3.3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

3.3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В 2021 - 2023 гг. продолжится реализация утвержденной в 2019 году "Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах", предусматривающей меры как операционного уровня, то есть имеющих непосредственный и измеримый эффект уже в ближайшей перспективе; так и стратегического, то есть способствующих повышению эффективности системы управления бюджетными расходами в целом.

Развитие института госпрограмм и проектных принципов управления

В целях дальнейшего развития системы госпрограмм, в том числе на проектных принципах управления, в 2021 году планируется принятие акта Правительства "О системе управления государственными программами Российской Федерации", предусматривающего синхронизацию подходов к разработке и управлению госпрограммами и национальными (федеральными) проектами.

В целях расширения полноты мониторинга национальных проектов, включая параметры их финансового обеспечения планируется:

- разработка рабочих планов федеральных и региональных проектов, детализирующих результаты до конечных объектов результатов с установлением по ним ответственных исполнителей (держателей соответствующих контрактов);

- детализация информации о закупках государственных учреждений (БУ и АУ) в рамках субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капитальных вложений или грантов в форме субсидий при реализации федеральных и региональных проектов.

Обзоры бюджетных расходов

В 2020 году будут подведены итоги в рамках обзоров по 5 сферам (направлениям) бюджетных расходов:

- расходы на реализацию госпрограмм в сфере сельского хозяйства и рыболовства;

- расходы на реализацию госпрограмм в сфере энергетики;

- расходы на поддержку институтов развития и государственных корпораций;

- расходы на создание и функционирование информационных систем и внедрение цифровых технологий;

- расходы на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям.

В 2021 - 2023 гг. планируется продолжить работу по проведению обзоров бюджетных расходов в целях определения и сравнения различных вариантов экономии бюджетных средств посредством детального анализа расходов в соответствующих сферах.

Оценка эффективности налоговых расходов

В рамках создания единой системы учета, контроля и оценки налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы планируется:

- в целях полноценного представления информации о финансовом обеспечении госпрограмм обеспечить отражение в них соответствующих налоговых расходов;

- завершить формирование методологий оценки эффективности по всем налоговым расходам на федеральном уровне и обеспечить проведение соответствующей оценки;

Подходы к оценке эффективности налоговых расходов

Оценка эффективности налоговых расходов публично-правовых образований на всех уровнях бюджетной системы содержит единые подходы и включает следующие элементы:

1. Оценка целесообразности налоговых расходов:

- оценка соответствия налоговых расходов целям госпрограмм;

- оценка востребованности плательщиками предоставленных льгот;

2. Оценка результативности налоговых расходов:

- количественный вклад налоговых расходов в достижение целевых показателей госпрограмм;

- бюджетная эффективность налоговых расходов;

- совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость) стимулирующих налоговых расходов.

Оценка эффективности налоговых расходов направлена на пересмотр льгот в отношении которых по результатам проведения оценки выявлена хотя бы одна из следующих характеристик:

- не соответствие целям госпрограмм;

- низкая востребованность;

- отсутствие значимого вклада в достижение целевых показателей госпрограмм;

- имеется менее затратный способ достижения целевых показателей госпрограмм;

- отрицательный бюджетный эффект, т.е. на прогнозном горизонте не обеспечивается выход на "самоокупаемость".

- обеспечить методологическую поддержку оценки эффективности налоговых расходов на региональном уровне, в том числе посредством формирования "лучших практик" управления налоговыми расходами.

Развитие контрактной системы

В целях упрощения и оптимизации порядка осуществления госзакупок планируется комплексное изменение соответствующих процедур, включая:

- оптимизацию количества конкурентных способов определения поставщика: сокращение до 3 наиболее распространенных (конкурс, аукцион, запрос котировок);

- сокращение требований к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, выбору способа определения поставщика с их изложением в общих положениях об осуществлении закупок;

- введение "универсальной стоимостной предквалификации", предусматривающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн. рублей только участников с успешным опытом исполнения госконтрактов;

- сокращение и унификация сроков осуществления процедур (в т.ч. рассмотрения заявок) при проведении различных способов определения поставщиков;

- установление электронной формы подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок;

- оптимизация порядка проведения совместных конкурсов и аукционов, а также уточнение положений о централизованных закупках.

Повышение эффективности управления ликвидностью на едином казначейском счете

С 2021 года средства федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы, бюджетных и автономных учреждений и юрлиц (получателей субсидий) будут аккумулированы на едином казначейском счете (ЕКС). Федеральное казначейство будет обеспечивать расчеты публично-правовых образований и юрлиц, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, с контрагентами, находящимися на обслуживании в Банке России и кредитных организациях, что позволит:

- сократить срок зачисления доходов в бюджеты;

- повысить оперативность управления ликвидностью ЕКС;

- полноценно использовать современные банковские технологии;

- снизить транзакционные издержки по операциям со средствами бюджетов;

- расширить платежные сервисы;

- повысить доступность и комфортность оплаты госуслуг для граждан и организаций.

При этом ранее разработанные инструменты управления временно свободными остатками на ЕСФБ будут применяться и при управлении остатками на ЕКС. Кроме того, планируется продолжить работу по совершенствованию инструментов управления ликвидностью, включая:

- запуск операций по размещению и привлечению свободных остатков ЕКС на организованном рынке репо;

- запуск механизма валютный свод по покупке евро за рубли;

- разработка и запуск инструмента привлечения краткосрочных кредитов на цели пополнения остатков средств на ЕКС;

- запуск операций по привлечению рублевых средств по сделкам валютный своп.

Казначейское сопровождение

В рамках совершенствования механизма казначейского сопровождения целевых средств планируется продолжение работы по следующим направлениям:

- постепенный переход к установлению и регулированию предельного уровня рентабельности работ и услуг в рамках госзакупок;

- взаимодействие органов госконтроля в целях недопущения финансовых нарушений получателями целевых средств при открытии им лицевых счетов и проведении операций на таких счетах.

Централизация обеспечивающих функций государственных органов

По результатам проведения реализуемого в настоящее время эксперимента по организации централизованных закупок (для 12 ФОИВ) будут сделаны выводы о целесообразности распространения данной практики на иные ФОИВ и оптимизации соответствующих расходов.

Открытость бюджета и инициативное бюджетирование

С целью повышения открытости бюджета в 2021 году планируется:

- расширить перечень статистической информации, включаемой в состав материалов к проекту закона о бюджете;

- изменить формат размещаемых данных в соответствии с методологией Международного бюджетного партнерства.

В целях развития института инициативного бюджетирования в 2021 - 2024 гг. планируется:

- включить механизм инициативного бюджетирования в процедуру разработки и последующей реализации отдельных госпрограмм;

- разработать методологическую основу реализации инициативных проектов в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

- сформировать и обеспечить свободный доступ к обучающим и информационным материалам по практикам инициативных проектов.