2. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
2.1. Основой технической политики, определяемой настоящим Положением, является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава.
2.2. Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций правил технической эксплуатации.
Основным техническим воздействием, осуществляемым на автотранспортных предприятиях при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.
2.2.1. Системой технического обслуживания и ремонта предусматриваются две составные части операций: контрольная и исполнительская.
Планово-предупредительный характер системы технического обслуживания и ремонта определяется плановым и принудительным (через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава) выполнением контрольной части операций, предусмотренных настоящим Положением, с последующим выполнением по потребности исполнительской части.
Примечание. Часть операций технического обслуживания и ремонта (например, смазочные операции) может выполняться в плановом порядке без предварительного контроля.
2.2.2. Техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды (прил. 3); уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.
Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.
Если при техническом обслуживании нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.
2.2.3. Ремонтом является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей.
Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава. Второй вид ремонта является планово-предупредительным.
2.2.4. Определение технического состояния подвижного состава, его агрегатов и узлов без разборки производится с помощью контроля (диагностирования), который является технологическим элементом технического обслуживания и ремонта.
2.2.5. Цель контроля (диагностирования) при техническом обслуживании заключается в определении действительной потребности в выполнении операций, предусмотренных настоящим Положением, и прогнозировании момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ.
2.2.6. Цель контроля (диагностирования) при ремонте заключается в выявлении неисправного состояния, причин его возникновения и установления наиболее эффективного способа устранения: на месте, со снятием агрегата (узла, детали), с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества выполнения работ.
2.2.7. Нормативно-техническая документация по техническому обслуживанию и ремонту включает: принципы, определения, рекомендации, нормативы и методы их корректирования с учетом условий эксплуатации, технологию. Перечень действующей в системе Министерства автомобильного транспорта РСФСР нормативно-технической документации издается отдельным документом.
2.2.8. Средства технического обслуживания и ремонта предусматривают:
производственно-техническую базу (здания, сооружения, оборудование), размещенную на автотранспортных и специализированных предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
материально-техническое обеспечение (с учетом конструкции подвижного состава, пробега с начала эксплуатации, интенсивности и условий эксплуатации).
2.2.9. Номенклатура профессий персонала, обеспечивающего исправное состояние подвижного состава, включает рабочих различных специальностей, техников и инженеров.
2.2.10. Рабочие проводят контроль технического состояния подвижного состава, выполняют техническое обслуживание и ремонт и подготовку их производства, а также работы, связанные с хранением автомобилей, техническим обслуживанием и ремонтом технологического оборудования, зданий и сооружений.
Перечень профессий рабочих определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Разряд рабочих определяется сложностью работ и регламентируется типовыми технологическими процессами, утверждаемыми в установленном порядке.
2.2.11. Техники осуществляют контроль технического состояния подвижного состава, руководство и контроль работы производственных участков, выполняют текущий производственно-технический учет, анализ и планирование работ по ТО и ремонту, внедряют прогрессивные формы и методы организации, технологии и механизации производства, а также осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности.
2.2.12. Инженеры осуществляют руководство службами и подразделениями служб, обеспечивающими работоспособное состояние подвижного состава, а также разрабатывают и внедряют мероприятия новой техники, организации и технологии производства.
2.3. Нормативы технического обслуживания и ремонта, приведенные в настоящем Положении (табл. 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6), рассчитаны на полное или частичное сочетание следующих условий: I категория условий эксплуатации; базовые модели автомобилей; на автотранспортном предприятии выполняется техническое обслуживание и ремонт 200 - 300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы; пробег с начала эксплуатации составляет 50 - 75% от пробега до капитального ремонта; подвижной состав работает в умеренном климатическом районе; оснащение АТП средствами механизации - согласно Табелю технологического оборудования.
2.3.1. Нормативы технического обслуживания и ремонта подвижного состава выпуска до 1972 г. (включительно) приведены в прил. 4 (табл. 1 - 5).
2.3.2. Нормативы технического обслуживания и ремонта корректируются автотранспортными предприятиями в соответствии с указаниями раздела "Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава" настоящего Положения, по согласованию с вышестоящими организациями.
2.3.3. Нормативы технического обслуживания и ремонта конкретного семейства подвижного состава уточняются по мере изменения его конструкции и условий эксплуатации и приводятся в виде дополнения к Положению - во второй его части, утверждаемой Министерством автомобильного транспорта РСФСР по согласованию с соответствующим автомобильным заводом.
2.3.4. Нормативы технического обслуживания и ремонта полноприводных автомобилей, внедорожных автомобилей-самосвалов и другого специализированного подвижного состава, условия работы которого существенно отличаются от подвижного состава общетранспортного назначения, приводятся во второй части Положения по моделям конкретного семейства подвижного состава.
Техническое обслуживание
2.4. Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
При изменении конструкции подвижного состава и условий эксплуатации допускается во второй части Положения для конкретных моделей автомобилей обоснованное сокращение числа видов технического обслуживания.
2.5. ЕО включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова.
ЕО выполняется на автотранспортном предприятии после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.
2.6. ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Таблица 2.1. Периодичности технического обслуживания
подвижного состава выпуска после 1972 г., км
──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────── Автомобили │ ТО-1 │ ТО-2 ──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────── Легковые │ 4000 │ 16 000 Автобусы │ 3500 │ 14 000 Грузовые и автобусы на базе грузовых │ 3000 │ 12 000 автомобилей │ │ ──────────────────────────────────────────────┴────────┴──────────
Примечания. 1. Периодичности технического обслуживания грузовых автомобилей КамАЗ, МАЗ-5335, ГАЗ-53-12, автобуса ЛАЗ-4202 устанавливаются второй частью Положения по конкретному семейству подвижного состава.
2. Допустимое отклонение от нормативов периодичностей технического обслуживания составляет +/- 10%.
3. Периодичности замены масел и смазок уточняются в зависимости от типов (моделей) и конструктивных особенностей агрегатов (узлов), а также марки применяемого масла (смазки).
Периодичности ТО-1 и ТО-2 (с четной кратностью) для автомобилей различных типов выпуска после 1972 г. приведены в табл. 2.1 (I категория условий эксплуатации, умеренный климатический район).
2.7. Периодичности технического обслуживания прицепов и полуприцепов равны периодичностям их тягачей.
2.8. Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.
В качестве отдельно планируемого вида СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в районах очень холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата (прил. 11). Для остальных условий сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости.
2.9. Все виды технического обслуживания подвижного состава проводятся в объеме перечней основных операций, приведенных в прил. 5 и химмотологической карте (прил. 6) и уточняемых во второй части Положения применительно к конкретному семейству подвижного состава.
2.10. Техническое обслуживание должно обеспечивать безотказную работу подвижного состава в пределах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в перечень операций (прил. 5 и 6).
2.11. Нормативы трудоемкости технического обслуживания подвижного состава выпуска после 1972 г. приведены в табл. 2.2.
2.11.1. Нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕО.
2.11.2. Нормативы трудоемкости СО составляют от трудоемкости ТО-2: 50% для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов; 30% для холодного и жаркого сухого районов; 20% для прочих районов.
Таблица 2.2. Нормативы трудоемкости технического
обслуживания и текущего ремонта подвижного состава выпуска
после 1972 г. (см. пп. 2.3, 2.25.2)
──────────────────┬──────────────────┬──────┬─────┬─────┬───────── Подвижной состав │ Марки, модели │ ЕО │ТО-1 │ТО-2 │ Текущий и его основной │подвижного состава├──────┴─────┴─────┤ ремонт, параметр │(грузоподъемность)│ чел.-ч на одно │ чел.-ч/ │ │ обслуживание │ 1000 км ──────────────────┼──────────────────┼──────┬─────┬─────┼───────── Легковые │ │ │ │ │ автомобили: │ │ │ │ │ малого класса │ВАЗ (кроме 2121), │ 0,30 │ 2,3 │ 9,2 │ 2,8 (рабочий объем │ИЖ, АЗЛК │ │ │ │ двигателя от │ │ │ │ │ 1,2 до 1,8 л, │ │ │ │ │ сухая масса │ │ │ │ │ автомобиля от │ │ │ │ │ 850 до 1150 кг)│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ среднего класса│ГАЗ-24-01 │ 0,35 │ 2,5 │10,5 │ 3,0 (от 1,8 до 3,5 │ГАЗ-24-07 │ 0,50 │ 2,9 │11,7 │ 3,2 л, от 1150 до │ │ │ │ │ 1500 кг) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Автобусы: │ │ │ │ │ особо малого │РАФ-2203 │ 0,50 │ 4,0 │15,0 │ 4,5 класса (длина │ │ │ │ │ до 5,0 м) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ малого класса │ПАЗ-672 │ 0,70 │ 5,5 │18,0 │ 5,3 (6,0 - 7,5 м) │КАвЗ-685 │ 0,70 │ 5,5 │18,0 │ 5,5 │ │ │ │ │ среднего класса│ЛАЗ-695Н, │ 0,80 │ 5,8 │24 0 │ 6,5 (8,0 - 9,5 м) │-697Н, -697Р │ │ │ │ │ЛАЗ-695НГ │ 0,95 │ 6,6 │25,8 │ 6,9 │ │ │ │ │ большого класса│ЛиАЗ-677, -677М, │ 1,00 │ 7,5 │31,5 │ 6,8 (10,5 - 12,0 м)│ЛиАЗ-677Г │ 1,15 │ 7,9 │32,7 │ 7,0 │ │ │ │ │ Грузовые │ │ │ │ │ автомобили │ │ │ │ │ общетранспортного│ │ │ │ │ назначения гру- │ │ │ │ │ зоподъемностью, │ │ │ │ │ т: │ │ │ │ │ от 0,3 до 1,0 │ИЖ-27151 (0,4 т) │ 0,2 │ 2,2 │ 7,2 │ 2,8 │ ─┐ │ │ │ │ от 1,0 до 3,0 │ЕрАЗ-762А, │ │ 0,30 │ 1,4 │ 7,6 │ 2,9 │-762В │ │ │ │ │ │УАЗ-451М, >(1 т)│ 0,30 │ 1,5 │ 7,7 │ 3,6 │-451ДМ │ │ │ │ │ │ ─┘ │ │ │ │ │ ─┐ │ │ │ │ │ГАЗ-52-04 > │ 0,40 │ 2,1 │ 9,0 │ 3,6 │ГАЗ-52-07 │(2,5 т)│ 0,55 │ 2,5 │10,2 │ 3,8 │ ─┘ │ │ │ │ │ГАЗ-52-27 (2,4 т)│ 0,55 │ 2,9 │10,8 │ 4,0 │ ─┐ │ │ │ │ от 3,0 до 5,0 │ГАЗ-53А │ │ 0,42 │ 2,2 │ 9,1 │ 3,7 │ГАЗ-53-07 > (4 т)│ 0,57 │ 2,6 │10,3 │ 3,9 │ ─┘ │ │ │ │ │ ─┐ │ │ │ │ от 5,0 до 8,0 │ЗИЛ-130 │ │ 0,45 │ 2,7 │10,8 │ 4,0/3,6 │ >(5/6 т)│ │ │ │ <*> │ЗИЛ-138 │ <*> │ 0,60 │ 3,1 │12,0 │ 4,2/3,8 │ ─┘ │ │ │ │ <*> │ЗИЛ-138А (5,4 т) │ 0,60 │ 3,5 │12,6 │ 4,4/4,0 │ │ │ │ │ <*> │КАЗ-608, -608В │ 0,35 │ 3,5 │11,6 │ 4,6 │Урал-377, -377Н │ 0,55 │ 3,8 │16,5 │ 6,0 │(7,5 т) │ │ │ │ │ ─┐ │ │ │ │ от 8,0 и более │МАЗ-5335 │ │ 0,30 │ 3,2 │12,0 │ 5,8 │МАЗ-500А >(8 т)│ 0,30 │ 3,4 │13,8 │ 6,0 │КамАЗ-5320 │ │ 0,50 │ 3,4 │14,5 │ 8,5 │<**> │ │ │ │ │ │ ─┘ │ │ │ │ │КрАЗ-257, -257Б1 │ 0,50 │ 3,5 │14,7 │ 6,2 │(12 т) │ │ │ │ │ │ │ │ │ Прицепы: │ │ │ │ │ одноосные │Все модели │ 0,1 │ 0,4 │ 2,1 │ 0,4 грузоподъем- │ │ │ │ │ ностью до 3,0 т│ │ │ │ │ двухосные │Все модели │0,2 - │0,8 -│4,4 -│ 1,2 - грузоподъем- │ │ 0,3 │ 1,0 │ 5,5 │ 1,4 ностью до 8,0 т│ │ │ │ │ двухосные │ - " - │0,3 - │1,3 -│6,0 -│ 1,8 - грузоподъем- │ │ 0,4 │ 1,6 │ 6,1 │ 2,0 ностью 8 т и │ │ │ │ │ более │ │ │ │ │ Полуприцепы │ - " - │0,2 - │0,8 -│4,2 -│ 1,1 - грузоподъем- │ │ 0,3 │ 1,0 │ 5,0 │ 1,45 ностью 8,0 т и │ │ │ │ │ более │ │ │ │ │ ──────────────────┴──────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────────
--------------------------------
<*> В знаменателе данные для автомобилей выпуска с 1980 г.
<**> Уточненные нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей КамАЗ приведены во второй части Положения для этого семейства.
2.11.3. Нормативы, приведенные в табл. 2.2, не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30% к суммарной трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта по автотранспортному предприятию. В состав вспомогательных работ входят: техническое обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-выгрузочные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри автотранспортных предприятий; хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных помещений, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.
Ремонт
2.12. В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный (КР) и текущий (ТР) <*>.
--------------------------------
<*> В виде исключения допускается производство среднего ремонта автомобилей для случаев их эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Средний ремонт автомобиля предусматривает: замену двигателя, требующего капитального ремонта; диагностирование Д-2 технического состояния автомобиля и одновременное устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей; окраску кузова; других необходимых работ, обеспечивающих восстановление исправности всего автомобиля. Средний ремонт проводится с периодичностью свыше одного года. Нормативы и рекомендации по применению среднего ремонта автомобиля и его агрегатов разрабатываются с учетом достигнутого уровня надежности конкретного семейства подвижного состава и приводятся во второй части Положения по этому семейству.
2.13. КР подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса.
2.14. КР подвижного состава, агрегатов и узлов производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.
2.15. Техническое состояние подвижного состава, агрегатов или узлов, сдаваемых в КР, и качество его выполнения должны соответствовать требованиям государственных стандартов и другой нормативно-технической документации на КР.
2.15.1. Направление подвижного состава и агрегатов в КР производится на основании результатов анализа: их технического состояния с применением средств контроля (диагностирования) с учетом пробега, выполненного с начала эксплуатации или после КР; суммарной стоимости израсходованных запасных частей с начала эксплуатации и других затрат на ТР.
2.15.2. Нормы пробега до КР подвижного состава и основных агрегатов выпуска после 1972 г. приведены в табл. 2.3.
2.16. Агрегат направляется в КР, если:
базовая и основные детали (табл. 2.4) требуют ремонта с полной разборкой агрегата;
работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление экономически нецелесообразно путем проведения ТР.
2.17. Автобусы и легковые автомобили направляются в КР при необходимости капитального ремонта кузова. Грузовые автомобили направляются в КР при необходимости капитального ремонта рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.
2.17.1. Подвижной состав подвергается, как правило, не более чем одному капитальному ремонту, не считая КР агрегатов и узлов до и после капитального ремонта автомобиля.
2.17.2. КР полнокомплектного подвижного состава следует максимально ограничивать вплоть до полного исключения (в первую очередь грузовых автомобилей и легковых автомобилей-такси) за счет замены агрегатов и узлов, требующих КР на исправные, взятые из оборотного фонда.
Рекомендации о сроках исключения КР полнокомплектных автомобилей приводятся во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава с учетом достигнутого уровня надежности кузова, кабины, рамы.
Номенклатура агрегатов и узлов, подлежащих КР на авторемонтных предприятиях в качестве товарной продукции, приведена в прил. 7.
2.18. ТР предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния.
Таблица 2.3. Нормы пробега подвижного состава и основных
агрегатов выпуска после 1972 г. до капитального ремонта
(см. пп. 2.3, 2.25.2), тыс. км <*>
───────────────────┬───────────────────┬────────┬─────────┬─────────┬──────┬──────┬───────── Подвижной состав │ Марки, модели │Автомо- │Двигатель│Коробка │Ось │Мост │ Рулевой и его основной │подвижного состава │биль, │ │передач │перед-│задний│механизм параметр │(грузоподъемность) │прицеп │ │(гидроме-│няя │(сред-│ │ │или по- │ │ханичес- │ │ний) │ │ │лупри- │ │кая пере-│ │ │ │ │цеп: │ │дача) │ │ │ │ │кузов, │ │ │ │ │ │ │кабина, │ │ │ │ │ │ │рама │ │ │ │ │ ───────────────────┼───────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────┼──────┼───────── Легковые │ │ │ │ │ │ │ автомобили: │ │ │ │ │ │ │ малого класса │Москвич-2138, │ 125 │ 125 │ 125 │ 125 │ 125 │ 125 (рабочий объем │ИЖ-2125, │ │ │ │ │ │ двигателя от 1,2│ВАЗ (кроме 2121) │ │ │ │ │ │ до 1,8 л, сухая │ │ │ │ │ │ │ масса автомобиля│ │ │ │ │ │ │ от 850 до 1150 │ │ │ │ │ │ │ кг) │ │ │ │ │ │ │ среднего класса │ГАЗ-24-01, 24-07 │ 300 │ 200 │ 250 │ 300 │ 300 │ 300 (от 1,8 до 3,5 │ │ │ │ │ │ │ л, от 1150 до │ │ │ │ │ │ │ 1500 кг) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Автобусы: │ │ │ │ │ │ │ особо малого │РАФ-2203 │ 260 │ 180 │ 180 │ 150 │ 180 │ 180 класса (длина до│ │ │ │ │ │ │ 5,0 м) │ │ │ │ │ │ │ малого класса │ПАЗ-672 │ 320 │ 180 │ 180 │ 180 │ 180 │ 150 (6,0 - 7,5 м) │КАвЗ-685 │ 250 │ 180 │ 180 │ 180 │ 180 │ 180 среднего класса │ЛАЗ-695Н, -695НГ │ 360 │ 200 │ 200 │ 200 │ 360 │ 200 (8,0 - 9,5 м) │ЛАЗ-697Н, -697Р │ 400 │ 220 │ 220 │ 220 │ 400 │ 220 большого класса │ЛиАЗ-677, -677М, │ 380 │ 200 │ 200 │ 210 │ 300 │ 200 (10,5 - 12,5 м) │-677Г │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Грузовые │ │ │ │ │ │ │ автомобили │ │ │ │ │ │ │ общетранспортного │ │ │ │ │ │ │ назначения │ │ │ │ │ │ │ грузоподъемностью,│ │ │ │ │ │ │ т: │ │ │ │ │ │ │ от 0,3 до 1,0 │ИЖ-27151 (0,4 т) │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ ─┐ │ │ │ │ │ │ от 1,0 до 3,0 │ЕрАЗ-762А, │ │ 160 │ 160 │ 160 │ 130 │ 160 │ 160 │-762В │ │ │ │ │ │ │ │УАЗ-451М, >(1 т)│ 180 │ 160 │ 160 │ 180 │ 180 │ 180 │-451ДМ │ │ │ │ │ │ │ │ ─┘ │ │ │ │ │ │ │ГАЗ-52-04, │ 175 │ 100 │ 175 │ 175 │ 175 │ 175 │-52-07 (2,5 т), │ │ │ │ │ │ │-52-27 (2,4 т) │ │ │ │ │ │ от 3,0 до 5,0 │ГАЗ-53А, │ 250 │ 200 │ 250 │ 250 │ 250 │ 250 │-53-07 (4 т) │ │ │ │ │ │ от 5,0 до 8,0 │ЗИЛ-130, -138 │ 300 │ 200/250 │ 300 │ 300 │ 300 │ 300 │(5/6 т <**>), │ │ <**> │ │ │ │ │-138А (5,4 т) │ │ │ │ │ │ │КАЗ-608, -608В │ 150 │ 150 │ 150 │ 150 │ 150 │ 150 │Урал-377, │ 150 │ 125 │ 150 │ 150 │ 150 │ 150 │-377Н (7,5 т) │ │ │ │ │ │ │ ─┐ │ │ │ │ │ │ от 8,0 и более │МАЗ-500А │ │ 250 │ 250 │ 200 │ 250 │ 250 │ 250 │МАЗ-5335 > (8 т)│ 320 │ 275 │ 275 │ 320 │ 320 │ 320 │КамАЗ-5320 │ │ 300 │ - │ 300 │ 300 │ - │ 300 │ ─┘ │ │ <***> │ │ │ <***>│ │КрАЗ-257, │ 250 │ 225 │ 225 │ 250 │ 250 │ 250 │-257Б1 (12 т) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Прицепы: │ │ │ │ │ │ │ одноосные │Все модели │ 100 │ - │ - │ - │ - │ - грузоподъем- │ │ │ │ │ │ │ ностью до 3,0 т │ │ │ │ │ │ │ двухосные │ - " - │ 100 │ - │ - │ - │ - │ - грузоподъем- │ │ │ │ │ │ │ ностью от 3,0 │ │ │ │ │ │ │ до 8,0 т │ │ │ │ │ │ │ двухосные │ГКБ-8350 │ 200 │ - │ - │ - │ - │ - грузоподъем- │ │ │ │ │ │ │ ностью 8 т │ │ │ │ │ │ │ и более │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Полуприцепы │КА3-717 (11,5 т) │ 100 │ - │ - │ - │ - │ - грузоподъемностью │ ─┐ │ │ │ │ │ │ 8 т и более │МАЗ-5232В │ │ 190 │ - │ - │ - │ - │ - │ > │ │ │ │ │ │ │МАЗ-93801 │(13,5 т)│ 300 │ - │ - │ - │ - │ - │ ─┘ │ │ │ │ │ │ │МАЗ-9397 (20 т) │ 320 │ - │ - │ - │ - │ - ───────────────────┴───────────────────┴────────┴─────────┴─────────┴──────┴──────┴─────────
--------------------------------
<*> Норма устанавливает величину пробега, после которого по результатам оценки технического состояния подвижной состав и его основные агрегаты могут быть направлены на капитальный ремонт.
<**> В знаменателе для автомобилей выпуска с 1980 г.
<***> Нормы пробега двигателя и заднего (среднего) моста автомобилей КамАЗ до капитального ремонта приведены во второй части Положения для этого семейства.
Таблица 2.4. Перечень основных агрегатов
автомобиля, их базовых и основных деталей
────────────────┬─────────────────┬─────────────────────────────── Агрегаты │ Базовые │ Основные детали │ (корпусные) │ │ детали │ ────────────────┼─────────────────┼─────────────────────────────── Двигатель с │Блок цилиндров │Головка цилиндров, коленчатый картером │ │вал, маховик, сцепления в │ │распределительный вал, картер сборе │ │сцепления │ │ Коробка передач│Картер коробки │Крышка картера верхняя, │передач │удлинитель коробки передач, │ │первичный, вторичный и │ │промежуточный валы │ │ Гидромеханичес-│Картер │Корпус двойного фрикциона, кая передача │механического │первичный, вторичный и │редуктора │промежуточный валы, турбинное │ │и насосное колеса, реактор │ │ Карданная │Труба (трубы) │Фланец-вилка, вилка скользящая передача │карданного вала │ │ │ Задний мост │Картер заднего │Кожух полуоси, картер │моста │редуктора, стакан подшипников, │ │чашки дифференциала, ступица │ │колеса, тормозной барабан или │ │диск, водило колесного │ │редуктора │ │ Передняя ось │Балка передней │Поворотная цапфа, ступица │оси или │колеса, шкворень, тормозной │поперечина при │барабан или диск │независимой │ │подвеске │ │ │ Рулевое │Картер рулевого │Вал сошки, червяк, рейка- управление │механизма, картер│поршень, винт шариковой гайки, │золотника │крышка корпуса насоса │гидроусилителя, │гидроусилителя, статор и ротор │корпус насоса │насоса гидроусилителя │гидроусилителя │ │ │ Кабина │Каркас кабины или│Дверь, крыло, облицовка грузового и │кузова │радиатора, капот, крышка кузов легкового│ │багажника автомобиля │ │ │ │ Кузов автобуса │Каркас основания │Кожух пола, шпангоуты │ │ Платформа │Основание │Поперечины, балки грузового │платформы │ автомобиля │ │ │ │ Рама │Лонжероны │Поперечины, кронштейны рессор │ │ Подъемное │Корпус │Корпус насоса коробки отбора устройство │гидравлического │мощности платформы │подъемника, │ автомобиля- │картер коробки │ самосвала │отбора мощности │ ────────────────┴─────────────────┴───────────────────────────────
Примечание. При ТР допускается одновременная замена (комплектом) агрегатов, узлов и деталей, близких по ресурсу. Отработавшие агрегаты, узлы и детали направляются на специализированные производства для восстановления в качестве запасных частей и комплектования из них ремонтных комплектов.
Под ремонтными комплектами понимаются наборы агрегатов, узлов, и деталей, необходимые для устранения неисправностей. Применение ремонтного комплекта должно исключать дополнительные потери рабочего времени на доводку его элементов и доставку недостающих деталей на рабочее место.
2.18.1. ТР должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге не меньшем, чем до очередного ТО-2.
2.18.2. Нормативы трудоемкости ТР подвижного состава выпуска после 1972 г. приведены в табл. 2.2.
2.19. Для сокращения времени простоя подвижного состава ТР выполняется преимущественно агрегатным методом, при котором производится замена неисправных или требующих капитального ремонта агрегатов и узлов на исправные, взятые из оборотного фонда.
Примечание. Замену агрегатов на подвижном составе, для которого предусмотрен полнокомплектный КР, следует производить с учетом их остаточных ресурсов.
2.19.1. Нормативы количества оборотных агрегатов на автотранспортных предприятиях приведены в табл. 2.5. Меньшие значения количества оборотных агрегатов принимаются для подвижного состава, не бывшего в КР и имеющего пробег с начала эксплуатации не более 75% от установленных нормативных пробегов; при годовом пробеге до 40 тыс. км для грузовых автомобилей и до 70 тыс. км - для автобусов и легковых автомобилей-такси.
Большие значения количества оборотных агрегатов принимаются для автомобилей, не бывших в капитальном ремонте, но имеющих пробеги с начала эксплуатации более 75% от установленных нормативных пробегов; для капитально отремонтированных автомобилей или подвижного состава, у которого не менее трех основных агрегатов (в любом их сочетании) заменены на капитально отремонтированные; при годовом пробеге более 40 тыс. км для грузовых автомобилей и более 70 тыс. км для автобусов и легковых автомобилей-такси.
2.19.2. Предметный состав оборотного фонда определяется в зависимости от типа подвижного состава, условий работы автотранспортных предприятий, системы управления запасами и включает следующие основные агрегаты и узлы в сборе: двигатель, коробку передач, гидромеханическую передачу, задний мост, переднюю ось, рулевое управление, подъемное устройство платформы, коробку отбора мощности, а также узлы согласно прил. 8.
Таблица 2.5. Количество оборотных агрегатов
на 100 автомобилей
──────────────────┬──────────────────┬─────┬─────┬─────┬──────┬────── Подвижной состав │ Марка, модели │Дви- │Ко- │Ось │Мост │Руле- и его основной │подвижного состава│га- │робка│пе- │зад- │вой параметр │(грузоподъемность)│тель │пере-│ред- │ний │меха- │ │ │дач │няя │(сред-│низм │ │ │(ГМП)│ │ний) │ ──────────────────┼──────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼────── Легковые │ │ │ │ │ │ автомобили: │ │ │ │ │ │ малого класса │Москвич-2138, │3 - 4│3 - 4│3 - 4│3 - 4 │3 - 4 (рабочий объем │ИЖ-2125, │ │ │ │ │ двигателя от │ВАЗ (кроме 2121) │ │ │ │ │ 1,2 до 1,8 л, │ │ │ │ │ │ сухая масса │ │ │ │ │ │ автомобиля от │ │ │ │ │ │ 850 до 1150 кг)│ │ │ │ │ │ среднего класса│ГАЗ-24-01, -24-07,│6 - 8│6 - 8│4 - 6│3 - 5 │3 - 4 (от 1,8 до 3,5 │ │ │ │ │ │ л, от 1150 до │ │ │ │ │ │ 1500 кг) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Автобусы: │ │ │ │ │ │ особо малого │РАФ-2203 │6 - 8│6 - 8│7 - 8│6 - 8 │6 - 8 класса (длина │ │ │ │ │ │ до 5,0 м) │ │ │ │ │ │ малого класса │ПАЗ-672, КАвЗ-685 │6 - 8│7 - 8│6 - 8│6 - 8 │7 - 8 (6,0 - 7,5 м) │ │ │ │ │ │ среднего класса│ЛАЗ-695Н, -695НГ, │7 - 9│7 - 9│7 - 9│7 - 9 │7 - 9 (8,0 - 9,5 м) │-697Н, -697Р │ │ │ │ │ большого класса│ЛиАЗ-677, -677М, │8 - 9│8 - 9│8 - 9│8 - 9 │8 - 9 (10,5 - 12,0 м)│-677Г │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Грузовые │ │ │ │ │ │ автомобили │ │ │ │ │ │ общетранспортного│ │ │ │ │ │ назначения грузо-│ │ │ │ │ │ подъемностью, т: │ │ │ │ │ │ от 0,3 до 1,0 │ИЖ-27151 (0,4 т) │5 - 6│4 - 5│4 - 5│4 - 5 │4 - 5 │ ─┐ │ │ │ │ │ от 1,0 до 3,0 │ЕрАЗ-762А, │ │ │ │ │ │ │-762В >(1 т)│6 - 7│2 - 3│2 - 3│3 - 4 │2 - 3 │УАЗ-451М, │ │5 - 6│4 - 5│3 - 4│3 - 4 │2 - 3 │-451ДМ │ │ │ │ │ │ │ ─┘ │ │ │ │ │ │ГАЗ-52-04, │6 - 7│4 - 5│4 - 5│4 - 5 │4 - 5 │-52-07 (2,5), │ │ │ │ │ │-52-27 (2,4 т) │ │ │ │ │ от 3,0 до 5,0 │ГАЗ-53А, │4 - 5│4 - 5│4 - 5│3 - 5 │3 - 4 │ -53-07 (4 т) │ │ │ │ │ от 5,0 до 8,0 │КАЗ-608, -608В │4 - 5│3 - 5│3 - 5│3 - 5 │3 - 5 │ЗИЛ-130, │4 - 5│3 - 5│3 - 5│3 - 5 │2 - 4 │-138 (5/6 т) <*>, │ │ │ │ │ │-138А (5,4 т) │ │ │ │ │ │Урал-377, │5 - 6│4 - 5│4 - 5│4 - 5 │4 - 5 │-377Н (7,5 т) │ │ │ │ │ │ ─┐ │ │ │ │ │ от 8,0 и более │МАЗ-500А │ │3 - 4│4 - 5│3 - 4│3 - 4 │3 - 4 │МАЗ-5335 >(8 т)│3 - 4│4 - 5│3 - 4│3 - 4 │2 - 3 │КамАЗ-5320 │ │ - │4 - 5│4 - 5│ - │4 - 5 │ ─┘ │<**> │ │ │ <**> │ │КрАЗ-257, -257Б1 │3 - 4│4 - 5│3 - 4│3 - 4 │3 - 4 │(12 т) │ │ │ │ │ ──────────────────┴──────────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴──────
--------------------------------
<*> В знаменателе для автомобилей выпуска с 1980 г.
<**> Нормы для двигателя и заднего (среднего) моста автомобилей КамАЗ приведены во второй части Положения для этого семейства.
2.19.3. Оборотный фонд создается и поддерживается за счет поступления новых и отремонтированных агрегатов и узлов, в том числе и оприходованных со списанных автомобилей. Ответственность за содержание в исправном состоянии оборотного фонда несет производственно-техническая служба.
2.20. Для автобусов, автомобилей-такси и других видов подвижного состава, к которым предъявляются повышенные требования безопасности движения, рекомендуется регламентирование части работ ТР (планово-предупредительный ремонт) по предупреждению отказов (прил. 9):
влияющих на безопасность движения (прил. 2);
стоимость устранения которых ниже стоимости выполнения ремонта по потребности, включая убытки от простоев подвижного состава;
наиболее часто возникающих при использовании автомобиля в конкретных условиях эксплуатации.
Часть операций текущего (планово-предупредительного) ремонта малой трудоемкости может выполняться совместно с техническим обслуживанием. Этот вид ремонта называется сопутствующим.
2.20.1. Перечни операций, периодичности и трудоемкости планово-предупредительного ремонта приводятся во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава.
2.20.2. Для обеспечения исправного состояния подвижного состава с периодичностью 0,5 - 0,6 от пробега до КР проводится текущий ремонт, включающий:
углубленный осмотр, контроль (диагностирование) технического состояния элементов кузова, кабины, рамы и установленных на них узлов;
проведение но результатам контроля (диагностирования) необходимого ремонта: восстановление (замена) деталей и узлов, достигших предельного состояния; герметизация сварных швов и уплотнений; устранение вмятин и трещин на панелях и каркасе кузова, кабины и рамы; удаление продуктов коррозии; восстановление противокоррозионного покрытия кузова, кабины и рамы; окраска кузова, кабины и рамы автомобиля.
В умеренно-холодном, холодном и очень холодном климатических районах указанные работы выполняются перед наступлением холодного времени года.
2.21. Общая продолжительность нахождения подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте не должна превышать нормативов, приведенных в табл. 2.6. Исходя из необходимости увеличения продолжительности работы автомобилей в течение суток, автотранспортные предприятия должны выполнять большую часть работ технического обслуживания и текущего ремонта в межсменное время.
2.22. Подвижной состав, не пригодный по своему техническому состоянию к дальнейшей эксплуатации и прошедший установленный амортизационный пробег (срок), подлежит списанию в установленном порядке.
Примечание. Списание подвижного состава, не прошедшего амортизационный пробег, производится в соответствии с инструкцией о списании.
Таблица 2.6. Продолжительность простоя подвижного состава
(выпуска после 1972 г.) в техническом обслуживании
и ремонте (см. пп. 2.3, 2.25.3)
───────────────────────────┬─────────────┬──────────────────────── Подвижной состав │Техническое │ Капитальный ремонт │обслуживание │ на специализированном │и текущий │ ремонтном предприятии, │ремонт на │ дней │автотранс- │ │портном │ │предприятии, │ │дней/1000 км │ ───────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────── Легковые автомобили │ 0,30 - 0,40 │ 18 Автобусы особо малого, │ 0,30 - 0,50 │ 20 малого и среднего классов │ │ Автобусы большого класса │ 0,50 - 0,55 │ 25 Грузовые автомобили │ │ грузоподъемностью, т: │ │ от 0,3 до 5,0 │ 0,40 - 0,50 │ 15 от 5,0 и более │ 0,50 - 0,55 │ 22 Прицепы и полуприцепы │ 0,10 - 0,15 │ - ───────────────────────────┴─────────────┴────────────────────────
При списании подвижного состава агрегаты, узлы и детали, годные к дальнейшему использованию, должны оприходоваться в установленном порядке для пополнения оборотного фонда автотранспортных предприятий, а подлежащие капитальному ремонту (восстановлению) должны направляться на авторемонтные предприятия для восстановления в качестве товарной продукции.
Корректирование нормативов
технического обслуживания и ремонта подвижного состава
2.23. При работе подвижного состава в условиях, отличающихся от указанных в п. 2.3, производится корректирование нормативов с учетом конкретных условий эксплуатации:
ресурсное (на общесоюзном, отраслевом и внутриотраслевом уровнях) - для создания автотранспортным предприятиям сопоставимых условий работы;
оперативное (на внутриотраслевом и хозяйственном уровнях) - для обеспечения эффективного использования на АТП трудовых и материальных ресурсов.
2.23.1. Корректирование производится путем изменения:
количественного значения нормативов технического обслуживания ремонта;
перечня операций технического обслуживания;
соотношения между объемами работ технического обслуживания и текущего ремонта за счет включения в техническое обслуживание характерных, часто повторяющихся операций текущего ремонта.
Таблица 2.7. Классификация условий эксплуатации
─────────┬──────────────────────────────────────────────────────── Кате- │ Условия движения гория ├─────────────┬───────────────┬────────────────────────── условий │за пределами │в малых городах│ в больших городах эксплу- │пригородной │ (до 100 тыс. │ (более 100 тыс. жителей) атации │зоны (более │ жителей) и в │ │50 км от гра-│ пригородной │ │ницы города) │ зоне │ ─────────┼─────────────┼───────────────┼────────────────────────── I │Д - Р , │ - │ - │ 1 1 │ │ │Р , Р │ │ │ 2 3 │ │ ─────────┼─────────────┼───────────────┼────────────────────────── II │Д - Р │Д - Р , Р , │ - │ 1 4 │ 1 1 2 │ │ │Р , Р │ │ │ 3 4 │ │Д - Р , Р , │Д - Р │ │ 2 1 2 │ 2 1 │ │Р , Р │ │ │ 3 4 │ │ │Д - Р , Р , │ │ │ 3 1 2 │ │ │Р │ │ │ 3 │ │ ─────────┼─────────────┼───────────────┼────────────────────────── III │Д - Р │Д - Р │Д - Р , Р , Р , Р , Р │ 1 5 │ 1 5 │ 1 1 2 3 4 5 │Д - Р │Д - Р , Р , Р ,│Д - Р , Р , Р , Р │ 2 5 │ 2 2 3 4 │ 2 1 2 3 4 │ │Р │ │ │ 5 │ │Д - Р Р │Д - Р , Р , │Д - Р , Р , Р │ 3 4, 5 │ 3 1 2 │ 3 1 2 3 │ │Р , Р , Р │ │ │ 3 4 5 │ │Д - Р , Р , │Д - Р , Р , │Д - Р │ 4 1 2 │ 4 1 2 │ 4 1 │Р , Р , Р │Р , Р , Р │ │ 3 4 5 │ 3 4 5 │ ─────────┼─────────────┼───────────────┼────────────────────────── IV │Д - Р , Р , │Д - Р , Р , │Д - Р │ 5 1 2 │ 5 1 2 │ 2 5 │Р , Р , Р │Р , Р , Р │Д - Р , Р │ 3 4 5 │ 3 4 5 │ 3 4 5 │ │ │Д - Р , Р , Р , Р │ │ │ 4 2 3 4 5 │ │ │Д - Р , Р , Р , Р , Р │ │ │ 5 1 2 3 4 5 ─────────┼─────────────┴───────────────┴────────────────────────── V │ Д - Р , Р , Р , Р , Р │ 6 1 2 3 4 5 ─────────┴────────────────────────────────────────────────────────
Дорожные покрытия:
Д - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; 1 Д - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные 2 битумом); Д - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон; 3 Д - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, 4 обработанные вяжущими материалами, зимники; Д - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; 5 лежневое и бревенчатое покрытия; Д - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные 6 и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия
Тип рельефа местности
(определяется высотой над уровнем моря):
Р - равнинный (до 200 м); 1 Р - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м); 2 Р - холмистый (свыше 300 до 1000 м); 3 Р - гористый (свыше 1000 до 2000 м); 4 Р - горный (свыше 2000 м). 5
2.23.2. Оперативное корректирование нормативов, связанное с уточнением в конкретных условиях эксплуатации перечней операций технического обслуживания, производится только после внедрения на автотранспортном предприятии рекомендаций Положения и при наличии достоверной информации о наработках на случай текущего ремонта, о затратах на выполнение работ предупредительных и по потребности (прил. 9). При этом используются результаты диагностирования технического состояния автомобилей.
Таблица 2.8. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации - K <*> 1
─────────────────┬──────────────────────────────────────────────── Категория усло- │ Нормативы вий эксплуатации├────────────┬───────────┬───────────┬─────────── │периодич- │удельная │пробег до │ расход │ность техни-│трудоем- │капитально-│ запасных │ческого об- │кость теку-│го ремонта │ частей │служивания │щего ремон-│<**> │ <***> │ │та │ │ ─────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼─────────── I │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,00 II │ 0,9 │ 1,1 │ 0,9 │ 1,10 III │ 0,8 │ 1,2 │ 0,8 │ 1,25 IV │ 0,7 │ 1,4 │ 0,7 │ 1,40 V │ 0,6 │ 1,5 │ 0,6 │ 1,65 ─────────────────┴────────────┴───────────┴───────────┴───────────
--------------------------------
<*> После определения скорректированной периодичности технического облуживания проверяется ее кратность между видами обслуживания с последующим округлением до целых сотен километров.
<**> При корректировании нормы пробега до капитального ремонта двигателя коэффициент K принимается равным: 0,7 - для III 1 категории условий эксплуатации; 0,6 - для IV категории и 0,5 - для V категории. <***> Соответственно коэффициент K корректирования норм 1 расхода запасных частей для двигателя составляет: 1,4 - для III категории условий эксплуатации; 1,65 - для IV категории и 2,0 - для V категории.
Скорректированные нормативы технического обслуживания и ремонта подлежат согласованию с вышестоящей организацией.
2.24. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией (табл. 2.7), которая включает пять категорий условий эксплуатации.
Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется типом дорожного покрытия (Д), типом рельефа местности (Р), по которой пролегает дорога, и условиями движения.
2.25. Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, корректируются с помощью коэффициентов, приведенных в табл. 2.8 - 2.12, в зависимости от:
условий эксплуатации автомобилей - K ; 1 модификации подвижного состава и организации его работы - K ; 2 природно-климатических условий - K ; 3 ' пробега с начала эксплуатации - K и K ; 4 4 размеров автотранспортного предприятия и количества технологически совместимых групп подвижного состава - K . 5
2.25.1. Исходный коэффициент корректирования, равный 1,0, принимается для:
первой категории условий эксплуатации;
базовых моделей автомобилей.
Таблица 2.9. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы - K 2
─────────────────────────────────────┬──────────────────────────── Модификация подвижного состава и │ Нормативы организация его работы ├────────┬─────────┬───────── │трудоем-│пробег │ расход │кость ТО│до капи- │запасных │и ТР │тального │ частей │ │ремонта │ ─────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────── Базовый автомобиль │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 Седельные тягачи │ 1,10 │ 0,95 │ 1,05 Автомобили с одним прицепом │ 1,15 │ 0,90 │ 1,10 Автомобили с двумя прицепами │ 1,20 │ 0,85 │ 1,20 Автомобили-самосвалы при работе на │ 1,15 │ 0,85 │ 1,20 плечах свыше 5 км │ │ │ Автомобили-самосвалы с одним │ 1,20 │ 0,80 │ 1,25 прицепом или при работе на коротких │ │ │ плечах (до 5 км) │ │ │ Автомобили-самосвалы с двумя │ 1,25 │ 0,75 │ 1,30 прицепами │ │ │ Специализированный подвижной состав │ 1,10 - │ - │ - (в зависимости от сложности │ 1,20 │ │ оборудования) <*> │ │ │ ─────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴─────────
--------------------------------
<*> Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта специализированного подвижного состава уточняются во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава.
Таблица 2.10. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий - ' '' K = K x K 3 3 3
───────────────────────────┬────────────────────────────────────── Характеристика района │ Нормативы ├─────────┬───────┬─────────┬────────── │перио- │удель- │пробег │ расход │дичность │ная │до капи- │запасных │техни- │трудо- │тального │ частей │ческого │емкость│ремонта │ │обслужи- │текуще-│ │ │вания │го ре- │ │ │ │монта │ │ ───────────────────────────┴─────────┴───────┴─────────┴────────── ' Коэффициент K 3 Умеренный │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 Умеренно теплый, умеренно │ 1,0 │ 0,9 │ 1,1 │ 0,9 теплый влажный, теплый │ │ │ │ влажный │ │ │ │ Жаркий сухой, очень жаркий│ 0,9 │ 1,1 │ 0,9 │ 1,1 сухой │ │ │ │ Умеренно холодный │ 0,9 │ 1,1 │ 0,9 │ 1,1 Холодный │ 0,9 │ 1,2 │ 0,8 │ 1,25 Очень холодный │ 0,8 │ 1,3 │ 0,7 │ 1,4 '' Коэффициент K 3 С высокой агрессивностью │ 0,9 │ 1,1 │ 0,9 │ 1,1 окружающей среды │ │ │ │ ───────────────────────────┴─────────┴───────┴─────────┴──────────
Примечания. 1. Корректирование нормативов производится для серийных моделей автомобилей, в конструкции которых не учтены специфические особенности работы в данных районах.
2. Районирование территории СССР по природно-климатическим условиям приведено в прил. 11.
3. Для районов, не указанных в прил. 11, коэффициент ' корректирования K равен 1,0. 3
4. Агрессивность окружающей среды учитывается и при постоянном использовании подвижного состава для перевозки химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей.
Таблица 2.11. Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (K ) 4 и продолжительности простоя в техническом обслуживании ' и ремонте (K ) в зависимости от пробега 4 с начала эксплуатации
────────────────────────┬───────────────────────────────────────── Пробег с начала │ Автомобили эксплуатации в долях от├─────────────┬─────────────┬───────────── нормативного пробега │ легковые │ автобусы │ грузовые до КР ├──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬────── │ │ ' │ │ ' │ │ ' │ K │ K │ K │ K │ K │ K │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 ────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼────── До 0,25 │ 0,4 │ 0,7 │ 0,5 │ 0,7 │ 0,4 │ 0,7 Свыше 0,25 до 0,50 │ 0,7 │ 0,7 │ 0,8 │ 0,7 │ 0,7 │ 0,7 -"- 0,50 -"- 0,75 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 -"- 0,75 -"- 1,00 │ 1,4 │ 1,3 │ 1,3 │ 1,3 │ 1,2 │ 1,2 -"- 1,00 -"- 1,25 │ 1,5 │ 1,4 │ 1,4 │ 1,4 │ 1,3 │ 1,3 -"- 1,25 -"- 1,50 │ 1,6 │ 1,4 │ 1,5 │ 1,4 │ 1,4 │ 1,3 -"- 1,50 -"- 1,75 │ 2,0 │ 1,4 │ 1,8 │ 1,4 │ 1,6 │ 1,3 -"- 1,75 -"- 2,00 │ 2,2 │ 1,4 │ 2,1 │ 1,4 │ 1,9 │ 1,3 Свыше 2,00 │ 2,5 │ 1,4 │ 2,5 │ 1,4 │ 2,1 │ 1,3 ────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────
умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды;
пробега подвижного состава с начала эксплуатации, равного 50 - 75% от пробега до капитального ремонта;
автотранспортных предприятий, на которых производятся техническое обслуживание и ремонт 200 - 300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы (прил. 10).
Примечание. Для расчета отдельных нормативов технического обслуживания и ремонта на общесоюзном и отраслевом уровнях допускается применение в качестве исходных усредненных условий эксплуатации с использованием коэффициентов корректирования, приведенных в табл. 2.8, 2.9 и 2.10.
2.25.2. Результирующий коэффициент корректирования нормативов получается перемножением отдельных коэффициентов:
периодичность ТО - K x K (см. табл. 2.8 и 2.10); 1 3 пробег до капитального ремонта - K x K x K (см. табл. 2.8 - 1 2 3 2.10); трудоемкость ТО - K x K (см. табл. 2.9 и 2.12); 2 5 трудоемкость ТР - K x K x K x K x K (см. табл. 2.8 - 2.12); 1 2 3 4 5 расход запасных частей - K x K x K (см. табл. 2.8 - 2.10). 1 2 3
Примечание. Результирующие коэффициенты корректирования нормативов периодичности технического обслуживания и пробега до КР должны быть не менее 0,5.
Таблица 2.12. Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии и количества технологически совместимых групп подвижного состава - K 5
────────────────────┬───────────────────────────────────────────── Количество │ Количество технологически совместимых групп автомобилей, │ подвижного состава обслуживаемых и ├───────────────────┬─────────────┬─────────── ремонтируемых на │ менее 3 │ 3 │ более 3 автотранспортном │ │ │ предприятии │ │ │ ────────────────────┼───────────────────┼─────────────┼─────────── До 100 │ 1,15 │ 1,20 │ 1,30 Свыше 100 до 200 │ 1,05 │ 1,10 │ 1,20 -"- 200 -"- 300 │ 0,95 │ 1,00 │ 1,10 -"- 300 -"- 600 │ 0,85 │ 0,90 │ 1,05 -"- 600 │ 0,80 │ 0,85 │ 0,95 ────────────────────┴───────────────────┴─────────────┴───────────
Примечания. 1. Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при производстве технического обслуживания и текущего ремонта приведено в приложении 10.
2. Количество автомобилей в технологически совместимой группе должно быть не менее 25.
2.25.3. Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте корректируется путем умножения ' нормативов, приведенных в табл. 2.6, на коэффициент K (табл. 4 2.11), зависящий от пробега с начала эксплуатации.
* * *
Примеры выбора и корректирования нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава приведены в прил. 12.
Организация технического обслуживания
и ремонта подвижного состава
2.26. Основой организации обеспечения в эксплуатации работоспособности подвижного состава является применение:
нормативов технического обслуживания и ремонта, учитывающих условия эксплуатации и приспособленность к ним подвижного состава;
специализации, концентрации и кооперирования производства технического обслуживания и ремонта, его подготовки и материально-технического обеспечения в регионе <*>;
--------------------------------
<*> Под регионом понимается административная единица территории, являющаяся зоной действия объединения автомобильного транспорта.
централизации управления производством, трудовыми и материальными ресурсами в регионе;
унификации и типизации технологических процессов и элементов производственно-технической базы на основе применяемых форм организации производства технического обслуживания и ремонта;
инструментальных методов контроля (диагностирования) технического состояния подвижного состава при техническом обслуживании и ремонте, а также оценке качества выполнения работ;
бригадной формы организации технического обслуживания и ремонта с оплатой труда по конечному результату;
хозяйственного расчета между подразделениями, обеспечивающими работоспособное состояние подвижного состава с одной стороны, и службой эксплуатации - с другой;
принципов моральной и материальной заинтересованности и персональной ответственности конкретных исполнителей за качество выполнения технического обслуживания, ремонта (при соблюдении установленных нормативов) и техническое состояние подвижного состава;
показателей, обеспечивающих возможность оценки, анализа и планирования работы как конкретной службы в целом, так и ее подразделений, бригад, исполнителей;
производственно-технического учета, обеспечивающего получение достоверной информации, необходимой для управления процессами обеспечения работоспособного состояния подвижного состава;
анализа, оценки и планирования показателей обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с учетом имеющихся ресурсов и условий работы автотранспортных предприятий, на основе сопоставления фактических значений показателей с нормативными (плановыми) показателями. При этом определяется долевое участие подразделений, бригад и конкретных исполнителей в обеспечении работоспособного состояния автомобилей.
2.27. Развитие производственно-технической базы и форм организации производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава в регионе осуществляется в направлении концентрации, специализации и кооперирования производства путем создания на базе группы автотранспортных предприятий объединений автомобильного транспорта. Объединения могут иметь в своем составе специализированные производства и предприятия для централизованного технического обслуживания и ремонта подвижного состава, восстановления оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей.
Производственно-техническая база объединения должна развиваться комплексно по всем ее элементам (зданиям, сооружениям, оборудованию) в соответствии с принятыми в территориальном объединении автотранспорта формами организации технического обслуживания и ремонта.
2.28. Производственные структуры технической службы объединения автотранспорта выбираются в зависимости от экономически обоснованных уровней концентрации и специализации производства.
2.28.1. Состав предприятий и специализированных производств объединения автотранспорта определяется перечнем основных и вспомогательных работ, выполняемых в процессе технического обслуживания и ремонта, с учетом кооперативных связей по выполнению этих работ (капитальный ремонт автомобилей, агрегатов, узлов, восстановление деталей, производство и ремонт оборудования и т.п.).
2.28.2. Первоочередной централизации подлежат:
работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, программа по которым на каждом отдельном предприятии мала для применения рациональных технологических процессов, средств механизации и автоматизации;
наиболее трудоемкие, сложные или часто повторяющиеся работы ТО и ремонта, требующие специализированного оборудования, привлечения высококвалифицированных рабочих кадров, централизация которых обеспечит повышение производительности труда и снижение стоимости этих работ;
восстановление деталей;
работы по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования;
обменный фонд агрегатов, узлов и деталей, а также доставка его на автотранспортные и авторемонтные предприятия;
работы по оказанию технической помощи подвижному составу на линии.
При централизации работ производится централизация рабочей силы и оборотного фонда агрегатов, узлов и запасных частей.
2.28.3. Объем ремонтных работ, выполняемых централизованно, может составлять до 70 - 75% от общей трудоемкости и включать: замену и ремонт агрегатов и узлов, окрасочные, обойные и шиноремонтные работы; ремонт аккумуляторных батарей, приборов электрооборудования и топливной аппаратуры; слесарно-механические, арматурно-кузовные, кузнечно-рессорные и другие работы.
2.29. Переход к региональным кооперированным системам объединений автотранспорта осуществляется на основе:
концентрации однородных работ технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
централизации управления в объединении автотранспорта процессами обеспечения работоспособности подвижного состава.
2.29.1. Производственная структура кооперированной системы объединения автомобильного транспорта включает:
предприятия и подразделения предприятий объединения, централизованно выполняющие работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, восстановлению деталей и оборотного фонда агрегатов, узлов;
подразделения автотранспортных и авторемонтных предприятий объединения, выполняющие работы по техническому обслуживанию и ремонту, подготовке их производства и материально-техническому обеспечению;
централизованные подразделения подготовки производства, осуществляющие: контроль за состоянием запасов в территориальном объединении автотранспорта, а также комплектованием, хранением и использованием оперативного резерва новых и отремонтированных агрегатов, узлов и деталей; централизованную доставку запасных частей на предприятия; сбор, дефектацию и доставку ремонтного фонда на ремонтные предприятия и централизованные специализированные производства;
централизованные подразделения технической помощи на линии, обслуживающие конкретные зоны региона;
централизованные подразделения по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования, оснастки и инструмента, изготовлению нестандартного оборудования;
подразделения централизованного управления, осуществляющие контроль и регулирование производства технического обслуживания и ремонта в масштабах всего территориального объединения автомобильного транспорта.
2.29.2. Оперативное управление производством технического обслуживания и ремонта в объединении предусматривает:
рациональное сочетание централизации оперативного управления с самостоятельностью и инициативой предприятий при решении конкретных задач;
централизацию материально-технического обеспечения и создание оперативного резерва запасных частей и материалов, распределение его и доставку;
четкую организацию работы и взаимодействие централизованных подразделений с предприятиями автомобильного транспорта, а также с другими организациями региона;
централизацию информационного обеспечения с использованием ЭВМ кустовых вычислительных центров с последующим созданием автоматизированных систем управления.
2.30. Производственные объединения автомобильного транспорта (автокомбинаты) создаются, если:
одно из объединяемых предприятий имеет производственно-техническую базу, достаточную для организации базового предприятия по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
филиалы объединения будут располагаться от базового предприятия в пределах радиуса экономически целесообразной централизации ТО-2;
общая численность подвижного состава объединения может составлять 600 - 2500 ед., что обеспечивает управляемость объединением и программы однотипных работ, достаточные для организации рациональных технологических процессов.
Распределение видов и объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава между базовым предприятием и филиалами проводится исходя из наличия и состояния производственно-технической базы объединения.
2.31. На автотранспортных предприятиях преимущественно применяются технологические принципы формирования производственных подразделений, специализированных на выполнении определенных работ технического обслуживания или ремонта.
2.31.1. При определении размеров подразделений должны обеспечиваться их управляемость, равномерная загрузка исполнителей и возможность эффективного применения прогрессивных методов организации производства, средств механизации.
2.31.2. На автотранспортных предприятиях, где производятся техническое обслуживание и текущий ремонт 200 и более автомобилей, подразделения (участки, бригады, исполнители), выполняющие однородные технологические воздействия для удобства управления, объединяются в производственные комплексные участки (комплексы), производящие:
техническое обслуживание подвижного состава, контроль (диагностирование) его технического состояния;
работы по текущему ремонту непосредственно на автомобилях;
текущий ремонт агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобилей.
2.31.3. Все работы по подготовке производства,, в том числе комплектование, мойка, дефектация, транспортировка, хранение ремонтного фонда и отремонтированных деталей, хранение, выдача и ремонт инструмента осуществляются централизованно. Для этого организуется специализированное подразделение подготовки производства (участок или комплекс).
2.31.4. На автотранспортных предприятиях, удовлетворяющих требованиям п. 2.31.2, осуществляется централизованное управление производством, обеспечивающее на основе информации о работе подразделений тесное их взаимодействие, более эффективное использование рабочего времени, производственных площадей и оборудования.
2.31.5. Для обеспечения контроля за техническим состоянием подвижного состава и соблюдением Правил технической эксплуатации, качеством и объемами выполненных работ технического обслуживания и ремонта, применением эксплуатационных материалов, техническим состоянием ремонтного фонда на автотранспортных предприятиях организуются подразделения технического контроля.
2.32. В зависимости от программы работ техническое обслуживание (диагностирование) выполняется на поточных линиях или тупиковых постах, а текущий ремонт - на универсальных и специализированных постах. Техническое обслуживание проводится на поточных линиях при сменной программе не менее: для ТО-1 - 12 - 15, для ТО-2 - 5 - 6 обслуживаний технологически совместимых автомобилей (при наличии диагностических комплексов соответственно 12 - 16 и 7 - 8).
2.33. В зависимости от фактической периодичности и трудоемкости часть операций текущего ремонта может быть регламентирована (предупредительный ремонт). Такие операции могут выполняться раздельно от технического обслуживания и совместно с ним (сопутствующий текущий ремонт). Совместно с техническим обслуживанием выполняются технологически связанные с ним, часто повторяющиеся операции сопутствующего текущего ремонта (прил. 15 и 16) малой трудоемкости (при ТО-1 до 5 - 7 чел.-мин., при ТО-2 до 20 - 30 чел.-мин.).
С целью обеспечения высокого качества выполнения профилактических работ в установленном объеме, равномерной загрузки исполнителей и повышения производительности труда объем сопутствующих ремонтных работ, проводимых при техническом обслуживании, ограничивается. Суммарная трудоемкость операций сопутствующего текущего ремонта не должна превышать 20% от трудоемкости соответствующего вида технического обслуживания.
2.34. Для соблюдения периодичностей технического обслуживания, установленных нормативами, планирование ТО-1 осуществляется преимущественно с учетом фактического пробега, а решение о направлении на обслуживание принимается за два-три дня (смены) до предполагаемой даты обслуживания.
Календарное планирование ТО-1 допустимо при постоянных условиях работы, незначительном изменении сменного пробега и обязательном учете возможных целодневных простоев.
Планирование ТО-2 осуществляется по фактическому пробегу или календарно с обязательным учетом в последнем случае целодневных простоев. Решение о направлении на ТО-2 принимается за четыре-шесть дней до предполагаемой даты обслуживания. В течение этого времени проводится углубленное диагностирование, выполняется при необходимости текущий ремонт и уточняется дата постановки подвижного состава на ТО-2.
2.35. Для повышения объективности оценки технического состояния подвижного состава, проходящего техническое обслуживание и ремонт, а также для информационного обеспечения подготовки производства, на автотранспортных предприятиях проводится диагностирование Д-1 и Д-2.
При диагностировании Д-1, выполняемом, как правило, перед и при ТО-1, определяется техническое состояние агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность движения и пригодность автомобиля к эксплуатации.
При диагностировании Д-2, выполняемом, как правило, перед ТО-2, определяется техническое состояние агрегатов, узлов, систем автомобиля, уточняются объемы технического обслуживания и потребность в ремонте (прил. 13). Контрольное (диагностическое) оборудование используется также при выполнении текущего ремонта и оценке качества работ.
2.36. Технологические процессы технического обслуживания и ремонта разрабатываются с учетом производственных программ, применяемого технологического оборудования и места выполнения работ (на автотранспортном предприятии, централизованном специализированном производстве и др.).
2.36.1. Технологические процессы технического обслуживания подвижного состава формируются на основе перечней операций, приведенных в прил. 5 Положения и уточненных во второй части Положения по конкретному семейству автомобилей.
2.36.2. Контроль и приемка подвижного состава осуществляются на контрольно-техническом пункте при возвращении с линии после смены. При этом производится проверка комплектности и внешнего состояния, фиксируются отказы и неисправности, составляется при необходимости акт о повреждении, оформляется и передается в подразделение централизованного управления производством информация, необходимая для выполнения работ текущего ремонта.
Газобаллонные автомобили после прохождения контрольно-технического пункта направляются на пост, расположенный на открытой площадке, для проверки герметичности газовой аппаратуры. Проверке на герметичность подвергаются все соединения трубопроводов высокого давления, горловины газовых баллонов, расходные и магистральный вентили.
2.36.3. При ежедневном техническом обслуживании (ЕО), выполняемом, как правило, на механизированных поточных линиях, производится осмотром контроль технического состояния подвижного состава; проверка уровня масла и охлаждающей жидкости, давления воздуха в шинах (с доведением их до нормы); уборка кабины и платформы (кузова), мойка и сушка (обтирка). Мойка подвижного состава производится по потребности в зависимости от климатических и сезонных условий с целью обеспечения санитарных требований и надлежащего внешнего вида. Моечные работы с последующей сушкой являются обязательными перед постановкой автомобилей на техническое обслуживание или ремонт. Кузова специализированных автомобилей для перевозки пищевых продуктов подвергаются санитарной обработке на постах ЕО, а кузова автомобилей, перевозящих химические удобрения, ядохимикаты и радиоактивные вещества, - обезвреживанию в соответствии с требованиями и инструкциями, определяющими порядок перевозки таких грузов. После ежедневного технического обслуживания подвижной состав в соответствии с планом направляется в зоны стоянки, ТО и ремонта или ожидания технического обслуживания и ремонта. Газобаллонные автомобили после проверки герметичности газовой аппаратуры и мойки могут быть направлены в изолированное помещение для выполнения технического обслуживания или текущего ремонта газовой системы питания. При необходимости должен быть удален газ из баллонов.
2.37. При работе подвижного состава в отрыве от автотранспортных предприятий техническое обслуживание и текущий ремонт производятся на местных автотранспортных предприятиях или с использованием передвижных ремонтных средств.
Примечание. В целях сокращения простоев в техническом обслуживании и ремонте допускается расчленение по месту и времени выполнения видов технического обслуживания на отдельные группы работ (смазочные, крепежные и др.). При этом соблюдаются установленные периодичности и перечни работ технического обслуживания.
2.38. На предприятиях автомобильного транспорта осуществляется производственно-технический учет, который обеспечивает:
своевременное получение информации об условиях работы, пробеге и техническом состоянии каждой единицы подвижного состава (годна к выпуску на линию, требует технического обслуживания или ремонта, находится в обслуживании или ремонте и т.п.) и парка в целом, необходимое для повышения эффективности использования подвижного состава;
регистрацию работ по техническому обслуживанию и ремонту каждой единицы подвижного состава, выполненных за весь срок службы, количества израсходованных агрегатов, узлов, деталей и материалов;
проведение текущего анализа результатов деятельности подразделений предприятий автомобильного транспорта;
выявление работников, персонально ответственных за некачественное выполнение технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
возможность ручной и механизированной обработки информации, основанной на использовании единых форм учета.
На основании данных учета производятся планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту, оперативное управление производством с целью эффективного использования рабочей силы, оборудования и производственных помещений и сокращения простоев подвижного состава.
2.39. Структура и подробное содержание организации, управления и технологии технического обслуживания и ремонта приводятся в Руководящих технических материалах (РТМ), утверждаемых в установленном порядке.