3.1. Проведение проверки и оформление результатов проверки
16. Целью проведения налоговыми органами проверок является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства.
17. Проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства (далее - проверки) осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (далее - должностные лица налоговых органов) в соответствии с полномочиями, установленными должностными регламентами и положением о структурном подразделении налогового органа, ответственном за проведение проверок.
18. Основанием для начала административной процедуры является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок).
19. Отбор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 17 настоящего Административного регламента, на основании подготовительной работы, включающей в себя изучение и анализ всех имеющихся в распоряжении налогового органа материалов и информации из внутренних и внешних источников о деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
В этих целях используется следующая информация:
информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;
сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);
другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;
информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.
20. Критерием принятия решения о проведении проверки являются мотивированные предложения должностных лиц налоговых органов, проводивших изучение и анализ деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям, а также поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 28.1 КоАП.
21. Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (далее - Поручение). В зависимости от основания проведения проверки в Поручение включаются вопросы, отражающие все виды валютных операций, или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций, или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
22. Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках.
23. Должностные лица налоговых органов, которым в соответствии с пунктом 21 настоящего Административного регламента поручено проведение проверки, организуют работу и несут ответственность за ее исполнение.
24. В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
25. В целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от:
проверяемого резидента (нерезидента) на основании части 1 и части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ;
уполномоченных банков, в соответствии с частью 6 статьи 22 и частью 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ. В соответствии с частью 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ запрос налогового органа о представлении копий указанных в части 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения валютного законодательства с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
26. Документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе на основании соглашений, приказов и иных документов о взаимодействии и обмене информацией.
27. Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением N 98.
28. Сроки проведения проверки должны соответствовать срокам, указанным в пункте 13 настоящего Административного регламента.
29. По результатам проверки должностными лицами налогового органа составляется акт проверки соблюдения валютного законодательства (далее - акт проверки).
В акте проверки отражаются все осуществленные в ходе проверки мероприятия (в том числе направленные запросы, полученные ответы, материалы, сообщения, заявления) с перечнем проверенных документов (сведений, информации).
Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, и связанных с ними обстоятельств, имеющих значение для правильной квалификации нарушений валютного законодательства со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) валютного законодательства. При отсутствии нарушений валютного законодательства в акте проверки делается соответствующая запись.
По всем стоимостным показателям, отраженным в акте проверки, производится пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации (пункт 3 Примечаний к статье 15.25 КоАП).
Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.
30. В случае если в ходе проведения проверки не выявлены обстоятельства, позволяющие предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, акт проверки составляется в одном экземпляре, приобщается к материалам дела и остается на хранении в налоговом органе, проводившем проверку.
31. Проверяемое лицо имеет право знакомиться с актом проверки.
32. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, акт проверки составляется в двух экземплярах. В указанном случае второй экземпляр акта проверки приобщается к материалам, направляемым в правоохранительные органы и органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
33. Акт проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и заключительной.
1) Вводная часть акта проверки представляет собой основания и общие сведения о проводимой проверке, проверяемом лице и содержит:
основание проведения проверки, изложенные в пункте 18 настоящего Административного регламента;
полное и сокращенное наименование проверяемого лица;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
данные о государственной регистрации - для резидентов, данные, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов;
место проведения проверки;
фамилию, имя, отчество должностного лица налогового органа, проводившего проверку, должность с указанием наименования налогового органа;
реквизиты (дата и номер) Поручения;
вопросы, подлежащие проверке;
период, за который проведена проверка;
даты начала и окончания проверки.
2) Описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных данных о наличии признаков нарушений валютного законодательства, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых.
В описательной части акта проверки должна быть отражена следующая информация:
подробное описание валютных операций по исполнению договоров (контрактов), в том числе: дата и номер каждого договора (контракта), предмет договора (контракта), наименование страны регистрации контрагента, валюта платежа, применяемые формы расчетов, условия поставки, контрактные и фактические сроки исполнения обязательств по договору (контракту), документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору (контракту), контрактные и фактические сроки и основания платежей, документы, подтверждающие осуществление платежей, наличие или отсутствие дополнительного соглашения к договору (контракту);
перечень и реквизиты счетов в кредитных организациях (в том числе депозитных), счетов, открытых за пределами территории Российской Федерации, а также лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства;
другие сведения и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов проверяемым лицом.
3) Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях (при их наличии).
При выявлении в результате проведения проверки факта совершения проверяемым лицом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения и/или состава преступления, уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны возбудить дело об административном правонарушении и/или передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные и/или иные государственные органы. В случае передачи документов и информации в правоохранительные и иные государственные органы в акте проверки также делается соответствующая запись.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении в период проведения проверки в заключительной части акта проверки отражаются процессуальные действия должностного лица (должностных лиц) налогового органа и процессуальные документы, выносимые по делу об административном правонарушении.
К акту проверки приобщаются материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте проверки признаков нарушений валютного законодательства.
34. По каждому отраженному в акте проверки признаку административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.25 КоАП, должностным лицом налогового органа, уполномоченным составлять протоколы в соответствии с КоАП, возбуждается дело об административном правонарушении в порядке и на основании, предусмотренных КоАП, о чем делается соответствующая запись в акте проверки.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении акт проверки, а также документы и информация, полученные в ходе проведения проверки, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.