МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 ноября 2011 г. N 05-04-05/147

Департамент финансовой политики сообщает о результатах рассмотрения обращения с учетом заключения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Пунктом 1 статьи 105.4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, при совершении налогоплательщиками сделок, в отношении которых предусмотрено регулирование цен посредством установления цены или согласования с уполномоченным органом исполнительной власти формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений на рентабельность или прибыль в указанных сделках, цены таких сделок признаются рыночными для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Указанные особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, нормативными правовыми актами иностранных государств, а также международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 954 Гражданского кодекса Российской Федерации под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.

При этом пунктом 2 статьи 954 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, страховщик вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Пунктом 2 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее Закон) установлено, что конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон.

Пунктом 1 статьи 25 Закона предусмотрено, что экономически обоснованные страховые тарифы, наряду со страховыми резервами, собственными средствами и перестрахованием, являются одной из гарантий обеспечения финансовой устойчивости страховщика.

В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 32 Закона расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок, представляются соискателями для получения лицензии на осуществление конкретного вида страхования. При этом согласно пункту 10 статьи 32 Закона об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, в том числе указанные в подпункте 11 пункта 2 статьи 32 Закона, страховщики обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения этих изменений. Таким образом, Законом предусмотрен уведомительный порядок изменения применяемых страховщиком страховых тарифов по конкретному виду добровольного страхования.

По обязательным видам страхования согласно пункту 2 статьи 11 Закона страховые тарифы устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Таким образом, применение положений статьи 105.4 Налогового кодекса Российской Федерации при определении рыночной цены для целей налогообложения возможно только по обязательным видам страхования, а также по добровольным видам страхования в случаях, если страховые тарифы по таким видам страхования установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации (например, по страхованию ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний, предельные уровни страховых тарифов, структура и правилах применения страховщиками при определении размера страховой премии по которому установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2005 г. N 554).

При этом необходимо учитывать, что контролю подлежат сделки, подпадающие под критерии контролируемых сделок, предусмотренных статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Директор
Департамента финансовой политики
С.В.БАРСУКОВ