1.1. Описание вариантов прогноза
Прогноз разработан в составе трех основных вариантов - базового, "базового+" и целевого.
Основные варианты прогноза базируются на предположении о продолжении антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков. Прогноз базируется на гипотезе о сохранении макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств.
Прогноз разработан исходя из единой для всех вариантов гипотезы развития мировой экономики со среднегодовым темпом роста в 2016 году на уровне 2,9% и последующим ускорением роста до 3,3% в 2017 году и 3,6% - в 2018 - 2019 годах.
Базовый вариант рассматривает развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических и иных условий и характеризуется сохранением сдержанной бюджетной политики.
Вариант отражает консервативный сценарий развития, имеет статус консервативного варианта прогноза и не предполагает кардинального изменения модели экономического роста.
Базовый вариант разработан исходя из достаточно низкой траектории цен на нефть марки "Юралс": на уровне 41 доллара США за баррель в 2016 году и стабилизации на уровне 40 долларов США за баррель на протяжении всего прогнозного периода. Подобная оценка уровня цен на нефть является консервативной, так как она существенно ниже текущего консенсус-прогноза цен на нефть. Предполагается существенное увеличение объемов экспорта нефти - почти на 21 млн. тонн к 2019 году по сравнению с 2016 годом при одновременном увеличении доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 34,8% в ценах 2015 года.
В условиях ограниченных финансовых возможностей и медленного восстановления экономики основные социальные параметры будут характеризоваться сдержанной динамикой, при этом предусматривается обязательное исполнение минимальных социальных обязательств государства. В этих условиях оборот розничной торговли также будет восстанавливаться умеренными темпами - до 1,8% в 2019 году. В условиях сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики инфляция снизится до 5,8% в 2016 году (в годовом исчислении), а по итогам 2017 года достигнет 4,0% и сохранится на этом уровне до конца прогнозного периода.
К середине 2017 года ожидается стабилизация инвестиционной активности. В 2018 году рост инвестиций возобновится. Среднегодовой прирост инвестиций в 2018 - 2019 годах составит 1,3% и будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне сокращения государственных инвестиционных расходов.
Чистый отток капитала увеличится с 18 млрд. долларов США в 2016 году до 25 млрд. долларов США к концу прогнозного периода.
Подходы к бюджетной политике в целом консервативны и не отличаются по вариантам прогноза. Федеральный бюджет, по оценке Минэкономразвития России, будет дефицитным на протяжении всего периода 2016 - 2019 годов во всех вариантах прогноза. С целью финансирования дефицита потребуются использование средств бюджетных фондов, привлечение внутренних и внешних заимствований, приватизация государственного имущества.
В 2016 году падение ВВП замедлится до 0,6%, и уже к концу года в экономике предполагается переход от стагнации к восстановлению экономического роста. В 2017 году темп роста ВВП перейдет в положительную область и составит 0,6%, в 2018 году темп роста ВВП повысится до 1,7%, в 2019 году - до 2,1 процента.
Вариант "базовый+" рассматривает развитие российской экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях и основывается на траектории умеренного роста цен на нефть "Юралс" до 48 долларов США за баррель в 2017 году, 52 доллара США за баррель в 2018 году и 55 долларов США за баррель в 2019 году.
В социальной сфере данный вариант прогноза предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет восстанавливаться по мере ускорения роста доходов, а также за счет расширения потребительского кредитования. В 2019 году рост оборота розничной торговли повысится до 3,5%, объема платных услуг населению - до 2,8 процента.
На фоне более активного восстановления потребительского спроса замедление инфляции будет умеренным: по итогам 2017 года инфляция снизится до 4,5%, а в 2018 - 2019 годах до 4,3% и 4,1% соответственно.
Чистый отток капитала из частного сектора будет сокращаться и к 2019 году составит 15 млрд. долларов США.
На фоне роста цен на нефть, укрепления курса рубля и более благоприятной внешней конъюнктуры инвестиции в основной капитал будут восстанавливаться более быстрыми темпами. Среднегодовой прирост инвестиций в 2017 - 2019 годах составит 2,9% в год при опережающем росте инвестиций отраслей инфраструктурного сектора и частных инвестиций.
За счет более высокой цены на нефть в варианте "базовый+" величина нефтегазовых доходов федерального бюджета будет заметно выше, что позволит обеспечить достижение сбалансированного федерального бюджета.
Восстановление экономики в условиях варианта "базовый+" будет характеризоваться более высокими темпами: 1,1% - в 2017 году, 1,8% - в 2018 году, 2,4% - в 2019 году.
Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Предполагается в среднесрочной перспективе выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности. В результате, оборот розничной торговли после умеренного роста на 1,5 - 2,3% в 2017 - 2018 годах ускорится до 5,3% в 2019 году.
Инфляция достигнет уровня 3,9% по итогам 2018 года. В 2019 году инфляция сохранится на уровне 2018 года на фоне повышенного потребительского спроса.
Внешние условия сохраняются на уровне варианта "базовый+", но для достижения намеченных целевых параметров будет необходим переход экономики на инвестиционную модель развития. Это предполагает сдерживание в первые годы прогнозного периода роста расходов на потребление и снижение различных видов издержек для бизнеса.
Экспорт товаров будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовых вариантах, темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта превысят темпы роста экспорта в целом и составят в среднем 4,9% в 2017 - 2019 годах в реальном выражении. Объем несырьевого неэнергетического экспорта в стоимостном выражении будет ежегодно увеличиваться на 9 процентов. В структуре импорта будет увеличиваться доля инвестиционных товаров, при этом инвестиционный импорт будет расти опережающими темпами.
Постепенное оживление экономики в прогнозный период будет способствовать улучшению делового климата, что будет проявляться в сокращении чистого оттока капитала вплоть до его полного прекращения к 2019 году.
Новая экономическая модель предполагает активную инвестиционную политику. Создание инвестиционного ресурса и условий для трансформации сбережений в инвестиции, увеличение склонности к инвестированию путем реализации макроэкономических и регуляторных мер, направленных на повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды, приведут к повышению темпов роста инвестиций в основной капитал в 2017 - 2019 годах в среднем до 5,2% в год при опережающем росте частных инвестиций и инвестиций в отрасли инфраструктурного сектора.
Начиная с 2017 года, при условии постепенного снижения процентных ставок, что благоприятно отразится на кредитовании бизнеса, с учетом осуществления и начала реализации новых крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы роста ВВП достигнут 4,4% в 2019 году, что на 2,3 п. п. выше по сравнению с базовым вариантом.
Основные показатели прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2017 - 2019 годы
2015 год отчет
|
2016 год оценка
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
|
прогноз
|
|||||
Цены на нефть "Юралс" (мировые), долларов США за баррель
|
|||||
базовый
|
51,2
|
41
|
40
|
40
|
40
|
"базовый+"
|
51,2
|
41
|
48
|
52
|
55
|
целевой
|
51,2
|
41
|
48
|
52
|
55
|
Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю
|
|||||
базовый
|
12,9
|
5,8
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
"базовый+"
|
12,9
|
5,8
|
4,5
|
4,3
|
4,1
|
целевой
|
12,9
|
5,8
|
4,3
|
3,9
|
3,9
|
Валовой внутренний продукт, %
|
|||||
базовый
|
-3,7
|
-0,6
|
0,6
|
1,7
|
2,1
|
"базовый+"
|
-3,7
|
-0,6
|
1,1
|
1,8
|
2,4
|
целевой
|
-3,7
|
-0,6
|
1,8
|
3,0
|
4,4
|
Инвестиции в основной капитал, %
|
|||||
базовый
|
-8,4
|
-3,7
|
-0,5
|
0,9
|
1,6
|
"базовый+"
|
-8,4
|
-3,7
|
1,5
|
2,8
|
4,4
|
целевой
|
-8,4
|
-3,7
|
3,5
|
5,5
|
6,5
|
Промышленность, %
|
|||||
базовый
|
-3,4
|
0,4
|
1,1
|
1,7
|
2,1
|
"базовый+"
|
-3,4
|
0,4
|
1,6
|
2,3
|
2,7
|
целевой
|
-3,4
|
0,4
|
2,2
|
3,0
|
3,7
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения, %
|
|||||
базовый
|
-4,3
|
-5,6
|
0,2
|
0,5
|
0,8
|
"базовый+"
|
-4,3
|
-5,6
|
1,2
|
1,8
|
2,2
|
целевой
|
-4,3
|
-5,6
|
0,9
|
1,5
|
3,4
|
Реальная заработная плата работников организаций, %
|
|||||
базовый
|
-9,0
|
0,3
|
0,4
|
2,0
|
1,6
|
"базовый+"
|
-9,0
|
0,3
|
1,7
|
3,1
|
2,8
|
целевой
|
-9,0
|
0,3
|
1,2
|
2,6
|
4,3
|
Оборот розничной торговли, %
|
|||||
базовый
|
-10,0
|
-4,6
|
0,6
|
1,1
|
1,8
|
"базовый+"
|
-10,0
|
-4,6
|
2,0
|
2,7
|
3,5
|
целевой
|
-10,0
|
-4,6
|
1,5
|
2,3
|
5,3
|
Экспорт - всего, млрд. долларов США
|
|||||
базовый
|
341,5
|
279,0
|
284
|
290
|
297
|
"базовый+"
|
341,5
|
279,0
|
315
|
344
|
370
|
целевой
|
341,5
|
279,0
|
316
|
347
|
376
|
Импорт - всего, млрд. долларов США
|
|||||
базовый
|
193,0
|
186,7
|
194
|
200
|
207
|
"базовый+"
|
193,0
|
186,7
|
207
|
224
|
241
|
целевой
|
193,0
|
186,7
|
207
|
226
|
247
|
Темпы роста ВВП увеличиваются в 2017 году до 1,8%, в 2018 году - до 3 процентов.
Для достижения целевых параметров социально-экономического развития требуется проведение значительных структурных преобразований в рамках бюджетной политики, предполагающих наряду с оптимизацией и повышением эффективности, рост производительных расходов, обеспечивающих макроэкономическую эффективность бюджетных расходов.
Базовый вариант предлагается использовать для разработки параметров федерального бюджета на 2016 год.