3.8. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов
Прогноз в области охраны окружающей среды сформирован с учетом предложений Минприроды России о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы.
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года определены следующие приоритеты экологической политики:
снижение негативного воздействия на окружающую среду;
создание современной системы экологического нормирования, стимулирующей снижение удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов;
сокращение количества отходов производства и потребления, направляемых на размещение, их более активное вовлечение в хозяйственный оборот. Поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;
поэтапная ликвидация накопленного экологического вреда окружающей среде;
создание отраслевых справочников наилучших доступных технологий;
сохранение ландшафтного и биологического разнообразия;
обеспечение учета экологических требований и стандартов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий, увеличение площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями.
Основные показатели прогноза эффективности природоохранной
деятельности на 2017 - 2019 годы
Показатели
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
Объем выбросов, загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года (т)
|
0,32
|
0,31
|
0,31
|
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к 2007 г. (%)
|
93,5
|
92,9
|
92,7
|
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7) (ед.)
|
48
|
47
|
46
|
Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (млн. чел.)
|
18,0
|
17,6
|
17,2
|
Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года (т)
|
79,1
|
77,1
|
75,2
|
Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников (%)
|
75,6
|
75,9
|
76,2
|
Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I - IV класса опасности (%)
|
76,7
|
77,9
|
79,24
|
Доля использованных и обезвреженных твердых коммунальных бытовых отходов в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (%)
|
35,1
|
36,0
|
36,9
|
Объем образованных отходов I - IV класса опасности по отношению к 2007 году (%)
|
45,9
|
46,7
|
47,5
|
Объем образованных отходов (I класс опасности) по отношению к 2007 году (%)
|
96,3
|
97,9
|
99,5
|
Объем образованных отходов I - IV класса опасности, которые не были обезврежены и утилизированы, по отношению к 2007 году, в том числе по классам опасности" (%)
|
13,8
|
16,7
|
13,8
|
Доля водопользователей, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем количестве проверенных водопользователей (%)
|
9,2
|
9,2
|
9,2
|
Доля хозяйствующих субъектов, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в общем количестве проверенных хозяйствующих субъектов (%)
|
13
|
13
|
13
|
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по отношению к 2007 году (%)
|
89
|
95,2
|
98,2
|
Текущие затраты на охрану окружающей среды по отношению к 2007 году (%)
|
185,1
|
197,1
|
209,1
|
Доля сбросов загрязненных сточных вод, приходящихся на крупнейших водопользователей, в общем объеме сбросов сточных вод (%)
|
77,5
|
76,5
|
76
|
Доля территории, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального значения, в общей площади Российской Федерации (%)
|
2,93
|
2,95
|
2,97
|
За счет реализации мероприятий госпрограммы предполагается достичь следующих результатов:
стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий;
создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов;
снижение объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года до 0,31 тонны к 2019 году;
сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 46 к 2019 году;
снижение объема образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года до 75,2 тонны к 2019 году;
улучшение экологических условий жизни для более чем 700 тыс. человек, проживающих на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью;
отмена мер государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды в отношении объектов хозяйственной деятельности, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду;
развитие рынка экологических товаров и услуг;
создание условий для формирования индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;
рост доли площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального значения до 2,97 процента;
рекультивация и экологическая реабилитация 172,5 тыс. га земель, подверженных негативному влиянию накопленного экологического вреда окружающей среде;
ликвидация отходов и иных загрязнений на объектах накопленного экологического вреда окружающей среде до 304,8 млн. тонн;
охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.
Прогноз развития минерально-сырьевой базы и воспроизводства
минеральных ресурсов
В соответствии со стратегией развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года основными задачами геологической отрасли являются:
воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, создания минерально-сырьевых основ социально-экономического развития регионов Российской Федерации и обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности;
изучение территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики для геологического обеспечения различных отраслей экономики страны и ее геополитических интересов;
охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики;
оценка и прогноз состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и явлениям.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы
Общие затраты федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ в 2015 году составили 22442,2 млн. рублей.
Затраты внебюджетных источников на воспроизводство минерально-сырьевой базы составили 284600 млн. рублей, в том числе на углеводороды - 250 000 млн. рублей, на твердые полезные ископаемые - 34600 млн. рублей.
Работами общегеологического назначения получен прирост геологической изученности территории Российской Федерации в масштабе 1:1 000 000 - 1 365 тыс. кв. км, в масштабе 1:200 000 - 82 тыс. кв. километров.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и решением Правительства Российской Федерации в августе 2015 г. в Комиссию ООН по границам континентального шельфа направлено "Частично пересмотренное представление Российской Федерации в отношении континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане".
Заявка была рассмотрена на пленарном заседании Комиссии в г. Нью-Йорке в I квартале 2016 г. и принята к дальнейшему изучению в рамках работы 41 сессии Комиссии, проходившей 8 - 12 августа 2016 года.
Геологоразведочными работами на нефть и газ за счет средств федерального бюджета в 2015 году локализованы ресурсы углеводородов категории D1лок 6 900 млн. тонн условного топлива.
В результате работ недропользователей открыто 54 месторождения углеводородного сырья. Прирост запасов категории A+B+C1 (с учетом переоценки) составляет: нефти и конденсата - 730 млн. тонн, газа - 1 095 млрд. куб. м при их добыче из недр соответственно 527 млн. тонн и 554 млрд. куб. метров.
Геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые в 2015 году за счет федерального бюджета проводились на 48 видов полезных ископаемых. Получены приросты прогнозных ресурсов угля, урана, неметаллических полезных ископаемых, а также черных, цветных, редких и благородных металлов.
Приоритетными направлениями геологоразведочных работ на 2017 - 2019 годы являются:
по углеводородному сырью:
продолжение реализации Программы геологического изучения и лицензирования Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия);
продолжение реализации Программы параметрического бурения в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия);
продолжение работ по физической ликвидации экологически и технически опасных скважин нераспределенного фонда недр;
по твердым полезным ископаемым:
концентрация работ в пределах ранее обоснованных центров экономического роста с использованием программно-ориентированных принципов планирования;
увеличение объемов геолого-разведочных работ на территории Дальневосточного региона;
усиление работ на стратегические и дефицитные виды минерального сырья;
сохранение достигнутых темпов работ и выполнение международных обязательств по изучению Мирового океана, имеющих важное геополитическое значение.
Прогнозные показатели развития минерально-сырьевой базы и воспроизводства минеральных ресурсов на 2017 - 2019 годы приведены в таблице "Основные показатели прогноза эффективности природоохранной деятельности на 2017 - 2019 годы".
В дальнейшем будет проводиться корректировка показателей государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" в части показателей, относящихся к менее востребованным видам сырья, таким как молибден, олово, железо и другие.
Водные ресурсы
В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года основными задачами, определяющими направления развития водохозяйственного комплекса, являются:
повышение рациональности использования водных ресурсов за счет сокращения потерь воды в системах жилищно-коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса, снижение удельного объема водопотребления в технологических процессах промышленных предприятий и внедрение водосберегающих технологий, в том числе посредством применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативное изъятие водных ресурсов и полного обеспечения указанных систем приборами инструментального учета воды;
ликвидация локальных вододефицитов в ряде регионов за счет строительства и реконструкции гидроузлов водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения их водоотдачи, а также за счет увеличения объемов использования водных ресурсов из подземных источников;
сохранение и восстановление водных объектов через снижение антропогенной нагрузки на них (в том числе путем строительства и модернизации очистных сооружений, применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ), а также за счет экологической реабилитации водных объектов;
предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущерба от наводнений, в том числе путем регулирования режимов использования паводкоопасных территорий, расширения полномочий субъектов Российской Федерации в части проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, а также путем обеспечения высокого уровня безопасности и сокращения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений;
совершенствование системы государственного управления на основе реализации бассейнового принципа управления в сфере водных отношений (бассейновых советов) и закрепления за органами местного самоуправления полномочий по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности (преимущественно малые реки) и расположенных на территориях муниципальных образований;
развитие системы государственного мониторинга водных объектов посредством расширения государственной наблюдательной сети, модернизации приборной и лабораторной базы, методов прогнозирования, автоматизации процессов сбора, обработки и передачи информации;
проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполнение экспериментальных проектов, обеспечивающих выработку современных методик, механизмов нормативно-правового, технического, технологического и информационного обеспечения развития водохозяйственного комплекса;
кадровое обеспечение водохозяйственного комплекса на основе совершенствования системы управления подготовкой кадров, переоснащения учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, формирования новых направлений и специальностей, разработки и внедрения новых образовательных стандартов и программ обучения, соответствующих потребностям развития водного хозяйства, а также на основе создания системы стимулов для привлечения и закрепления в отрасли специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;
просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов через реализацию комплекса информационно-коммуникационных мероприятий (с использованием доступных и распространенных технологий по связям с общественностью) и развитие многостороннего диалога всех заинтересованных участников.
Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охраной водных объектов, в том числе реализацией мер и внедрением механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод, а также снижению негативного воздействия вод и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Основными целями указанной программы являются:
гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Для достижения гарантированного обеспечения водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации планируется решить следующие задачи:
ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;
повышение рациональности использования водных ресурсов.
Для обеспечения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод будут решены следующие задачи:
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
обеспечение населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты с учетом экономической целесообразности строительства таких сооружений на основе оценки и сопоставления альтернативных издержек.
Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития Российской Федерации и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса предусматривается выполнение следующих мероприятий:
ликвидация дефицитов и повышение рациональности использования водных ресурсов;
защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов;
сокращение негативного антропогенного воздействия и экологическая реабилитация водных объектов.
В период с 2017 по 2019 год предусматривается реализация инвестиционных проектов. Кроме того, в указанный период планируется ежегодно направлять бюджетные ассигнования на реконструкцию не менее 8 гидротехнических сооружений (ГТС) на действующих водохранилищах с целью повышения водоотдачи и обеспечения их работы на проектных мощностях.
Также предполагается возведение (реконструкция) сооружений инженерной защиты.
Важной задачей, требующей решения, является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Для решения проблемы приведения аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние в рамках упомянутой Федеральной целевой программы до 2020 года предусмотрен капитальный ремонт 1 876 гидротехнических сооружений.