XIII. Требования к проектированию РЗА на ПС
163. Оснащение проектируемой ПС устройствами и комплексами РЗА должно осуществляться в соответствии с требованиями к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики, а также к принципам функционирования устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденными приказом Минэнерго России от 13 февраля 2019 г. N 101 <25> (далее - Требования к оснащению устройствами РЗА).
--------------------------------
<25> Зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2019 г., регистрационный N 54503, с изменениями, внесенными приказами Минэнерго России от 10 июля 2020 г. N 546 (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2020 г., регистрационный N 60537), от 1 декабря 2023 г. N 1104 (зарегистрирован Минюстом России 16 января 2024 г., регистрационный N 76866).
164. Устройства и комплексы РЗА, устанавливаемые на ПС, должны соответствовать Требованиям к оснащению устройствами РЗА, а также требованиям к релейной защите и автоматике различных видов и ее функционированию в составе энергосистемы, утвержденным приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 г. N 546 <26> (далее - Требования к РЗА различных видов и ее функционированию).
--------------------------------
<26> Зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2020 г., регистрационный N 60537.
165. При организации каналов связи для обеспечения функционирования устройств и комплексов РЗА, устанавливаемых на ПС, должны соблюдаться требования к каналам связи для функционирования релейной защиты и автоматики, утвержденные приказом Минэнерго России от 13 февраля 2019 г. N 97 <27>.
--------------------------------
<27> Зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2019 г., регистрационный N 54595, с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 14 февраля 2024 г. N 92 (зарегистрирован Минюстом России 3 июня 2024 г., регистрационный N 78451).
166. Для реализации дистанционного управления устройствами РЗА, установленными на ПС, из ДЦ и ЦУС при проектировании ПС должны быть предусмотрены технические решения, решения по информационному обмену, а также применяться устройства РЗА, функционально и технически обеспечивающие техническую возможность дистанционного управления устройствами (функциями) РЗА ПС.
Объем управления функциями устройств РЗА с использованием средств дистанционного управления должен определяться заданием на проектирование.
При реализации дистанционного управления функциями устройств РЗА из ДЦ должны выполняться требования разделов 3 - 7 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 59948-2021 "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Дистанционное управление. Требования к управлению электросетевым оборудованием и устройствами релейной защиты и автоматики" <28> (далее - ГОСТ Р 59948-2021) и приложений А и Б к ГОСТ Р 59948-2021.
--------------------------------
<28> Утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2021 г. N 1863-ст (М., Стандартинформ, 2022).
167. При проектировании ПС должно предусматриваться оснащение ПС устройствами РЗА, имеющими интерфейсы и поддерживающими протоколы связи для обмена информацией, а также соответствующими требованиям электромагнитной совместимости и требованиям надежности работы таких устройств, предъявляемых субъектом электроэнергетики, по заданию которого осуществляется проектирование ПС.
168. При проектировании РЗА должны применяться следующие унифицированные типовые решения, утвержденные субъектом электроэнергетики, по заданию которого проектируется ПС (далее - унифицированные типовые решения):
типовые шкафы РЗА и АСУ ТП, содержащие требования к конструкции, функциональному оснащению, входным и выходным параметрам, переключающим устройствам, светодиодной индикации, эргономике и информационным потокам;
типовые релейные отсеки ячеек КРУ напряжением 6 - 35 кВ.
169. При проектировании реконструкции ПС шкафы РЗ индивидуальной конструкции должны применяться при наличии технико-экономического обоснования, подтверждающего нецелесообразность применения унифицированных типовых решений. Технические решения по эргономике и информационным потокам должны соответствовать унифицированным типовым решениям.
170. При проектировании РЗА должно осуществляться описание схем и устройств (комплексов) РЗА.
171. При проектировании ПС выбор параметров ЛВС (в том числе выбор топологии информационной сети, пропускной способности и способов управления информационными потоками данных, методов обеспечения информационной безопасности, параметров надежности и быстродействия ЛВС) должен осуществляться исходя из необходимости соблюдения требований к функционированию устройств РЗА и обеспечения работы устройств РЗА в соответствии с Требованиями к оснащению устройствами РЗА и Требованиями к РЗА различных видов и ее функционированию.
172. При проектировании РЗА определение и выбор технических решений должны осуществляться исходя из возможности нахождения в неработоспособном состоянии только одного компонента в составе комплекса РЗА. При рассмотрении аварийных режимов и работы комплексов РЗА при КЗ должна учитываться возможность вывода (отказа) одного устройства на присоединении или канала связи.
Три устройства РЗА должны устанавливаться в случаях, определенных пунктом 150 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем.
173. Технические решения должны обеспечивать автономное и не зависящее от состояния АСУ ТП ПС функционирование устройств РЗА.
174. На ПС должны устанавливаться устройства РЗА, соответствующие требованиям раздела 7 ГОСТ Р 59948-2021.
При проектировании ПС должна быть предусмотрена возможность осуществления следующих видов управления микропроцессорными устройствами (комплексами) РЗА:
дистанционное, с помощью средств АСУ ТП (при наличии АСУ ТП или если техническими решениями, разработанными в соответствии с пунктом 194 Методических указаний, предусмотрено оснащение ПС АСУ ТП);
местное, с помощью переключающих устройств, устанавливаемых в шкафах РЗА, при этом местное управление является резервным.
При проектировании устройств (комплексов) РЗА должны предусматриваться:
фиксация положения переключающих устройств в АСУ ТП;
осуществление записи аварийных событий в нередактируемом формате;
фиксация фактов изменения параметров настройки микропроцессорных устройств (комплексов) РЗА в журналах событий.
175. Выбор схем подключения вторичных цепей к дискретным входам и выходам микропроцессорных устройств (комплексов) РЗА должен осуществляться исходя из обеспечения работы устройств контроля изоляции СОПТ при замыканиях на землю в СОПТ.
176. Для замены выключателей присоединений напряжением 110 кВ и выше на обходной выключатель должны быть предусмотрены технические решения, обеспечивающие:
возможность перевода цепей переменного тока и напряжения, оперативных цепей устройств противоаварийной автоматики и основных защит ЛЭП, Т (АТ), дифференциальной защиты шин;
осуществление указанного в абзаце втором настоящего пункта перевода посредством специально предусмотренных переключающих устройств, установленных на панелях (в шкафах) устройств РЗА.
Замена выключателей напряжением 110 кВ и выше обходным выключателем допускается, если это не приводит к уменьшению функциональности устройств (комплексов) РЗА, проектируемых на объектах электроэнергетики или функционирующих в составе энергосистемы.
177. При проектировании ПС выбор предохранителей и автоматических выключателей, устанавливаемых в цепях питания устройств РЗА оперативным током, должен осуществляться исходя из обеспечения:
селективности всех уровней защиты во всем диапазоне токов КЗ;
времени отключения КЗ, обеспечивающего нормальную работу устройств РЗА без перезагрузки по причине снижения напряжения на неповрежденных присоединениях СОПТ;
отключения КЗ за время, допустимое исходя из термической стойкости соединительных проводов и кабелей;
чувствительности к дуговым КЗ в основной зоне и в зоне резервирования;
резервирования защиты более низкого уровня защитой более высокого уровня.
178. При отключении выключателя БСК для предотвращения подключения заряженной батареи к сети должна быть предусмотрена блокировка его повторного включения на время, указанное в инструкциях по эксплуатации БСК, утвержденных субъектом электроэнергетики, по заданию которого проектируется ПС.
179. В РУ ПС должно предусматриваться АПВ сборных шин и ЛЭП, за исключением КЛ.
АПВ КВЛ, отходящих от проектируемой ПС, должно предусматриваться в случаях, указанных в пункте 19 Методических указаний по технологическому проектированию линий электропередачи классом напряжения 35 - 750 кВ, утвержденных приказом Минэнерго России от 31 августа 2022 г. N 884 <29>.
--------------------------------
<29> Зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2022 г., регистрационный N 71451.
180. При проектировании должно предусматриваться выполнение пуска устройства АПВ при несоответствии между ранее поданной оперативной командой и отключенным положением выключателя. Допускается предусматривать пуск устройства АПВ при отключении выключателя (выключателей) действием защит.
181. При установке на присоединении нескольких терминалов с функциями РЗ и сетевой автоматики допускается предусматривать использование функции АПВ только в одном из них.
182. Технические решения, выбираемые при проектировании, должны обеспечивать сохранение возможности оперативного управления выключателем и возможность его отключения от оставшихся в работе устройств РЗА при неисправности или выводе в ремонт любого из терминалов РЗ и сетевой автоматики.
183. На ЛЭП, по которым возможна синхронизация несинхронно работающих частей энергосистемы, должна предусматриваться установка устройств, в составе которых предусмотрена функция трехфазного АПВ (далее - ТАПВ) с улавливанием синхронизма с возможностью использования для полуавтоматического включения ЛЭП в транзит с улавливанием синхронизма.
184. На каждой стороне ЛЭП классом напряжения 330 кВ и выше должно предусматриваться АПВ (однофазное АПВ (далее - ОАПВ), ТАПВ и ускоренное ТАПВ) с возможностью полуавтоматического включения ЛЭП в транзит.
ОАПВ на ЛЭП классом напряжения 220 кВ должно выполняться, если его необходимость обоснована по результатам расчетов электроэнергетических режимов.
При проектировании функций АПВ ЛЭП и сборных шин должны быть предусмотрены:
однократность действия устройства АПВ;
действие на включение выключателя по факту наличия готовности выключателя ЛЭП и устройства АПВ и с установленной выдержкой времени;
запрет действия устройства АПВ при отключении выключателя от ключа управления или дистанционно с АРМ ОП на ПС, из ЦУС, ДЦ;
возможность запрета ТАПВ от устройства резервирования отказа выключателя (далее - УРОВ), устройств защиты от неполнофазного режима;
возможность запрета ТАПВ при неуспешном автоматическом включении одной фазы (неуспешное ОАПВ) ЛЭП;
возможность реализации ТАПВ выключателя с увеличенной выдержкой времени после неуспешного ОАПВ ЛЭП;
взаимный запрет ТАПВ выключателей при неуспешном ТАПВ выключателя, включаемого первым, при двух выключателях на ЛЭП;
отсутствие запрета ТАПВ в цикле ОАПВ при возникновении КЗ на оставшейся в работе фазе ЛЭП;
оперативный ввод (вывод) ОАПВ, ТАПВ, изменение алгоритма контроля ТАПВ посредством местного и дистанционного управления;
разные выдержки времени ТАПВ для ЛЭП и шин при использовании автоматического опробования систем шин;
перевод действия ОАПВ ЛЭП на отключение трех фаз при отсутствии готовности любой из фаз выключателя к циклу ОАПВ.
Применение на ЛЭП классом напряжения 110 кВ и выше контроля погасания дуги на отключенной фазе (фазах), контроля успешности включения фазы (фаз) должно иметь технико-экономическое обоснование.
185. При проектировании ПС должны быть предусмотрены следующие виды контроля условий срабатывания ТАПВ:
с контролем отсутствия напряжения на ЛЭП (шинах) и наличия напряжения на шинах, Т (АТ);
с контролем отсутствия напряжения на шинах и наличия напряжения на ЛЭП, Т (АТ);
с контролем наличия синхронизма и контролем наличия напряжения на ЛЭП, шинах, Т (АТ);
с улавливанием синхронизма и контролем наличия напряжения на ЛЭП, шинах, Т (АТ).
186. При установке на ЛЭП, Т (АТ) ТН во всех фазах в качестве условия срабатывания ТАПВ должен предусматриваться контроль симметричного напряжения.
187. На ЛЭП классом напряжения 110 - 220 кВ должна быть предусмотрена возможность реализации АПВ без контроля напряжения и синхронизма.
188. ТАПВ на ЛЭП с двухсторонним питанием должно выполняться с однократным действием, а на ЛЭП с односторонним питанием - с двукратным действием.
189. На выключателях напряжением 6 - 35 кВ присоединений, отказ которых не резервируется защитами других присоединений, должно быть предусмотрено УРОВ с пуском от защит присоединений.
190. При проектировании ПС должно предусматриваться оснащение КРУ напряжением 6 - 35 кВ быстродействующими защитами от дуговых КЗ внутри шкафов КРУ.
191. При проектировании ПС должно предусматриваться оснащение ПС устройствами РЗА обходного выключателя с возможностью изменения групп уставок. Количество групп уставок должно быть определено в проектной документации и удовлетворять требованию применения для имеющихся в РУ выключателей.
192. На шиносоединительных и секционных выключателях должно предусматриваться однократное АПВ. Контроль наличия симметричного напряжения на шинах и контроль синхронизма в схеме АПВ должны быть обоснованы результатами расчетов электроэнергетических режимов.
193. Выбор мест размещения шкафов наружной установки и распределения цепей вторичной коммутации между ними должен осуществляться исходя из обеспечения возможности их безопасной эксплуатации и технического обслуживания без отключения смежных присоединений (оборудования), в том числе посредством установки временных ограждений. Не допускается предусматривать на сборках (рядах) зажимов нахождение зажимов, случайное соединение которых может вызвать включение или отключение присоединения (оборудования) либо КЗ в цепях оперативного тока.