МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 сентября 2024 г. N 552
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЙ О ЗАЩИТЕ
И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", пунктом 5 и абзацем первым пункта 11 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439, абзацем третьим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, приказываю:
Утвердить прилагаемую методику оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации "Налоговый вычет для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
Утверждена
приказом Минэкономразвития России
от 2 сентября 2024 г. N 552
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЙ О ЗАЩИТЕ
И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
I. Общие положения
1. Настоящая методика определяет комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам налоговых льгот, предусмотренных статьями 25.18, 288.4, 382.1, 396.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - налоговые льготы), в форме налогового расхода Российской Федерации "Налоговый вычет для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - налоговый расход) в размере фактически понесенных затрат, по которым Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, исходя из целевых характеристик налогового расхода.
2. При проведении оценки эффективности налогового расхода необходимо исходить из того, что налоговый расход относится к стимулирующим налоговым расходам Российской Федерации.
3. Оценка эффективности налогового расхода включает оценку целесообразности налогового расхода и оценку результативности налогового расхода.
В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налогового расхода, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов Российской Федерации, а также используемой для проведения оценки эффективности налогового расхода, в соответствии с настоящей методикой могут использоваться данные Министерства финансов Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, необходимые для проведения оценки эффективности налогового расхода.
II. Оценка целесообразности налогового расхода
4. Оценка целесообразности налогового расхода проводится по следующим критериям:
соответствие налогового расхода целям государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (далее - государственная программа);
востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговые льготы, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение налоговых льгот, за пятилетний период.
5. В случае соответствия налогового расхода критериям, указанным в пункте 4 настоящей методики, делается вывод о целесообразности налогового расхода.
В случае несоответствия налогового расхода хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 4 настоящей методики, и (или) недостижения положительного значения оценки вклада предусмотренных для плательщиков налоговых льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы, и (или) достижения более высокого показателя результативности применения альтернативного механизма достижения целей государственной программы (далее - альтернативный механизм) по результатам оценки бюджетной эффективности налогового расхода Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Куратор) представляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) налоговых льгот.
6. Востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот рассчитывается по формуле:
где:
К - коэффициент, характеризующий востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот, %;
Nвсп - количество плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговые льготы в i-ом году (на основании информации, представляемой Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила);
Nобщ - количество плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение налоговых льгот в i-ом году (на основании данных реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений, порядок ведения которого установлен Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений, ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2022 г. N 1602 "О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений");
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5.
7. Налоговые льготы считаются востребованными в случае, если значение К больше нуля.
В случае если налоговые льготы действуют менее 5 (пяти) лет, то оценка их востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия налоговых льгот, сумма которых составляет 5 (пять) лет.
III. Оценка результативности налогового расхода
8. В качестве критерия результативности налогового расхода используется показатель (индикатор) достижения целей государственной программы, на значение которого оказывает влияние налоговый расход. Показателем (индикатором) достижения целей государственной программы является показатель федерального проекта "Комплексная поддержка инвестиционных проектов" государственной программы "Количество заключенных соглашений о защите и поощрении капиталовложений".
9. Оценка результативности налогового расхода включает:
оценку вклада предусмотренных для плательщиков налоговых льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы;
оценку бюджетной эффективности налогового расхода;
оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налогового расхода.
10. Оценка вклада предусмотренных для плательщиков налоговых льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы рассчитывается по формуле:
В = Мл - Мбл,
где:
В - вклад предусмотренных для плательщиков налоговых льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы;
Мл - количество заключенных соглашений о защите и поощрении капиталовложений с учетом налоговых льгот в отчетном году (на основании информации Куратора);
Мбл - количество заключенных соглашений о защите и поощрении капиталовложений без учета налоговых льгот в отчетном году (на основании информации Куратора).
11. Вклад предусмотренных для плательщиков налоговых льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы признается положительным при достижении показателем "В" значения больше 1.
12. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налогового расхода осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления налоговых льгот в случае предоставления налоговых льгот и результативности применения альтернативного механизма, включающий сравнение объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативного механизма и объемов предоставленных налоговых льгот в случае предоставления налоговых льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы на 1 рубль налогового расхода и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативного механизма).
В качестве альтернативного механизма рассматривается механизм предоставления меры государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений, предусматривающий возмещение затрат в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
13. Оценка бюджетной эффективности налогового расхода (Е) рассчитывается по формуле:
где:
Lа - количество заключенных соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в рамках которых применен альтернативный механизм в отчетном году;
Lнл - количество заключенных соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в рамках которых предоставлены налоговые льготы в отчетном году;
Vа - объем расходов федерального бюджета в случае применения альтернативного механизма в отчетном году;
Vнл - объем налогового расхода в отчетном году.
Бюджетная эффективность признается положительной при достижении показателем "E" отрицательного значения.
14. Осуществление оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налогового расхода производится в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил.
IV. Формирование выводов по итогам оценки эффективности
налогового расхода
15. Сформированные по итогам оценки эффективности налогового расхода выводы должны включать в себя:
выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода;
выводы о вкладе налогового расхода в достижение целей государственной программы;
выводы о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов.
16. Выводы должны отражать, является ли налоговый расход эффективным или неэффективным.
17. По итогам оценки эффективности налогового расхода паспорт налогового расхода, результаты оценки эффективности налогового расхода и рекомендации по результатам оценки эффективности налогового расхода, включающие рекомендации Министерству финансов Российской Федерации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам налоговых льгот, направляются Куратором в Министерство финансов Российской Федерации ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта), а также размещаются на официальном сайте Куратора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 5 рабочих дней со дня направления уточненных данных в Министерство финансов Российской Федерации.
18. Результаты оценки эффективности налогового расхода должны соответствовать требованиям, определенным Правилами.
19. Рекомендации по результатам оценки эффективности налогового расхода должны содержать обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговых льгот.