МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 октября 2024 г. N АБ-17035/04
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
По результатам анализа правоприменения норм, закрепленных в частях 2,3 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ), Минэнерго России и Минтранс России информируют о выводах с изложением примеров, позволяющих определять обоснованность применения указанных правовых норм.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 6 Закона N 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 256-ФЗ. Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, но не обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ).
Полагаем, что из наличия совокупности двух факторов (расположение объектов транспортной инфраструктуры в границах объекта топливно-энергетического комплекса и обеспечение функционирования объекта топливно-энергетического комплекса) может быть сделан вывод о необходимости обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями Закона N 256-ФЗ.
При этом, по мнению Минэнерго России и Минтранса России, факт расположения объектов транспортной инфраструктуры в границах объекта топливно-энергетического комплекса может подтверждаться как представляемыми заинтересованными организациями ситуационными схемами (планами) и картами-схемами, так и информацией, содержащейся в соответствующих разделах паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса <1> (применительно к объектам топливно-энергетического комплекса, введенным в эксплуатацию).
--------------------------------
<1> В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 256-ФЗ паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования.
В отношении проектируемых (строящихся) объектов транспортной инфраструктуры факт их расположения в границах объекта топливно-энергетического комплекса также может подтверждаться соответствующими планами (картами), равно как и информацией, содержащейся в документации по планировке территории в целях установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Так, например, в составе документации по планировке территории границы зон планируемого размещения объектов топливно-энергетического комплекса подлежат отображению с учетом мест размещения проектируемых объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов (сооружений), обеспечивающих функционирование объектов топливно-энергетического комплекса. По границам зон планируемого размещения объектов топливно-энергетического комплекса, установленным в составе утвержденной документации по планировке территории, субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется оформление прав на земли (земельные участки) для возведения и эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса.
В части дополнительных признаков отнесения объектов транспортной инфраструктуры, включая проектируемые (строящиеся) объекты транспортной инфраструктуры, к объектам транспортной инфраструктуры, обеспечивающим функционирование объектов топливно-энергетического комплекса, полагаем возможным назвать следующее.
1. Функциональное назначение объекта транспортной инфраструктуры и степень его влияния на производственный (технологический процесс) объекта топливно-энергетического комплекса свидетельствуют о том, что в случае исключения объекта транспортной инфраструктуры из производственного (технологического) процесса объекта топливно-энергетического комплекса (прекращения функционирования объекта транспортной инфраструктуры) производственная деятельность такого объекта топливно-энергетического комплекса становится полностью (частично) невозможной или нецелесообразной.
В качестве примеров можно рассмотреть следующие случаи.
1.1. Объекты транспортной инфраструктуры, проектируемые (строящиеся) или введенные в эксплуатацию в рамках проектов по созданию вспомогательной инфраструктуры для нужд объектов топливно-энергетического комплекса (линейных и площадных), расположенных в отдаленной (труднодоступной) местности, предназначены для обеспечения функционирования данных объектов топливно-энергетического комплекса.
Зачастую такие объекты транспортной инфраструктуры и объекты топливно-энергетического комплекса строятся (проектируются) в рамках единого проекта, целью которого является обеспечение создания инфраструктуры по добыче, хранению и перевалке определенного вида топливно-энергетического ресурса (например, газового конденсата или нефтепродуктов).
Объекты транспортной инфраструктуры в рассматриваемом случае также могут быть предназначены для обеспечения строительства объектов топливно-энергетического комплекса (например, магистральных газопроводов или установок комплексной подготовки газа) и их дальнейшего обслуживания.
Функциональное назначение рассматриваемой категории проектируемых (строящихся) объектов транспортной инфраструктуры подтверждается тем, что такие объекты транспортной инфраструктуры будут являться единственными доступными сооружениями, по которым возможно движение транспортных средств для их прибытия на объекты топливно-энергетического комплекса и доставки на них персонала, необходимых грузов, материалов и оборудования, такие объекты транспортной инфраструктуры также предназначены для выполнения профилактических, ремонтных и аварийных работ, и, следовательно, данные объекты транспортной инфраструктуры могут быть отнесены к категории объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование объектов топливно-энергетического комплекса.
1.2. В ряде случаев исключение объектов транспортной инфраструктуры из производственного процесса объекта топливно-энергетического комплекса приводит к остановке указанного процесса объекта топливно-энергетического комплекса, существенным убыткам правообладателя такого объекта.
Так, например, объект топливно-энергетического комплекса, функциональным назначением которого является прием, хранение, переработка и перевалка нефтепродуктов (например, объект нефтепродуктообеспечения) в случае исключения объекта транспортной инфраструктуры (например, объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - железнодорожной сливоналивной эстакады) полностью или частично утрачивает возможность обеспечивать выполнение операций по отгрузке (перевалке) нефтепродуктов.
Оставшиеся возможными к реализации операции по функциональному назначению объекта топливно-энергетического комплекса - прием, хранение и переработка нефтепродуктов не позволят в полной мере обеспечить функционирование объекта топливно-энергетического комплекса, а технологическая инфраструктура объекта топливно-энергетического комплекса не предназначена для обеспечения постоянного хранения в одном месте больших объемов нефтепродуктов.
1.3. Объекты транспортной инфраструктуры морского транспорта (например, причальные сооружения), расположенные в границах объекта топливно-энергетического комплекса и предназначенные для выполнения операций по отгрузке нефтепродуктов, возможно относить к категории объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование объектов топливно-энергетического комплекса при наличии одного из следующих условий:
- определение в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса операций по отгрузке нефтепродуктов в качестве одного из функциональных назначений объекта топливно-энергетического комплекса;
- невозможности выполнения наливных операций без использования объекта транспортной инфраструктуры в производственном процессе объекта топливно-энергетического комплекса;
- наличие общей технологической инфраструктуры объектов транспортной инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса (например, нефтепродуктопровода, технологически соединяющего оборудование объекта транспортной инфраструктуры и объекта топливно-энергетического комплекса);
- утрата объектом топливно-энергетического комплекса одного из своих функциональных назначений (например, отпуск нефтепродуктов) в случае прекращения функционирования объекта транспортной инфраструктуры.
2. Объекты транспортной инфраструктуры и объекты топливно-энергетического комплекса используются в качестве единого производственно-технологического комплекса объектов капитального строительства, что включает наличие общих (единых) критических элементов данных объектов и единой технологической инфраструктуры.
В качестве примеров можно рассмотреть следующее.
2.1. Расположение объектов транспортной инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса в границах общей технологической площадки. В рассматриваемом случае объекты транспортной инфраструктуры и объекты топливно-энергетического комплекса используются в едином производственном (технологическом) процессе комплекса и расположены в единых (общих) границах.
Объекты транспортной инфраструктуры и объекты топливно-энергетического комплекса используются для выполнения совокупности технологических операций, в том числе посредством использования общей технологической инфраструктуры (например, нефтепродуктопровода), тем самым обеспечивая непрерывность производственной деятельности всего комплекса.
Исключение объекта транспортной инфраструктуры или объекта топливно-энергетического комплекса (или вывод из эксплуатации) делает невозможным поддержание (обеспечение) нормального производственно-технологического цикла комплекса.
О наличии взаимосвязанности (взаимообусловленности) производственных процессов объекта транспортной инфраструктуры и объекта топливно-энергетического комплекса могут свидетельствовать общие (единые) критические элементы. Такими общими критическими элементами могут выступать, например, автоматические стендеры.
Информация о критических элементах отражается в соответствующих разделах паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса и плана по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
3. Объект транспортной инфраструктуры не является объектом транспортной инфраструктуры общего пользования.
При этом полагаем, что обстоятельства, указывающие на то, что отдельные объекты являются объектами транспортной инфраструктуры в понимании пункта 1 статьи 1 Закона N 16-ФЗ и используются не только их правообладателем для обеспечения технологического процесса объекта топливно-энергетического комплекса, но и иными лицами в качестве, например, автомобильной дороги или железнодорожного пути общего пользования, поскольку связывают между собой населенные пункты, не может рассматриваться как достаточное основание для вывода о том, что такие объекты транспортной инфраструктуры не обеспечивают функционирование объектов топливно-энергетического комплекса.
В качестве примеров можно привести следующее.
3.1 Расположенный на объекте топливно-энергетического комплекса железнодорожный путь является путем необщего пользования и предназначен для погрузки (разгрузки) нефтепродуктов. Обслуживание пассажиров (их перевозка) с использованием железнодорожного пути не осуществляется.
Объекты транспортной инфраструктуры, расположенные в границах объектов гидроэнергетики (например, мостовые сооружения или автомобильные дороги), как правило, являются объектами транспортной инфраструктуры общего пользования и не предназначены для обеспечения функционирования объекта топливно-энергетического комплекса.
Таким образом полагаем, что наличие признаков, свидетельствующих о возможности отнесения объектов транспортной инфраструктуры к категории объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование объектов топливно-энергетического комплекса, является достаточным основанием для применения положений части 2 статьи 6 Закона N 256-ФЗ и обеспечения безопасности такого объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями Закона N 256-ФЗ.
В отношении проектируемого (строящегося) объекта транспортной инфраструктуры, расположенного в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающего их функционирование, требования к обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования (строительства) <2> такого объекта транспортной инфраструктуры не предъявляются.
--------------------------------
<2> Часть 2 статьи 8 Закона N 16-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2418 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства".
При наличии проблемных вопросов, связанных с отнесением объектов транспортной инфраструктуры к объектам транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование объектов топливно-энергетического комплекса, предлагаем организациям по проведению государственной экспертизы обращаться в Минэнерго России и Минтранс России, а также запрашивать у заинтересованных организаций необходимую обосновывающую информацию.
Обращаем внимание, что данное письмо носит исключительно информационный характер, не является обязательным для правоприменителей и не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства Российской Федерации или доказательства в суде.
Статс-секретарь-заместитель
Министра энергетики
Российской Федерации
А.Б.БОНДАРЕНКО
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
В.О.ИВАНОВ