ЧАСТЬ ОБЩАЯ.
1. Нормы времени на ремонт и техническое обслуживание воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций и распределительных пунктов напряжением 0,4 - 20 кВ обязательны для применения на предприятиях Минэнерго СССР и предназначены для выдачи нарядов рабочим-сдельщикам и нормированных заданий рабочим-повременщикам.
2. Для разработки норм времени используются:
- фотохронометражные наблюдения;
- технические расчеты;
- технические характеристики электрооборудования и средств механизации ремонтных работ;
- результаты анализа существующей организации труда на предприятиях;
- "Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок". М.: Энергия, 1980;
- "Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей". М.: Энергия, 1977.
3. Нормы времени установлены на полный объем работ, предусмотренный содержанием работ. Кроме основных работ, нормами учтено время на:
- подготовительно-заключительные работы;
- обслуживание рабочего места;
- отдых и личные надобности.
Нормы времени указаны в человеко-часах (чел.-ч) и рассчитаны по формуле
где
4. Время на подготовительно-заключительные работы включает время на:
- получение и сдачу задания, инструмента, приспособлений;
- ознакомление с технической документацией;
- выполнение организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ в соответствии с ПТЭ;
- погрузку и выгрузку материалов без применения грузоподъемных машин и механизмов;
- установку и снятие оснастки и приспособлений после выполнения работы, погрузку их на автотранспорт и выгрузку, уборку рабочего места.
5. Время на обслуживание рабочего места включает время на:
- перемещение механизмов, материалов, инструмента, приспособлений и оснастки в пределах рабочей зоны на расстояния до 50 м для воздушных линий, до 15 м для кабельных линий; до 10 м для распределительных пунктов и трансформаторных подстанций;
- подключение механизированного инструмента к стационарным энергетическим разводкам в пределах рабочей зоны, его очистку, смазку и замену;
- протирку, проверку и смазку приспособлений и оснастки;
- заправку и заточку инструмента;
- установку, снятие и перемещение простейших ранее изготовленных переносных подмостей, стремянок, цепных стяжек, стандартных разборных лестниц, бесконечного каната и других приспособлений.
6. Время на подготовительно-заключительные работы и обслуживание рабочего места составляет:
- при выполнении работ на месте установки оборудования ВЛ, КЛ, ТП, РП - 8% оперативного времени;
- при выполнении работ в мастерских и на площадках РЭП - 7% оперативного времени.
7. Время на отдых и личные надобности при выполнении работ на месте установки оборудования ВЛ, КЛ, ТП, РП составляет 7% оперативного времени.
8. Нормами не учтено время на:
- оформление наряда-допуска, допуск бригады (звена) к работе, сдачу работы оперативному персоналу, закрытие наряда;
- проверку исправности грузоподъемных машин и механизмов;
- доставку механизмов для разрушения твердых покрытий (асфальта, бетона, булыжника), землеройных механизмов, материалов (песка, кирпича, плит и т.д.) для защиты кабеля от механических повреждений;
- согласование вопросов о производстве земляных работ;
- отыскание мест повреждения кабельных и воздушных линий приборами;
- перемещение материалов за пределами рабочей зоны, их погрузку и выгрузку, требующих применения грузоподъемных механизмов;
- восстановление дорожных покрытий;
- изготовление приспособлений постоянного и разового пользования;
- сварочные работы;
- потери рабочего времени, вызванные недостатками в организации труда;
- проезд рабочих.
9. Трудозатраты бригады (звена) на допуск к работе непосредственно на рабочем месте определяются из расчета затрат времени на допуск каждого члена бригада (эвена) - 0,2 ч. При необходимости установки дополнительных переносных заземлений трудозатраты определяются согласно п. 3.2.20 настоящих Норм времени.
10. Затраты времени на проезд рабочих с базы к месту работы и обратно, а также на переезды их во время работы приведены в приложении.
11. Наименование профессий и разряды рабочих в настоящих Нормах указаны в соответствии с действующими едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих (ЕТКС):
- электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи (далее для краткости - электромонтер). ЕТКС. Вып. 9 (М.: НИИ труда, 1969);
- электрослесарь по ремонту распределительных устройств (далее - электрослесарь). ЕТКС. Вып. 9;
- электромонтер-кабельщик ЕТКС. Вып. 9;
- машинист автовышек телескопических (далее - машинист т/в). ЕТКС. Вып. 3. (М.: НИИ труда, 1969);
- машинист кранов автомобильных (далее - машинист а/к). ЕТКС. Вып. 3;
- машинист компрессора. ЕТКС. Вып. 3;
- машинист бурильно-крановых самоходных машин (далее - машинист БКМ). ЕТКС. Вып. 3;
- машинист автоямобуров (далее - машинист БМ). ЕТКС. Вып. 3;
- тракторист. ЕТКС. Вып. 1. (М.: Машиностроение, 1969);
- машинист экскаваторов одноковшовых (далее - машинист ЭК). ЕТКС. Вып. 3;
- водитель автомобиля. ЕТКС. Вып. 3.
12. Выполнение работ рабочими, квалификационные разряды которых не соответствуют разрядам рабочих, приведенным в данных Нормах, а также недостатки в организации труда не могут служить основанием для изменений норм времени.
13. В содержании работ перечислены основные операции, второстепенные операции, как правило, не упоминаются, но выполнение их обязательно.
14. При внедрении на предприятиях более совершенных, чем это предусмотрено настоящими Нормами, организации труда, технологии работ, оснастки, типовых проектов организации рабочих мест и т.п., обеспечивающих более высокий уровень производительности труда рабочих, а также на работы, не предусмотренные данными Нормами, следует разрабатывать методом технического нормирования и вводить в действие в установленном порядке местные нормы времени.
15. Если в Нормах значения длины, диаметра, объема и т.д. приведены со словом "до", следует понимать "включительно".
16. Нормы времени предусматривают наиболее распространенные организационно-технические условия для производства работ:
- наличие машин, механизмов, специнструмента, оснастки, приспособлений;
- выполнение требований ПТЭ, ПТБ и правил противопожарной безопасности;
- ремонт и техническое обслуживание воздушных линий, не имеющих пересечений, зон наведенного напряжения от других ВЛ;
- ремонт и техническое обслуживание воздушных линий, проходящих по невспаханной, без зарослей, равнинной или холмистой местности с крутизной склонов до 1:5, по снегу глубиной до 0,5 м;
- применение телескопической вышки при подъеме электромонтера на опору;
- ремонт и техническое обслуживание кабельных линий, расположенных в коллекторах, туннелях, колодцах, закрытых сооружениях, находящихся на глубине до 3 м от поверхности земли.
17. При выполнении работ в зимних условиях на открытом воздухе нормы времени определяются с поправочными коэффициентами применительно к группам работ и температурным зонам местностей и районов СССР, которые приведены в приложении 2 общей части "Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы" (ЕНиР). - М.: Стройиздат, 1979 (за исключением пп. 1.1.1 (поз. 3 - 9 а, б, в, г); 1.2.1 (поз. 3 - 4 а, б, в, г); 1.2.2 (поз. 5 - 7 а, б, в, г); 1.2.5 Б; 1.2.7 - 1.2.10).
Распределение грунтов по группам принято в соответствии с ЕНиР. Сборник 2. Земляные работы. Выпуск 1. Механизированные и ручные земляные работы. (М.: Стройиздат, 1980).
18. При выполнении работ в условиях, обеспечивающих снижение или повышение производительности труда, нормы времени определяются с коэффициентами, приведенными ниже (см. таблицу).
Условия производства работы
|
Коэффициент
|
Пункты норм, на которые распространяются коэффициенты
|
На воздушных линиях:
|
||
по болотистой местности
|
1,4
|
2.1.4 - 2.1.12; 2.1.18; 2.1.19; 2.1.21; 2.2.1; 2.2.2; 2.2.7; 3.2.1; 3.2.18
|
по кустарнику
|
1,3
|
2.1.21; 2.2.1
|
по барханным пескам
|
1,3
|
2.1.4 - 2.1.12; 2.1.18; 2.1.20; 2.1.21; 2.2.1; 2.2.7; 3.2.1; 3.2.18
|
по вспаханному полю или в распутицу (независимо от времени года)
|
1,25 <*>
|
1.2.1 - 1.2.5; 2.1.21; 2.2.1; 2.2.7; 3.2.1; 3.2.18
|
при работе с антисептированной древесиной
|
1,2
|
2.1.2 - 2.1.6; 2.1.8; 2.1.9; 2.1.13; 2.1.15; 2.1.19 (поз. 3а); 2.1.20; 2.1.21; 2.1.23 (поз. 2а); 2.2.1 - 2.2.10; 2.3.1 - 2.3.9; 2.3.11; 2.3.13; 2.3.16; 2.3.20; 2.4.1; 2.4.2; 3.2.2; 3.2.3; 3.2.14 (поз. 2 - 5 а, б); 3.2.15 - 3.2.18; 3.2.19 (поз. 1 - 4 б; 6 б); 3.2.20 (поз. 3, 8)
|
по территориям городов, поселков, предприятий, стройплощадок
|
1,2
|
2.1.4 - 2.1.6; 2.1.8 - 2.1.15; 2.1.19; 2.1.21 - 2.1.23; 2.2.1 - 2.2.10; 2.3.9; 2.3.11; 2.3.14; 2.3.16; 2.3.18
|
по снегу глубиной более 0,5 м
|
1,15
|
2.1.21; 2.2.1; 2.2.2; 2.2.7; 3.2.1; 3.2.18
|
по просеке
|
1,1
|
2.1.21; 2.2.1; 2.2.7; 3.2.1
|
на пересечениях с другими ВЛ
|
1,1
|
2.1.4 - 2.1.6; 2.1.8; 2.1.13; 2.1.14; 2.1.21; 2.2.1; 2.3.4 - 2.3.13
|
в зоне наведенного напряжения от других ВЛ
|
1,1
|
2.1 - 2.3; 3.1.4; 3.2.1 - 3.2.4
|
при выполнении работ вручную (без применения спецмеханизмов)
|
1,8
|
2.1.6 (поз. 1 - 4, 7); 2.1.10 - 2.1.12; 2.1.13 (поз. 2); 2.1.14 (поз. 2); 2.3.15
|
при выполнении работ вручную (без применения спецмеханизмов)
|
1,5
|
2.1.13 (поз. 1); 2.1.14 (поз. 1); 2.3.10; 2.3.12; 2.3.14; 2.3.17; 2.3.19; 4.2.6
|
при выполнении работ вручную (без применения спецмеханизмов)
|
1,2
|
2.1.15; 2.2.1 - 2.2.10; 2.3.1 - 2.3.9; 2.3.11; 2.3.13; 2.3.16; 2.3.20; 2.4.1; 2.4.2; 3.2.2; 3.2.3; 3.2.14 (поз. 2 - 5 а, б); 3.2.15 - 3.2.18; 3.2.19 (поз. 1 - 4 б, 6 б); 3.2.20 (поз. 3, 8)
|
в горных условиях, на крутых склонах, имеющих средний уклон более 1:5
|
1,6
|
2.1.4. - 2.1.6; 2.1.8 - 2.1.12; 2.1.19; 2.1.21; 2.1.22; 2.1.24; 6.2.1; 6.2.30; 6.4.9
|
в горных условиях, на крутых склонах, имеющих средний уклон более 1:5
|
1,4
|
2.1.18; 2.2.1; 2.2.2; 2.2.6; 2.2.7; 2.3.9; 2.3.11; 2.3.13; 2.3.14; 2.3.16; 2.3.18; 3.2.18
|
в горных условиях, на крутых склонах, имеющих средний уклон более 1:5
|
1,3
|
2.1.13 - 2.1.15; 2.2.3; 2.2.8; 2.2.10; 2.3.4 - 2.3.8; 2.3.10; 2.3.12
|
в горных условиях, на крутых склонах, имеющих средний уклон более 1:5
|
1,2
|
2.1.3; 2.4.3; 3.2.4; 3.2.5
|
в горных условиях, на крутых склонах, имеющих средний уклон более 1:5
|
1,1
|
2.1.7; 2.3.1 - 2.3.3; 3.2.19
|
На кабельных линиях:
|
||
при замене (прокладке) кабеля в траншеях весной и осенью в распутицу в стороне от дорог с твердым покрытием
|
1,3
|
4.1.1; 4.1.3; 4.1.7
|
в коллекторах (туннелях), колодцах, закрытых сооружениях, находящихся на глубине более 3 м от поверхности земли
|
1,1
|
4.1.4; 4.1.6; 4.1.8; 4.1.10; 4.1.14; 4.2.1 - 4.2.7; 5.1.1 - 5.1.4; 5.1.6
|
В стационарных мастерских
|
0,85
|
2.3.16; 3.2.20 (поз. 11); 6.1.1 - 6.1.5; 6.1.9; 6.1.10; 6.3.1 - 6.3.10; 6.4.10; 6.4.14
|
--------------------------------
<*> Период работы в распутицу устанавливается руководителем предприятия по согласованию с местным комитетом профсоюза и оформляется актом.
При необходимости по условиям производства работ одновременного применения к нормам времени нескольких поправочных коэффициентов, предусмотренных отдельными пунктами Норм, окончательная норма времени для данного конкретного случая определяется путем умножения нормы времени на произведение всех применяемых коэффициентов. Не могут применяться одновременно, например, такие коэффициенты, как при производстве работ в распутицу и на болотной местности, в распутицу и в горных условиях, на крутых склонах и др., исключающие друг друга.
19. До введения настоящих Норм времени необходимо привести организационно-технические условия на производственных участках и рабочих местах (организацию труда, оснащенность механизмами, инструментом и т.д.) в соответствие с этими Нормами и осуществить производственный инструктаж рабочих.
20. С введением настоящих Норм все ранее действующие нормы времени на соответствующие работы (кроме более прогрессивных) отменяются.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЯЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Наименование оборудования
|
Тип. Краткая техническая характеристика. ГОСТ, ТУ
|
Завод-изготовитель
|
При каких работах применяется (номера пунктов)
|
1. Грузоподъемные и бурильные машины
|
|||
Кран на базе автомобиля ЗИЛ-130
|
АК-7,5
|
Балашихинский автокрановый завод (143900, Балашиха Московской обл.)
|
2.1.3 - 2.1.12; 2.1.19; 2.1.21; 2.1.22
|
Автовышка телескопическая
|
ТВ-15. Высота подъема 15 м
|
Казанский электромеханический завод (420000, Казань)
|
2.1.4 - 2.1.15; 2.1.19; 2.1.21; 2.2.1 - 2.2.3; 2.2.6 - 2.2.10; 2.3.1 - 2.3.20; 2.4.1; 2.4.2; 3.2.2; 3.2.14 - 3.2.16; 3.2.19
|
Бурильно-крановая машина на базе автомобиля ГАЗ-66
|
БКГМ-66
|
Алапаевский завод "Стройдормаш" (624630, Алапаевск)
|
1.1.1
|
Бурильно-крановая машина на базе трактора ДТ-75М
|
БКГО-67
|
Волгоградский электромеханический завод (400000, Волгоград)
|
1.1.1
|
Буровая машина на базе трактора Т-74
|
ГБС-64
|
Алапаевский завод "Стройдормаш" (624630, Алапаевск)
|
1.1.1
|
2. Транспортные средства и механизмы
|
|||
Автомобиль, оборудованный для перевозки людей
|
ГАЗ-66. ТУ 37-001-285-72
|
Горьковский автозавод (603000, Горький)
|
2.1 - 2.3; 3.1; 3.2
|
Бульдозер-экскаватор с ковшом вместимостью 0,15 м3 на базе трактора "Беларусь"
|
Э-1514. МРТУ 2205-01-65
|
Минский тракторный завод (220000, Минск)
|
1.1.2; 1.1.3
|
Бульдозер на базе трактора ДТ-75
|
Д-606
|
Харьковский завод дорожных машин (310000, Харьков)
|
1.1.3; 3.2.7
|
Экскаватор с ковшом вместимостью 0,3 м3
|
Э-304. ТУ 22-2908-74
|
Киевский завод "Красный экскаватор" (252000, Киев, Брест-Литовское шоссе, д. 29)
|
1.1.2
|
Трактор "Беларусь"
|
МТЗ-50. МРТУ 2205-01-65
|
Минский тракторный завод (220000, Минск)
|
2.1.24; 2.3.10; 2.3.12
|
Каток-кусторез с трактором С-100
|
Масса 10 т
|
Разработчик - Мосэнерго (113035, Москва, Раушская наб., д. 8)
|
3.2.7
|
Каток-кусторез с трактором ДТ-75
|
Масса 4 т
|
Разработчик - Восточные электрические сети Латвэнерго (228400, Даугавпилс, ул. Клауса, д. 2)
|
3.2.7
|
Навесной кусторез на базе трактора С-100
|
Д-174В
|
То же
|
3.2.7
|
Навесной кусторез на базе трактора ДТ-75
|
Ширина захвата фрезы 2 м
|
Разработчик - Восточные электрические сети Латвэнерго
|
3.2.7
|
Передвижная компрессорная станция ЗИФ-55 ПР-10М с отбойными молотками
|
МО-6М, МО-8П. ГОСТ 10211-76
|
Томский электромеханический завод им. Вахрушева (634050, Томск, просп. Ленина, д. 28)
|
1.2.6
|
Навесная установка для химической расчистки трасс на базе трактора С-100
|
ОВТ-1
|
Разработчик - Мосэнерго (113035, Москва, Раушская наб., д. 8)
|
3.2.9
|
Тележка для транспортировки и размотки кабеля или провода с барабанов
|
РТ-2
|
Московский котельно-механический завод (113000, Москва, 1-й проезд Перова поля)
|
2.2.1
|
3. Такелажные приспособления, средства малой механизации
|
|||
Блок полиспастный
|
БП-0,5, БП-3, БП-5
|
Дмитровский электромеханический завод (141850, ст. Турист, Московская обл., п/с Деденево, Московское шоссе, д. 1)
|
2.2.1; 2.2.6; 2.2.7; 3.2.18
|
Электродрель
|
И9-1014
|
То же
|
2.1.2; 2.1.13
|
Приспособление для вдавливания (ввертывания) электродов заземления
|
ПЗ-12 (УВЭГ-16)
|
То же
|
2.4.2
|
Блоки монтажные подвесные и верховые
|
М-157Б
|
Разработчик - институт "Оргэнергострой" (113105, Москва, Варшавское шоссе, д. 17)
|
2.2.1; 3.2.18
|
Ролики для раскатки провода
|
М1Р
|
Разработчик - Московское отделение Специального конструкторско-технологического бюро (107078, Москва, ул. Каланчевская, д. 11)
|
2.2.1; 3.2.18
|
Трос стальной с монтажным зажимом
|
МИ-43 ГОСТ 3070-55
|
Харцизский литейный завод высоковольтной аппаратуры "Армлит" (343700, Харцизск, Донецкая обл., ул. Огарева, д. 67)
|
2.2.1; 3.2.18
|
Зажим монтажный натяжной
|
МК-1, МК-2
|
То же
|
2.2
|
Приспособление для соединения сталеалюминиевых проводов методом скручивания
|
МИ-189А
|
Производственное предприятие "Союз-энергоремтрест" (105266, Москва, Семеновский вал, д. 6)
|
2.2.1; 2.2.6; 2.2.7; 3.2.18
|
Клещи для обжатия овальных соединителей
|
МИ-19А, МИ-190Б
|
Славянский арматурно-изоляционный завод им. Артема (343203, Славянск Донецкой обл., ул. Добровольского, д. 32)
|
2.2.1; 2.2.6; 2.2.7; 3.2.18
|
Бензомоторная пила "Дружба"
|
Пермский машиностроительный завод им. Дзержинского (614600, Пермь)
|
2.1.2; 2.1.13; 2.1.20; 3.2.4 - 3.2.6
|
|
Комплект монтерского инструмента
|
МИ-64. ГОСТ 11516-65
|
Мытищинский электромеханический завод (141009, Мытищи Московской обл., ул. Коминтерна, д. 15 А)
|
2.1.3 - 2.1.21; 2.2.1 - 2.2.10; 2.3.1 - 2.3.19; 2.4.1 - 2.4.3; 3.1.3; 3.2.14 - 3.2.17; 3.2.20
|
Лебедка ручная
|
ЛР-4
|
Киевский экспериментальный механический завод (252625, Киев, ул. Фрунзе, д. 69)
|
2.1.1
|
Ключ для разворота опор
|
Завод по ремонту электротехнического оборудования (115201, Москва, Старо-Каширское шоссе, д. 4а)
|
2.1.3; 2.1.7 - 2.1.9
|
|
Пресс-клещи для термитной сварки провода
|
ПСП-2
|
То же
|
2.2.1; 2.2.7
|
Ножницы рычажные для резки бандажей
|
НРБ-6
|
Ярославский электромеханический завод (150029, Ярославль, ул. Декабристов, д. 1)
|
2.1.8; 2.1.9; 2.1.16
|
Стяжка цепная
|
То же
|
2.1.3; 2.1.7 - 2.1.10
|
|
Компрессор для окраски
|
О-16А
|
Полтавский трубомеханический завод (349814, Полтава)
|
2.1.3; 3.2.19
|
Пистолет - краскораспылитель
|
СО-44
|
2.1.3; 3.2.19
|
|
Когти монтерские
|
ГОСТ
14331-69
|
Товарковский завод высоковольтной аппаратуры (301822, пос. Товарковский Тульской обл.)
|
2.1.8; 2.1.21; 2.2.1; 2.2.4; 3.2.17
|
Лазы для железобетонных опор
|
МРТУ
34-1619-78
|
Домодедовский завод металлоконструкций (142040, Домодедово Московской обл., Каширское шоссе, д. 10)
|
2.1.8; 2.1.21; 2.2.1; 2.2.4; 3.2.17
|
Лестница разборная переносная
|
ЛП-14
|
Южно-Уральский ремонтно-механический завод (457040, Южноуральск Челябинской обл.)
|
2.2.4
|
Ключ для монтажа изоляторов
|
ПЗ-198
|
Московский механический завод (107120, Москва, ул. Верхне-Сыромятническая, д. 7)
|
2.1.3 - 2.1.5; 2.3.12
|
Якорь винтовой с растяжкой
|
Разработчик - институт "Оргэнергострой" (113105, Москва, Варшавское шоссе, д. 17)
|
2.1.7; 2.1.8; 2.1.18
|
|
4. Защитные средства
|
|||
Указатель высокого напряжения
|
УВН-80М, УВН-10.
ТУ34-3031-75
|
Ереванский завод "Электроточприбор" (375000, Ереван)
|
2.1 - 2.3
|
Указатель низкого напряжения
|
УНН-10. ТУ34-3030-69
|
То же
|
2.2.3 - 2.2.5
|
Комплект для наложения заземления
|
ТУ 34-3816-74
|
Белгородский электромеханический завод (308820, Белгород, ул. Мирная, д. 17)
|
2.1 - 2.3
|
Переносные заземления трехфазные
|
ШЗЛ-35.
ТУ 34-3815-74
|
То же
|
2.1 - 2.3
|
Пояс предохранительный монтерский
|
ГОСТ
14185-69
|
-"-
|
2.1 - 2.3; 3.2
|
Штанга оперативная
|
ШИ-10, ШР-10
|
Московский механический завод (107120, Москва, ул. Верхне-Сыромятническая, д. 7)
|
2.1 - 2.3
|
5. Приборы
|
|||
Прибор для определения загнивания древесины
|
ПД-1.
ТУ 34-3072-70
|
Казанский электромеханический завод (420000, Казань)
|
2.1; 3.1.1
|
Прибор для проверки исправности указателя напряжения УВН-10
|
ППИ-1. ГОСТ 14331-60
|
-
|
2.1 - 2.3
|
Прибор для определения стрелы провеса проводов (визирная линейка)
|
Трест "Востоксельэлектросетьстрой"
|
2.2.1 - 2.2.3; 3.1.3
|
|
Прибор для измерения сопротивления заземления
|
МС-08, М-416. ГОСТ
51473-72
|
Уманский завод "Мегаомметр" (258900, Умань)
|
2.4
|
Мегаомметр переносный магнитоэлектрический двухпредельный
|
М-4100/4. ТУ 25-04-2131-72
|
То же
|
3.1.4
|
Амперметр
|
М-82. ГОСТ 8711-60
|
-
|
3.1.4
|
Милливольтметр
|
М-95. ГОСТ 8711-60
|
-
|
3.1.4
|
Прибор электроизмерительный комбинированный переносный
|
П-4341. ГОСТ 10374-74
|
-
|
3.1.4
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Настоящими Нормами предусмотрено выполнение ремонта и технического обслуживания ВЛ, КЛ, ТП, РП 0,4 - 20 кВ в соответствии с "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок" (М.: Энергия, 1980), "Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей" (М.: Энергия, 1977), "Инструкцией по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением до 1000 В" (М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1973), "Инструкцией по эксплуатации воздушных линий электропередачи выше 1000 В". (М.: Энергия, 1957), "Инструкцией по эксплуатации кабельных линий до 35 кВ включительно", (М.: СПО Союзтехэнерго, 1980), "Инструкцией по содержанию и применению средств пожаротушения на предприятиях Минэнерго СССР". (М.: СПО Союзтехэнерго, 1978).
Обязательным условием для выполнения работ с наибольшей эффективностью является своевременная и качественная подготовка необходимого фронта работ и рабочего места, обеспечивающая равномерную и полную загрузку всех членов бригады (звена).
Работы в распределительных электрических сетях выполняются бригадами (звеньями) электрослесарей, электромонтеров, электромонтеров-кабельщиков.
Персонал распределительных электрических сетей выполняет ремонт и техническое обслуживание электрооборудования:
- ВЛ - на трассе, на площадках ремонтно-эксплуатационного пункта (РЭП) или района электрических сетей (РЭС) - заготовка элементов опор, сборка опор;
- КЛ - на трассе, в ячейках РП, ТП, КТП;
- ТП, РП, КТП - на месте их установки и в стационарных мастерских, оснащенных необходимым оборудованием и средствами механизации.
Перед началом работ выполняются необходимые организационно-технические мероприятия, предусмотренные ПТБ. Оснащение рабочего места приспособлениями, такелажным оборудованием, оснасткой, инструментом, а также порядок выполнения работ осуществляются в соответствии с технологическими картами или картами организации труда на ремонт оборудования. При отсутствии карт оснащение рабочих мест и порядок выполнения работ осуществляются в соответствии с разработанными на предприятиях проектами производства работ (ППР).
Бригада (звено) работает по нормированным заданиям. Численный и квалификационный состав бригады устанавливается исходя из характера работ, их объема и сложности.
При выполнении работ по ремонту и техническому обслуживанию распределительных электрических сетей целесообразно осуществлять совмещение профессий.
Настоящие Нормы времени предусматривают:
- рациональное использование производственной площади, оснастки, оборудования и инструмента, закрепленного за бригадой (звеном);
- механизированный подъем и перемещение тяжеловесных грузов на рабочем месте и в рабочей зоне;
- обеспечение бригад автомобилями, оборудованными для перевозки людей, и средствами двусторонней связи с диспетчером;
- обеспечение спецмеханизмами, приспособлениями, оснасткой, средствами малой механизации, защитными средствами в соответствии с разделом "Характеристика применяемого оборудования";
- соответствие инструмента и приспособлений требованиям "Правил пользования инструментом и приспособлениями, применяемыми при ремонте и монтаже энергетического оборудования" (М.: Энергия, 1973).
Бригады по ремонту и техническому обслуживанию оборудования распределительных электрических сетей размещаются в помещениях РЭП мастерского участка или на базе РЭС, в которых созданы благоприятные условия для производства работ.
В РЭП имеются:
- гараж или оборудованная стоянка для автотранспортных средств;
- помещения для хранения инструмента, такелажного оборудования и защитных средств;
- помещения и площадки для складирования материалов и запасных частей;
- помещения для отдыха и технической учебы;
- помещение для сушки спецодежды, санузлы, душевая, шкафчики для чистой и рабочей одежды.
Ремонт отдельных видов оборудования ВЛ, ТП, РП, КТП производится на базах РЭС в мастерских, оснащенных необходимым для этого оборудованием.
Организация труда при выполнении работ на воздушных
линиях электропередачи
Электромонтерами выполняются работы по ремонту и техническому обслуживанию, монтажу и демонтажу ВЛ 0,4 - 20 кВ с применением специальных ремонтно-монтажных механизмов, приспособлений, грузоподъемных устройств, такелажной оснастки, контрольно-измерительных приборов и защитных средств, указанных в разделе "Характеристика применяемого оборудования".
Форма организации труда - бригадная. Зоной обслуживания бригады является электрооборудование, закрепленное по приказу за мастерским участком соответствующего РЭС.
Рабочим местом электромонтеров по ремонту ВЛ является:
- подготовленный для работы участок воздушной линии. Участок ограничивается отдельной линией, несколькими анкерными пролетами, частью анкерного пролета или отдельной опорой.
За бригадой для транспортировки рабочих закрепляется специально оборудованный автомобиль. До начала производства работ в автомобиль на базе РЭП (мастерского участка) грузятся необходимые приспособления, такелажное оборудование, средства малой механизации, защитные средства, соответствующие характеру выполняемых бригадой работ.
Телескопические вышки, бурильно-крановые машины, опоровозы и т.д. выделяются мастерскому участку по заявке мастера заблаговременно. Развозка опор и приставок осуществляется централизованно до начала работ с раскладкой их непосредственно в местах установки на пикетах. Погрузка и выгрузка деревянных, железобетонных опор, приставок, анкерных и сложных деревянных опор осуществляется автомобильным краном, выгрузка деревянных приставок - вручную.
Провод транспортируется в барабанах на прицепной тележке.
Погрузка и выгрузка арматуры, изоляторов и метизов производится вручную. Заготовка и сборка опор производится на месте их установки или на площадках РЭП (РЭС). На площадке отведены определенные места для складирования материалов и собранных опор.
Сложные опоры для удобства транспортировки на трассу после сборки на площадке частично разбираются с последующей окончательной сборкой на пикете установки. Сборка железобетонных и сложных деревянных опор на трассе производится с помощью автомобильного крана.
Раскатка провода с барабана производится тяговым механизмом или вручную. Расстановка людей по рабочим местам определяется характером производства и технологией выполнения работы. Электромонтер при производстве работ, кроме бригадного инструмента, пользуется комплектом личного монтерского инструмента.
Руководство работами на месте осуществляет бригадир (производитель работ, звеньевой).
Отдельные этапы работ выполняются под непрерывным надзором и руководством руководителя работ (мастера, инженера). Перечень этих работ определен ПТБ (п. 4.83).
Во время производства работ на ВЛ и в пути следования бригада обеспечивается устойчивой радиосвязью.
Организация труда при выполнении работ на оборудовании
трансформаторных подстанций и распределительных пунктов
Рабочим местом электрослесарей по ремонту распределительных устройств являются:
- подготовленная для работы КТП, МТП;
- распределительное устройство ТП, РП или отдельные присоединения 0,4 - 20 кВ;
- мастерская на базе РЭС.
Для своевременного и качественного выполнения работ за бригадой (звеном) закрепляется автомобиль, оборудованный для транспортировки рабочих, инструмента, такелажного оборудования, защитных средств и т.д.
При наличии на предприятии обменного фонда оборудования ТП, КТП, РП ремонт его производится в мастерских РЭС агрегатно-узловым методом.
Технологический процесс ремонта оборудования ТП, КТП, РП в мастерской предусматривает следующие работы:
- разборку и дефектацию;
- сборку (дефектные узлы и оборудование заменяются новыми или отремонтированными);
- испытание и покраску.
Транспортировка ремонтируемого оборудования (масляного выключателя, низковольтного щита, КТП, трансформатора и др.) в мастерской производится электротельфером или кран-балкой. Ремонт оборудования ТП, КТП, РП на месте установки производится поэлементно или агрегатно-узловым методом, т.е. производится замена оборудования КТП, МТП, низковольтного шкафа и т.д. в комплекте или замена отдельных узлов заранее смонтированными в мастерской или новыми из обменного фонда.
Организация труда при выполнении работ на кабельных линиях
Рабочим местом электромонтеров-кабельщиков являются:
- подготовленный для работы участок кабельной линии на трассе, ячейки ТП, РП, КТП с присоединениями кабельной линии.
На участках кабельной трассы, где производятся работы, бригада обеспечивает безопасность выполнения работ, безопасность движения транспорта и пешеходов.
При неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег) на месте производства работы устанавливается палатка.
За бригадой (звеном) электромонтеров-кабельщиков закрепляются автомобиль, оборудованный для перевозки людей, и прицепная тележка с необходимыми материалами, инструментом, приспособлениями для выполнения работ.