Раздел 12. ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УВЕРЕННОСТЬ

Раздел 12. ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УВЕРЕННОСТЬ

Введение

12.1. Оказание аудиторскими организациями, другими организациями в сети аудируемым лицам услуг, не обеспечивающих уверенность, может создать угрозы соблюдению основных принципов этики и угрозы независимости. Далее представлены требования, а также поясняющие положения по применению концептуального подхода к их соблюдению в соответствующих обстоятельствах.

12.2. В настоящем разделе Правил независимости рассматриваются определенные виды услуг, не обеспечивающих уверенность, и возникающие в связи с ними угрозы независимости. Поскольку составление исчерпывающего перечня услуг, не обеспечивающих уверенность, не представляется возможным, то для оценки обстоятельств в отношении конкретной услуги, не рассмотренной в настоящем разделе Правил независимости, должен применяться концептуальный подход.

12.3. Для целей применения концептуального подхода при оказании аудируемому лицу услуг, не обеспечивающих уверенность, которые рассмотрены далее в настоящем разделе Правил независимости, подлежат выполнению требования и учитываются поясняющие положения в пунктах 12.4 - 12.10.П1 настоящего раздела Правил независимости.

Общие положения

12.4.Т. До принятия задания на предоставление услуги, не обеспечивающей уверенность, для аудируемого лица аудиторская организация, другая организация в сети должна установить, создает ли оказание такой услуги угрозу независимости.

Оценка угроз

12.5.П1. При оценке уровня угроз, возникающих при оказании аудируемому лицу услуги, не обеспечивающей уверенность, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) характер, объем и цель услуги;

б) насколько будет использоваться результат услуги в ходе аудита;

в) нормативная правовая среда, в которой оказывается услуга;

г) будет ли влиять результат услуги на числовые показатели, отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение и, если будет, то;

- будет ли такое влияние существенным;

- степень субъективности, присущая определению величины или порядка отражения соответствующих статей в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации или раскрываемой в ней информации;

д) уровень знаний и опыта руководства и работников аудируемого лица в области оказываемой услуги;

е) насколько аудируемое лицо будет вовлечено в принятие решений по значимым вопросам, требующим суждения;

ж) характер и степень влияния услуги на системы, которые создают информацию и данные, составляющие значимую часть:

- бухгалтерских реестров или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение;

- средств внутреннего контроля за составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

з) является ли аудируемое лицо общественно значимой организацией. Например, услуга, не обеспечивающая уверенность, которая предоставляется аудируемого лицу - общественно значимой организации, может восприниматься как приводящая к более высокому уровню угрозы.

12.5.П2. Примеры дополнительных факторов, которые рассматриваются при оценке уровня угроз, возникающих при оказании аудируемому лицу услуг, не обеспечивающих уверенность, включены далее в настоящем разделе Правил независимости применительно к каждому виду рассматриваемых услуг.

Существенность применительно к бухгалтерской
(финансовой) отчетности

12.5.П3. Настоящий раздел Правил независимости рассматривает вопросы существенности применительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Концепция существенности применительно к аудиту рассматривается в МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита", а применительно к обзорным проверкам - в МСОП 2400 (Пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов". Определение уровня существенности предполагает использование профессионального суждения с учетом как количественных, так и качественных факторов, а также понимания потребностей в финансовой информации пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Несколько услуг, не обеспечивающих уверенность, оказываемых
одному аудируемому лицу

12.5.П4. Аудиторская организация, другая организация в сети могут оказывать несколько услуг, не обеспечивающих уверенность, одному и тому же аудируемому лицу. В данных обстоятельствах при оценке угроз рассматривается совокупное влияние угроз, возникающих в связи с оказанием таких услуг.

Ответные меры

12.6.П1. Далее в настоящем разделе Правил независимости, применительно к каждому виду рассматриваемых услуг, приводятся примеры мер, включая меры предосторожности, которые можно предпринять в ответ на угрозы независимости, возникающие в связи с оказанием услуг, не обеспечивающих уверенность, когда аудитор устанавливает, что выявленные угрозы не находятся на приемлемом уровне. Данные примеры не являются исчерпывающими.

12.6.П2. Далее в настоящем разделе Правил независимости, применительно к каждому виду рассматриваемых услуг, включены требования, запрещающие аудиторской организации, другой организации в сети оказывать аудируемому лицу определенные услуги, не обеспечивающие уверенность, так как возникающие в связи с ними угрозы не могут быть устранены или сведены к приемлемому уровню ответными мерами.

12.6.П3. Применительно к угрозам, возникающим в связи с оказанием аудируемому лицу услуг, не обеспечивающих уверенность, мерами предосторожности являются действия, предпринимаемые аудиторской организацией по отдельности или в совокупности, которые фактически уменьшают угрозы независимости до приемлемого уровня. В ситуациях, когда указанные меры предосторожности отсутствуют, согласно концептуальному подходу к соблюдению основных принципов этики, установленному Кодексом профессиональной этики аудиторов, аудиторская организация должна отказаться от принятия предложения на оказание соответствующей услуги, не обеспечивающей уверенность, либо прекратить выполнение текущего задания, не обеспечивающего уверенность, или текущего задания по аудиту.

Функции руководства аудируемого лица

12.7.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны принимать на себя ответственность за выполнение функций руководства аудируемого лица.

12.7.П1. К функциям руководства аудируемого лица относятся направление, управление и контроль деятельности этого лица, включая принятие решений о приобретении, использовании и контроле кадровых, финансовых, технологических, материальных и нематериальных ресурсов.

12.7.П2. Если аудиторская организация, другая организация в сети при оказании услуги, не обеспечивающей уверенность, принимает на себя функции руководства аудируемого лица, возникают угрозы самоконтроля, личной заинтересованности. Помимо этого, принятие ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица создает угрозу близкого знакомства и может создать угрозу заступничества, поскольку аудиторская организация, другая организация в сети сверх меры проникается взглядами и интересами руководства аудируемого лица.

12.7.П3. Вопрос о том, является ли какая-либо деятельность функцией руководства аудируемого лица, зависит от конкретных обстоятельств и требует профессионального суждения. В качестве функций руководства могут рассматриваться, например:

а) разработка стратегии и выбор направления развития;

б) трудоустройство и увольнение сотрудников;

в) руководство и ответственность за действия сотрудников, осуществляемые ими в процессе текущей деятельности;

г) санкционирование хозяйственных операций;

д) контроль банковских счетов и инвестиций, а также управление ими;

е) принятие решения о том, какие рекомендации аудиторской организации, другой организации в сети или иных третьих сторон следует выполнять;

ж) подготовка отчетов для лиц, отвечающих за корпоративное управление, от имени руководства аудируемого лица;

з) ответственность за составление и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

и) ответственность за разработку, внедрение, мониторинг и поддержание системы внутреннего контроля.

12.7.П4. С учетом пунктов 12.7.Т - 12.7.П3 Правил независимости предоставление консультаций и рекомендаций для содействия руководству аудируемого лица в выполнении его функций не считается принятием ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица.

12.8.Т. Для того чтобы избежать риска принятия ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица при оказании услуг, не обеспечивающих уверенность, аудиторская организация должна убедиться в том, что руководство аудируемого лица формирует все суждения и принимает все решения, относящиеся к сфере его ответственности. Для этого необходимо убедиться, что руководство аудируемого лица:

а) назначает обладающее соответствующими навыками, знаниями и профессиональным опытом лицо, которое на постоянной основе несет ответственность за решения, принимаемые аудируемым лицом, и контролирует оказание аудиторской организацией услуг. Такое лицо, предпочтительно из числа старшего руководства, должно понимать;

- цели, характер и результаты данных услуг;

- соответствующие обязанности аудируемого лица и аудиторской организации, другой организации в сети.

При этом данное лицо не обязано обладать квалификацией, необходимой для оказания таких услуг или их перепроверки.

б) обеспечивает контроль оказания таких услуг и оценивает соответствие результатов предоставленных услуг цели аудируемого лица;

в) принимает на себя ответственность за действия (при наличии таковых), которые необходимо предпринять по результатам оказания таких услуг.

Аудируемое лицо становится общественно
значимой организацией

12.9.Т. Оказание аудиторской организацией, другой организацией в сети услуг, не обеспечивающих уверенность, аудируемому лицу, которое становится общественно значимой организацией, не является нарушением независимости при условии, что:

а) услуги, не обеспечивающие уверенность, которые оказывались до того момента, когда аудируемое лицо стало общественно значимой организацией, соответствуют положениям настоящего раздела Правил независимости, распространяющимся на аудируемых лиц, не являющихся общественно значимыми организациями;

б) текущие услуги, не обеспечивающие уверенность, которые не допускаются положениями настоящего раздела Правил независимости, распространяющимися на аудируемых лиц, являющихся общественно значимыми организациями, прекращены до того момента, когда аудируемое лицо стало общественно значимой организацией, или в минимально возможный срок после указанного момента;

в) аудиторская организация принимает меры в ответ на возникающие угрозы независимости, если они не находятся на приемлемом уровне.

Связанные стороны

12.10.П1. В качестве исключения из требований, установленных настоящим разделом Правил независимости, аудиторская организация, другая организация в сети могут принимать на себя ответственность за выполнение функций руководства аудируемого лица, оказывать определенные услуги, не обеспечивающие уверенность, которые иначе считались бы недопустимыми с точки зрения настоящего раздела Правил независимости, следующим связанным сторонам аудируемого лица:

а) организации, обладающей контролем (непосредственно или через третьих лиц) над аудируемым лицом;

б) организации, имеющей прямую финансовую заинтересованность в аудируемом лице при условии, что данная организация обладает значительным влиянием на аудируемое лицо, и указанная заинтересованность в аудируемом лице является существенной для данной организации;

в) организации, которая находится под общим контролем с аудируемым лицом ("сестринской организации"),

при условии, что:

- аудиторская организация, другая организация в сети не выражают мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности такой связанной стороны;

- аудиторская организация, другая организация в сети не принимают, прямо или косвенно, на себя ответственность за выполнение функций руководства аудируемого лица;

- данные услуги не создают угрозы самоконтроля, поскольку результаты предоставления таких услуг не будут предметом исследования при выполнении аудиторских процедур;

- аудиторская организация принимает меры в ответ на иные возникающие угрозы независимости, если они не находятся на приемлемом уровне.

УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ

12.11.П1. Оказание аудируемому лицу услуг, связанных с бухгалтерским учетом, может создать угрозу самоконтроля.

Все аудируемые лица

12.12.П1. Услуги, связанные с бухгалтерским учетом, могут, в частности, включать:

а) подготовку регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) учет хозяйственных операций;

в) учет заработной платы.

12.12.П2. Руководство аудируемого лица несет ответственность за составление и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. В обязанности руководства аудируемого лица, в частности, входит:

а) разработка учетной политики и ее применение;

б) подготовка или изменение первичной документации либо исходных данных в электронной или иной форме, подтверждающих факты хозяйственной жизни;

в) создание или изменение учетных записей.

12.12.П3. Процесс аудита предполагает общение аудиторской организации с руководством аудируемого лица по таким вопросам, как, например:

а) применение стандартов бухгалтерского учета, учетной политики, требований к раскрытию информации;

б) оценка организации и осуществления надлежащего контроля в области бухгалтерского учета и отчетности, а также способов определения величины активов и обязательств аудируемого лица;

в) предлагаемые корректировки учетных записей.

Такое общение считается обычной частью аудита и, как правило, не создает угроз независимости при условии, что аудируемое лицо несет ответственность за принятие решений в отношении учетных записей и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

12.12.П4. Аудируемое лицо может запросить у аудиторской организации предоставление технической поддержки, например, при решении вопросов, связанных со сверкой счетов, в связи с анализом или накапливанием информации для бухгалтерской (финансовой) отчетности. Кроме того, аудируемому лицу могут потребоваться консультации по таким вопросам, как трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности из одной системы учетных принципов в другую (например, для соблюдения учетной политики группы, для перехода к другим принципам составления отчетности (МСФО, др.). Такие услуги, как правило, не создают угроз независимости при условии, что аудиторская организация, другая организация в сети не принимают на себя ответственность за функции руководства аудируемого лица.

Услуги формального или технического характера

12.13.П1. Оказание услуг, связанных с бухгалтерским учетом, которые имеют формальный или сугубо технический характер, практически не требует от аудитора применения профессионального суждения. Примерами таких услуг являются, в частности:

а) составление расчета заработной платы и отчетов на основании предоставленных аудируемым лицом данных для последующего осуществления выплат или утверждения аудируемым лицом;

б) отражение в регистрах бухгалтерского учета повторяющихся фактов хозяйственной жизни, суммы по которым можно легко определить из первичной документации или исходных данных (например, из счетов за коммунальные услуги), и корреспонденцию счетов бухгалтерского учета по которым определило само аудируемое лицо;

в) расчет суммы амортизационных отчислений по основным средствам, когда аудируемое лицо самостоятельно определяет в отношении этих объектов учетную политику, срок полезного использования и ликвидационную стоимость;

г) составление оборотно-сальдовых ведомостей по составленным аудируемым лицом учетным записям;

д) составление главной книги по составленным аудируемым лицом учетным записям;

е) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности путем технического переноса данных из утвержденных аудируемым лицом регистров бухгалтерского учета и подготовка соответствующих пояснений к отчетности на основе утвержденных аудируемым лицом записей.

Аудируемые лица, не являющиеся общественно
значимыми организациями

12.14.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны оказывать услуги, связанные с бухгалтерским учетом, в том числе составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение, либо подготовкой финансовой информации, формирующей основу указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудируемому лицу, не являющемуся общественно значимой организацией, за исключением случаев, когда:

а) такие услуги имеют формальный или сугубо технический характер; и

б) аудиторская организация принимает меры в ответ на возникающие в связи с такими услугами угрозы независимости, если они не находятся на приемлемом уровне.

12.14.П1. Примеры мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на угрозу самоконтроля, возникающую в связи с оказанием услуг, связанных с бухгалтерским учетом, формального или сугубо технического характера, в частности, включают:

а) привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в оказании услуги, проверки работы, выполненной в рамках проведения аудита или оказания услуги.

Аудируемые лица, являющиеся общественно
значимыми организациями

12.15.Т. С учетом пункта 12.16.Т Правил независимости аудиторская организация, другая организация в сети не должны оказывать услуги, связанные с бухгалтерским учетом, в том числе составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение, либо с подготовкой финансовой информации, формирующей основу указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудируемому лицу, являющемуся общественно значимой организацией.

12.16.Т. В качестве исключения из пункта 12.15.Т Правил независимости аудиторская организация, другая организация в сети могут оказывать услуги, связанные с бухгалтерским учетом, носящие формальный или технический характер, для подразделений или связанных сторон аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, если работники аудиторской организации, участвующие в оказании таких услуг, не входят в состав аудиторской группы, а также:

а) такие подразделения, связанные стороны, которым оказываются данные услуги, совокупно не являются существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение;

б) услуги имеют отношение к вопросам, которые в совокупности не являются существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности такого подразделения или связанной стороны.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ УСЛУГИ

12.17.П1. Оказание административных услуг аудируемому лицу, как правило, не создает угрозу независимости.

12.18.П1. Оказание административных услуг включает содействие аудируемому лицу в выполнении формальных или технических задач в ходе обычной хозяйственной деятельности. Для предоставления таких услуг практически не требуется применение профессионального суждения.

12.18.П2. Примерами административных услуг, в частности, являются:

а) услуги по обработке текстов;

б) заполнение административных или установленных законодательством форм для последующего утверждения аудируемым лицом;

в) представление таких форм в соответствии с указаниями аудируемого лица;

г) отслеживание предусмотренных законом сроков подачи документов и информирование аудируемого лица об этих сроках.

УСЛУГИ ПО ОЦЕНКЕ

12.19.П1. Оказание аудируемому лицу услуг по оценке может создать угрозы самоконтроля, заступничества.

Все аудируемые лица

12.20.П1. Оценка предполагает формирование допущений в отношении будущих событий, применение надлежащих методов и способов для целей расчета определенной величины, или диапазона величин, актива, обязательства, группы активов, обязательств.

12.20.П2. К аудиторской организации, другой организации в сети могут обратиться с запросом на проведение оценки с целью содействия аудируемому лицу в расчете налоговых обязательств или налогового планирования. В случае, когда результат такой оценки не будет иметь прямое влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны применяться положения пунктов 12.29.П1 - 12.29.П5 Правил независимости.

12.20.П3. При оценке уровня угроз самоконтроля, заступничества, возникающих при оказании аудируемому лицу услуг по оценке, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) для каких целей готовится и будет использоваться отчет по оценке;

б) будет ли отчет по оценке общедоступен;

в) степень вовлеченности самого аудируемого лица в процесс определения и утверждения методов и способов оценки и иных значимых вопросов, требующих профессионального суждения;

г) степень субъективности, присущей объекту оценки (в случае оценки на основе стандартных методов и способов);

д) будет ли оценка существенно влиять на бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

е) полнота и ясность раскрытия информации об оценке в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

ж) степень зависимости оценки от будущих событий, создающих значительные колебания значений диапазона.

12.20.П4. Примеры мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на указанные угрозы, в частности, включают:

а) привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в оказании услуги, проверки работы, выполненной в рамках проведения аудита или оказания услуги.

Аудируемые лица, не являющиеся общественно
значимыми организациями

12.21.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны оказывать аудируемому лицу, не являющемуся общественно значимой организацией, услуги по оценке, если оценка:

а) предполагает применение в значительной степени субъективного суждения;

б) оказывает существенное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

12.21.П1. В некоторых случаях оценка не предполагает применения в значительной степени субъективного суждения, например, когда методология и способ оценки, а также лежащие в основе оценки допущения установлены нормативными правовыми актами или являются общепринятыми. В данных обстоятельствах результаты оценки, выполненной разными лицами, организациями, скорее всего, не будут существенно различаться.

Аудируемые лица, являющиеся общественно
значимыми организациями

12.22.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должна оказывать аудируемому лицу, являющемуся общественно значимой организацией, услуги по оценке, если оценка может оказать существенное влияние (по отдельности или в совокупности) на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

УСЛУГИ ПО НАЛОГОВОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

12.23.П1. Оказание аудируемому лицу услуг по налоговому консультированию может создать угрозы самоконтроля, заступничества.

12.24.П1. Услуги по налоговому консультированию могут, в частности, включать:

а) составление налоговых деклараций;

б) расчет налогов для целей подготовки учетных записей;

в) налоговое планирование и прочее налоговое консультирование;

г) налоговые услуги, включающие оценку;

д) помощь при разрешении налоговых споров.

Во многих случаях услуги по налоговому консультированию оказываются комплексно, во взаимосвязи друг с другом.

12.24.П2. При оценке уровня угроз, возникающих при оказании аудируемому лицу услуг по налоговому консультированию, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) конкретные характеристики задания;

б) насколько работники аудируемого лица компетентны в области налогообложения;

в) система, в рамках которой налоговые органы оценивают и взимают налог, и роль аудиторской организации, другой организации в сети в этом процессе;

г) сложность соответствующего налогового режима и необходимость применения суждения при его соблюдении.

Составление налоговых деклараций

12.25.П1. Оказание услуг по составлению налоговых деклараций, как правило, не создает угрозы независимости

12.25.П2. Составление налоговых деклараций включает:

а) оказание помощи клиенту в составлении отчетности по его налоговым обязательствам путем составления и внесения информации (обычно в стандартные формы), включая сумму налога с целью представления в налоговые органы;

б) консультирование по отражению в налоговых декларациях осуществленных в прошлом хозяйственных операций и удовлетворение от имени аудируемого лица запросов налоговых органов о дополнительной информации и детализации (например, разъяснения и техническую поддержку в отношении принятого подхода).

12.25.П3. Услуги по составлению налоговых деклараций, как правило, основаны на исторической информации и подразумевают анализ и представление такой информации в соответствии с налоговым законодательством, в том числе на основе прецедентов и правоприменительной практики. Помимо этого, налоговые декларации подлежат проверке или подтверждению налоговыми органами в соответствии с их установленным порядком.

Расчет налогов для целей формирования учетных записей

Все аудируемые лица

12.26.П1. Подготовка для аудируемого лица расчетов текущих и отложенных налоговых обязательств или активов с целью формирования учетных записей в бухгалтерском учете, которые впоследствии будут аудироваться аудиторской организацией, создает угрозу самоконтроля.

12.26.П2. В дополнение к факторам, перечисленным в пункте 12.24.П2 Правил независимости, при оценке уровня указанной угрозы самоконтроля рассматривается также вопрос о том, может ли расчет оказать существенное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

Аудируемые лица, не являющиеся общественно
значимыми организациями

12.26.П3. В случае, когда аудируемое лицо не является общественно значимой организацией, примеры мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на указанную угрозу самоконтроля, в частности, включают:

а) привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в оказании услуги, проверки работы, выполненной в рамках проведения аудита или оказания услуги.

Аудируемые лица, являющиеся общественно
значимыми организациями

12.27.Т. В случае, когда аудируемое лицо является общественно значимой организацией, аудиторская организация, другая организация в сети не должны осуществлять подготовку расчетов текущих и отложенных налоговых обязательств или активов для аудируемого лица с целью формирования учетных записей в бухгалтерском учете, которые являются существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

12.27.П1. Примеры возможных мер предосторожности, указанные в пункте 12.26.П3 Правил независимости, также применимы к случаям, когда для аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, осуществляется подготовка расчетов текущих и отложенных налоговых обязательств или активов с целью формирования учетных записей в бухгалтерском учете и при этом данные расчеты не являются существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

Налоговое планирование и прочее налоговое консультирование

12.27.П1. Оказание аудируемому лицу услуг по налоговому планированию и прочему налоговому консультированию может создать угрозы самоконтроля, заступничества.

12.27.П2. Налоговое планирование и прочее налоговое консультирование включают различные виды услуг, таких, как предоставление консультаций в отношении наиболее эффективного применения налоговых требований или по применению нового налогового законодательства.

12.27.П3. В дополнение к факторам, перечисленным в пункте 12.24.П2 Правил независимости, при оценке уровня угрозы самоконтроля, возникающей при оказании аудируемому лицу услуг по налоговому планированию и прочему налоговому консультированию, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) степень субъективности, необходимой при определении надлежащего применения налоговой консультации для целей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) поддерживается ли налоговый учет по соответствующему предмету консультации полученными разъяснениями от налоговых органов, или он иным образом был согласован с ними перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, принимаются во внимание обстоятельства, когда высказанная в консультациях точка зрения по налоговому планированию или иным налоговым вопросам:

- явным образом поддерживается точкой зрения на эти же вопросы со стороны налоговых органов, прецедентами;

- представляет собой устоявшуюся правоприменительную практику;

- соотносится с положениями в налоговом законодательстве, которые, скорее всего, будут иметь решающую силу;

в) насколько влияние последствий следования налоговой консультации может оказаться существенным для бухгалтерской (финансовой) отчетности;

г) зависит ли исход налоговой консультации от способа отражения соответствующего объекта в учете или представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и при этом существуют сомнения в корректности данного способа отражения в учете или представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с применимыми требованиями составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

12.27.П4. Примеры мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на указанные угрозы, в частности, включают:

а) привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в оказании услуги, проверки работы, выполненной в рамках проведения аудита или оказания услуги;

в) предварительное получение консультации или мнения налоговых органов.

Исход налоговой консультации зависит от способа учета
хозяйственной операции или ее представления в бухгалтерской
(финансовой) отчетности

12.28.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны оказывать аудируемому лицу услуги по налоговому планированию и прочему налоговому консультированию, если результат налоговой консультации зависит от конкретного способа учета той или иной хозяйственной операции или ее представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и при этом:

а) аудиторская группа имеет разумные основания сомневаться в корректности данного способа учета той или иной хозяйственной операции или ее представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с применимыми правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности; и

б) последствия следования налоговой консультации будут иметь существенное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

Налоговые услуги, включающие оценку

12.29.П1. Оказание аудируемому лицу налоговых услуг, включающих оценку, может создать угрозы самоконтроля, заступничества.

12.29.П2. Аудиторская организация, другая организация в сети могут проводить оценку исключительно для целей налогообложения, когда результат оценки не будет иметь прямого влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность (то есть на финансовую (бухгалтерскую) отчетность будут влиять только бухгалтерские проводки, связанные с отражением сумм налога). Такая ситуация, как правило, не будет создавать угроз независимости, если влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность не является существенным или если оценка подлежит внешней проверке налоговыми органами.

12.29.П3. Если оценка, которая проводится для целей налогообложения, не подлежит внешней проверке и ее влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность является существенным, то, в дополнение к факторам, перечисленным в пункте 12.24.П2 Правил независимости, при оценке уровня угроз самоконтроля, заступничества, возникающих при оказании аудируемому лицу таких услуг, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) насколько методология оценки поддерживается положениями налогового законодательства, прецедентами, правоприменительной практикой;

б) степень субъективности, присущая оценке;

в) надежность и объем исходных данных.

12.29.П4. Примеры мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на указанные угрозы, в частности, включают:

а) привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в оказании услуги, проверки работы, выполненной в рамках проведения аудита или оказания услуги;

в) предварительное получение консультации или мнения налоговых органов.

12.29.П5. В случае, когда аудиторская организация, другая организация в сети проводят оценку для содействия аудируемому лицу в расчете налоговых обязательств в целях налоговой отчетности или налогового планирования, и при этом результат оценки будет иметь прямое влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны применяться положения пунктов 12.19.П1. - 12.22.Т. Правил независимости, относящиеся к услугам по оценке.

Помощь при разрешении налоговых споров

12.30.П1. Оказание аудируемому лицу помощи при разрешении налоговых споров может создать угрозы самоконтроля, заступничества.

12.30.П2. Налоговый спор может дойти до стадии, когда налоговые органы уведомили аудируемое лицо о том, что не принимают его аргументов по конкретному вопросу, и налоговые органы или аудируемое лицо передают дело на формальное рассмотрение в судебные инстанции.

12.30.П3. В дополнение к факторам, перечисленным в пункте 12.24.П2 Правил независимости, при оценке уровня угроз самоконтроля, заступничества, возникающих при оказании аудируемому лицу помощи при разрешении налоговых споров, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) роль руководства аудируемого лица в разрешении спора;

б) степень существенности влияния исхода спора на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение;

в) предоставила ли консультацию, ставшую предметом налогового спора, аудиторская организация;

г) насколько рассматриваемый вопрос поддерживается положениями налогового законодательства, прецедентами, правоприменительной практикой;

д) является ли судебное рассмотрение открытым.

12.30.П4. Примеры мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на указанные угрозы, в частности, включают:

а) привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в оказании услуги, проверки работы, выполненной в рамках проведения аудита или оказания услуги.

Защита аудируемого лица в суде

12.31.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны оказывать аудируемому лицу услуги, предполагающие помощь при разрешении налоговых споров, если:

а) данные услуги включают защиту аудируемого лица в суде при решении налогового вопроса, и при этом

б) спорные налоговые статьи и суммы являются существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

12.31.П1. Пункт 12.31.Т Правил независимости не запрещает аудиторской организации, другой организации в сети оказывать услуги в роли консультанта аудируемого лица в отношении рассматриваемого в суде вопроса, например:

а) составлять ответы на конкретные запросы информации;

б) предоставлять фактические данные о счетах или свидетельства выполненной работы;

в) оказывать содействие аудируемому лицу в анализе налоговых вопросов, относящихся к предмету спора.

УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ВНУТРЕННИМ АУДИТОМ

12.32.П1. Оказание аудируемому лицу услуг, связанных с внутренним аудитом, может создать угрозу самоконтроля.

Все аудируемые лица

12.33.П1. Услуги, связанные с внутренним аудитом, подразумевают содействие аудируемому лицу в осуществлении функций внутреннего аудита. Внутренний аудит может включать:

а) мониторинг системы внутреннего контроля - проверку средств контроля, наблюдение за их функционированием и составление рекомендаций по их совершенствованию;

б) исследование финансовой и управленческой информации:

- проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности;

- специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур;

в) проверку экономии, производительности и эффективности хозяйственной деятельности, включая нефинансовую деятельность хозяйствующего субъекта;

г) контроль за соблюдением:

- требований нормативных правовых актов и прочих внешних требований;

- правил, директив и прочих внутренних требований руководства.

12.33.П2. Масштаб и цели внутреннего аудита могут значительно различаться и зависят от размера и организационной структуры хозяйствующего субъекта, от требований его руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление.

12.34.Т. При оказании аудируемому лицу услуг, связанных с внутренним аудитом, аудиторская организация должна обеспечить выполнение следующих условий:

а) аудируемое лицо назначает компетентных лиц, предпочтительно из руководящего состава, ответственных за внутренний аудит и разработку, внедрение и поддержание средств контроля;

б) руководство аудируемого лица, лица, отвечающие за его корпоративное управление, изучают, оценивают и утверждают объем услуг, связанных с внутренним аудитом, риск возникновения угрозы независимости и временные рамки оказания услуг;

в) руководство аудируемого лица оценивает качество услуг, связанных с внутренним аудитом, и выводы, сделанные по результатам их выполнения;

г) руководство аудируемого лица определяет, какие рекомендации, полученные в результате услуг, связанных с внутренним аудитом, следует принимать и исполнять, а также управляет процессом их исполнения;

д) руководство аудируемого лица предоставляет лицам, отвечающим за корпоративное управление, значимые выводы и рекомендации, полученные по результатам услуг, связанных с внутренним аудитом.

12.34.П1. Согласно пункту 12.7.Т Правил независимости аудиторская организация, другая организация в сети не должны принимать на себя ответственность за выполнение функций руководства аудируемого лица. Выполнение значительной части функций внутреннего аудита аудируемого лица увеличивает возможность того, что работники аудиторской организации, участвующие в оказании таких услуг, примут на себя ответственность за выполнение функций руководства аудируемого лица.

12.34.П2. Примерами услуг, связанных с внутренним аудитом, которые включают принятие ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица, являются, в частности:

а) установление принципов внутреннего аудита или стратегии деятельности внутреннего аудита;

б) руководство деятельностью службы внутреннего аудита и принятие ответственности за действия работников службы;

в) принятие решений в отношении того, какие рекомендации службы внутреннего аудита следует принимать и выполнять;

г) предоставление отчета о результатах деятельности службы внутреннего аудита лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, от имени руководства аудируемого лица;

д) выполнение процедур, являющихся частью системы внутреннего контроля, таких как изучение и утверждение изменений в полномочиях сотрудников по доступу к информации;

е) принятие ответственности за разработку, внедрение и поддержание средств внутреннего контроля;

ж) оказание услуг, связанных с внутренним аудитом, охватывающих все функции службы внутреннего аудита или их существенную часть, и принятие ответственности за определение масштаба работы службы внутреннего аудита и за один или более вопросов, указанных выше в подпунктах (а) - (е).

12.34.П3. В случаях, когда аудиторская организация использует результаты работы службы внутреннего аудита в целях внешнего аудита, то, согласно МСА, аудиторская организация должна оценить данную работу. В случае, когда аудиторская организация принимает задание аудируемого лица по оказанию услуг, связанных с внутренним аудитом, и результаты этих услуг могут использоваться ею при проведении внешнего аудита, возникает угроза самоконтроля. Указанная угроза самоконтроля возникает, поскольку есть вероятность того, что аудиторская группа будет использовать результаты работы службы внутреннего аудита:

а) без надлежащей оценки этих результатов;

б) без того уровня профессионального скептицизма, который аудиторская группа проявляла бы, если бы функции внутреннего аудита выполнялись лицами, не являющимися работниками аудиторской организации.

12.34.П4. При оценке уровня указанной угрозы самоконтроля рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) существенность связанных с данным вопросом значений, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) риск искажения предпосылок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении таких значений;

в) насколько значимы для целей аудита результаты оказания услуг, связанных с внутренним аудитом, на которые аудиторская группа намерена полагаться в ходе аудита.

12.34.П5. Примером меры предосторожности, которая может быть предпринята в ответ на указанную угрозу, является привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге.

Аудируемые лица, являющиеся общественно
значимыми организациями

12.35.Т. В случае, когда аудируемое лицо является общественно значимой организацией, аудиторская организация, другая организация в сети не должны оказывать услуги, связанные с внутренним аудитом, в отношении:

а) значительной части средств контроля за составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) информационных систем, связанных с составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (включающих в себя систему бухгалтерского учета), которые генерируют информацию и данные, которые по отдельности или в совокупности являются существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение;

в) числовых значений или раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации, которые по отдельности или в совокупности являются существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ

12.36.П1. Оказание аудируемому лицу услуг, связанных с информационными системами, может создать угрозу самоконтроля.

Все аудируемые лица

12.37.П1. Услуги, связанные с информационными системами, включают разработку или внедрение систем оборудования или программного обеспечения. Такие системы могут:

а) агрегировать исходные данные;

б) быть частью средств контроля за бухгалтерской (финансовой) отчетностью;

в) генерировать информацию, которая оказывает влияние на учетные записи или бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включая раскрываемую в ней информацию.

При этом информационные системы также могут охватывать вопросы, которые не связаны с учетными записями, средствами контроля за бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

12.37.П2. Согласно пункту 12.7.Т Правил независимости аудиторская организация, другая организация в сети не должны принимать на себя ответственность за выполнение функций руководства аудируемого лица. При оказании следующих видов услуг, связанных с информационными системами, угроза независимости, как правило, не возникает при условии, что работники аудиторской организации, другой организации в сети не принимают ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица:

а) разработка или внедрение информационных систем, не связанных со средствами контроля за составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) разработка или внедрение информационных систем, которые не генерируют информацию для значительной части учетных записей или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) внедрение уже разработанной системы бухгалтерского учета или программного обеспечения для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая не разрабатывалась аудиторской организацией, другой организацией в сети, но может быть ею адаптирована в соответствии с требованиями аудируемого лица, и необходимая ее адаптация не является значительной;

г) оценка и формирование рекомендаций в отношении информационной системы, разработанной, внедренной, или поддерживаемой другим поставщиком услуг или самим аудируемым лицом.

12.38.Т. При оказании аудируемому лицу услуг, связанных с информационными системами, аудиторская организация, другая организация в сети должны обеспечить выполнение следующих условий:

а) аудируемое лицо признает ответственность за внедрение и мониторинг средств контроля;

б) аудируемое лицо назначает компетентных лиц, предпочтительно из руководящего состава, ответственных за принятие всех решений в отношении разработки, внедрения систем оборудования или программного обеспечения;

в) аудируемое лицо само принимает все решения в отношении всех процессов разработки и внедрения;

г) аудируемое лицо оценивает качество и результаты разработки и внедрения информационной системы;

д) аудируемое лицо несет ответственность за работу информационной системы (оборудование или программное обеспечение) и за данные, которые эта система использует или генерирует.

12.38.П1. При оценке уровня указанной угрозы самоконтроля, возникающей в связи с оказанием аудируемому лицу услуг, связанных с информационными системами, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) характер услуги;

б) характер информационных систем и насколько данные системы влияют или взаимодействуют с учетными записями или бухгалтерской (финансовой) отчетностью;

в) насколько значимы для целей аудита информационные системы, на которые аудиторская группа намерена полагаться в ходе аудита.

12.38.П2. Примером меры предосторожности, которая может быть предпринята в ответ на указанную угрозу самоконтроля, является привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге.

Аудируемые лица, являющиеся общественно
значимыми организациями

12.39.Т. В случае, когда аудируемое лицо является общественно значимой организацией, аудиторская организация, другая организация в сети не должны оказывать услуги, включающие разработку или внедрение информационных систем, которые:

а) составляют значительную часть средств внутреннего контроля за составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности; или

б) генерируют информацию, которая является значимой для учетных записей аудируемого лица или его бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С СУДЕБНЫМИ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАМИ

12.40.П1. Оказание аудируемому лицу услуг, связанных с судебными разбирательствами, может создать угрозы самоконтроля, заступничества.

12.41.П1. Услуги, связанные с судебными разбирательствами, могут, в частности, включать:

а) оказание содействия в управлении документооборотом или в поиске и выборке документов в связи с судебным разбирательством;

б) выражение экспертного мнения;

в) расчет ущербов или других числовых значений, которые могут определять размер причитающихся возмещений к получению и к уплате в результате судебного разбирательства.

12.41.П2. При оценке уровня указанных угроз самоконтроля, заступничества, возникающих в связи с оказанием аудируемому лицу услуг, связанных с судебными разбирательствами, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) нормативно правовая среда, в которой оказывается услуга;

б) характер и конкретные обстоятельства услуги;

в) будет ли результат услуги оказывать существенное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

12.41.П3. Примером меры предосторожности, которая может быть предпринята в ответ на указанную угрозу самоконтроля, является привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге.

12.41.П4. В случае, когда аудиторская организация, другая организация в сети оказывают аудируемому лицу услуги, связанные с судебным разбирательством, которые включают оценку ущерба или иных числовых значений, влияющих на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение, должны применяться положения пунктов 12.19.П1 - 12.22.Т Правил независимости, относящиеся к услугам по оценке.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

12.42.П1. Оказание аудируемому лицу юридических услуг может создать угрозы самоконтроля, заступничества.

Функция юридического консультанта

12.43.П1. Юридические услуги могут, в частности, включать:

а) сопровождение договоров;

б) юридическую помощь аудируемому лицу при осуществлении хозяйственной операции, сделки;

в) юридическое консультирование;

г) юридическую экспертизу;

д) поддержку юридической службе аудируемого лица.

12.43.П2. При оценке уровня указанных угроз самоконтроля, заступничества, возникающих в связи с оказанием аудируемому лицу юридических услуг, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) существенность влияния любых рассматриваемых вопросов на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица;

б) сложность рассматриваемого вопроса и необходимость использования суждения при оказании услуги.

12.43.П3. Примеры мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на указанные угрозы, в частности, включают:

а) привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в оказании услуги, проверки работы, выполненной в рамках проведения аудита или оказания услуги.

Должность главного юрисконсульта

12.44.Т. Лица из руководящего состава, иные работники аудиторской организации, другой организации в сети не должны принимать назначение на должность главного юрисконсульта аудируемого лица.

12.44.П1. Должность главного юрисконсульта, как правило, является должностью в составе высшего руководства с широкими полномочиями, касающимися юридических вопросов аудируемого лица.

Функция защитника

12.45.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны выступать в качестве защитника аудируемого лица при разрешении юридических споров или в судебном разбирательстве, если спорные суммы являются существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

12.45.П1. Примеры мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на возникающую в данных обстоятельствах угрозу самоконтроля, в частности, включают:

а) привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в оказании услуги, проверки работы, выполненной в рамках проведения аудита или оказания услуги.

УСЛУГИ ПО НАЙМУ ПЕРСОНАЛА

12.46.П1. Оказание аудируемому лицу услуг по найму персонала может создавать угрозы личной заинтересованности, близкого знакомства, шантажа.

12.47.П1. Услуги по найму персонала могут, в частности, включать:

а) разработку должностных инструкций;

б) разработку процесса определения и отбора потенциальных претендентов на вакантную должность;

в) поиск, направление запросов претендентам на вакантную должность;

г) анализ потенциальных претендентов на вакантную должность путем:

- проверки их уровня профессиональной квалификации, компетенций и определения их соответствия требованиям к должности;

- проверки их рекомендаций;

- их интервьюирование, выбор, консультирование в отношении их профессиональных компетенций;

д) определение условий найма, переговоры в части конкретных условий найма, таких как уровень заработной платы, рабочие часы, компенсационные пакеты.

12.47.П2. Согласно пункту 12.7.Т. Правил независимости аудиторская организация, другая организация в сети не должны принимать на себя ответственность за выполнение функций руководства аудируемого лица. Угроза независимости, как правило, не возникает при условии, что работники аудиторской организации, другой организации в сети не принимают ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица, при оказании следующих видов услуг по найму персонала:

а) анализ уровня профессиональной квалификации, компетенций нескольких потенциальных претендентов на вакантную должность, консультирование в отношении их соответствия требованиям к должности;

б) интервьюирование потенциальных претендентов на вакантную должность, консультирование в отношении их профессиональных компетенций на предмет соответствия требованиям к должности из финансово-учетного блока, административного блока, блока внутреннего аудита.

12.48.Т. При оказании услуг по найму персонала аудиторская организация, другая организация в сети должны обеспечить выполнение следующих условий:

а) аудируемое лицо назначает компетентных лиц, предпочтительно из руководящего состава, ответственных за принятие всех решений в отношении найма претендентов на должность;

б) аудируемое лицо само принимает все решения в отношении процесса найма, включая:

- определение соответствия потенциальных претендентов на должность установленным требованиям к должности, отбор претендентов, соответствующих таким требованиям;

- определение условий найма, переговоры в части конкретных условий найма, таких как уровень заработной платы, рабочие часы, компенсационные пакеты.

12.49.П1. При оценке уровня указанных угроз личной заинтересованности, близкого знакомства, шантажа, возникающих в связи с оказанием аудируемому лицу услуг по найму персонала, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) характер запрашиваемого содействия;

б) уровень вакантной должности;

в) конфликт интересов или взаимоотношения, которые могут существовать между претендентам на должность и аудиторской организацией, другой организацией в сети, оказывающими услуги.

12.49.П2. Примером меры предосторожности, которая может быть предпринята в ответ на возникающие в данных обстоятельствах угрозы личной заинтересованности, близкого знакомства, шантажа, является привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге.

Запрещенные услуги по найму персонала

12.50.Т. При оказании услуг по найму персонала аудиторская организация, другая организация в сети не должны выступать в роли лица, ведущего переговоры от имени аудируемого лица.

12.51.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны оказывать аудируемому лицу следующие услуги по найму персонала:

а) поиск, направление запросов потенциальным претендентам;

б) проверка рекомендаций потенциальных претендентов на должность:

- руководителя, должностного лица аудируемого лица;

- которая позволяет сотруднику оказывать значительное влияние на организацию и ведение бухгалтерского учета аудируемого лица или составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение

УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ

12.52.П1. Предоставление аудируемому лицу услуг, связанных с корпоративными финансами, может создать угрозы самоконтроля, заступничества.

12.53.П1. Примеры услуг, связанных с корпоративными финансами, которые могут создать угрозы самоконтроля, заступничества, в частности, включают:

а) содействие аудируемому лицу в разработке корпоративной стратегии;

б) определение возможных объектов инвестиций или приобретения;

в) консультации по операциям продажи, иного отчуждения;

г) содействие в сделках по привлечению финансирования;

д) консультации по реструктуризации;

е) консультации по структурированию сделки корпоративного финансирования или по схемам финансирования, которые прямо влияют на числовые значения, отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.

12.53.П2. При оценке уровня указанных угроз самоконтроля, заступничества, возникающих в связи с оказанием аудируемому лицу услуг, связанных с корпоративными финансами, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) степень субъективного суждения при определении надлежащего применения результатов консультации по корпоративным финансам в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) степень прямого влияния результатов консультации по корпоративным финансам на числовые показатели, отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности и, насколько эти числовые показатели существенны для бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) зависит ли результат консультации по корпоративным финансам от способа отражения объекта в учете или представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и при этом есть сомнения относительно корректности такого способа учета или представления в соответствии с применимыми правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

12.53.П3. Примеры мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на возникающие в данных обстоятельствах угрозы, в частности, включают:

а) привлечение специалистов, не являющихся участниками аудиторской группы, для выполнения задания по соответствующей услуге;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в оказании услуги, проверки работы, выполненной в рамках проведения аудита или оказания услуги.

Запрещенные услуги, связанные с корпоративными финансами

12.54.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны оказывать аудируемому лицу услуги, связанные с корпоративными финансами, которые включают продвижение акций аудируемого лица на рынке, сделки с ними, их размещение.

12.55.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны оказывать аудируемому лицу услуги по консультированию по корпоративным финансам в случае, когда исход консультации зависит от конкретного способа учета той или иной хозяйственной операции или ее представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение, и при этом:

а) аудиторская группа имеет разумные основания сомневаться в корректности такого способа учета или представления в соответствии с применимыми правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности; и

б) последствия следования консультации по корпоративному финансированию окажут существенное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.