3.3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
В 2021 - 2023 гг. продолжится реализация утвержденной в 2019 году "Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах", предусматривающей меры как операционного уровня, то есть имеющих непосредственный и измеримый эффект уже в ближайшей перспективе; так и стратегического, то есть способствующих повышению эффективности системы управления бюджетными расходами в целом.
Развитие института госпрограмм и проектных принципов управления
В целях дальнейшего развития системы госпрограмм, в том числе на проектных принципах управления, в 2021 году планируется принятие акта Правительства "О системе управления государственными программами Российской Федерации", предусматривающего синхронизацию подходов к разработке и управлению госпрограммами и национальными (федеральными) проектами.
В целях расширения полноты мониторинга национальных проектов, включая параметры их финансового обеспечения планируется:
- разработка рабочих планов федеральных и региональных проектов, детализирующих результаты до конечных объектов результатов с установлением по ним ответственных исполнителей (держателей соответствующих контрактов);
- детализация информации о закупках государственных учреждений (БУ и АУ) в рамках субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капитальных вложений или грантов в форме субсидий при реализации федеральных и региональных проектов.
Обзоры бюджетных расходов
В 2020 году будут подведены итоги в рамках обзоров по 5 сферам (направлениям) бюджетных расходов:
- расходы на реализацию госпрограмм в сфере сельского хозяйства и рыболовства;
- расходы на реализацию госпрограмм в сфере энергетики;
- расходы на поддержку институтов развития и государственных корпораций;
- расходы на создание и функционирование информационных систем и внедрение цифровых технологий;
- расходы на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям.
В 2021 - 2023 гг. планируется продолжить работу по проведению обзоров бюджетных расходов в целях определения и сравнения различных вариантов экономии бюджетных средств посредством детального анализа расходов в соответствующих сферах.
Оценка эффективности налоговых расходов
В рамках создания единой системы учета, контроля и оценки налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы планируется:
- в целях полноценного представления информации о финансовом обеспечении госпрограмм обеспечить отражение в них соответствующих налоговых расходов;
- завершить формирование методологий оценки эффективности по всем налоговым расходам на федеральном уровне и обеспечить проведение соответствующей оценки;
Подходы к оценке эффективности налоговых расходов
Оценка эффективности налоговых расходов публично-правовых образований на всех уровнях бюджетной системы содержит единые подходы и включает следующие элементы:
1. Оценка целесообразности налоговых расходов:
- оценка соответствия налоговых расходов целям госпрограмм;
- оценка востребованности плательщиками предоставленных льгот;
2. Оценка результативности налоговых расходов:
- количественный вклад налоговых расходов в достижение целевых показателей госпрограмм;
- бюджетная эффективность налоговых расходов;
- совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость) стимулирующих налоговых расходов.
Оценка эффективности налоговых расходов направлена на пересмотр льгот в отношении которых по результатам проведения оценки выявлена хотя бы одна из следующих характеристик:
- не соответствие целям госпрограмм;
- низкая востребованность;
- отсутствие значимого вклада в достижение целевых показателей госпрограмм;
- имеется менее затратный способ достижения целевых показателей госпрограмм;
- отрицательный бюджетный эффект, т.е. на прогнозном горизонте не обеспечивается выход на "самоокупаемость".
- обеспечить методологическую поддержку оценки эффективности налоговых расходов на региональном уровне, в том числе посредством формирования "лучших практик" управления налоговыми расходами.
Развитие контрактной системы
В целях упрощения и оптимизации порядка осуществления госзакупок планируется комплексное изменение соответствующих процедур, включая:
- оптимизацию количества конкурентных способов определения поставщика: сокращение до 3 наиболее распространенных (конкурс, аукцион, запрос котировок);
- сокращение требований к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, выбору способа определения поставщика с их изложением в общих положениях об осуществлении закупок;
- введение "универсальной стоимостной предквалификации", предусматривающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн. рублей только участников с успешным опытом исполнения госконтрактов;
- сокращение и унификация сроков осуществления процедур (в т.ч. рассмотрения заявок) при проведении различных способов определения поставщиков;
- установление электронной формы подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок;
- оптимизация порядка проведения совместных конкурсов и аукционов, а также уточнение положений о централизованных закупках.
Повышение эффективности управления ликвидностью на едином казначейском счете
С 2021 года средства федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы, бюджетных и автономных учреждений и юрлиц (получателей субсидий) будут аккумулированы на едином казначейском счете (ЕКС). Федеральное казначейство будет обеспечивать расчеты публично-правовых образований и юрлиц, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, с контрагентами, находящимися на обслуживании в Банке России и кредитных организациях, что позволит:
- сократить срок зачисления доходов в бюджеты;
- повысить оперативность управления ликвидностью ЕКС;
- полноценно использовать современные банковские технологии;
- снизить транзакционные издержки по операциям со средствами бюджетов;
- расширить платежные сервисы;
- повысить доступность и комфортность оплаты госуслуг для граждан и организаций.
При этом ранее разработанные инструменты управления временно свободными остатками на ЕСФБ будут применяться и при управлении остатками на ЕКС. Кроме того, планируется продолжить работу по совершенствованию инструментов управления ликвидностью, включая:
- запуск операций по размещению и привлечению свободных остатков ЕКС на организованном рынке репо;
- запуск механизма валютный свод по покупке евро за рубли;
- разработка и запуск инструмента привлечения краткосрочных кредитов на цели пополнения остатков средств на ЕКС;
- запуск операций по привлечению рублевых средств по сделкам валютный своп.
Казначейское сопровождение
В рамках совершенствования механизма казначейского сопровождения целевых средств планируется продолжение работы по следующим направлениям:
- постепенный переход к установлению и регулированию предельного уровня рентабельности работ и услуг в рамках госзакупок;
- взаимодействие органов госконтроля в целях недопущения финансовых нарушений получателями целевых средств при открытии им лицевых счетов и проведении операций на таких счетах.
Централизация обеспечивающих функций государственных органов
По результатам проведения реализуемого в настоящее время эксперимента по организации централизованных закупок (для 12 ФОИВ) будут сделаны выводы о целесообразности распространения данной практики на иные ФОИВ и оптимизации соответствующих расходов.
Открытость бюджета и инициативное бюджетирование
С целью повышения открытости бюджета в 2021 году планируется:
- расширить перечень статистической информации, включаемой в состав материалов к проекту закона о бюджете;
- изменить формат размещаемых данных в соответствии с методологией Международного бюджетного партнерства.
В целях развития института инициативного бюджетирования в 2021 - 2024 гг. планируется:
- включить механизм инициативного бюджетирования в процедуру разработки и последующей реализации отдельных госпрограмм;
- разработать методологическую основу реализации инициативных проектов в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
- сформировать и обеспечить свободный доступ к обучающим и информационным материалам по практикам инициативных проектов.