РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРАВАМИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
Настоящие рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее - Рекомендации) разработаны для субъектов Российской Федерации (регионов) с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, и направлены на развитие государственной политики в сфере интеллектуальной собственности на уровне субъектов Российской Федерации, совершенствование управления правами региона на результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД), обеспечение трансфера технологий и стимулирование изобретательской деятельности.
Внедрение Рекомендаций в деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части применения их отдельных положений, объема внедрения Рекомендаций и регламентации соответствующих процессов, целесообразно осуществлять с учетом специфики экономического развития региона.
Настоящий документ носит рекомендательный характер.
Применение Рекомендаций целесообразно для достижения следующих задач:
- разработка региональной политики в сфере интеллектуальной собственности;
- развитие инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности для создания условий инновационного и технологического развития субъекта Российской Федерации;
- повышение конкурентоспособности и рост капитализации организаций, действующих в регионах;
- развитие механизмов создания РИД и управления правами на РИД и средства индивидуализации (далее управление правами на РИД);
- создание условий для развития изобретательства и рационализаторства.
В рамках регулирования сферы интеллектуальной собственности на уровне региона рекомендуется затрагивать следующие направления:
1. Состав функций и полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, необходимых для эффективного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, управления правами на РИД, возможные компетенции ответственных работников;
2. Стратегическое видение развития сферы интеллектуальной собственности на уровне субъекта Российской Федерации;
3. Нормативная правовая база, регулирующая правоотношения в сфере интеллектуальной собственности на уровне региона;
4. Управление правами на РИД, принадлежащими субъекту Российской Федерации;
5. Определение особенностей закупочных процедур для случаев возникновения прав на РИД;
6. Создание органами власти субъекта Российской Федерации специализированных организаций и инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности;
7. Особенности деятельности по подготовке кадров в сфере интеллектуальной собственности на уровне регионов и развитию компетенций в сфере интеллектуальной собственности;
8. Рекомендации по поддержке инновационного предпринимательства, изобретателей и рационализаторов на уровне субъекта Российской Федерации;
9. Особенности взаимодействия с инновационной инфраструктурой;
10. Поддержка деятельности научных и образовательных организаций в сфере интеллектуальной собственности на уровне регионов, в том числе в вопросах правовой охраны, управления и правовой защиты прав на РИД;
11. Поддержка квалифицированного и эффективного использования средств индивидуализации;
12. Мониторинг эффективности управления правами на РИД в регионе.
2. Функции и полномочия органа власти
субъекта Российской Федерации в области интеллектуальной
собственности, компетенции ответственных работников
В целях наиболее эффективного развития сферы интеллектуальной собственности региона и управления правами на РИД рекомендуется назначение ответственного за данную сферу должностного лица субъекта Российской Федерации (заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или находящегося в прямом подчинении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, курирующего сферу экономики или науки, или инновационного развития, или имущественных отношений) (далее - Должностное лицо).
Рекомендуется обеспечить наличие у соответствующего Должностного лица компетенций в сфере интеллектуальной собственности и управления правами на РИД.
Непосредственную реализацию функций и полномочий по развитию сферы интеллектуальной собственности субъекта Российской Федерации целесообразно возложить на находящийся в прямом подчинении у указанного должностного лица (возглавляемый указанным лицом) исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Уполномоченный орган).
К составу функций и полномочий Уполномоченного органа рекомендуется отнести:
- выработку и реализацию направлений стратегического развития в сфере интеллектуальной собственности в субъекте Российской Федерации (разработку и реализацию профильной стратегии, государственной программы региона, раздела стратегии или государственной программы);
- формирование нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности и нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере;
- управление правами на РИД, принадлежащими региону, обеспечение учета прав на РИД;
- государственную поддержку субъектом Российской Федерации в отношении сферы интеллектуальной собственности, развития изобретательства и рационализаторства;
- развитие образования в сфере интеллектуальной собственности;
- поддержку деятельности научных и образовательных организаций в сфере интеллектуальной собственности;
- взаимодействие с управляющими структурами инновационных кластеров региона в целях систематизации деятельности и выработке единых подходов по управлению правами на РИД;
- стимулирование наиболее эффективного использования средств индивидуализации на уровне региона;
- популяризацию деятельности в сфере интеллектуальной собственности;
- подготовку ежегодного доклада высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о состоянии сферы интеллектуальной собственности региона.
Предпочтительно наличие у работников Уполномоченного органа, реализующих перечисленные полномочия, необходимых знаний и компетенций, которые могут быть приобретены в том числе путем обучения, прохождения курсов профессиональной переподготовки или в ходе трудовой деятельности в связанных с интеллектуальной собственностью сферах.
В случае отсутствия Уполномоченного органа указанные полномочия могут быть закреплены между заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, курирующими сферу интеллектуальной собственности. При этом Должностное лицо целесообразно сохранить единственным ответственным за сферу интеллектуальной собственности.
При Уполномоченном органе решением Должностного лица может быть сформирован консультативный коллегиальный орган в сфере интеллектуальной собственности, который может возглавить непосредственно Должностное лицо (или представитель Уполномоченного органа, или частное лицо - член указанного коллегиального органа избранный другими членами), и в состав которого могут войти действующие в субъекте Российской Федерации:
- патентные поверенные;
- представители научных и образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность;
- представители региональных институтов развития и региональной инновационной инфраструктуры (в том числе представители центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), технологических платформ и кластеров, общественных организаций и объединений изобретателей и рационализаторов, в том числе Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, руководители промышленных предприятий, предприниматели инвесторы в сфере интеллектуальной собственности);
- представители творческой общественности, непосредственно участвующей в создании объектов авторских и смежных прав;
- представители образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности;
- представители Уполномоченного органа;
- представители иных заинтересованных организаций по усмотрению Уполномоченного органа.
В функции указанного коллегиального органа может войти представление позиций по вопросам интеллектуальной собственности, выносимых на рассмотрение Должностным лицом или Уполномоченным органом, в том числе рассмотрение документов и проектов нормативных правовых актов, предложений по программам государственной поддержки, образовательных программ, ежегодного доклада о состоянии сферы интеллектуальной собственности в регионе, а также формирование и представление Должностному лицу или в Уполномоченный орган позиций по иным вопросам в установленной сфере, в том числе формируемых в инициативном порядке.
Положение, регламентирующее в том числе вопросы формирования, порядка деятельности указанного органа (в том числе периодичность сборов - не реже 1 раза в полгода), рекомендуется утверждать решением Должностного лица или Уполномоченного органа.
3. Стратегическое видение развития сферы интеллектуальной
собственности на уровне субъекта Российской Федерации
С целью определения направлений реализации государственной политики субъекта Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности рекомендуется проработать и утвердить стратегические направления развития в сферах, представленных в разделе 1 Рекомендаций, на период 3 - 5 лет в следующих документах:
- стратегия субъекта Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности или раздел региональной стратегии в области социально-экономического развития, научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- государственная программа субъекта Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности или структурный элемент государственной программы (например, подпрограмма) субъекта Российской Федерации в области социально-экономического развития, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Утверждение стратегического документа (раздела документа) (далее - Стратегический документ), регулирующего сферу интеллектуальной собственности, целесообразно на уровне высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рекомендуется получать согласование Стратегического документа со стороны консультативного коллегиального органа, уполномоченных в сфере интеллектуальной собственности исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации, представителями иных заинтересованных организаций.
Рекомендуется включать в Стратегический документ анализ текущего положения в сфере интеллектуальной собственности, приоритеты, цели и задачи, пути (варианты) их решения, принципы поддержки развития сферы интеллектуальной собственности в регионе, а также принципы управления правами на РИД, перечень и описание мероприятий, которые планируется осуществить в заявленном в стратегическом документе промежутке времени, включая организационные, правовые, финансово-фискальные решения, решения в сфере популяризации, управления имуществом и имущественными правами, решения в сфере кадровой политики и образования, решения в сфере развития изобретательства и рационализаторства, инновационной инфраструктуры и взаимодействия с ней, решения, направленные на совершенствование деятельности в сфере интеллектуальной собственности в научных и образовательных организациях, средств индивидуализации (региональных брендов), решения, направленные на повышение производительности труда с учетом использования объектов интеллектуальной собственности, ожидаемые результаты реализации Стратегического документа, оценку необходимых для реализации Стратегического документа финансовых ресурсов и иные положения, определяемые в том числе законами субъекта Российской Федерации.
В Стратегическом документе также рекомендуется отразить общие принципы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере интеллектуальной собственности региона.
При реализации Стратегического документа рекомендуется предусмотреть:
- установление структуры и периодичности отчетности о реализации мероприятий, значениях целевых показателей и их соответствие плановым значениям;
- установление ответственных лиц (исполнителей) за реализацию конкретных мероприятий и достижение целевых значений плановых показателей;
- установление при оценке деятельности руководителей и разработке системы мотивации достижение плановых результатов в области управления правами на РИД и коммерциализации технологий;
- разработку и утверждение регламента контроля исполнения и пересмотра базового документа;
- разработку и принятие программы финансирования мероприятий по реализации Стратегического документа;
- представление отчета о ходе реализации Стратегического документа высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Также целесообразно разработать План мероприятий по реализации Стратегического документа (или дополнить уже существующий план мероприятий), в котором рекомендуется отразить этапы реализации Стратегического документа, цели и задачи, комплекс мероприятий, сроки их реализации, показатели и их значения, порядок отчетности, состава ответственных лиц по каждому мероприятию и показателю и иные положения, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
План мероприятий по реализации Стратегического документа целесообразно утверждать высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Корректировку плана мероприятий по реализации Стратегического документа рекомендуется осуществлять по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Рекомендуется обеспечивать представление Должностному лицу не реже раза в год комплексного доклада о ходе реализации Стратегического документа и достижении заявленных в нем целей и задач. В зависимости от хода реализации Стратегического документа рекомендуется его актуализировать.
Также возможно предусмотреть регулярную публикацию отчетов по результатам достижения плановых значений ключевых показателей и реализации ключевых мероприятий, публичное представление результатов деятельности в рамках реализации Стратегического документа с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
4. Нормативная база, регулирующая правоотношения в сфере
интеллектуальной собственности на уровне региона
Для реализации части решений, закладываемых в Стратегическом документе, может потребоваться их отражение в нормативной правовой базе субъекта Российской Федерации.
В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации рекомендуется отражать как принципы поддержки развития сферы интеллектуальной собственности в регионе и управления правами на РИД, так и механизмы реализации соответствующих принципов.
Нормативная база построения системы управления правами на РИД в регионе может группироваться по следующим направлениям:
1. Управление правами на РИД, принадлежащими региону (рекомендации по принципам построения системы управления принадлежащими субъекту Российской Федерации правами на РИД представлены в разделе 5 Рекомендаций);
2. Установление особенностей закупок субъектов Российской Федерации при которых могут возникнуть права на РИД и средства индивидуализации (в том числе о распределении и закреплении исключительных прав на РИД, возникающих при выполнении работ, осуществляемых за счет средств субъекта Российской Федерации (соответствующие предложения содержатся в разделе 6 Рекомендаций);
3. Создание и развитие инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности (рекомендации содержатся в разделе 7 Рекомендаций);
4. Поддержка со стороны субъекта Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности и инноваций, стимулирование изобретателей и рационализаторов (соответствующие предложения представлены в разделе 9 Рекомендаций);
5. Просветительская деятельность среди населения в сфере интеллектуальной собственности, изобретательской и рационализаторской деятельности;
6. Проведение инвентаризации, экспертизы, оценки и выявления охраноспособных РИД, полученных с участием средств субъекта Российской Федерации.
В целях защиты интересов субъекта Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности расходования региональных бюджетных средств в процессе управления правами на РИД рекомендуется обеспечить проведение инвентаризации РИД, полученных при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшийся за счет средств регионального бюджета, для обеспечения их правовой охраны и последующей коммерциализации, а также правомерного использования в гражданском обороте.
Инвентаризация РИД и прав на них может включать проверку достоверности данных об объектах учета, выявление их фактического состояния и контроль за обеспечением их правовой охраны.
Рекомендуется также установить регулярность проведения указанной инвентаризации.
Инвентаризация, экспертиза, выявление охраноспособных РИД, полученных с участием средств субъекта Российской Федерации, могут проводиться определенной Уполномоченным органом организацией или осуществляться непосредственно Уполномоченным органом.
7. Заключение и развитие действующих соглашений межрегионального и международного сотрудничества субъекта Российской Федерации в научно-технической сфере и интеллектуальной собственности, а также соглашений с иными организациями в рамках взаимодействия в области интеллектуальной собственности.
Развитие нормативной базы субъектов Российской Федерации целесообразно осуществлять с учетом развития федеральной нормативной базы и экономических аспектов управления интеллектуальной собственностью (распределение прав, бухгалтерский учет, амортизация, налогообложение, оценка, стимулирование создания и использования прав на РИД и другое) в целях максимизации валового регионального продукта за счет создания и использования нематериальных активов, увеличения реализации высокотехнологичной продукции.
5. Управление правами на РИД, принадлежащими субъекту
Российской Федерации
Органам государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется определить порядок управления и распоряжения правами на РИД в том числе путем отчуждения исключительного права другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) и предоставления права использования РИД в установленных договором пределах (лицензионный договор), внесения в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц в целях практического применения (внедрения). Целесообразно, чтобы указанный порядок предусматривал в том числе особенности взаимодействия Уполномоченного органа и органов, осуществляющих в заказе работ и услуг, предусматривающих проведение НИОКТР.
Управление правами субъекта Российской Федерации на РИД может включать в себя следующие мероприятия:
1. Обеспечение выявления прав на РИД, получаемых в рамках заказа работ и услуг, в том числе НИОКТР, и закрепление прав на них за субъектом Российской Федерации в случаях, когда это предусмотрено федеральным и региональным законодательством Российской Федерации, договорами.
В отдельных случаях может быть целесообразно проведение инвентаризации прав на РИД в отношении ранее произведенных работ в целях выявления ранее не выявленных РИД, обеспечения их правовой охраны, постановки на учет и распоряжения.
В отношении выявленных РИД до реализации принятого решения о способе правовой охраны целесообразно обеспечивать введение режима коммерческой тайны (при необходимости - государственной тайны).
2. Обеспечение правовой охраны РИД с учетом оптимально выбора стратегии, вида и объема правовой охраны и ее целесообразности.
При выборе способа правовой охраны РИД и дефиците специфических компетенций, к которым отнесен соответствующий РИД, возможно прибегать к услугам патентных поверенных, а также к содействию коллегиального консультативного органа, созданного при Уполномоченном органе, как в целом, так и со стороны отдельных его членов.
Также целесообразно учитывать в том числе в рамках регионального бюджета средства, необходимые для осуществления платежей за поддержание правовой охраны в отношении прав на РИД.
3. Субъекту Российской Федерации рекомендуется обеспечивать взаимосвязь региональной системы учета прав на РИД с Единой государственной информационной системой учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ЕГИСУ), а также обеспечивать публичность учитываемых РИД (с учетом соблюдения норм законодательства Российской Федерации в части раскрытия сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну).
4. Оценка прав на РИД, осуществляемая в соответствии с федеральным законодательством об оценочной деятельности.
5. Распоряжение правами на РИД, осуществляемое с учетом экономически целесообразной модели путем:
- заключения лицензионных договоров;
- отчуждение исключительных прав на РИД;
- внесения исключительных прав на РИД в уставные капиталы организаций.
Осуществление указанных действий возможно в том числе на безвозмездной основе в случае признания превышения экономической выгоды от коммерциализации прав на РИД над понесенными на разработку РИД и оформление прав на них издержек.
При этом рекомендуется не реже раза в год анализировать использование каждого объекта интеллектуальной собственности, правообладателем которого является регион, и принимать решение о возможных механизмах его коммерциализации или отказе от их использования.
6. Мониторинг возможных нарушений и защита прав на РИД, в том числе обеспечение принятия своевременных мер по прекращению нарушения третьими лицами исключительных прав на РИД субъекта Российской Федерации в России и за рубежом.
6. Особенности закупочных процедур, при которых могут
возникнуть права на РИД
Закупочная деятельность субъектами Российской Федерации осуществляется с учетом требований федерального законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В случае заказа НИОКТР в целях повышения эффективности управления правами субъекта Российской Федерации на РИД целесообразно проводить и применять результаты патентных исследований, в том числе в целях определения (уточнения) как самих направлений исследовательской деятельности в целях рационального использования ресурсов, так и научно-технического или технологического уровня, патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности РИД, стратегии правовой охраны РИД и распоряжении правами на РИД.
7. Региональные организации и инфраструктура в сфере
интеллектуальной собственности
В целях более эффективной реализации политики региона по развитию сферы интеллектуальной собственности может быть принято решение о создании специализированной организации (региональный институт развития).
В состав функций специализированной организации возможно включить:
- организацию и проведение работ по управлению правами на РИД, созданными за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в том числе в рамках аутсорсинга);
- организацию и ведение учета прав субъекта Российской Федерации на РИД;
- осуществление государственной поддержки в сфере интеллектуальной собственности, инновационной деятельности (возможные варианты представлены в разделе 9 Рекомендаций);
- координацию деятельности научных и образовательных учреждений, компаний (в том числе с государственным участием) в сфере научно-технической, инновационной деятельности, обеспечения содействия выявлению, правовой охране, коммерциализации, правовой защите РИД (по согласованию с указанными сторонами), содействие формированию регламентации деятельности научных и образовательных организаций, в том числе путем внедрения "Политики в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций" (типового положения Всемирной организации интеллектуальной собственности, адаптированного для Российской Федерации);
- взаимодействие и при необходимости с учетом полномочий координацию деятельности расположенной в регионе инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности, инновационной деятельности и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), содействию экспорту прав на РИД;
- взаимодействие с иными организациями в сфере интеллектуальной собственности;
- реализацию информационной политики, популяризации и продвижения интересов субъектов Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, ведение реестра научно-технических ресурсов субъекта Российской Федерации;
- при необходимости поддержку деятельности патентных поверенных в регионе;
- содействие развитию патентных отделов в организациях, расположенных в регионе;
- координацию образовательной и просветительской деятельности в сфере интеллектуальной собственности.
Помимо специализированной организации в регионе с учетом экономических факторов, наличия научных и образовательных организаций, центров компетенций в сфере высоких технологий и инноваций в целях реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, коммерциализации их результатов, расширения доступа граждан и юридических лиц к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах целесообразно создание объектов инновационной инфраструктуры:
- ЦПТИ;
- технопарки;
- бизнес-инкубаторы;
- инновационные кластеры;
- инновационные научно-технологические центры;
- объекты финансовой инфраструктуры (венчурные фонды (при наличии на территории региона) и объединения бизнес-ангелов);
- центры коллективного пользования научным оборудованием;
- многофункциональные центры изобретательства (МФЦ) и центры трансфера технологий (ЦТТ);
- центры молодежного инновационного творчества;
- иные организации, деятельность которых направлена на содействие созданию, выявлению, обеспечению правовой охраны РИД, учету и коммерциализации прав на них.
8. Подготовка кадров и развитие компетенций в сфере
интеллектуальной собственности на уровне регионов
Система подготовки кадров в регионе по специальностям в сфере управления интеллектуальной собственностью может включать в себя следующие направления:
1. Проведение анализа кадрового обеспечения сферы интеллектуальной собственности региона на регулярной основе, выявление потребности в специалистах;
2. Профориентация и программы повышения грамотности населения в сфере интеллектуальной собственности;
3. Непрерывность образования в области интеллектуальной собственности на различных уровнях:
- общего образования (внедрение пилотного проекта "Интеллектуальная собственность" учебной программы для учащихся старших классов);
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования. Подготовка специалистов регионов по программе магистратуры "Управление интеллектуальной собственностью";
- дополнительного профессионального образования. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов могут быть организованы согласно рекомендованным Роспатентом программам дополнительного образования в сфере интеллектуальной собственности, а также на основе Теории решения изобретательских задач;
4. Развитие и поддержка изобретательской активности молодежи и просвещение в области интеллектуальной собственности (Кванториумы, центры детского технического творчества, центры молодежного инновационного творчества). Предлагается создать системы нематериальной мотивации для детей, молодежи, с принятием закона субъекта Российской Федерации об учреждении званий "Юный техник", "Юный ученый", "Юный изобретатель" и др. Также рекомендуется поддерживать проведение молодежных конкурсов и олимпиад в сфере интеллектуальной собственности, в том числе конкурсов для школьников, к примеру, Международной олимпиады по интеллектуальной собственности для старшеклассников, "Школьный патент - шаг в будущее!";
5. Поддержка и использование цифровых технологий, платформенных решений, национальных и региональных информационных систем для формирования системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, рационализаторства и изобретательства.
Рекомендуется обеспечивать прохождение сотрудниками органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в области интеллектуальной собственности, образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности и развития инновационной деятельности.
При организации образовательных мероприятий рекомендовано применение дистанционных технологий и электронного обучения.
Также рекомендуется создание учебных центров на базе ЦПТИ и ЦТТ.
9. Рекомендации по поддержке инновационного
предпринимательства и изобретателей на уровне субъекта
Российской Федерации
В целях создания благоприятных условий, а также повышения инновационной активности региона, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) могут быть реализованы следующие механизмы государственной поддержки:
1. Предоставление налоговых льгот по:
- налогу на имущество организаций;
- налогу на прибыль организаций;
- налогу на землю;
- транспортному налогу.
Получателями указанной поддержки могут являться участники проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационных научно-технологических центров, технопарки, созданные в целях реализации инновационных проектов, научно-исследовательские, конструкторские организации, опытно-экспериментальные предприятия независимо от организационно-правовой формы.
Льготы могут быть представлены в виде снижения налоговых ставок или освобождения от налогообложения получателей данной поддержки (за исключением налога на прибыль).
2. Предоставление грантов за счет средств регионального бюджета, в частности:
- изобретателям - физическим лицам;
- начинающим малым инновационным компаниям;
- научно-производственным центрам на проведение комплекта работ по созданию инновационной высокотехнологичной продукции, с использованием РИД;
- юридическим и физическим лицам на возмещение части затрат на оплату патентных, государственных и иных пошлин на совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам, с государственной регистрацией залога этих прав и предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации по договору (в том числе при зарубежном патентовании), а также оплату услуг российских и иностранных патентных поверенных;
- субъектам МСП, физическим лицам на проведение патентных исследований, построение патентных ландшафтов, покрытие части затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
3. Субсидирование части:
- банковской процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым на инвестиционные цели юридическим лицам, осуществляющими инновационную деятельность;
- затрат, связанных с приобретением оборудования, юридическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность.
4. Предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации по кредитам и займам для субъектов инновационной деятельности, генерирующих свой доход за счет использования нематериальных активов, поставленных на баланс, МСП.
5. Предоставление грантов на обучение, профессиональную переподготовку, повышение квалификации, проведение стажировок в сфере управления правами на объекты интеллектуальной собственности.
Получателями указанной поддержки могут являться специалисты частных и государственных компаний, образовательных и научных учреждений, физические лица.
6. Информационная и консультационная поддержка (в том числе оказание юридической помощи) в вопросах правовой охраны РИД, обеспечение доступа к патентным базам данных (в том числе через ЦПТИ и ЦТТ), а также информации о действующих механизмах государственной поддержки инновационной деятельности. Указанные мероприятия могут реализовываться путем создания "Горячей линии" для МСП, которая позволит получать информацию о том, куда обращаться по вопросам получения соответствующей поддержки, в том числе в сфере интеллектуальной собственности. Популяризация изобретательской деятельности в регионе (в том числе путем проведения научно-технических, экономических и методических мероприятий (форумов, симпозиумов, конференций, семинаров, выставок, конкурсов) по вопросам интеллектуальной собственности).
7. Механизмы морального и материального поощрения разработчиков и авторов, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере интеллектуальной собственности - вручение наград, присвоение почетных званий, вручение премий и вознаграждений.
8. Комплектование (повышение качества пополнения) библиотечных фондов (в том числе школьных библиотек) периодической и специальной литературой по вопросам изобретательства, рационализаторства, рынка интеллектуальной собственности и коммерциализации РИД и нематериальных активов.
9. Повышение квалификации кадров организаций инновационной сферы, МСП в целях эффективного управления правами на РИД в области использования патентной информации для повышения эффективности инвестиционных проектов, правильного оформления секретов производства (ноу-хау), заявок на патенты и товарные знаки, использования коллективных товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, формирования "сильных патентов", постановки нематериальных активов на учет и защиты интеллектуальной собственности.
Кроме того, возможно создание института уполномоченного по вопросам интеллектуальной собственности.
Также могут использоваться иные механизмы финансовой и нефинансовой поддержки.
Реализация указанных функций возможна как самим Уполномоченным органом, так и специализированной организацией в случае передачи ей соответствующих полномочий при необходимости отраженных в нормативно-правовых документах субъекта Российской Федерации или Уполномоченного органа.
10. Поддержка защиты средств индивидуализации, формирования
региональных брендов
Эффективное использование средств индивидуализации может обеспечить существенный вклад в развитие региональной экономики, повысить узнаваемость и конкурентоспособность продукции, производимой в субъекте Российской Федерации. В связи с изложенным регионам рекомендуется поддерживать создание и использование средств индивидуализации (товарные знаки и наименования мест происхождения товаров (далее - НМПТ), отражающих связь производителя или продукции с территорией (региональные бренды).
Необходимым условием для формирования регионального бренда является государственная регистрация средств индивидуализации.
Возможны несколько механизмов формирования и использования региональных брендов:
1. Стимулирование предпринимательских сообществ регистрировать НМПТ с поддержкой (в первую очередь информационной, а также, возможно, финансовой) их дальнейшего использования, содействия выведению на зарубежные рынки продукции с соответствующей маркировкой.
Указанный механизм может являться наиболее эффективным с точки зрения продвижения региональных брендов. В то же время, продукция, в отношении которой может быть зарегистрирован НМПТ, должна соответствовать установленным законодательством критериям - обладать особыми свойствами, исключительно или главным образом определяемыми характерными для данного географического объекта (в данном случае городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта) природными условиями и (или) людскими факторами. Таким образом, деятельность по созданию региональных брендов может начать осуществляться путем выявления продукции и соответствующих факторов, а в последствии содействия предпринимательскому сообществу в создании НМПТ, регистрации в Роспатенте, а также на зарубежных рынках, продвижении соответствующей продукции.
2. Содействие созданию и регистрации коллективных знаков.
Коллективный знак может быть зарегистрирован на добровольное объединение юридически самостоятельных субъектов (юридических лиц и (или) граждан, осуществляющие предпринимательскую деятельность), создание которого не противоречит законодательству Российской Федерации, и являться товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами, и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Указанное объединение лиц при регистрации коллективного знака получают право маркировать производимые или реализуемые ими товары коллективным знаком. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.
Таким образом, возможна регистрация коллективных товарных знаков сообществами производителей, расположенных в регионе, указанными едиными характеристиками может являться - произведенная в регионе продукция и определенные ее свойства.
Механизмы стимулирования и поддержки соответствующей продукции Уполномоченным органом аналогичны механизмам поддержки создания НМПТ.
3. Создание Уполномоченным органом товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего субъекту Российской Федерации, (товарный знак региона) в целях идентификации и популяризации товаров и услуг региона, а также предоставление права его использования товаропроизводителям региона по определенному Должностным лицом или Уполномоченным органом принципу.
Для предоставления права использования товарного знака региона возможно создание коллегиального органа на уровне субъекта Российской Федерации при Должностном лице или Уполномоченном органе, утвердив порядок ее деятельности, присвоения, приостановления и отзыва права использования соответствующего товарного знака, контроля за его использованием. Основными условиями для получения права использования товарного знака региона являются размещение производства на территории региона и использование регионального сырья, а также отечественного сырья и/или сырья, произведенного в странах Таможенного союза.
Данный механизм может быть менее эффективным, в связи с тем, что требует задействования существенных административных ресурсов, возможно, финансовых ресурсов, а также систематической деятельности по контролю качества продукции.
Субъектам Российской Федерации целесообразно уделять внимание качеству производимой продукции, в первую очередь в отношении механизма "товарного знака региона", находящемуся в их непосредственном ведении. Указанное позволит контролировать и формировать положительную репутацию региональных брендов.
Также рекомендуется сформировать Программу создания и управления региональными брендами в субъекте Российской Федерации, которая может включать в себя реализацию следующих программных мероприятий:
- определение целей и задач создания региональных брендов;
- выявление ключевых исторических, культурных, природных, географических и др. преимуществ региона;
- анализ рынка, определение возможностей и потребностей региональных товаропроизводителей;
- инвентаризация зарегистрированных органами власти региональных товарных знаков, а также НМПТ, зарегистрированных региональными товаропроизводителями;
- формирование перечня целесообразных для создания, государственной регистрации средств индивидуализации, продукции и товаропроизводителей региона;
- при необходимости создание нормативно-правовой базы по предоставлению использования товарного знака региона;
- реализация мероприятий, направленных на популяризацию среди региональных производителей соответствующих средств индивидуализации;
- поддержка правовой охраны средств индивидуализации региона;
- мониторинг имиджа товарных знаков региона и его популяризация органами власти на общероссийских и международных площадках в том числе в сети Интернет;
- оценка результатов реализации мероприятий по формированию и применению средств индивидуализации.
11. Индикаторы и мониторинг эффективности системы
управления правами на РИД в регионе (порядок отчетности)
Для оценки эффективности системы управления правами на РИД в регионе рекомендуется включать в систему показателей эффективности деятельности Должностного лица и Уполномоченного органа показатели, отражающие эффективность управление правами на РИД в регионе, реализацию политики по поддержке сферы интеллектуальной собственности субъекта Российской Федерации.
При оценке эффективности системы управления правами на РИД в регионе может быть использован следующий набор индикаторов (показателей):
- коэффициент изобретательской активности региона - количество поданных заявок на изобретения за год делится на численность населения того же года и умножается на 10.000 человек. При расчете данного коэффициента также учитываются заявки и на полезные модели;
- индекс относительной патентной защиты региона на среднесрочную перспективу - относительный показатель наряду с определением уровня изобретательской активности данного региона на среднесрочном временном интервале позволяет "взвешивать" его по численности проживающего там населения.
Рассчитывается по формуле:
Арег - количество поданных заявок региона на изобретения (r);
Арос - количество поданных заявок на изобретения в целом по России (R);
Чрег - численность населения в российском регионе (r);
Чрос - численность населения в Российской Федерации (R);
- индекс относительной патентной защиты региона по состоянию на настоящее время - относительный показатель наряду с определением уровня изобретательской активности данного региона на настоящее время позволяет "взвешивать" его по численности проживающего там населения.
Рассчитывается по формуле:
Прег - количество полученных патентов региона на изобретения (r);
Прос - количество полученных патентов в целом по России (R);
Чрег - численность населения в российском регионе (r);
Чрос - численность населения в Российской Федерации (R);
- доля заявок, поданных по процедуре РСТ от общего числа заявок;
- количество региональных брендов;
- численность патентных поверенных в регионе;
- количество договоров по распоряжению исключительным правом, поданным правообладателями - резидентами региона (отчуждение, лицензионный договор);
- количество полученных иностранных патентов вузами и НИИ в расчете на 100 научно-педагогических работников;
- количество созданных малых предприятий, осуществляющих технологические инновации (или удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в отчетном году в общем числе обследованных малых предприятий).
Показатели управления правами на РИД рекомендуется увязать с реализацией Стратегического документа. Также рекомендуется установить ежегодную периодичность проведения мониторинга Уполномоченным органом.
12. Финансовое обеспечение системы управления правами
на РИД в регионе
Финансовое обеспечение рекомендаций по управлению правами на РИД рекомендовано формировать из средств бюджета субъектов Российской Федерации, местного бюджета и планируемыми к привлечению внебюджетных средств. Объемы финансирования рекомендуется корректировать с учетом возможностей регионального и местного бюджетов. Коллегиальному органу (в случае его отсутствия - Уполномоченному органу) рекомендовано обеспечивать меры по целевому и эффективному использованию бюджетных средств, а также общий контроль за их реализацией.
При этом при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета целесообразно учитывать в том числе необходимость осуществления платежей за поддержание правовой охраны в отношении прав на РИД.