2.6.3. Обзорная проверка качества выполнения задания
Основные принципы и необходимые процедуры:
п. 56 ФПСАД N 34:
В аудиторской организации должны быть разработаны принципы и процедуры в отношении проведения обзорных проверок качества выполнения определенных видов заданий с целью объективной оценки значимых суждений и выводов аудиторской группы, послуживших основой выданного аудиторского заключения или иного отчета. Такие принципы и процедуры должны:
а) предусматривать проведение обзорных проверок качества выполнения всех аудитов финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов;
б) формулировать критерии, при наличии которых обзорные проверки качества выполнения задания должны также проводиться и в отношении определенных аудитов, обзорных проверок финансовой информации, других заданий;
в) предусматривать проведение обзорных проверок качества выполнения всех заданий, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта.
п. 57 ФПСАД N 34:
Принципы и процедуры аудиторской организации должны запрещать выдачу аудиторских заключений или иных отчетов до тех пор, пока не будет закончена обзорная проверка качества выполнения задания.
п. 59 ФПСАД N 34:
В аудиторской организации должны быть разработаны принципы и процедуры, устанавливающие:
а) характер, временные рамки и объем обзорной проверки качества выполнения заданий;
б) критерии и требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим обзорную проверку качества выполнения задания;
в) требования к документальному оформлению обзорной проверки качества выполнения задания.
п. 64 ФПСАД N 34:
Принципы и процедуры аудиторской организации должны также включать порядок назначения лица, осуществляющего обзорную проверку качества выполнения задания, и предъявляемые к нему следующие критерии и требования:
а) уровень квалификации, необходимый для выполнения этих функций, включая необходимый опыт и полномочия;
б) объем консультаций, связанных с выполнением задания, предоставляемых лицом, осуществляющим обзорную проверку качества выполнения задания, превышение которого может создать угрозу объективности суждений данного лица.
п. 69 ФПСАД N 34:
Принципы и процедуры, относящиеся к документированию обзорной проверки качества выполнения задания, должны предусматривать документальное оформление того, что:
а) были осуществлены установленные в аудиторской организации процедуры обзорной проверки качества выполнения задания;
б) процедуры обзорной проверки качества выполнения задания были осуществлены до выдачи аудиторского заключения или иного отчета;
в) лицу, осуществляющему проведение обзорной проверки качества выполнения задания, не стало известно о не решенных в ходе выполнения задания вопросах, которые могли бы привести его к выводу о том, что сформированные аудиторской группой значимые суждения и выводы являются ненадлежащими.
Практическое руководство, пояснения и документирование:
Проведение обзорной проверки качества выполнения задания следует предусмотреть в отношении всех общественно значимых хозяйствующих субъектов.
В отношении прочих заданий для принятия решения о необходимости обзорной проверки качества руководителю задания следует рассматривать наличие критериев, установленных аудиторской организацией.
В аудиторской организации следует назначить лицо, осуществляющее обзорную проверку качества выполнения задания, на основе определенных критериев, утвержденных руководством аудиторской организации.
В отношении всех заданий по аудиту следует оценить критерии, изложенные в вопросном листе по контролю качества, чтобы определить, требуется ли обзорная проверка качества выполнения задания.
В отношении заданий по аудиту общественно значимых хозяйствующих субъектов, и других заданий, требующих проведения обзорной проверки качества, руководителю задания следует:
- нести ответственность за назначение лица, осуществляющего обзорную проверку качества задания;
- обсуждать существенные вопросы, возникшие в ходе проведения аудита, с лицом, назначенным для обзорной проверки качества;
- не выпускать аудиторское заключение до завершения обзорной проверки качества задания.
В обзорную проверку качества выполнения заданий, связанных с аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, следует включить следующие вопросы:
а) оценка аудиторской группой независимости аудиторской организации с учетом конкретного задания;
б) оценка значимых рисков, выявленных в ходе выполнения задания, и процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски;
в) суждения в отношении существенности в аудите и значимых рисков;
г) получение соответствующих консультаций по сложным или спорным вопросам или при расхождении мнений, а также выводы, сделанные по результатам этих консультаций;
д) значимость исправленных и неисправленных искажений, выявленных в ходе выполнения задания;
е) обстоятельства, информация о которых должна быть доведена до сведения руководства, представителей собственника или иных лиц аудируемого лица;
ж) соответствие выбранных для анализа рабочих документов аудитора выполненной работе, послужившей основой для формирования значимых суждений и сделанных выводов;
з) соответствие проекта аудиторского заключения или иного отчета условиям конкретного задания.
Обзорные проверки качества выполнения заданий, не являющихся аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, могут в зависимости от обстоятельств охватывать все указанные аспекты в полном объеме или частично.
Индивидуальные аудиторы или небольшие аудиторские организации могут привлекать другие аудиторские организации или стороннее компетентное лицо для осуществления обзорных проверок качества выполнения задания.