МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 декабря 2019 г. N 237н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА "ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ, СЛУЧАИ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА"

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31, ст. 4466) приказываю:

утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".

Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 18.12.2019 N 237н

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА "ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ, СЛУЧАИ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА"

I. Общие положения

1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) и применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при организации внутреннего финансового аудита.

2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".

II. Основания организации внутреннего финансового аудита

3. Основанием организации внутреннего финансового аудита с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является одно из следующих решений об организации внутреннего финансового аудита, которое должен принять руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств:

а) решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;

б) решение о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (далее - упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита);

в) решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита лицам, указанным в пункте 16 настоящего Стандарта.

4. Решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита принимается с учетом соблюдения следующих требований:

а) обеспечение субъекта внутреннего финансового аудита достаточными ресурсами для осуществления внутреннего финансового аудита (например, трудовыми, временными, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны повлиять на планирование и проведение аудиторских мероприятий);

б) подчинение руководителя субъекта внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита исключительно и непосредственно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств;

в) организация деятельности субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с установленными принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости.

В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита, которые:

имеют возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия;

в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита;

не имеют родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;

не имеют конфликта интересов.

5. Субъект внутреннего финансового аудита может быть образован в одной из следующих форм:

с образованием структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств и его наделения полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо).

6. Субъект внутреннего финансового аудита с образованием структурного подразделения может быть создан в случае достаточности ресурсов для осуществления внутреннего финансового аудита, а также возможности обеспечения деятельности всех должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита и членов аудиторской группы в соответствии с установленными принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости.

7. Субъект внутреннего финансового аудита без образования структурного подразделения может быть создан в одном из следующих случаев:

а) отсутствие возможности образования структурного подразделения и его наделения полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе по причине невозможности осуществления значительных организационно-штатных мероприятий и (или) увеличения предельной численности и фонда оплаты труда главного администратора (администратора) бюджетных средств;

б) наличие у уполномоченного должностного лица совокупности профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений, а также других компетенций, позволяющих этому уполномоченному должностному лицу планировать и проводить аудиторские мероприятия, выполняя в полном объеме стоящие перед субъектом внутреннего финансового аудита цели и задачи;

в) отсутствие необходимости создания субъекта внутреннего финансового аудита с образованием структурного подразделения исходя из анализа имеющихся в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств условий (обстоятельств), указанных в пункте 8 настоящего Стандарта.

8. При выборе (изменении) формы образования субъекта внутреннего финансового аудита руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств руководствуется условиями (обстоятельствами), влияющими на необходимый для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита объем деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, в частности:

а) степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;

б) возможность образования субъекта внутреннего финансового аудита в пределах установленной предельной численности и фонда оплаты труда главного администратора (администратора) бюджетных средств;

в) возможность образования субъекта внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости, в том числе возможность выявления угроз функциональной независимости субъекта внутреннего финансового аудита и принятия мер, направленных на минимизацию этих угроз;

г) информация о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и (или) операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;

д) однотипность операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых бюджетные риски минимизированы (устранены), в том числе путем совершения контрольных действий, а степень влияния бюджетных рисков низкая и не может оказать воздействие на результаты выполнения этих бюджетных процедур;

е) информация, поступившая главному администратору (администратору) бюджетных средств и указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля;

ж) результаты мониторинга качества финансового менеджмента, а также достижение главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определяемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - значения показателей качества финансового менеджмента);

з) бюджетные полномочия, самостоятельно осуществляемые главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) и принятыми нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;

и) передача главным администратором (администратором) бюджетных средств своих отдельных полномочий, в том числе бюджетных полномочий, полномочий государственного (муниципального) заказчика и полномочий, указанных в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101);

к) наличие подведомственных администраторов бюджетных средств, а также информация о бюджетных рисках главного администратора (администратора) бюджетных средств во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, совершаемыми подведомственными ему администраторами бюджетных средств;

л) наличие подведомственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, и (или) наличие подведомственных государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования, а также информация о бюджетных рисках главного администратора (администратора) бюджетных средств во взаимосвязи с операциями (действиями), совершаемыми этими подведомственными учреждениями (предприятиями);

м) использование средств межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и имеющих целевое назначение;

н) возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов.

9. Решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита принимается при одновременном соблюдении следующих требований:

а) отсутствие возможности образования субъекта внутреннего финансового аудита;

б) отсутствие возможности передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;

в) выполнение руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

г) отсутствие подведомственных администраторов бюджетных средств;

д) отсутствие подведомственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, и подведомственных государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

10. Решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита может быть принято в следующих случаях:

а) отсутствие возможности образования субъекта внутреннего финансового аудита;

б) отсутствие необходимости образования субъекта внутреннего финансового аудита исходя из анализа имеющихся в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств условий (обстоятельств), указанных в пункте 8 настоящего Стандарта;

в) отсутствие возможности упрощенного осуществления внутреннего финансового аудита;

г) при наличии решения руководителя главного администратора бюджетных средств или руководителя администратора бюджетных средств о необходимости передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в связи с выявленными нарушениями при исполнении бюджетных полномочий, в том числе полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

11. Принятое решение об организации внутреннего финансового аудита оформляется:

а) в случае принятия решения об образовании субъекта внутреннего финансового аудита - приказом или распоряжением об образовании (создании, преобразовании, наделении полномочиями) субъекта внутреннего финансового аудита;

б) в случае принятия решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита - внесением необходимых изменений в должностной регламент (должностную инструкцию) руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом положений пункта 14 настоящего Стандарта;

в) в случае принятия решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита - документом о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, предусмотренным пунктом 18 настоящего Стандарта.

12. Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств единолично несет ответственность за организацию внутреннего финансового аудита.

III. Порядок организации внутреннего финансового аудита

13. В целях реализации решения об образовании субъекта внутреннего финансового аудита главный администратор (администратор) бюджетных средств с учетом положений абзаца третьего пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации издает ведомственный (внутренний) акт, который может содержать положения, определяющие особенности применения федеральных стандартов внутреннего финансового аудита при:

а) составлении и утверждении плана проведения аудиторских мероприятий, внесении в него изменений, а также при подготовке и принятии решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;

б) формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, внесении в нее изменений;

в) формировании аудиторских групп, назначении руководителя аудиторской группы, а также при привлечении к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов;

г) проведении аудиторских мероприятий, в том числе при формировании, хранении и контроле полноты рабочей документации аудиторского мероприятия, обеспечении доступа должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита и привлеченных к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов к рабочей документации аудиторского мероприятия, а также при определении оснований и сроков приостановления и (или) продления аудиторских мероприятий;

д) составлении и представлении заключений, представлении и рассмотрении письменных возражений и предложений по результатам проведенного аудиторского мероприятия, а также при представлении годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;

е) информировании субъектов бюджетных процедур в отношении программ аудиторских мероприятий, проектов заключений и (или) заключений;

ж) оценке бюджетных рисков, формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков, в том числе в части участия субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении реестра бюджетных рисков;

з) проведении мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

и) принятии и исполнении главным администратором (администратором) бюджетных средств переданных от администратора бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе способ(ы) оформления и форму документа о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств могут содержать иные положения, необходимые для обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

14. В целях реализации решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно выполняет действия, направленные на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, в частности:

организует и осуществляет внутренний финансовый контроль;

решает задачи внутреннего финансового аудита, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 14 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита";

решает задачи внутреннего финансового аудита, направленные на повышение качества финансового менеджмента в соответствии с пунктом 16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".

15. Администраторы бюджетных средств, принявшие решения о передаче полномочий (передавшие полномочия) по осуществлению внутреннего финансового аудита, а также главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, принявшие решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, не издают ведомственные (внутренние) акты, указанные в пункте 13 настоящего Стандарта.

IV. Порядок передачи полномочий по осуществлению
внутреннего финансового аудита

16. Администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, с учетом положений пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случае принятия решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, предусмотренного пунктом 3 настоящего Стандарта, руководитель администратора бюджетных средств, передающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, согласовывает передачу указанных полномочий с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, которому передаются полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.

17. Субъектом внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия).

18. Решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется (согласовывается) одним из следующих способов:

а) подписание соглашения о передаче полномочий администратора бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового аудита;

б) оформление служебных писем о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе их визирование (подписание) руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, принимающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита и руководителем администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия;

в) оформление документа с грифом (листом) согласования или протокола о передаче администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

19. В случае принятия решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита указанный в пункте 13 настоящего Стандарта ведомственный (внутренний) акт главного администратора (администратора) бюджетных средств, принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, должен содержать положения, касающиеся принятия и исполнения переданных от администратора бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в частности:

а) дату и срок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, а также порядок отмены (изменения) решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;

б) порядок направления администратором бюджетных средств, передавшим полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, субъекту внутреннего финансового аудита, принявшему полномочия:

предложений по формированию плана проведения аудиторских мероприятий, внесению в него изменений, а также по проведению внеплановых аудиторских мероприятий;

информации о решениях, принятых по результатам проведенных аудиторских мероприятий, в том числе о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

в) порядок направления субъектом внутреннего финансового аудита, принявшим полномочия, руководителю администратора бюджетных средств, передавшему указанные полномочия:

копии утвержденного плана проведения аудиторских мероприятий (внесенных изменений в него);

программы аудиторского мероприятия (внесенных в нее изменений), заключения;

информации о типовых нарушениях и (или) недостатках, условиях, причинах и предлагаемых мерах по их предотвращению, а также о значимых бюджетных рисках и мерах по их минимизации (при необходимости);

г) вопросы при осуществлении внутреннего финансового аудита, ответственность за которые несут соответственно руководитель администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, и субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия;

д) иные положения, необходимые для обеспечения передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита (их принятия от администраторов бюджетных средств).