МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 ноября 2016 г. N 517
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБОБЩЕНИЮ И АНАЛИЗУ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ
В целях реализации пункта 43 подраздела V раздела III Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 N 559-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2118), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
2. Ответственным структурным подразделением за работу по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов определить Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности аудиторской деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра
И.В.ТРУНИН
Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 25 ноября 2016 г. N 517
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБОБЩЕНИЮ И АНАЛИЗУ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет организацию работы в Министерстве финансов Российской Федерации по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
2. Целями обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности являются:
обеспечение единства практики применения Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15) и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Министерства финансов Российской Федерации путем их публикации для сведения саморегулируемых организаций аудиторов;
снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности о практике применения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
3. Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности являются:
выявление проблемных вопросов применения Министерством финансов Российской Федерации обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
4. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов проводятся на системной основе, их результаты (далее - обзор практики) размещаются на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Размещение обзора практики осуществляется не реже одного раза в год.
II. Направления обобщения и анализа правоприменительной
практики контрольно-надзорной деятельности
6. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности осуществляются по двум основным направлениям:
правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.
7. В рамках работы по обобщению и анализу правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов обобщаются вопросы применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
В рамках указанного направления рассматриваются вопросы организации и проведения проверок и связанные с ними вопросы, в частности:
составления ежегодного плана проверок саморегулируемых организаций аудиторов, его направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения органами прокуратуры;
использования оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;
издания приказов Министерства финансов Российской Федерации о проведении проверок, их содержания;
выбора документарной или выездной проверки;
исчисления и соблюдения сроков проведения проверки;
соблюдения прав саморегулируемых организаций аудиторов при организации и проведении проверки;
оформления результатов проверки и принятия мер по ее результатам;
применения к саморегулируемым организациям аудиторов мер воздействия, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", за нарушение требований указанного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативно-правовых актов, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);
привлечения саморегулируемых организаций аудиторов, их должностных лиц к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);
оценки тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой привлекается виновное лицо;
подготовки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
8. В рамках работы по обобщению и анализу правоприменительной практики соблюдения обязательных требований рассматриваются вопросы соблюдения саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований, нарушения обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов.
В рамках указанного направления рассматриваются вопросы соблюдения обязательных требований, в частности, типичные нарушения обязательных требований и принимаемые по ним меры реагирования, вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, а также вопросы подготовки предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
9. В качестве источников сведений для обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности используются, в частности:
результаты проверок;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации в административном порядке;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации в судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности Министерства финансов Российской Федерации по организации и осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, содержащих сведения о нарушении саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований;
результаты составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, административных расследований, постановлений о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
разъяснения, полученные Министерством финансов Российской Федерации от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности.
III. Организация работы
по обобщению и анализу правоприменительной практики
контрольно-надзорной деятельности
10. Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности обеспечивает подготовку проекта обзора практики не позднее 1 мая года, следующего за годом, по которому делается обзор практики.
В ходе подготовки обзора практики по возникающим вопросам, связанным с совершенствованием законодательства Российской Федерации, могут быть запрошены предложения федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иных государственных органов.
11. В течение 10 рабочих дней, следующих за днем подготовки проекта обзора практики, проект обзора практики размещается на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием способа подачи предложений, и направляется для рассмотрения и предложений в Совет по аудиторской деятельности, Общественный совет при Министерстве финансов Российской Федерации (при необходимости).
Срок рассмотрения и подачи предложений по проекту обзора практики составляет двадцать пять рабочих дней. В указанный период Министерством финансов Российской Федерации могут проводиться иные мероприятия, направленные на поиск оптимального решения по вопросам, по которым имеется различная практика их применения.
12. При выявлении в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, недостаточно ясных и взаимно несогласованных обязательных требований, поступлении предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации указанные вопросы подлежат рассмотрению Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности с целью подготовки предложений по устранению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
Предложения по устранению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, по совершенствованию законодательства Российской Федерации докладываются Министру финансов Российской Федерации (его заместителю) и при необходимости направляются в органы государственной власти, наделенные компетенцией по принятию решений в соответствующей сфере деятельности.
13. Доработанный по итогам обсуждения обзор практики утверждается приказом Министерства финансов Российской Федерации и доводится до всех заинтересованных лиц путем размещения на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".