МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 июля 2009 г. N д23-2351

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 08.05.2009 N 93-ФЗ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России по вопросу реализации отдельных положений Федерального закона от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 93-ФЗ) сообщает.

1. По вопросу об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, наделенных полномочиями, указанными в пункте 4 статьи 9 Федерального закона N 93-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 93-ФЗ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предназначенных для размещения необходимых для проведения саммита объектов федерального значения:

1) образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете образуемых земельных участков и о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки;

2) образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете образуемых земельных участков и о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки;

3) принятие решений о предоставлении земельных участков;

4) заключение договоров аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками;

5) принятие решений о предоставлении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 93-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти являются государственные заказчики в соответствии с подпрограммой развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480. Указанным Постановлением определено, что государственными заказчиками являются: Минэкономразвития России, Минобороны России, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи, Минрегион России.

Таким образом, в случае если конкретный земельный участок, находящийся в федеральной собственности, предназначен для размещения объекта, ответственным по которому является конкретный государственный заказчик, указанный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480, полномочия, предусмотренные пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 93-ФЗ, осуществляются таким государственным заказчиком.

В случае если на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, предполагается размещение объектов регионального и муниципального значения, то полагаем, что полномочиями по разделу такого земельного участка и оформлению прав Российской Федерации обладает Росимущество, как орган, обладающий общей компетенцией по управлению федеральным имуществом. При этом предложения по разделу подготавливаются (в том числе обеспечение государственного кадастрового учета) конкретными государственными заказчиками. После оформления прав на земельные участки полномочиями по их предоставлению обладают государственные заказчики, являющиеся ответственными за строительство капитальных объектов на данных земельных участках.

2. По вопросу определения порядка передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности и необходимых для размещения объектов регионального и местного значения, а также по вопросу порядка предоставления таких земельных участков.

По мнению Департамента недвижимости передача земельных участков в собственность Приморского края либо города Владивосток возможна в порядке, предусмотренном абзацем 6 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). В соответствии с указанной правовой нормой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в том числе в случае если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Основанием для применения правовых последствий абзаца 6 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ являются положения частей 2 и 3 статьи 10 Федерального закона N 93-ФЗ.

Следует отметить, что передача земельного участка должна быть оформлена перед началом строительства объектов, необходимых для проведения саммита АТЭС.

Указанная конструкция значительно упрощает решение поставленных перед исполнителями вопросов по следующим причинам: право собственности на объект недвижимости возникает у субъекта Российской Федерации или муниципального образования; земельный участок передается под ответственность непосредственному исполнителю программы, что способствует сокращению сроков и повышению качества работ; не требуется перезаключения договоров аренды земельных участков.

Врио Директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ