МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 ноября 2017 г. N 09-5550

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

В Департамент развития электроэнергетики Минэнерго России поступило обращение о разъяснении положений законодательства о чрезвычайных ситуациях, техногенных и (или) экологических катастроф и аварий.

В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400, Минэнерго России не вправе давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, давать оценки правомерности действий хозяйствующих субъектов и органов государственной власти.

В информационном порядке и в рамках своей компетенции сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайной ситуацией признается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Применительно к опасным производственным объектам статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет аварию как разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Учитывая изложенное, по мнению Минэнерго России, авария и техногенная и (или) экологическая катастрофа являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 1 Закона N 68-ФЗ к предупреждению чрезвычайных ситуаций относится комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Если в отношении потребителя, в том числе эксплуатирующего опасные производственные объекты, вводится ограничение режима потребления электрической энергии (мощности), то это может повлечь за собой прекращение его деятельности или его структурных подразделений, и как следствие - техногенную и (или) экологическую катастрофу либо гибель людей.

Учитывая изложенное, по мнению Минэнерго России, обязательства организации-должника по текущим платежам за потребленную электрическую энергию (мощность) относятся к расходам на проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных и (или) экологических катастроф либо гибели людей, которые могут возникнуть в связи с прекращением деятельности организации-должника или ее структурных подразделений вследствие введения ограничения режима потребления электрической энергии.

Заместитель директора
А.Г.МАКСИМОВ