МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 ноября 2023 г. N 27-05-13/107322

Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка в связи с обращениями по вопросу осуществления физическими лицами и общественными объединениями мероприятий общественного контроля в отношении коммерческих организаций с учетом позиции Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в пределах компетенции сообщает.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Закон N 212-ФЗ) под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Также определено, что общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных Законом N 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) общественный контроль за соблюдением Закона N 171-ФЗ осуществляется гражданами и общественными организациями.

При этом Закон N 171-ФЗ устанавливает не только полномочия органов государственной власти в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но и требования, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в указанной сфере.

Также пунктом 2 статьи 24 Закона N 171-ФЗ установлено, что государственные органы и должностные лица обязаны содействовать гражданам и общественным объединениям в проведении соответствующих проверок фактов нарушения Закона N 171-ФЗ и в десятидневный срок уведомлять заявителей о принятых решениях.

Вместе с тем Закон N 171-ФЗ не устанавливает требования к организации общественного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его проведения.

При этом судебная практика указывает на то, что судебные органы не усматривают каких-либо нарушений в части законности проведения общественного контроля в соответствии со статьей 24 Закона N 171-ФЗ и использования результатов такого общественного контроля при рассмотрении дел об административном правонарушении в случае, например, нарушения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции (решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 июля 2017 года по делу N А57-6619/2017; постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по делу N А57-6619/2017; постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.01.2018 N Ф06-28585/2017 по делу N А57-6619/2017).

Настоящее письмо носит информационно-разъяснительный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц и не может применяться в качестве обязывающих предписаний.

Заместитель директора Департамента
А.В.КОРОБУТОВ