация проводится последовательно по каждому уровню:
- к сдаче модулей основного уровня допускаются претенденты, сдавшие либо получившие зачеты по всем пяти модулям базового уровня;
- к сдаче квалификационного уровня допускаются претенденты, сдавшие все шесть модулей основного уровня.
К участию в экзаменационных сессиях допускаются претенденты после внесения установленной АНО "ЕАК" платы за проведение экзаменационной сессии:
- не позднее 2-х недель до проведения компьютерного тестирования;
- не позднее 4-х недель до проведения письменной работы либо квалификационной работы.
Формирование экзаменационной базы
Формирование и оценка экзаменационных заданий и методическое обеспечение проведения экзамена основываются на следующих принципах:
- предварительная проверка экзаменационных материалов на решаемость (организация пробных проверок экзаменационных материалов);
- использование базовых принципов оценивания таких, как надежность, эффективность, объективность, прозрачность, что будет обеспечиваться требованиями к экспертам и соответствием экзаменационных заданий проверяемым компетенциям и их оценке;
- качество экзаменационных материалов и обеспечение их соответствия установленным компетенциям для каждого модуля в Программе экзамена (тесты с многовариантными ответами, ориентированными на знание и понимание; письменные задания, направленные на более глубокое понимание компетенций в рамках отдельных модулей, способность сравнивать и анализировать различные варианты решения конкретных ситуаций; комплексная ситуационная задача, дающая возможность объективно оценить способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации, демонстрировать навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА);
- обеспечение разумной конфиденциальности экзамена, что компенсируется достаточно большим объемом экзаменационной базы, публичностью информации об экзамене, включая перечень вопросов для подготовки претендентов, размещение на сайте шаблонов и примеров решения экзаменационных заданий, типичных ошибок и т.п.;
- доступность справочных материалов при выполнении комплексной ситуационной задачи, ориентированной на проверку профессиональных навыков и ценностей, и отсутствие доступа к источникам - при компьютерном тестировании и письменном экзамене;
- временные ограничения для сдачи экзаменов (выявление у претендента способности управлять временем и ресурсами для решения поставленных задач, а также умение работать под внешним контролем);
- регулярная актуализация экзаменационной базы;
- контроль качества методического обеспечения экзаменационного процесса обеспечивается методической службой АНО "ЕАК" с привлечением экспертов, обладающих высокой квалификацией и опытом в конкретных установленных областях аттестации, приверженностью и пониманием интересов развития профессиональных компетенций аудитора.
Экзаменационные материалы разрабатываются с учетом принципа охвата всех компетенций конкретного модуля соответствующего уровня.
Оценка результатов работ претендентов
Результаты сдачи каждого экзаменационного модуля оцениваются отдельно на основе шкалы оценивания, характеризующей уровень освоения претендентом компетенций, определенных в Программе квалификационного экзамена и соответствующих конкретному модулю. Устанавливается критерий для проходного балла по модулю, одинаковый для модулей одного уровня. При этом итоговый проходной балл за весь экзамен не подсчитывается.
В новой модели экзамена предусматривается апелляция на нарушение порядка участия претендента в экзамене. При этом апелляция по существу экзамена не предусматривается. Опыт работы АНО "ЕАК" показал, что применение многоступенчатой системы оценки письменной работы, в которой заложен принцип независимой и обезличенной проверки одной работы несколькими экспертами и вынесении работы на комиссию, в случае расхождения баллов, обеспечивает максимально объективную оценку работы претендента.
Организационно-технические аспекты проведения квалификационного экзамена
В области организационно-технических аспектов проведения экзамена будут использоваться следующие подходы:
- использование современных компьютерных технологий на всех этапах проведения экзамена, включая подготовку и хранение экзаменационных материалов до процесса оценивания результатов;
- надежность (безопасность) экзаменационного процесса (обеспечение надежности хранения экзаменационных материалов в местах ограниченного доступа, шифрование электронной информации, регулярный мониторинг информационной безопасности с целью выявления потенциальных возможностей несанкционированного доступа и распространения экзаменационных материалов);
- прозрачность экзаменационного процесса (обеспечение удобства для претендентов, безопасности и прозрачности экзаменационного процесса, тщательный отбор и подготовка наблюдателей для различных форм экзамена);
- информативность экзаменационного процесса и его результатов;
- доступность участия в экзамене лиц с ограниченными возможностями (с учетом государственных требований к профессии).
Финансовые аспекты нового квалификационного экзамена
Стоимость экзамена для претендентов может измениться в сторону увеличения в связи с индексацией на уровень инфляции в Российской Федерации.
Вместе с тем новая модель экзамена предусматривает для претендентов возможность более гибко управлять расписанием сдачи экзамена и возможность получения зачета модулей, что позволит оптимизировать финансовые ресурсы. Кроме того, плата за экзамен распределяется во времени.
"Переходный период": от действующей модели квалификационного экзамена к новой
Переходный период от действующей к новой модели квалификационного экзамена устанавливается в течение двух лет с даты введения в действие нового порядка проведения квалификационного экзамена. Такой период необходим для тех категорий претендентов, которые начнут сдавать экзамен до введения новой модели, для завершения сдачи ими этого экзамена по "старым" правилам. Временной промежуток в 2 года определен исходя из действующих регламентов сдачи экзамена, возможности перезачетов и действительности результатов экзамена для целей получения квалификационного аттестата. Конкретные механизмы работы с "переходной" группой претендентов, в том числе возможность зачетов результатов экзамена по областям, устанавливаются в соответствующем регламенте АНО "ЕАК".
Вместе с тем для обеспечения постепенного перехода к новой модели экзамена в настоящее время проводится работа по изменению подхода к формированию экзаменационных заданий, изменена Программа экзамена с учетом большей ориентированности на практические ситуации и компетентностный подход. В частности, для этапа тестирования в рамках действующего экзамена проводится постепенное введение тестов с акцентом не на знание, а на понимание.
Приложение 1
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Квалификационный экзамен - измерение и оценка профессиональной компетентности, достигнутой претендентами в процессе обучения, повышения квалификации и опыта практической работы в сфере аудиторской деятельности в соответствии с установленными законодательством квалификационными требованиями к профессии.
Квалификация - совокупность компетенций, характеризующих объем профессиональных знаний, профессиональных навыков, а также профессиональных ценностей, которыми должен обладать аудитор для выполнения своих профессиональных задач.
Компетенция - это комплекс знаний, умений и навыков, представленных в виде уровневого описания требований к претенденту на получение квалификационного аттестата аудитора, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Карта компетенций - документ, в котором определены профессиональные требования к уровню квалификационных характеристик и степени владения ими претендента применительно к выполнению конкретных профессиональных функций.
Уровень аттестации - степень квалификационного соответствия, установленного для проверки освоения областей компетенций по определенным модулям.
Область аттестации - область компетенций, которыми должен владеть претендент.
Модуль - набор подлежащих освоению компетенций в виде знаний, умений и навыков, профессиональных ценностей и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать претендент, являющийся составной частью более общей функции. Каждый модуль оценивается отдельно, и в совокупности со всеми модулями одного уровня формирует понимание соответствия претендента установленным требованиям соответствующего квалификационного уровня.
Тема - составная часть, детализирующая содержание Программы по области аттестации или модулю.
Знания - объекты проверки результатов освоения тем в рамках модулей. На основе знаний вырабатываются умения и навыки, умственные и практические действия, в результате чего формируется компетентность претендента; знания также являются основой нравственных и организационных компетенций и профессиональных суждений.
Умение - усвоенный способ выполнения определенных действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний.
Приложение 2
СООТВЕТСТВИЕ
ОБЛАСТЕЙ АТТЕСТАЦИИ НОВОЙ МОДЕЛИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЙ, ИЗ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПРЕТЕНДЕНТАМ НА КВАЛИФИКАЦИОННОМ
ЭКЗАМЕНЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО АТТЕСТАТА АУДИТОРА
(РЕШЕНИЕ СОВЕТА ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ 23.03.2017)
Области знаний Области аттестации Области знаний САД САД (п. 3) (проект) в части, необходимой для аудиторской деятельности (п. 4) ┌─────────────────┐ ┌───────────────────┬┐ ┌┬─────────────────────┐ │ Бухгалтерский ├──┘\ │ ││ ││ │ │ учет (в т.ч. │ \│Бухгалтерский учет ││ ││ Математика, │ │ бухгалтерская ├──┐/ │ и отчетность ││ ││ статистика │ │ (финансовая) │ │ ││ ││ │ │ отчетность) │ │ ││ ││ │ └─────────────────┘ └───────────────────┘│ │└─────────────────────┘ │ <│ ┌─────────────────┐ ┌───────────────────┐│ │┌─────────────────────┐ │ Аудиторская ├──┘\ │ Аудиторская ││ ││ Информационные │ │ деятельность │ \│ деятельность ││ /└──┤│ технологии и │ │ ├──┐/ │ ││/ ││компьютерные системы │ └─────────────────┘ └───────────────────┘│ \┌──┴┴─────────────────────┘ │ ┌─────────────────┐ ┌───────────────────┐│ │ ├──┘\ │ ││> │ │ \│Финансовый анализ и││ │Финансовый анализ├──┐/ │ анализ бизнеса ├┼┐ │ │ │ │││ ┌─────────────────────┐ │ │ │ │││ │ Общая экономическая │ └─────────────────┘ └───────────────────┘││ /└─┤ теория, финансы, │ ││>/ │ основы финансового │ ┌─────────────────┐ ┌───────────────────┐││ \┌─┤ менеджмента, │ │ Управленческий ├──┘\ │ Управленческий │││ │ микроэкономика │ │учет, управление │ \│ учет, управление │││ └─────────────────────┘ │ рисками, ├──┐/ │рисками, внутренний├┼┘ │ внутренний │ │ контроль ││ │ контроль │ │ ├┘ └─────────────────┘ └───────────────────┘ ┌───────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │ │ │ Гражданское │ │ │ │законодательство РФ, │ │ │ │ трудовое │ │ │ │законодательство РФ, │ │ │ │законодательство РФ о│ │ │ │ несостоятельности │ │ │ │ (банкротстве), │ │ │ /│ │законодательство РФ о│ │ │ / └───┤ противодействии │ │ Право │/ │ коррупции (в том │ │ │\ │ числе подкупу │ │ │ \ ┌───┤ иностранных │ │ │ \│ │ юридических лиц), │ │ │ │ легализации │ │ │ │(отмыванию) доходов, │ │ │ │полученных преступным│ │ │ │ путем и │ │ │ │ финансированию │ │ │ │ терроризма │ └───────────────────┘ └─────────────────────┘ ┌───────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │ Налогообложение │/└──── ┤ Налоговое │ │ │\┌─────┤ законодательство РФ │ └───────────────────┘ └─────────────────────┘