3.6. Связь

3.6. Связь

Объем услуг связи, оказанный организациями всех видов деятельности, в 2015 году составил 1 711,3 млрд. рублей. При этом впервые не был достигнут уровень прошлого года (снижение 0,4%). Большая доля объема услуг (53,3%) была оказана населению.

На снижение темпов роста услуг связи в основном повлияли сложная общеэкономическая ситуация, снижение уровня доходов населения и корпоративной активности.

В структуре услуг связи, оказанных операторами-лицензиатами, по итогам 2015 года 34,5% приходится на подвижную электросвязь, 23,3% - на документальную связь, 7,9% - на местную телефонную связь и услуги таксофонов, 8,5% - на почтовую и спецсвязь, 4% - на междугородную, внутризоновую и международную телефонную связь.

В 2016 году объем услуг связи всех видов деятельности оценивается на уровне 1 722,5 млрд. рублей (снижение на 2%).

В условиях базового варианта объем услуг связи по всем видам деятельности в 2019 году достигнет 1 779,5 млрд. рублей (снижение 3,2%).

Основными ограничениями роста объема услуг связи будут:

сдержанный рост доходов населения и корпоративной активности;

неравномерность развития инфраструктуры связи;

нехватка радиочастотного ресурса, необходимого для внедрения новых инфокоммуникационных технологий;

недостаточное развитие инфраструктуры почтовой связи, препятствующее внедрению новых современные сервисов.

В прогнозный период будут решаться задачи, связанные с повышением доступности услуг связи и улучшением их качества.

Продолжатся работы по:

устранению цифрового неравенства;

обновлению группировки гражданских спутников систем связи и вещания государственного назначения;

развитию инфраструктуры почтовой связи;

разработке качественного отечественного телекоммуникационного оборудования.

В структуре услуг связи операторов-лицензиатов в прогнозный период сохранятся тенденции увеличения доли документальной, почтовой связи, радиосвязи и услуг по присоединению и пропуску трафика с одновременным снижением доли фиксированной телефонной связи (местной, междугородной, внутризоновой и международной) и подвижной связи.

Рост (снижение) объема услуг связи, %

2015 год
отчет
2016 год
оценка
2017 год
2018 год
2019 год
2019 год к 2015 году, %
прогноз
Темп роста объема услуг связи
-0,4
-2,0
-2,1
-0,8
1,8
-3,2
Темп роста почтовой связи
-3,3
7,1
3,8
3,8
3,9
19,9
Темп роста междугородной, внутризоновой, международной связи
-23,6
-21,2
-17,9
-16,6
-15,8
-54,6
Темп роста местной телефонной связи
-7,1
-7,7
-7,8
-7,8
-7,9
-27,7
Темп роста документальной электросвязи
20,1
-1,4
1,3
3,4
6,6
9,9
Темп роста подвижной связи
-8,9
-1,6
-1,5
-1,4
-1,4
-5,8
Темп роста радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи
6,2
5,9
5,5
5,1
5,0
23,3
Темп роста услуг по присоединению и пропуску трафика
0,8
0,1
0,4
0,5
0,6
1,6

Доступность услуг подвижной связи, интенсивное развитие услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации (IP-телефония) способствуют снижению потребности абонентов в услугах фиксированной телефонной связи.

Наибольшая доля в общем объеме услуг связи сохранится за подвижной связью, которая в 2019 году приблизится к 28,5 процента. Вместе с тем темпы роста объема услуг подвижной связи будут ежегодно снижаться и в 2019 году составят 94,2% от уровня 2015 года. Ожидается, что число абонентов, подключенных к сетям подвижной радиотелефонной связи, будет ежегодно сокращаться и в 2019 году составит 276,6 млн. единиц (97,4% к уровню 2015 года). При этом прогнозируется увеличение числа корпоративных клиентов, в том числе за счет развития сегмента M2M (Machine to Machine).

Одновременное снижение темпов роста доходов от услуг подвижной связи вызвано, кроме прочего, изменениями, введенными в методологию учета доходов от предоставления доступа к сети Интернет через сети подвижной радиотелефонной связи: с I квартала 2014 г. указанные доходы отражаются в доходах от документальной электросвязи.

В структуре услуг связи доля услуг документальной электросвязи возрастет с 23,3% до 26,9 процента. Этому будет способствовать увеличение абонентской базы пользователей широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сети Интернет) и рост трафика.

Структура услуг связи (базовый вариант), %

Виды услуг связи
2015 год
2019 год
Объем услуг связи
100
100
в том числе:
почтовая связь
8,6
11,2
междугородная и международная телефонная связь
3,9
2,2
местная телефонная связь
7,8
5,9
документальная электросвязь
23,3
26,9
подвижная электросвязь
34,5
28,5
радиосвязь, радиовещание, телевидение, спутниковая связь и проводное вещание, услуги радиочастотных центров
5,8
7,8
по присоединению и пропуску трафика
16,1
17,4

К 2019 году по сравнению с 2015 годом число активных абонентов фиксированного широкополосного доступа сети Интернет возрастет почти на 23%, а число активных абонентов подвижной радиотелефонной связи, использующих услуги доступа к сети Интернет с заявленной скоростью более 256 кбит/с, возрастет почти на 9 процентов.

Развитие мобильной связи и снижение заинтересованности потребителей в использовании средств фиксированной связи приведут к снижению плотности телефонных аппаратов на 100 человек населения с 24,8 ед. в 2015 году до 23,6 ед. в 2019 году.

Инвестиционная деятельность отрасли будет направлена на удовлетворение потребностей населения и компаний в современных услугах связи, а также обеспечение бесперебойности и повышение отказоустойчивости работы сети.

Общий объем инвестиций в основной капитал операторов связи в 2017 - 2019 годах составит 872,7 млрд. рублей.

Основными источниками инвестиционных вложений будут амортизация; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий; привлеченные средства, в том числе кредиты банков.

Продолжится модернизация оборудования связи, вследствие чего в прогнозный период ожидается введение в эксплуатацию около 1,3 млн. номеров фиксированной телефонной связи; 37,9 млн. номеров подвижной электросвязи; 6 тыс. каналов междугородных и международных телефонных станций; 532,6 тыс. км радиорелейных и междугородных кабельных линий связи.

Вместе с тем вследствие необходимости осуществления капитальных расходов, связанных с исполнением Федерального закона от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", ранее запланированные совокупные инвестиции отрасли в развитие основных средств (строительство линий связи, введение в эксплуатацию средств связи) могут сократиться до нуля.

В почтовой отрасли основной объем инвестиций будет направлен на совершенствование почтовой логистики, развитие транспортной и информационно-технологической инфраструктуры, а также на модернизацию объектов почтовой связи: обновление транспортного парка, внедрение современных информационных систем в производственную деятельность, реконструкцию отделений почтовой связи.

В рамках развития перспективных направлений коммерческой деятельности ФГУП "Почта России" планирует осуществить инвестиционные вложения в развитие новых финансовых услуг в безналичной форме, разработку и запуск услуги директ-мейл, внедрение дополнительных сервисов в посылочном сегменте.

ФГУП "Почта России" планирует направить на инвестиции в основной капитал в 2016 - 2019 годах более 108,4 млрд. рублей.

В прогнозный период будет продолжено обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения.

Проекты по строительству космических аппаратов реализуются в соответствии со Стратегией развития ФГУП "Космическая связь" на период до 2020 года.

К концу 2015 года группировку космических аппаратов ФГУП "Космическая связь" составляли 13 космических аппаратов в 11 орбитальных позициях: 9 спутников серии "Экспресс-АМ" ("Экспресс-АМ8", "Экспресс-АМ44", "Экспресс-АМ7", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ2", "Экспресс-АМ22", "Экспресс-АМ33", "Экспресс-АМ3", "Экспресс-АМ5"), 1 спутник серии "Экспресс-А" ("Экспресс-А4"), 1 спутник серии "Экспресс-АМУ" ("Экспресс-АМУ1"), 2 спутника серии "Экспресс-АТ" ("Экспресс-АТ1", "Экспресс-АТ2").

С запуском космических аппаратов "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" ФГУП "Космическая связь" приступило к эксплуатации собственной спутниковой системы высокоскоростного доступа. Использование Ка-диапазона позволит впервые создать в России сеть спутниковой связи для доступа в Интернет с суммарной пропускной способностью, многократно превышающей возможности существующих сетей VSAT.

ФГУП "Космическая связь" в полном объеме завершило работы по Федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" в части создания, запуска и ввода в эксплуатацию космических аппаратов "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМ8".

ФГУП "Космическая связь" успешно завершило реализацию Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы в части создания космических комплексов системы фиксированной связи, подвижной президентской связи и теле- радиовещания с космическими аппаратами на геостационарной орбите ("Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7", "Экспресс-АМ8" и "Экспресс-АМУ1") и создания космического комплекса для непосредственного телерадиовещания с космическими аппаратами "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2".

Введенные в эксплуатацию космические аппараты обеспечивают новые возможности и высокое качество услуг пользователям как на территории Российской Федерации, так и на территории стран Европы, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока, Африки и Азии.

В 2016 году планируется начать строительство космических аппаратов "Экспресс-103" и "Экспресс-80". Запуск спутников предполагается осуществить одним комплектом средств выведения во II квартале 2019 года. Ввод спутников в эксплуатацию запланирован в IV квартале 2019 года. КА "Экспресс-80" будет размещен в орбитальной позиции 80° в. д., а "Экспресс-103" - в орбитальной позиции 103° восточной долготы.

ОАО "Газпром космические системы" планирует осуществить в 2018 году запуск спутника "Ямал-601" для замены действующего спутника "Ямал-202".

При улучшении макроэкономической ситуации, повышении уровня жизни населения в условии варианта "базовый+" объем услуг связи в 2019 году составит 1 939 млрд. рублей, что выше уровня 2015 года на 6,2 процента.

Основные тенденции развития услуг связи сохранятся при снижении темпов роста.

Информационные технологии

Объем рынка информационных технологий в 2015 году составил 740 млрд. рублей, что на 8,8% ниже уровня предыдущего года в сопоставимых ценах.

Большая часть объема рынка информационных технологий пришлась на рынок аппаратных средств - 56,4 процента. Рынок программных средств составил 19,3%, рынок услуг - 24,3 процента.

В 2016 году объем рынка информационных технологий оценивается в размере 747,4 млрд. рублей (снижение на 1,7%).

Факторами, ограничивающими развитие информационных технологий, являются:

уровень платежеспособного спроса населения и предпринимательской активности;

дефицит кадров;

недостаточный уровень подготовки специалистов;

недостаточно высокая популярность профессий отрасли информационных технологий;

недостаточное количество исследований мирового уровня, ведущихся в стране в области информационных технологий;

недостаточный спрос со стороны государства;

слабое использование возможностей государственно-частного партнерства в области обучения и исследований.

При развитии экономики по базовому варианту в 2019 году объем рынка информационных технологий достигнет 841,5 млрд. рублей (снижение 2,6%). Объемы продаж будут расти в соответствии с ростом потребительского спроса, доходов населения, рыночной активности.

Прогноз темпов роста рынка информационных технологий, %

2015 год
отчет
2016 год
оценка
2017 год
2018 год
2019 год
2019 год к 2015 году, %
прогноз
Объем рынка информационных технологий,
-8,8
-1,7
-0,7
0,1
-0,4
-2,6
в том числе:
объем рынка аппаратных средств
-8,9
-1,7
0
0,1
0,1
-1,4
объем рынка программных средств
0,8
-1,7
0,4
1,2
1,5
1,5
объем рынка услуг
-4,6
-1,7
0,1
0,2
0,2
-1,2

Дальнейший характер развития отечественной ИТ-отрасли будет обусловлен совокупностью мировых и локальных тенденций. Среди них: рост спроса на "умные устройства" и интернет-сервисы, дальнейшее внедрение ИТ-систем в управление бизнесом, автоматизация госсектора.

Продолжится внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики и уровень обороноспособности страны. Масштабное распространение информационных технологий предполагается в здравоохранении, образовании, науке, культуре, обеспечении безопасности, промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, финансовой сфере.

Наибольший потенциал имеет сегмент разработки программных продуктов. В условиях базового варианта рынок программных средств будет развиваться наиболее высокими темпами по сравнению с другими составляющими рынка информационных технологий и в 2019 году возрастет на 1,5 процента. Вместе с тем доля рынка программных средств в общем объеме рынка информационных технологий по сравнению с 2015 годом увеличится незначительно. Для стимулирования успешного развития этого сегмента необходимо развитие бизнес-навыков, предпринимательской инициативы и умения создавать и успешно продавать рыночные продукты.

Большое внимание будет уделено импортозамещению в сфере программного обеспечения. Предполагается активное внедрение отечественных разработок, особенно в органах государственной власти.

Сегмент системной интеграции и дистрибуции будет продолжать расти, поскольку внутри страны будет увеличиваться спрос на информационные технологии.

Перспективными направлениями развития информационных технологий станут: облачные вычисления, мобильные приложения, информационная безопасность, новые человеко-машинные интерфейсы, нейротехнологии.

Продолжится рост объема программного обеспечения для мобильных устройств, что связано с массовым увеличением спроса на смартфоны и мобильные устройства.

В структуре рынка информационных технологий в условиях базового варианта к 2019 году будут происходить изменения в сторону увеличения доли рынка услуг и доли рынка программных средств при снижении доли аппаратных средств.

Развитию отрасли будут способствовать реализация Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года и реализация мероприятий, предусмотренных "дорожной картой" "Развитие отрасли информационных технологий".

Структура рынка информационных технологий, %

Виды услуг связи
2015 год
2019 год
Объем рынка информационных технологий,
100
100
в том числе:
рынок аппаратных средств
56,4
55
рынок программных средств
19,3
19,4
рынок услуг
24,3
25,6

Важнейшими задачами развития отрасли в прогнозный период станут:

развитие исследований и разработок в области информационных технологий;

развитие инфраструктуры, в том числе реализация комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий";

развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области информационных технологий;

совершенствование институциональных условий ведения бизнеса в области информационных технологий;

создание информационно-аналитической базы для развития отрасли.

Государственная поддержка сектора будет осуществляться в рамках подпрограммы "Информационное государство" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", которая направлена на развитие электронного правительства, повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий, развитие сервисов на основе информационных технологий в образовании, науке и культуре, поддержке региональных проектов в сфере информационных технологий.

С учетом развития экономики по варианту "базовый+" сохранится действующая система регулирования сектора и уровень использования информационных технологий потенциальными потребителями. На рынках информационных технологий ожидается восстановление объемов продаж вследствие роста потребительского спроса, рыночной активности и уровня заработной платы. Объем рынка информационных технологий составит 97,9% от уровня 2015 года. Тенденции в изменении структуры будут соответствовать базовому варианту.